Узнавать знакомые песенки и попевки.
Для этого взрослый исполняет знакомую песню или попевку, а ребёнок показывает на соответствующую картинку из двух.
Й год, младшая группа
Узнавать знакомые песенки и попевки.
Для этого взрослый исполняет знакомую песню или попевку, а ребёнок показывает на соответствующую картинку из двух.
Й год, средняя группа
Узнавать знакомые песенки и попевки.
Для этого взрослый исполняет знакомую песню или попевку, а ребёнок показывает на соответствующую картинку из двух.
Й год, старшая группа
Узнать знакомые мелодии песен.
Для этого взрослый исполняет знакомую мелодию песни, а ребёнок показывает на соответствующую картинку из двух.
Й год, подготовительная к школе группа
Узнать знакомые мелодии песен.
Для этого взрослый исполняет знакомую мелодию песни, а ребёнок показывает на соответствующую картинку из двух.
VII. Развитие музыкальных способностей
Й год, 1-я младшая группа (ясли)
Отклик гулением на пение.
Для этого взрослый поёт попевки или песенки, например, «Собачка Жучка» (муз. Н. Кукловской), «Ладушки» (рус нар. мелодия в обр. Г. Фрида).
В этом случае отмечается отклик гулением на пение взрослым.
Й год, младшая группа
Подражание отдельным певческим интонациям взрослого.
Для этого взрослый предлагает ребёнку:
— укачать куклу — а-а-а;
— спеть, как мишка — о-о-о;
— гудеть, как паровозик — у-у-у;
— спеть, как лошадка — и-и-и.
В этом случае отмечается умение ребёнка подражать певческим интонациям.
Й год, средняя группа
Подпевание повторяющихся в конце песен звукоподражаний.
Для этого взрослый исполняет песни, предполагающие звукоподражание: Н. Кукловская Жучка», В. Витлин «Серенькая кошечка», Т. Попатенко «Птичка» или другие — по выбору музыкального руководителя.
|
В этом случае отмечается умение ребёнка звукоподражать за взрослым или вместе с ним.
Й год, старшая группа
Подпевание песен за взрослым.
Для этого взрослый исполняет песни, доступные детям: В. Витлин «Кошечка», Т. Попатенко «Машина» или другие — по выбору музыкального руководителя.
В этом случае отмечается умение ребёнка подпевать за взрослым или вместе с ним.
Й год, подготовительная к школе группа
Подпевать повторяющиеся музыкальные фразы совместно со взрослым.
В этом случае отмечается умение ребёнка повторять музыкальные фразы за взрослым.
VIII. Музыкально-ритмические движения
Исследование музыкально-ритмических движений проводится в соответствии с возможностями детей (по их возрасту, диагнозам и рекомендациям врачей).
Й год, 1-я младшая группа (ясли)
Реакция движением на пение взрослым веселой мелодии и на весёлую инструментальную музыку.
Й год, младшая группа
Поднимать и опускать руки с предметами. Прихлопывать в ладоши.
Й год, средняя группа
Сгибать и разгибать в коленях ноги. Слегка приседать с помощью взрослого.
Слегка приседать («Пружинки»). Помахивать руками с предметами.
Й год, старшая группа
«Фонарики» руками. Притопывать одной ногой.
Помахивать одной рукой с предметом. Выставлять ногу на пятку.
Й год, подготовительная к школе группа
Грозить одним пальчиком. Переступать с ноги на ногу.
|
Стучать пальчиком по пальчику. Хлопать в ладоши и одновременно притопывать одной ногой.
IX. Игра на музыкальных инструментах
Й год, 1-я младшая группа (ясли)
Ударять по бубну, барабану.
Й год, младшая группа
Греметь погремушкой, звенеть колокольчиком.
Й год, средняя группа
Ударять палочкой по треугольнику.
Й год, старшая группа
Ударять палочкой по металлофону.
Й год, подготовительная к школе группа
Ударять в ложки, греметь трещоткой.
