Система – (с греческого – целое, состоящее из частей) – это целостная совокупность взаимосвязанных элементов. Система имеет новые свойства, отсутствующие у каждого из элементами в отдельности
В ХХ-ом столетии из-за бурного развития науки. Накопились множество фактов, законов, закономерностей, которые необходимо было упорядочить. Это породило системный метод как диалектический взгляд на вещи.
Основы системного подхода в сфере образования разработаны видным теоретиком управления Ю. Конаржевским.
Словом «система» пользуются часто (система контроля, система воспитательной работы), но не всегда соотносят с сущностью понятия.
Система – целое, состоящее из объектов, взаимосвязь и взаимодействие которых порождает новые (системные) качества, не присущие ни каждому объекту в отдельности, ни их арифметической сумме. Объекты, входящие в систему, называются элементами.
Признаки системы:
1. Определенный набор частей, элементов, образующих ее (верхний предел – бесконечность, нижний – 2)
Признаки элементов:
a. элемент – это компонент, минимальная часть системы (элемент – класс, академическая группа, если учебное заведение рассматривается как сложная социально-педагогическая система; элемент – ученик, студент, если учебное заведение рассматривается как сложная коммуникативная система);
b. каждый элемент выполняет только присущую ему функцию, т. е. функциональная специфичность элемента – то, что должен и выполняет элемент;
c. неисчерпаемость, многосторонность элементов. Они могут входить одновременно в различные структуры одной и той же системы или являться элементами различных структур. Например, преподаватель проявляет свои способности в структуре педагогического коллектива, в котором он трудится. Но одновременно он входит в состав других социальных систем: семью, спортивное общество и др.
|
2. Взаимосвязь элементов между собой – второй признак системы. В любой системе можно различать состав и структуру. Состав – это множество, набор элементов, подсистем, блоков, образующих целое. Структура же – это способ связи этих элементов, который обуславливает функционирование и развитие системы. Например, из обычных звуков можно создать и гениальное творение, и расхожий шлягер. Все дело в соединении, способе их связи. Алмаз и графит состоят из одних и тех же химических элементов, и лишь организация внутренней связи этих элементов делает эти вещества разными: первое – необычайно прочным, второе – хрупким, легко поддающимся разрушению.
Наиболее важным аспектом структур является упорядоченность. Структура – это способ упорядоченности совместного существования элементов, их совместной жизнедеятельности в рамках данной системы.
Структура, которая отражает закономерные устойчивые связи элементов как целостной системы, называется статической, а которая отражает связи как функционирующего, так и развивающегося целого – динамической. Учебное заведение как социально-педагогическая система имеет оба названных признака.
Наиболее важную роль в любой структуре играют системообразующие связи, при помощи которых отдельные элементы объединяются в систему. К ним связям относятся целевые связи, ибо цель подчиняет себе функционирование всех частей системы. Например, триединая цель учебного занятия объединяет все другие элементы в одно целое. К системообразующим относятся и связи управления, т. е. те, которые строятся на основе определенной программы и представляют собой способ ее реализации. В их число входят связи субординационные и координационные.
|
Таким образом, структура – это способ связи элементов. Для получения результата надо воздействовать на связи. Поэтому ученые считают, что управлять – это дирижировать связями.
В социальных системах жесткой связи нет (кроме программ), они имеются в механических системах.
3. Целостность – еще один признак системы. Например, если у чашки нет ручки, то она не чашка; если нет одной лекции, одного урока – учебный процесс идет, но качество его снижается.
Уровень целостности системы зависит от:
a. полноты набора элементов;
b. тесноты взаимосвязи между элементами;
c. обязательного наличия цели у всех элементов системы, их связь с функционирующей системой (роль каждой лекции в курсе, каждого урока в изучаемом предмете).
4. Иерархичность системы (яркий пример – русская матрешка). Это значит, что каждая система может рассматриваться как подсистема в рамках более крупной системы; система на более высоком иерархическом уровне (структурном, организационном) охватывает более низкие иерархические уровни.
5. Наличие субординационных связей у элементов. Субординационная связь (например, директора и его заместителей) характеризуется внутренней зависимостью сторон друг от друга. Это отношения распорядительства и администрирования, исполнительности и подчиненности. Заметим что проректоры в вузе или завучи в общеобразовательном учебном заведении не подчинены друг другу, а связанны координационно.
|
6. Связь с внешней средой, которая может оказывать и положительное, и отрицательное влияние. Например, школа может быть связана с учебными заведениями других уровней, предприятиями, учреждениями; органами власти; социально-бытовой, культурной, природно-экологической средой. Учебное заведение влияет на среду, среда – на учебное заведение. Взаимодействие двустороннее.
7. Целеустремленность системы. Приведем пример из сказки. Некий царь, желая лишить возможности Иванушку получить в жены царскую дочь, предложил ему выполнить странное и неопределенное поручение: «пойди туда, неизвестно куда, и принеси то, неизвестно что». То есть всякая система должна иметь четко определенную цель. Она рассматривается как желаемый и заранее запрограммированный результат, достижимый в будущем.
