Тема: «Экскурсия по родному городу»




Цель: создание условий для нравственного воспитания и развития познавательной активности детей.

Задачи:

1. Формировать у детей представления об истории родного города.

2. Воспитывать любовь к малой Родине, её природе, людям, святыням.

3. Активизировать в речи детей словарь: император, скипетр, держава, ботфорды, каре, Коннетабль, Приоратский дворец.

4. Дать детям представление об экскурсии как активной форме познавательной деятельности.

Предварительная работа.

Экскурсия в Гатчинский дворец – музей.

Чтение книг и рассматривание иллюстраций о Гатчине.

Разучивание стихотворений о родном городе и его памятниках.

Оформление фотовыставки «Моя Гатчина и я»

Материал:

1. Иллюстрации с видами Гатчины и других городов.

2. Пазлы «Приоратский дворец».

3. Листы для рисования, цветные карандаши, иллюстрации деревьев.

Вводная часть:

Воспитатель:

У каждого человека есть на земле место, где он родился и рос. Где впервые увидел зарю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называется малой Родиной.

Сценка «Родина». «Мама мне читает книжку, про большие города. Я тихонечко мечтаю: вот бы мне попасть туда. Я в Каир хочу поехать, там река – огромный Нил. Там смешные обезьянки и зеленый крокодил. Может съездить в Магадан? -Мама, где мой чемодан? Ты не смейся, я всерьез, вдруг живет там Дед Мороз. Дочитала мама книжку и сказала мне потом: -Ну, зачем лететь на полюс? Мы по Гатчине пройдем. Посмотри, как здесь красиво! Парк дубравою шумит. И в озерах, отражаясь, Павловский дворец стоит. И куда бы, ты, не ездил, чей бы, не увидел край, Город свой, где ты родился, никогда не забывай! (Л.И. Куликов)

Основная часть:

Воспитатель:

Да, для многих из нас малая Родина – это город Гатчина. А кто из вас, ребята, знает откуда такое интересное название?

Дети:

Это название произошло от старинных слов: «гать» и «чинная», где «гать» - болото, а «чинная» - хорошая, т. е. хорошая дорога через болото.

Воспитатель:

Да, такое место существовало между Черным и Белым озерами, где сейчас проходит по мосту автомобильная дорога. А позднее это место и превратилось в город Гатчина. В городе, у которого такое интересное прошлое нельзя обойтись без путешествий. А путешествовать людям помогают экскурсоводы или, по- другому их называют – гиды. И наш экскурсовод Павел(ребенок) приглашает вас совершить экскурсию и открыть новые тайны Гатчины. Но сначала он хотел бы узнать, а знаете ли вы свой город?

Задание №1.

Посмотреть карточки с видами городов и выбрать только Гатчину.

Дети показывают карточку и говорят, что изображено на ней.

Павел (экскурсовод):

Молодцы! Ну, а теперь в путешествие на воздушном шаре. В путь! Закрываем глаза и с высоты птичьего полета мы видим нашу Гатчину.

«Тенистые старые парки, Озера, пруды и дворцы – Нам всем дорогие подарки Оставили предки – творцы».

Под нами необычное строение с прямоугольниками по краям. Догадались, что это? Да, это Гатчинский дворец. Мы приземлились на Дворцовой площади. Трудно найти место более удобное и красивое для строительства дворца. Недалеко от столицы - Санкт - Петербурга, среди зелёных лесов, на берегу чудесного Серебряного озера и был возведён Гатчинский дворец. Да не просто дворец, а Охотничий замок с подземным ходом и башнями по бокам. Одна башня именовалась Сигнальной, а другая Часовой. На ней и сейчас можно увидеть старинные куранты и услышать бой часов. А стены дворца облицованы природным камнем - известняком. Он обладает удивительным свойством: ранним солнечным утром он кажется нежно - розовым, но стоит тучам сгуститься на небе и дворец поменяет свой цвет - становится серым.

Педагог предлагает ребятам провести эксперимент.

Два известковых камня из местечка Пудость, что под Гатчиной, где и добывался материал для строительства дворца. Один камушек обливаем водой, другой остаётся сухим. Дети сравнивают сухой камень и мокрый, рассказывают чем они отличаются.

