Цель: создание условий для нравственного воспитания и развития познавательной активности детей.
Задачи:
1. Формировать у детей представления об истории родного города.
2. Воспитывать любовь к малой Родине, её природе, людям, святыням.
3. Активизировать в речи детей словарь: император, скипетр, держава, ботфорды, каре, Коннетабль, Приоратский дворец.
4. Дать детям представление об экскурсии как активной форме познавательной деятельности.
Предварительная работа.
Экскурсия в Гатчинский дворец – музей.
Чтение книг и рассматривание иллюстраций о Гатчине.
Разучивание стихотворений о родном городе и его памятниках.
Оформление фотовыставки «Моя Гатчина и я»
Материал:
1. Иллюстрации с видами Гатчины и других городов.
2. Пазлы «Приоратский дворец».
3. Листы для рисования, цветные карандаши, иллюстрации деревьев.
Вводная часть:
Воспитатель:
У каждого человека есть на земле место, где он родился и рос. Где впервые увидел зарю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называется малой Родиной.
Сценка «Родина». «Мама мне читает книжку, про большие города. Я тихонечко мечтаю: вот бы мне попасть туда. Я в Каир хочу поехать, там река – огромный Нил. Там смешные обезьянки и зеленый крокодил. Может съездить в Магадан? -Мама, где мой чемодан? Ты не смейся, я всерьез, вдруг живет там Дед Мороз. Дочитала мама книжку и сказала мне потом: -Ну, зачем лететь на полюс? Мы по Гатчине пройдем. Посмотри, как здесь красиво! Парк дубравою шумит. И в озерах, отражаясь, Павловский дворец стоит. И куда бы, ты, не ездил, чей бы, не увидел край, Город свой, где ты родился, никогда не забывай! (Л.И. Куликов)
Основная часть:
Воспитатель:
Да, для многих из нас малая Родина – это город Гатчина. А кто из вас, ребята, знает откуда такое интересное название?
|
Дети:
Это название произошло от старинных слов: «гать» и «чинная», где «гать» - болото, а «чинная» - хорошая, т. е. хорошая дорога через болото.
Воспитатель:
Да, такое место существовало между Черным и Белым озерами, где сейчас проходит по мосту автомобильная дорога. А позднее это место и превратилось в город Гатчина. В городе, у которого такое интересное прошлое нельзя обойтись без путешествий. А путешествовать людям помогают экскурсоводы или, по- другому их называют – гиды. И наш экскурсовод Павел(ребенок) приглашает вас совершить экскурсию и открыть новые тайны Гатчины. Но сначала он хотел бы узнать, а знаете ли вы свой город?
Задание №1.
Посмотреть карточки с видами городов и выбрать только Гатчину.
Дети показывают карточку и говорят, что изображено на ней.
Павел (экскурсовод):
Молодцы! Ну, а теперь в путешествие на воздушном шаре. В путь! Закрываем глаза и с высоты птичьего полета мы видим нашу Гатчину.
«Тенистые старые парки, Озера, пруды и дворцы – Нам всем дорогие подарки Оставили предки – творцы».
Под нами необычное строение с прямоугольниками по краям. Догадались, что это? Да, это Гатчинский дворец. Мы приземлились на Дворцовой площади. Трудно найти место более удобное и красивое для строительства дворца. Недалеко от столицы - Санкт - Петербурга, среди зелёных лесов, на берегу чудесного Серебряного озера и был возведён Гатчинский дворец. Да не просто дворец, а Охотничий замок с подземным ходом и башнями по бокам. Одна башня именовалась Сигнальной, а другая Часовой. На ней и сейчас можно увидеть старинные куранты и услышать бой часов. А стены дворца облицованы природным камнем - известняком. Он обладает удивительным свойством: ранним солнечным утром он кажется нежно - розовым, но стоит тучам сгуститься на небе и дворец поменяет свой цвет - становится серым.
|
Педагог предлагает ребятам провести эксперимент.
Два известковых камня из местечка Пудость, что под Гатчиной, где и добывался материал для строительства дворца. Один камушек обливаем водой, другой остаётся сухим. Дети сравнивают сухой камень и мокрый, рассказывают чем они отличаются.