Индивидуальная карта «Динамика музыкального развития ребёнка» № 3
Ф. И. _____________________________ Возраст _______ Диагноз ________________________________________________________________________________________
Год поступления в ДОО _____________ группа № ______ А Б В ________________________________________________________________________________________
( нужное обвести)
Ограничения ______________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
I. Звуковысотный слух
Задания | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | ||||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | ||
Находить источник звука (глазами, поворотом головы): голос, погремушка, колокольчик, барабан | |||||||||||
Реакция на голос в высоком и низком регистрах | |||||||||||
Реакция на металлофон (колокольчик), аккордеон | |||||||||||
Различать высокие и низкие звуки | На фортепиано, на аккордеоне: птичка — высокий, мишка — низкий | ||||||||||
Колокольчик — высокий, дудочка — высокий, барабан — низкий, ложки - низкий |
|
Группа А — сложные дефекты | + — возможно | [зеленый круг] (выше N) | В — самостоятельно | I — 1 полугодие |
Б — интегрированная | +/– — с трудом | [желтый круг](норма) | N — с помощью взрослого | II — 2 полугодие |
В — | – — не возможно | [красный круг](ниже N) | Н — не выполняет |
II. Ритмический слух (возможно +, не возможно –, с трудом +/–)
Задания | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | |||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | |
Спокойная музыка — медленно звонит колокольчик, быстрая музыка — перезвон колокольчика | ||||||||||
В соответствии с музыкой кукла шагает и бегает | ||||||||||
В соответствии с музыкой лошадка идёт и бежит (игра на ложках) | ||||||||||
В соответствии с музыкой медленный и быстрый дождик (игра на металлофоне) | ||||||||||
Определить по музыкальным отрывкам, кто быстрее бегает — лошадка или черепаха |
+ — возможно | [зеленый круг] (выше N) | В — самостоятельно | I — 1 полугодие |
+/– — с трудом | [желтый круг](норма) | N — с помощью взрослого | II — 2 полугодие |
– — не возможно | [красный круг](ниже N) | Н — не выполняет |
III. Динамический слух
Задания | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | |||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | |
Эмоциональный отклик на громкую и тихую музыку: — крик, — улыбка, — замирание, — слёзы | ||||||||||
Громкая музыка — высоко поднять флажок (платок) и сильно размахивать им. Тихая музыка — помахивать слегка перед собой | ||||||||||
Показать на картинку в ответ на звучание музыкального инструмента: барабан (громко) — мишка идёт; колокольчик (тихо) — птичка летит | ||||||||||
В ответ на музыку: громкие хлопки в ладоши или по столу, тихое постукивание пальцами по ладошке или по столу | ||||||||||
В ответ на музыку спокойно ходить или громко топать ногами |
+ — возможно | [зеленый круг] (выше N) | В — самостоятельно | I — 1 полугодие |
+/– — с трудом | [желтый круг](норма) | N — с помощью взрослого | II — 2 полугодие |
– — не возможно | [красный круг](ниже N) | Н — не выполняет |
IV. Тембровый слух
Задания | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | ||||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | ||
Отклик гулением на пение или звучание аккордеона, фортепиано, бубен, колокольчик | |||||||||||
Показать на картинку или музыкальную игрушку в ответ на звучание музыкального инструмента: погремушка, металлофон, ложки, колокольчик, барабан, бубен, треугольник, ксилофон | |||||||||||
Определить на слух и показать на картинку или музыкальный инструмент | В ответ на звучание инструмента за ширмой: — погремушка, — барабан, — металлофон, — ксилофон, — ложки, — колокольчик, — бубен, — треугольник | ||||||||||
+ — возможно | [зеленый круг] (выше N) | В — самостоятельно | I — 1 полугодие |
+/– — с трудом | [желтый круг](норма) | N — с помощью взрослого | II — 2 полугодие |
– — не возможно | [красный круг](ниже N) | Н — не выполняет |
V. Гармонический слух
Задания | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | |||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | |
Реакция на пение весёлой плясовой мелодии «Из-под дуба» и спокойной мелодии «Колыбельная» (без слов) | ||||||||||
Реакция на инструментальную музыку: весёлая плясовая «Светит месяц» и спокойная «Баю-баю» (кукла пляшет и спит) | ||||||||||
