Ее основы были заложены в трудах К. Ушинского, А. Корфа, Н. Бунакова, Н. Пирогова и др. (XIX век), которые в основном были посвященны школьному управлению. Для этих известных педагогов управление учебными заведениями не являлось предметом самостоятельного исследования. Данные вопросы рассматривались скорее как комплекс организационно-педагогических условий, которые должны были обеспечить эффективное протекание учебно-воспитательного процесса, способствовать получению школьниками глубоких и прочных знаний. Однако отчетливо выраженный демократический подход к организации школьной жизни, резкая критика канцелярско-бюрократического контроля, подчеркивание роли коллегиальности в управлении школой, необходимости привлечения к решению ряда вопросов школьной жизни родителей и общественности свидетельствуют о формировании новых подходов к управлению школой, во многом созвучных тем, которые возникли в середине XX века в общей теории управления и сегодня пробивают себе дорогу в практике управления учебными заведениями.
Таким образом, можно констатировать, что потребность в научном управлении образованием в дореволюционный период не осознавалось.
Серьезный подход к реформированию общего среднего образования и управлению им начался после революции 1917 г. В июне 1918 г. Совнарком одобрил положение «Об организации дел народного образования в Российской Социалистической Советской Республике». Более детально политика в области образования нашла свое отражение в «Положении о единой трудовой школе» и «Основных принципах единой трудовой школы» (1918 г.).
В 20-е годы совершенствовался государственный аппарат управления. Этот процесс сказался на создании “Устава единой трудовой школы” (1923 г.), которым определялись права и обязанности руководителей.
|
В это же время чрезвычайно острой стала проблема подготовки и повышения квалификации руководящих кадров системы народного образования. Первым шагом в попытках решить эту проблему стало открытие в 1921 г. Центрального института организаторов народного просвещения им. Е. Литкенса. В 1928 г. был создан Центральный институт повышения квалификации педагогических и руководящих кадров.
В начале 30-х годов Постановлением ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы» (1934г.) заведующих школами переименовали на директоров. В этот период начинается интенсивное развитие внутришкольного управления, значительное место отводится вопросам функциональных обязанностей и компетентности руководителя (М. Веселов, П. Глаголев, Д. Ложков и др.)
С 30-х годов начинается становление и развитие административно-командной системы управления, которая продолжалась практически до начала 90-х годов. Все более отчетливым становится курс на единообразие, унификацию всей школьной жизни. Главной функцией управления становится функция контроля. Эту тенденцию в образовании закрепил приказ «Об улучшении контроля за работой школ и учителей и борьбу с фактами очковтирательства в оценке знаний учащихся» (1939 г.) все больше распространяется административно-бюрократический стиль управления. Управление учебными заведениями фактически теряет свою самостоятельность и постепенно превращается лишь в исполнение требований вышестоящих органов. Фундаментальными исследованиями в этот период были труды Б. Барабаш, А. Волковского, М. Малышева, Е. Петровского и др.
|
Большой вклад в педагогическую науку и практику управления (особенно в развитии коллектива) внес известный педагог А. Макаренко.
Некоторое оживление исследовательской работы в области управления школой произошло после создания АПН РСФСР (50-е г.), где вскоре начал функционировать сектор школоведения под руководством известного педагога А. Волковского. Наиболее фундаментальной работой этих лет является книга «Школоведение» под редакцией А. Волковского и М. Малышева (1955)
К этому периоду относится попытка определить функции руководителя учебного заведения. Е. Перовский выделял три основных функции: организация учебно-воспитательной работы, педагогический и методический инструктаж работников школы, контроль за работой учителей и других сотрудников.
В конце 50-х – начале 60-х годов. наметились демократические тенденции в развитии общественного управления. Законом «Об усилении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы образования в СССР» (1958 г.) выдвинуты задачи восьмилетнего образования, его политехнизации, привлечения детей к общественно полезному труду.
Ученый и практик В. Сухомлинский в своей книге «Разговор с молодым директором школы» отстаивал демократические принципы управления школой, необходимость уважения личности учителей и учащихся, подчеркивал необходимость профессиональной компетентности руководителей.
В 60 – 70 годы. осуществляется переход к общему среднему образованию, усиливается интерес к школоведению. Значительный вклад в развитие теории управления вносят труды Е. Березняка, М. Захарова, И. Марьенко, Р. Шакурова. Это время поисков комплексного решения задач управления, уточнения функций руководителя, поиска форм работы с общественностью и родителями.
|
Под влиянием успеха западного менеджмента начинает осознаваться важность профессиональной подготовки управленческих кадров. В 60 – 70-е годы складывается определенная система повышения квалификации. Открываются факультеты повышения квалификации организаторов народного образования при ряде вузов. Проходят обучение руководящие кадры на курсах при ИУУ.
Во второй половине 70-х – второй половине 80-х годов активизируются исследования по проблемам управления школой. В данный период начинают использоваться идеи социального управления. Особая заслуга в этом принадлежит Е. Березняку, Ю. Васильеву, Ю. Конаржевскому, В. Кричевскому, М. Кондакову, Э. Костяшкину, Т. Шамовой и др. В их работах использовались результаты исследований в области управления социальными системами. Дальнейшее развитие эти исследования получили в трудах В. Бондаря, Б. Кобзаря, М. Поташника, В. Пикельной, Н. Островерховой, В. Худоминского, П. Фролова и др. Среди наиболее значительных исследований этого периода следует отметить книгу М. Кондакова «Теоретические основы школоведения» (1982 г.).
Большой заслугой отечественных ученых является попытка разработать понятийный аппарат школоведения как самостоятельной отрасли педагогической науки. Так, на смену понятию «руководство школой» пришли понятия «внутришкольное управление», «функции управления», рассмотрены проблемы, связанные с методами управления.
