№ 1 [1]
Для проведения обследования музыкального развития детей дошкольного возраста нами была разработана методика «Учёт качества музыкального развития дошкольника».
Цель учёта — выявление уровня музыкального и психомоторного развития дошкольника (начальный уровень, динамика развития и эффективность педагогического воздействия).
Метод учёта: наблюдение за ребёнком в процессе выполнения специально подобранных игровых заданий.
Данная авторская методика универсальна, поскольку может применяться для выявления уровня музыкального развития как нормально развивающихся дошкольников, так и имеющих различные отклонения в развитии с прослеживанием развития каждого ребёнка в течение 5 лет пребывания его в детском саду.
Учёт включает 12 разделов. По каждому разделу разработаны игровые задания по принципу «от простого к сложному», позволяющие выявить уровень музыкального развития, который, в свою очередь, определяется по следующим критериям оценки:
(выше N) [зеленый круг] В — самостоятельно выполняют задание;
(норма) [желтый круг] N — с частичной помощью взрослого выполняют задание;
(ниже N) [красный круг] Н — с помощью взрослого выполняют задание.
В некоторых случаях:
Возможно + (сильная реакция);
Не возможно — (отсутствие реакции);
С трудом +/– (слабая реакция).
Группа:
А — массовая;
Б — логопедическая;
В — ДЦП (опорно-двигательная);
Г — (вписать направленность группы).
Обследуются состояния основных компонентов музыкального развития:
— звуковысотный слух;
— ритмический слух;
— динамический слух;
— тембровый слух;
— гармонический слух;
— музыкальная память;
— определение жанра в музыке;
|
— музыкально-ритмические движения;
— развитие музыкальных способностей;
— игра на детских музыкальных инструментах;
— музыкально-песенное творчество;
— музыкально-игровое, танцевальное творчество.
Педагогический учёт является субъективной оценкой, Поэтому важно не количество баллов, а выраженность динамики развития ребёнка. Развитие музыкальных способностей во многом зависит от природных данных ребёнка и сложно корректируется. Возможные достижения ребенка в данном учёте представлены в виде целевых ориентиров.
Весь музыкальный материал музыкальный руководитель может использовать в соответствии с выбранной программой музыкального воспитания дошкольника.
I. Звуковысотный слух
Й год, 1-я младшая группа (ясли)
Тема:«Низкий—высокийзвуки»
Задание 1. Обследование реакции на певческий голос в высоком и низком регистрах.
Для этого взрослый исполняет голосом звукоподражание в определённом регистре: кошка — котёнок, собака — щенок, корова — телёнок, коза — козлёнок, птица — птенчик, утка — утёнок, большой и маленький паровозы с показом соответствующей картинки.
В этом случае отмечается реакция ребёнка на исполнение звукоподражания голосом — сильная, слабая, отсутствие.
Задание 2. Обследование реакции на звучание музыкальных инструментов в высоком и низком регистрах (фортепиано, аккордеон, металлофон) и певческого голоса.
Для этого взрослый исполняет и голосом, и на музыкальном инструменте те же звукоподражания в определённых регистрах.
В этом случае детям предлагаются соответствующие звукоподражанию картинки, и при исполнении взрослым музыкального отрывка ребёнка просят показать, чей это голос (кошка или котёнок и т. д.) Отмечается реакция ребёнка на звучание музыкальных инструментов.
|
Й год, младшая группа
Тема:«Низкий,среднийивысокийзвуки»
Задание 1. Определение на слух высокого и низкого звуков при музыкальном изображении различных персонажей.
Для этого используются картинки: мишка — низкий звук, птичка — высокий звук и соответствующие им музыкальные отрывки.
В этом случае перед детьми лежат две картинки: при звучании музыкального отрывка дети показывают соответствующую картинку.
Задание 2. Определение на слух высокого, среднего и низкого звуков при музыкальном изображении различных персонажей.
Для этого используются те же картинки и соответствующие им музыкальные отрывки: мишка — низкий звук, птичка — высокий звук; добавляется зайка — средний звук.
В этом случае перед детьми лежат три картинки: при звучании музыкального отрывка дети показывают соответствующую картинку, а затем выполняют образное движение данного персонажа.
Й год, средняя группа
Тема:«Низкий,среднийивысокийзвуки»
Задание 1. См. 2-й год, задание 2.
Задание 2. Определение звуковысотности (высокий — низкий звуки) по звучанию музыкальных инструментов: барабан — дудочка, ложки — колокольчик.
Й год, старшая группа
Тема:«Низкий,среднийивысокийзвуки»
Задание 1. Определение на слух высокого, среднего и низкого звуков:
а) см. 2-й год, задание 2.
б) определение звуковысотности по звучанию музыкальных инструментов: барабан — дудочка — колокольчик.
Задание 2. Определение звуковысотности по звучанию голоса: мужской (бас), женский (сопрано), детский (дискант).
Для этого используются аудиозаписи голосов.