1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | |||||
Отклик гулением на пение взрослым и звучание музыкального инструмента | Подражание отдельным певческим интонациям взрослого: а-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и | Подпевание повторяющихся в конце песен звукоподражаний | Подпевание песен за взрослым | Подпевание повторяющимся музыкальным фразам совместно со взрослым | |||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II |
B N H | B N H | B N H | B N H | B N H | B N H | B N H | B N H | B N H | B N H |
+ — возможно | [зеленый круг] (выше N) | В — самостоятельно | I — 1 полугодие |
+/– — с трудом | [желтый круг] (норма) | N — с помощью взрослого | II — 2 полугодие |
–- — не возможно | [красный круг] (ниже N) | Н — не выполняет |
VIII. Музыкально-ритмические движения (возможно +, не возможно –, с трудом +/–)
1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | ||||||
Реакция движением на пение взрослым весёлой мелодии и на весёлую инструментальную музыку | Поднимать и опускать руки с предметами. Прихлопывать в ладоши | Сгибать и разгибать в коленях ноги. Слегка приседать с помощью взрослого | Слегка приседать («Пружинки»). Помахивать руками с предметами | «Фонарики» руками. Притопывать одной ногой | Помахивать одной рукой с предметом. Выставлять ногу на пятку | Грозить одним пальчиком. Переступать с ноги на ногу | Стучать пальчиком по пальчику. Хлопать в ладоши и одновременно притопывать одной ногой | |||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | |
B N H | B N H | B N H | B N H | B N H | B N H | B N H | B N H | B N H | B N H | |
IX. Игра на музыкальных инструментах (возможно +, не возможно –, с трудом +/–)
1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | |||||
Ударять по бубну, барабану | Греметь погремушкой, звенеть колокольчиком | Ударять палочкой по треугольнику | Ударять палочкой по металлофону. | Ударять в ложки, греметь трещоткой | |||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II |
B N H | B N H | B N H | B N H | B N H | B N H | B N H | B N H | B N H | B N H |
|
+ — возможно | [зеленый круг] (выше N) | В — самостоятельно | I — 1 полугодие |
+/– — с трудом | [зеленый круг] (норма) | N — с помощью взрослого | II — 2 полугодие |
– — не возможно | [зеленый круг] (ниже N) | Н — не выполняет |
Методика определения эффективности музыкального воспитания дошкольников
№ 2 [2]
Для проведения исследования музыкального развития детей дошкольного возраста нами была разработана методика «Диагностика музыкального развития дошкольника».
Цель учёта — выявление уровня музыкального и психомоторного развития дошкольника (начальный уровень, динамика развития и эффективность педагогического воздействия).
Метод учёта: наблюдение за ребёнком в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Данная авторская методика может применяться для выявления уровня музыкального развития дошкольников, имеющих тяжёлые отклонения в развитии (как в двигательном, умственном, речевом так и ином) с прослеживанием развития каждого ребёнка в течение пяти лет пребывания его в детском саду.
Учёт включает в себя 9 разделов. В данной методике есть привязка заданий к определённому году пребывания ребёнка в детском саду, так как имеется ввиду значительная положительная динамика в развитии. По каждому разделу разработаны игровые задания, по принципу «от простого к сложному», позволяющие выявлять уровень музыкального развития ребёнка, который, в свою очередь, определяется по следующим критериям оценки:
|
(выше N) [зеленый круг] В — самостоятельно выполняет задание;
(норма) [желтый круг] N — с помощью взрослого выполняет задание;
(ниже N) [красный круг] Н — не выполняет задание.
В некоторых случаях:
Возможно + (сильная реакция);
Не возможно – (отсутствие реакции);
С трудом +/– (слабая реакция);
Группа:
А — сложные дефекты;
Б — интегрированная;
В — (вписать направленность группы).
Исследуются состояния основных компонентов музыкального развития:
— звуковысотный слух;
— ритмический слух;
— динамический слух;
— тембровый слух;
— гармонический слух;
— музыкальная память;
— музыкальные способности;
— музыкально-ритмические движения;
— игра на детских музыкальных инструментах.
Педагогический учёт является субъективной оценкой. Поэтому важно не количество баллов, а выраженность динамики развития ребёнка. Развитие музыкальных способностей во многом зависит от природных данных и сложно корректируется. Возможные достижения ребенка в данном учёте представлены в виде целевых ориентиров.
Весь музыкальный материал музыкальный руководитель может использовать в соответствии с выбранной программой музыкального воспитания дошкольника.
I. Звуковысотный слух