Главным недостатком традиционного школоведения являлось стремление смотреть на все проблемы внутришкольного управления прежде всего сквозь призму одной лишь педагогики. Однако, несомненно, в школоведческой науке был сделан шаг вперед.
В середине 80-х годов усиливается критика многих негативных явлений, присущих эпохе застоя. Остро ставится проблема расширения самостоятельности школ и прав ее руководителей. Подвергается критике система тотального контроля деятельности школы и учителя. Началось повсеместное создание общественных советов школы, довольно широкое распространение получила выборность директоров учебных заведений. Активизируются исследования проблем управления школой. В 1987 г. вышла коллективная монография под редакцией П. Худоминского «Основы внутришкольного управления», где ставится вопрос о необходимости опираться в решении задач совершенствования управления школой на общие идеи социального управления и, прежде всего, на идеи системного подхода.
В начале 90-х годов число публикаций, посвященных вопросам управления школой, заметно увеличилось и существенно изменилось их содержание. Значительный вклад в переосмысление подходов к управлению школой внесли работы коллектива Московского педагогического института под руководством Т. Шамовой и с участием Ю. Конаржевского: «Внутришкольное управление» (1991 г.), «Менеджмент в управлении школой» (1992 г.), «Внутришкольный менеджмент» Ю. Конаржевского (1992 г.). Были опубликованы значительные исследования других российских ученых: «Управление современной школой» под редакцией М. Поташника (1992 г.), в 1993 г. В. Лазаревым и М. Поташником было опубликовано методическое пособие «Как разработать программу развития школы», а в 1995 г. под их же редакцией вышла книга «Управление развитием школы», подготовленная коллективом сотрудников Института управления образованием.
Среди других публикаций, посвященных теоретическим и прикладным вопросам внутришкольного управления, вышедших в 90-х годах, следует отметить также работы Ю. Васильева, В. Загвязинского, Ю. Конаржевского, А. Орлова, П. Третьякова, Г. Попова и др.
В Украине стратегические задачи реформирования образования в том числе и управленческой деятельности, представлены таким документом как «Державна національна програма “Освіта” (Україна ХХІ ст)», 1993 г. Основными задачами реформирования управления в свете этого документа являются: переход от государственного к государственно-общественному управлению, четкое размежевание функций между центральными, региональными и местными органами управления; обеспечение самоуправления научно-воспитательных учреждений и научных организаций; утверждение в сфере образования гармонического единства прав личности, общества и государства и др. Здесь же поставлены приоритетные задачи школьного образования: формирование образованной, творческой личности, становление ее физического и морального здоровья, обеспечение приоритетности развития человека, возрождения и трансляции культуры и духовности и др. Одним из основных путей реализации этих заданий является «научное обоснование новой системы управления образованием, отработка инновационных моделей управления отраслью и важных управленческих решений» [9].
Развивается наука управления и в независимой Украине. Она представлена трудами Е. Березняка, Л. Батченко, В. Гамаюнова, Б. Гаевского, Г. Дмитренко, Г. Ельниковой, И. Жерносека, В. Лугового, Л. Карамушки, Б. Кобзаря, Н. Коломинского, В. Маслова, Н. Островерховой, В. Олейника, В. Паламарчук, В. Пикельной, Л. Коломинского. и др. Среди них: “Реалізація принципу демократизації в управлінській діяльності” Е. Березняка (1996 г.), “Психологія педагогічного менеджменту: Навчальний посібник (1996 г.), “Основи науки управління” Б. Гаевского (1997 г.), “Управління освітою: Навчальний посібник” В. Лугового (1997 г.), “Менеджмент в образовании” Л. Батченко, Г. Гамаюнова, С. Поважного (1998 г), “Наукові основи розвитку управління загальною освітою в регіоні” Г. Ельниковой (1999 г), “Управління навчальним закладом. Навчально-методичний посібник у двох частинах” В. Григораш, О. Касьянова, А. Мармаза (2004 г.) и др.
Если классифицировать исследования по управлению, то можно сказать, что управленческие проблемы в сфере образования представлены следующим образом:
9. общие принципы оптимизации учебно-воспитательного процесса: Ю. Бабанский, С. Батищев, Б. Гершунский, Н. Кузьмина, Ф. Королев, В. Паламарчук, В. Симонов, Л. Фишман;
10. организация учебного процесса в высшей школе: С. Архангельский, В. Беспалько, В. Сластенин;
11. управление в общеобразовательной школе: Е. Березняк, В. Бондарь, Ю. Васильев, В. Гнатюк, В. Григораш, И. Жерносек, М. Захаров, В. Зверева, П. Зимин, А. Капто, Б. Кобзар, М. Кондаков, Ю. Конаржевский, В. Кричевский, А. Мармаза, В. Маслов, В. Пикельная, М. Портнов, М. Поташник, Н. Сунцов, П. Третьяков, П. Худоминский, Т. Шамова, М. Черпинский и др.;
12. управление учебными заведениями нового типа: Л. Даниленко, А. Черныш;
13. управление образовательными учреждениями: Г. Ельникова, Л. Калинина, В. Луговой;
14. управление в системе повышения квалификации: Н. Ващенко, В. Маслов, В. Олейник, Т. Шамова;
15. психологические аспекты управления образованием: Л. Карамушка, Л. Коломинский, Л. Кудряшов, В. Якунин;
16. управление в системе профтехобразования: Г. Виштеюнас, И. Ликарчук, А. Соколов и др.
Общей чертой этих исследований является желание системно рассмотреть вопросы управления с учетом особенностей образовательной системы, ориентации на повышение ее качества в соответствии с требованиями и индивидуальными образовательными потребностями.