Павел (экскурсовод):
Ребята, скажите, а можно нашу Гатчину назвать «зелёным» городом? Почему?
Дети:
В нашем городе много парков, которые создавали мастера — садоводы. Как прекрасны пригорки и зелёные холмы, тенистые рощи и солнечные полянки и даже не верится, что когда- то он был другим. Наш парк был охотничьим и в нём водились лоси, кабаны, олени, а сейчас можно увидеть только белочку. Но остались деревья, которые доставляли из разных мест России и высаживали: дубы, клёны, тополя, пихты, серебристые ивы, лиственницы.
Физкультминутка.
Звучит музыка. Плавно падают листья: кленовые, дубовые, берёзовые, ивовые. Дети играют в игру «Кто соберёт листья и быстро встанет в свой круг». (Четыре круга, в каждом дети, у которых одинаковые листья).
Павел (экскурсовод):
Ребята, на площади перед дворцом стоит памятник, в честь кого он воздвигнут?
Дети:
В честь Императора Павла I.
Что вы о нем знаете? (Жил во дворце, был царем).
|
Педагог:
У нашего дворца было много владельцев, но главным считают именно императора Павла I. Теперь вы догадались, почему и нашего друга - экскурсовода зовут Павел? Правильно, в честь императора Павла I.
« На постаменте в треуголке, в ботфортах, трость в его руке,
Холодным взором, как иголкой, пронзил дворцовое каре » (Ю.Мороз)
Павел (экскурсовод):
Сейчас, ребята, мы опять поднимемся на воздушном шаре и я покажу ещё два памятника. (Звучит музыка). Под нами площадь, а в середине высокий столб - это памятник воинству, он называется Коннетабль. Как и у любого императора, у Павла I была охрана - его охранял кирасирский полк. А на площади Коннетабль каждый день проходил развод военного караула.
Игровое упражнение.
«Бьют барабаны, труба играет, и кирасирский полк шагает.
При Павле в Гатчине он был, границу города хранил».
(Дети выполняют соответствующие движения)
Педагог:
Недалеко, за деревьями мы видим крыши ещё одного замка - это Приоратский дворец. Он был построен для Мальтийских рыцарей. А кто такие рыцари? Да, это тоже воины, только воины давних времён. Император Павел I пригласил их в Россию и построил специально для своих гостей уникальный замок — дворец. Почему уникальный? Да потому что для его строительства использовалась просто глина.
« Он чудо-замок, между прочим,
И ныне потрясает взгляд:
В глубине оврага ручеёк бежит;
И всегда безмолвный, гордый и печальный
Замок одинокий над водой стоит ».
Педагог:
Белоснежные стены, красные крыши и башня с флюгером. Дворец построен без единого гвоздя из земляных кирпичей. И эта удивительная земляная постройка сохранилась до наших дней. Приорат считается символом нашего города.
Игра «Собери мозаику». Дети собирают мозаику и отгадывают название замка. Это Символы города.
Педагог:
Ребята, у нашего города, как и у каждого из вас, есть день рождения. император Павел I издал указ и с 11 ноября 1796 года нашей маленькой родине присвоен статус города. Этот день и считается днём рождения Гатчины. Тогда же Гатчина получила и свой герб. Давайте вместе рассмотрим, что на нём изображено.
Дети:
Щит квадратной формы разделён на две части. В верхней части двуглавый орёл, на его груди щиток с буквой «П» и цифра один (имя императора Павел I) и символы власти - корона, а в лапах орла - скипетр и держава. В нижней части латинская буква «g» - Гатчина.
Заключительная часть:
Проводится игра «Узнай герб Гатчины». Задание: найти герб Гатчины среди гербов других городов.
Педагог:
Ребята, сегодня вы узнали много нового и интересного и я хочу проверить все ли были внимательны. Ответьте на мои вопросы. Кто Гатчину сделал городом? Из какого материала построен Приоратский замок? Как называют человека, который помогает путешествовать по музею?
Павел (экскурсовод): Наша экскурсия закончилась. Вы хорошо справились со всеми заданиями, и я оставляю вам в подарок этот фильм о нашем городе. Продолжайте открывать для себя новые тайны. До скорой встречи!
Ю ннаты