Таким образом, за целостную систему можно принять некоторую совокупность взаимодействующих друг с другом элементов, спроектированную для достижения определенной цели, представляющей собой целостное образование, взаимодействующее со средой. Такой социально-педагогической системой является учебное заведение.
Что дает руководителю системный подход?
1. Системное видение объекта управления, методологический подход.
2. Возможность выделить изучаемый объект из среды, слабое место, ликвидировать его, и в то же время рассмотреть его в тесном взаимодействии со средой, возможность определить и ликвидировать слабые места.
3. Глубокое знание сущности управляемых процессов.
В вероятностных системах элементы обладают относительной самостоятельностью, что делает их более гибкими в приспособлении к изменяющимся условиям при движении к цели. Все социальные системы являются вероятностными.
Открытость системы означает ее способность взаимодействовать с окружающей средой непосредственно или посредством управляющей системы.
Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от внешнего мира, приспосабливается к изменениям во внешней среде, чтобы продолжать свое функционирование.
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.
Выделяют также экологические, информационные и другие системы.
Таким образом, учебное заведение – это социальная, искусственно созданная вероятностная открытая система. Как было сказано ранее, социальныесистемы – это системы, объединеняющие людей. Главная их особенность – это условия такого объединения или системообразующие факторы. В социальных системах наличие осознанных общих целей или одинаковых интересов имеет решающее значение для совместных действий людей.
Общность конкретных целей и интересов – причина создания социальной системы и условия ее нормального существования.
Общие признаки социальной системы
конкретная общая цель всей совокупности элементов;
подчинение задач каждого элемента общей цели системы;
осознанность каждым элементом своих задач и понимание общей цели;
выполнение каждым элементом функций, вытекающих из поставленной задачи;
конкретные отношения между элементами системы;
наличие органа управления;
обязательная обратная связь.
Управление образованием относится к социальному управлению. Кроме того, в практике работы учебных заведений имеются другие виды управления: правовое, экономическое, административное. Все они связаны между собой. Однако спецификой учебных заведений является то, что в них имеется еще один вид управления – педагогическое управление. Педагогическое управление как практическая деятельность – это управление учебно-воспитательным процессом. Отсюда учебное заведение можно характеризовать как социально-педагогическую систему.
Педагогическая система есть «социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности» [25].
Важнейшей особенностью образовательной системы как социально управляемой системы является то, что здесь не всегда можно провести четкое деление на управляющую и управляемую подсистемы. В самом деле, в состав управляющей подсистемы во многих случаях необходимо включать не только руководителей, но и каждого педагога, весь педагогический коллектив в целом, ибо процессы обучения и воспитания есть процессы управляемые, и, следовательно, педагог, как субъект такого педагогического управления, осуществляет не только педагогическую деятельность, но и управленческую. Кроме того, руководитель образовательной системы наряду с административной осуществляет педагогическую деятельность (руководитель не только «дирижер», но и «солист»).
Таким образом, основными компонентами образовательной системы являются обучаемые, педагоги, руководители. «Субъектность» в управленческом смысле всех представителей образовательной системы состоит в том, что все они осуществляют управленческую по характеру деятельность. Это и определяет специфику образовательной системы в управленческом плане.
Особенности школы как социально-педагогической системы
1. Школа является тем социальным звеном, без которого государство существовать не может. Ее важнейшая социальная функция заключается в том, что через нее осуществляется передача культуры, опыта развития общества.
2. Цели деятельности школы специфичны. Например, конкретное предприятие, завод имеет целью выпуск конкретной продукции, хотя и осуществляет воспитание персонала. Целью же работы школы является формирование личности.
3. Жизнедеятельность школы носит циклический характер. Но цикличность – не простое повторение того, что было, а перевод системы на качественно новый уровень.
4. Сложность протекания педагогических процессов: учат от азов до высоких материй, до фундамента знаний.
5. В основе функционирования школы заложен принцип успеха, который во многом зависит от педагога и руководителя.
6. У школы по сравнению с другими социальными системами выше доля преодоления негативных явлений внешней среды.
7. Из всех социально-педагогических систем человек дольше находится в школе (11-12 лет).
8. Результаты обучения и воспитания можно ожидать через несколько лет (они носят отсроченный характер).
9. В школе одновременно трудятся 6-летние и 60-летние (люди с разным социальным опытом), и это надо учитывать.
Таким образом, школа – не случайное объединение учителей и учащихся, а сложная социально-педагогическая система. Трудность достижения ее оптимального результата заключается в том, что он формируется усилиями множества людей, а, следовательно, может быть достигнут при условии их целенаправленного взаимодействия – управления.
Если по сути своей управление есть обеспечение реализации поставленных перед системой целей, то по форме оно – процесс переработки информации, состоящий из 3-х основных этапов: сбор информации, ее обработка и выдача управленческого решения. Это подтверждается следующими рассуждениями. Любую систему, где есть управление, можно условно разделить на управляющую и управляемую.
Уже сам факт системности объекта указывает на взаимодействие обеих сторон. Взаимодействие означает не что иное, как обмен информацией: от управляющей подсистемы к управляемой.