Определять весёлую и грустную музыку по картинкам (весёлое и грустное личико) | ||||||||||
Различать весёлую и грустную музыку «Как у наших у ворот» и «Серенькая кошечка» (по картинкам) | ||||||||||
Различать весёлую и грустную музыку. Игра «Солнышко и дождик» |
+ — возможно | [зеленый круг] (выше N) | В — самостоятельно | I — 1 полугодие |
+/– — с трудом | [желтый круг](норма) | N — с помощью взрослого | II — 2 полугодие |
– — не возможно | [красный круг](ниже N) | Н — не выполняет |
VI. Музыкальная память
Задания | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | ||||
II | I | II | I | II | I | II | I | II | |
Узнавать знакомые песенки и попевки, показывать на соответствующую картинку из двух: «Серенькая кошечка», «Как у наших у ворот» | |||||||||
Узнавать знакомые песенки и попевки, показывать на соответствующую картинку из двух: «Осень», «Собачка Жучка» | |||||||||
Узнавать знакомые песенки и попевки, показывать на соответствующую картинку из двух: «Птичка», «Машина» | |||||||||
Узнавать знакомые песенки и попевки, показывать на соответствующую картинку из двух: «Баю-баю», «Маленькая ёлочка» | |||||||||
Узнавать знакомые песенки и попевки, показывать на соответствующую картинку из двух: «Заинька», «Петушок» |
+ — возможно | [зеленый круг] (выше N) | В — самостоятельно | I — 1 полугодие |
+/– — с трудом | [желтый круг](норма) | N — с помощью взрослого | II — 2 полугодие |
– — не возможно | [красный круг](ниже N) | Н — не выполняет |
VII. Развитие музыкальных способностей (возможно +, не возможно -, с трудом +/-)
Задания | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | |||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | |
Отклик гулением на пение взрослым и звучание музыкального инструмента | ||||||||||
Подражание отдельным певческим интонациям взрослого: а-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и | ||||||||||
Подпевание повторяющихся в конце песен звукоподражаний | ||||||||||
Подпевание песен за взрослым | ||||||||||
Подпевать повторяющиеся музыкальные фразы совместно со взрослым |
+ — возможно | [зеленый круг] (выше N) | В — самостоятельно | I — 1 полугодие |
+/– — с трудом | [желтый круг](норма) | N — с помощью взрослого | II — 2 полугодие |
– — не возможно | [красный круг](ниже N) | Н — не выполняет |
VIII. Музыкально-ритмические движения (возможно +, не возможно -, с трудом +/-)
Задания | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | |||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | |
Реакция движением на пение плясовой музыки и на весёлую инструментальную музыку | ||||||||||
Поднимать и опускать руки с предметами. Прихлопывать в ладоши | ||||||||||
Сгибать и разгибать в коленях ноги. Слегка приседать с помощью взрослого | ||||||||||
Слегка приседать («Пружинки»). Помахивать руками с предметами | ||||||||||
«Фонарики» руками. Притопывать одной ногой | ||||||||||
Помахивать одной рукой с предметом. Выставлять ногу на пятку | ||||||||||
Грозить одним пальчиком. Переступать с ноги на ногу | ||||||||||
Стучать пальчиком по пальчику. Хлопать в ладоши и одновременно притопывать одной ногой |
+ — возможно | [зеленый круг] (выше N) | В — самостоятельно | I — 1 полугодие |
+/– — с трудом | [желтый круг](норма) | N — с помощью взрослого | II — 2 полугодие |
– — не возможно | [красный круг](ниже N) | Н — не выполняет |
IX. Игра на музыкальных инструментах (возможно +, не возможно –, с трудом +/–)
Задания | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | |||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | |
Ударять по бубну, барабану | ||||||||||
Греметь погремушкой, звенеть колокольчиком | ||||||||||
Ударять палочкой по треугольнику | ||||||||||
Ударять палочкой по металлофону | ||||||||||
Ударять в ложки, греметь трещоткой |
+ — возможно | [зеленый круг] (выше N) | В — самостоятельно | I — 1 полугодие |
+/– — с трудом | [желтый круг](норма) | N — с помощью взрослого | II — 2 полугодие |
– — не возможно | [красный круг](ниже N) | Н — не выполняет |
Методика определения эффективности музыкального воспитания дошкольников
№ 3 [3]
Для проведения исследования музыкального развития детей дошкольного возраста нами была разработана методика «Учёт качества музыкального развития дошкольника».
Цель учёта — выявление уровня музыкального и психомоторного развития дошкольника (начальный уровень, динамика развития и эффективность педагогического воздействия).
Метод учёта: наблюдение за ребёнком в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Данная авторская методика может применяться для выявления уровня музыкального развития дошкольников, имеющих тяжёлые отклонения в развитии (как в двигательном, умственном, речевом, так и ином) с прослеживанием развития каждого ребёнка в течение пяти лет пребывания его в детском саду.
Учёт включает в себя 9 разделов. В данной учёте нет привязки заданий к определённому году пребывания ребёнка в детском саду, так как учитывается незначительная положительная динамика в развитии. По каждому разделу разработаны игровые задания по принципу от простого к сложному, позволяющие выявлять уровень музыкального развития ребёнка по мере возможности их выполнения, который в свою очередь, определяется по следующим критериям оценки:
(выше N) [зеленый круг] В — самостоятельно выполняет задание;
(норма) [желтый круг] N — с помощью взрослого выполняет задание;
(ниже N) [красный круг] Н — не выполняет задание.
В некоторых случаях:
Возможно + (сильная реакция);
Не возможно — (отсутствие реакции);
С трудом +/– (слабая реакция).
Группа:
А — сложные дефекты;
Б — интегрированная;
В — (вписать направленность группы).
Исследуются состояния основных компонентов музыкального развития:
— звуковысотный слух;
— ритмический слух;
— динамический слух;
— тембровый слух;
— гармонический слух;
— музыкальная память;
— музыкальные способности;
— музыкально-ритмические движения;
— игра на детских музыкальных инструментах.
Педагогический учёт является субъективной оценкой. Поэтому важно не количество баллов, а выраженность динамики развития. Развитие музыкальных способностей во многом зависит от природных данных и сложно корректируется. Возможные достижения ребенка в данном учёте представлены в виде целевых ориентиров.
Весь музыкальный материал музыкальный руководитель может использовать в соответствии с выбранной программой музыкального воспитания дошкольника.
I. Звуковысотный слух
Тема:«Низкий—высокийзвуки»
Задание 1. Находить источник звука (глазами, поворотом головы): голос, погремушка.
Для этого взрослый, находясь перед ребенком, поёт любую потешку или тихонько шумит погремушкой, привлекая его внимания. Затем взрослый перемещается вправо или влево от ребёнка и снова напевает или шумит погремушкой.
В этом случае отмечается фиксация внимания ребёнком на голосе или звуке погремушки
Задание 2. Находить источник звука (глазами, поворотом головы): барабан, колокольчик.
Для этого взрослый, находясь перед ребенком, стучит тихонько по барабану или звенит колокольчиком, привлекая его внимания. Затем взрослый перемещается вправо или влево от ребёнка и снова играет на этих инструментах.
Задание 3. Исследование реакции на певческий голос в высоком и низком регистрах.
Для этого взрослый исполняет голосом звукоподражание в определённом регистре: кошка — котёнок, собака — щенок, корова — телёнок, коза — козлёнок, птица — птенчик, утка — утёнок, большой и маленький паровозы с показом соответствующей картинки.
В этом случае отмечается реакция ребёнка на исполнение звукоподражания голосом — сильная, слабая, отсутствие.
Задание 4. Исследование реакции на звучание музыкальных инструментов в высоком и низком регистрах (фортепиано, аккордеон, металлофон) и певческого голоса.
Для этого взрослый исполняет и голосом и на музыкальном инструменте те же звукоподражания в определённых регистрах.
В этом случае детям предлагаются соответствующие звукоподражанию картинки, и при исполнении взрослым музыкального отрывка ребёнка просят показать, чей это голос (кошка или котёнок и т. п.). Отмечается реакция ребёнка на звучание музыкальных инструментов.
Задание 5. Определение на слух высокого и низкого звуков при музыкальном изображении различных персонажей на фортепиано или аккордеоне.
Для этого используются игрушки или картинки: мишка — низкий звук, птичка — высокий звук — и соответствующие им музыкальные отрывки.
В этом случае перед детьми ставят соответствующие две игрушки или кладут две картинки, (мишка и птичка): при звучании музыкального отрывка дети показывают соответствующую игрушку или картинку.
Задание 6. Определение звуковысотности (высокий — низкий звуки) по звучанию музыкальных инструментов: барабан — дудочка, ложки — колокольчик.
В этом случае ребёнок может показать высоту звука, подняв или опустив руку.
II. Ритмический слух
Тема:«Быстро—медленно»
Определение звучания быстрой и медленной музыки.
Задание 1. Спокойная музыка — медленно звонит колокольчик, быстрая музыка — перезвон колокольчика.
Для этого взрослый исполняет спокойную или быструю музыку, а ребёнок по возможности звонит самостоятельно быстро или медленно.
В этом случае отмечается умение ребёнка определять темп звучания музыки.
Задание 2. Кукла шагает или бегает под соответствующую музыку.
Для этого взрослый исполняет музыкальные произведения «Марш» или «Бег» (Ан. Александров «Марш и бег»). Используем тряпочную куклу с мягкими ногами. Можно использовать картинки. Перед ребёнком лежат две картинки с изображениями шагающей и бегающей куклы. При звучании музыкального отрывка ребёнок показывают соответствующую картинку.
В этом случае отмечается умение ребёнка определять темп звучания музыки.
Задание 3. Лошадка идёт или скачет под соответствующий ритм.
Для этого взрослый играет на ложках в быстром или медленном темпе. Перед ребёнком лежат две картинки с изображениями шагающей и скачущей лошадки, ребёнок показывает соответствующую картинку. Можно дать ребёнку ложки для повторения темпа музыки.
В этом случае отмечается умение ребёнка определять темп звучания музыки.
Задание 4. Медленный и быстрый дождик.
Для этого взрослый играет на металлофоне или треугольнике разный по темпу дождик. Ребёнок показывает на соответствующую картинку.
В этом случае отмечается умение ребёнка определять темп звучания музыки.
Задание 5. Кто быстрее бегает — зайчик или черепаха?
Для этого взрослый исполняет музыкальные произведения «Зайчик» (М. Старокадомский) или «Черепаха» (романс черепахи Тортилы из к/ф «Приключения Буратино»). Перед ребёнком лежат две картинки с изображениями бегущего зайчика и ползущей черепахи. При звучании музыкального отрывка ребёнок показывают соответствующую картинку или — по возможности — хлопает быстро или медленно в ладоши.
В этом случае отмечается умение ребёнка определять темп звучания музыки.
III. Динамический слух
Тема:«Громко—тихо»
Задание 1. Определение звучания громкой и тихой музыки.
Для этого взрослый исполняет музыкальные произведениям в соответствии с динамикой — «Колыбельную» или «Плясовую» (по выбору музыкального руководителя).
В этом случае отмечается эмоциональный отклик на громкую и тихую музыку: крик, замирание, улыбка, слёзы.
Задание 2. Определение звучания громкой и тихой музыки.
Для этого взрослый исполняет любой «марш» (громко) или «бег» (тихо) (Е. Тиличеева «Тихо — Громко», латв. нар. мелодия «Игра с флажками») в соответствии с динамикой, а ребёнок по возможности выполняет движения: громкая музыка — высоко поднять флажок (платок) и сильно размахивать им; тихая музыка — помахивать слегка перед собой.
В этом случае отмечается умение ребёнка определять динамику звучания музыки.
Задание 3. Определение звучания громкой и тихой музыки.
Для этого взрослый изображает на разных музыкальных инструментах неуклюжего мишку или тихую птичку. Ребёнок показывает на картинку в ответ на звучание музыкального инструмента: барабан (громко) — мишка идёт, колокольчик (тихо) — птичка летит.
В этом случае отмечается умение ребёнка определять динамику звучания музыки.
Задание 4. Определение звучания громкой и тихой музыки.
Для этого взрослый исполняет музыкальные произведения — «Колыбельную» или «Плясовую»: громкая музыка — хлопки в ладоши, тихая музыка — постукивание пальцами одной руки по ладошке другой руки.
В этом случае отмечается умение ребёнка определять динамику звучания музыки.
Задание 5. Определение звучания громкой и тихой музыки.
В ответ на музыку спокойно ходить или громко топать ногами.
В этом случае отмечается умение ребёнка определять динамику звучания музыки.
IV. Тембровый слух
Тема:«Звучаниешумовыхимузыкальныхинструментов»
Задание 1. Отреагировать на звучание разных по тембру музыкальных инструментов.
Для этого взрослый играет на аккордеоне, фортепиано, бубне, колокольчике.
В этом случае отмечается отклик гулением на звучание музыкальных инструментов.
Задание 2. Определить звучание тембра музыкальных инструментов.
Для этого перед ребёнком на столе лежат два комплекта музыкальных игрушек, взрослый играет на металлофоне, ложках, погремушке, колокольчике, а ребёнок показывает на картинку или музыкальную игрушку в ответ на звучание музыкального инструмента.
В этом случае отмечается умение ребёнка определять тембр музыкального инструмента.
Задание 3. Определение звучания тембра музыкальных инструментов на слух.
Для этого перед ребёнком на стол кладут музыкальные игрушки (картинки), такие же игрушки лежат за ширмой. Взрослый играет, а ребёнок определяет на слух и показывает на картинку или музыкальную игрушку в ответ на звучание музыкального инструмента за ширмой (погремушка, барабан, металлофон, ксилофон, ложки, колокольчик, бубен, треугольник).
В этом случае отмечается умение ребёнка определять тембр музыкального инструмента.
V. Гармонический слух
Тема:«Веселоигрустно»
Задание 1. Отреагировать на пение весёлой плясовой и спокойной мелодий.
Для этого взрослый исполняет голосом весёлую («Из-под дуба») и спокойную («Колыбельная») мелодии (без слов) и одновременно демонстрирует танцующую или спящую куклу.
В этом случае отмечается реакция ребёнка на исполнение голосом весёлой и спокойной мелодии — сильная, слабая, отсутствие.
Задание 2. Отреагировать на инструментальную весёлую и спокойную музыку.
Для этого взрослый исполняет на музыкальном инструменте мелодии: весёлую, плясовую «Светит месяц» (русск. нар. мелодия) или спокойную «Баю-баю» (М. Красев) — кукла пляшет и спит.
В этом случае отмечается реакция ребёнка на исполнение весёлой и спокойной мелодии музыкальным инструментом — сильная, слабая, отсутствие.
Задание 3. Определять весёлую и грустную музыку.
Для этого перед ребёнком кладут две картинки: весёлое личико и грустное личико. Взрослый исполняет музыкальные отрывки соответствующего характера, а ребёнок показывает на соответствующую картинку.
В этом случае отмечается умение ребёнка определять контрастную по характеру музыку.
Задание 4. Определять весёлую и грустную музыку.
Для этого перед ребёнком кладут две иллюстрации к музыкальным произведениям — русск. нар. мелодия «Как у наших у ворот» и В. Витлин «Серенькая кошечка». Взрослый исполняет музыкальные произведения, а ребёнок показывает на соответствующую картинку.
В этом случае отмечается умение ребёнка определять контрастную по характеру музыку.
Задание 5. Различать весёлую и грустную музыку.
Игра «Солнышко и дождик» (М. Раухвергер «Солнышко», Б. Антюфеев «Дождик»).
В этом случае отмечается умение ребёнка определять контрастную по характеру музыку.
VI. Музыкальная память
Узнавать знакомые песенки и попевки.
Для этого взрослый исполняет знакомую песню или попевку, а ребёнок показывает на соответствующую картинку из двух.