Павел (экскурсовод):

Ребята, скажите, а можно нашу Гатчину назвать «зелёным» городом? Почему?

Дети:

В нашем городе много парков, которые создавали мастера — садоводы. Как прекрасны пригорки и зелёные холмы, тенистые рощи и солнечные полянки и даже не верится, что когда- то он был другим. Наш парк был охотничьим и в нём водились лоси, кабаны, олени, а сейчас можно увидеть только белочку. Но остались деревья, которые доставляли из разных мест России и высаживали: дубы, клёны, тополя, пихты, серебристые ивы, лиственницы.

Физкультминутка.

Звучит музыка. Плавно падают листья: кленовые, дубовые, берёзовые, ивовые. Дети играют в игру «Кто соберёт листья и быстро встанет в свой круг». (Четыре круга, в каждом дети, у которых одинаковые листья).

Павел (экскурсовод):

Ребята, на площади перед дворцом стоит памятник, в честь кого он воздвигнут?

Дети:

В честь Императора Павла I.

Что вы о нем знаете? (Жил во дворце, был царем).

Педагог:

У нашего дворца было много владельцев, но главным считают именно императора Павла I. Теперь вы догадались, почему и нашего друга - экскурсовода зовут Павел? Правильно, в честь императора Павла I.

« На постаменте в треуголке, в ботфортах, трость в его руке,

Холодным взором, как иголкой, пронзил дворцовое каре » (Ю.Мороз)

Павел (экскурсовод):

Сейчас, ребята, мы опять поднимемся на воздушном шаре и я покажу ещё два памятника. (Звучит музыка). Под нами площадь, а в середине высокий столб - это памятник воинству, он называется Коннетабль. Как и у любого императора, у Павла I была охрана - его охранял кирасирский полк. А на площади Коннетабль каждый день проходил развод военного караула.

Игровое упражнение.

«Бьют барабаны, труба играет, и кирасирский полк шагает.

При Павле в Гатчине он был, границу города хранил».

(Дети выполняют соответствующие движения)

Педагог:

Недалеко, за деревьями мы видим крыши ещё одного замка - это Приоратский дворец. Он был построен для Мальтийских рыцарей. А кто такие рыцари? Да, это тоже воины, только воины давних времён. Император Павел I пригласил их в Россию и построил специально для своих гостей уникальный замок — дворец. Почему уникальный? Да потому что для его строительства использовалась просто глина.

« Он чудо-замок, между прочим,

И ныне потрясает взгляд:

В глубине оврага ручеёк бежит;

И всегда безмолвный, гордый и печальный

Замок одинокий над водой стоит ».

Педагог:

Белоснежные стены, красные крыши и башня с флюгером. Дворец построен без единого гвоздя из земляных кирпичей. И эта удивительная земляная постройка сохранилась до наших дней. Приорат считается символом нашего города.

Игра «Собери мозаику». Дети собирают мозаику и отгадывают название замка. Это Символы города.

Педагог:

Ребята, у нашего города, как и у каждого из вас, есть день рождения. император Павел I издал указ и с 11 ноября 1796 года нашей маленькой родине присвоен статус города. Этот день и считается днём рождения Гатчины. Тогда же Гатчина получила и свой герб. Давайте вместе рассмотрим, что на нём изображено.

Дети:

Щит квадратной формы разделён на две части. В верхней части двуглавый орёл, на его груди щиток с буквой «П» и цифра один (имя императора Павел I) и символы власти - корона, а в лапах орла - скипетр и держава. В нижней части латинская буква «g» - Гатчина.

Заключительная часть:

Проводится игра «Узнай герб Гатчины». Задание: найти герб Гатчины среди гербов других городов.

Педагог:

Ребята, сегодня вы узнали много нового и интересного и я хочу проверить все ли были внимательны. Ответьте на мои вопросы. Кто Гатчину сделал городом? Из какого материала построен Приоратский замок? Как называют человека, который помогает путешествовать по музею?

Павел (экскурсовод): Наша экскурсия закончилась. Вы хорошо справились со всеми заданиями, и я оставляю вам в подарок этот фильм о нашем городе. Продолжайте открывать для себя новые тайны. До скорой встречи!

 

Ю ннаты



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: