Функции управления. Управленческий цикл




Любая образовательная система есть типичный пример открытых систем, в которых происходит постоянный обмен информацией не только между управляющей и управляемой подсистемами, но и с окружающей социальной средой, для которой образовательная система является лишь небольшой подсистемой.

Причем это влияние внешней среды может принимать разнообразные формы: команда вышестоящих органов управления образованием (и обратная информация в эти органы о деятельности образовательной системы); взаимодействие образовательной системы и общества через средства массовой информации и др.

Таким образом, процесс управления образовательной системой имеет в определенной степени замкнутый характер, называемый управленческим циклом (рис.2.1).

 

 

6

5

Рис.2.1. Управленческий цикл

 

1 – управляющая подсистема

2 – командная информация

3 – управляемая подсистема

4 – обратная информация

5 – информация внешней среды

6 – информация вышестоящих органов

Поясним это на примере.

Управляющая подсистема (1) в процессе своей деятельности получает определенную информацию (4) о состоянии управляемой подсистемы (3) и о качестве процессов, происходящих в ней. Эта информация воспринимается, анализируется управляющей подсистемой (1), которая на основе анализа информации о состоянии внешней среды (5), а также с учетом команд, поступающих от вышестоящих органов (6), вырабатывает и принимает управленческое решение (командную информацию (2), направленное на упорядочение управляемой подсистемы и перевод ее в новое качественное состояние). Эта информация (2) поступает в управляемую подсистему (3). Круг замыкается. Таков циклообразный контур управления учебным заведением.

Из этого абстрактного контура управления учебным заведением видим, что процесс этот состоит из множества различных по целям, объектам и продолжительности управленческих циклов. При этом каждый цикл должен быть направлен и на обеспечение функционирования, и обязательно – на развитие образовательной системы, т. е. на ее перевод в качественно новое состояние. Таким образом, если образовательная система развивается, то каждый новый цикл – это новый виток спирали ее развития. И так повторяется из года в год.

Заметим, что под развитием учреждений образования имеется в виду их закономерное качественное изменение, характеризующееся необратимостью и целевой направленностью.

Под функционированием понимается циклическое воспроизведение результатов системы связей, отношений, ему не свойственен такой признак, как необратимость.

Поясним содержание управленческого цикла подробнее. Для того, чтобы оказать адекватное воздействие на управляемую подсистему, необходимо организовать сбор информации о ее функционировании. Это осуществляется в ходе контроля (за содержанием образования, уровнем усвоения обучающимися учебной информации и за способами их деятельности, за различными характеристиками деятельности педагогов и т. д.). Отсутствие необходимой информации об управляемом объекте делает управление невозможным; с таким же успехом можно попробовать вести автомобиль, плотно завязав глаза. Хотелось бы отметить, что контроль – это прежде всего получение информации о системе, которой мы управляем, а в «кнут» или «пряник» эта информация трансформируется на следующих этапах работы с ней.

Следующая стадия – стадия перераработки информации, на которой получают обобщенную картину образовательного процесса, выявляют причины и отделяют их от следствий. Это обеспечивает анализ.

Затем, проведя анализ, необходимо принять управленческое решение, представить себе, каких результатов необходимо добиться на следующих этапах работы, убедиться в реальности поставленных целей и определить принципиальные пути их достижения. Этот этап управленческой деятельности можно назвать целеполаганием.

Определив цель (цели) и стратегию ее (их) достижения, нужно осуществить уже более детальное планирование предстоящей деятельности, т. е. от идеи перейти к конкретным делам, перевести ее на язык мероприятий, определить этапы, конкретных исполнителей, сроки – иными словами, составить технологическую карту предстоящей деятельности.

Но мало составить такую карту, необходимо, чтобы управляемая подсистема еще и заработала. Важно довести необходимую информацию до каждого исполнителя (в нашем случае педагога), обеспечить всем необходимым для работы, скоординировать их деятельность. Это – этап организаци и.

Итак система заработала. Но было бы наивным предполагать, что работать она будет именно так, как смоделировано. Сбои, отклонения, неожиданные влияния внешней среды исследуются с помощью функции контроля, получения обратной информации, которую необходимо анализировать, прежде чем вмешиваться «по ходу» – регулировать и координировать, т. е. опять же принимать управленческое решение. И круг, точнее, управленческий цикл, замыкается.

Таким образом, каждый из циклов управления содержит различные виды управленческой деятельности, именуемые функциями управления – операции, действия субъектов управления, соответствующие последовательно сменяющимися стадиям управленческого цикла. Существует много вариантов их выделения. Свои подходы к этому вопросу имеют: Л. Даниленко, Г. Ельникова, Ю. Конаржевский, А. Мармаза, П. Третьяков Т. Шамова, Т. Чекмарева и др.

Так, Ю. Конаржевский (а вслед за ним и другие ученые, например П. Третьяков и Т. Чекмарева) считают, что основными функциями управления являются: анализ, целеполагание и планирование, организация, контроль, регулирование и коррекция.

Необходимо отметить, что принципиальной является невозможность нумерации отдельных функций, которая неявно указывала бы на начало и конец цикла; замкнутость последнего как раз и указывает на невозможность точки отсчета.

Г. Ельникова выделяет функции целеполагания и прогнозирования, планирования и программирования, организации и мотивации, контроля и регулирования.

Т. Чекмарева, П. Третьяков, классифицируя функции управления, выделяют: информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную.

Среди выделенных функций управления как видов деятельности системообразующим фактором будет цель. Под влиянием мотивов и целей формируется информационно-аналитическая основа процесса управления любой педагогической системы. Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства воздействия для исполнения принятых решений, служит нормой для контроля (экспертизы) и оценки на диагностической основе фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность всех его участников.

Педагогическим анализом информации называется функция управления, направленная на изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных способов, средств для достижения цели, а также на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу педагогической системы в качественно новое состояние.

Основная задача мотивационно-целевой функции заключается в том, чтобы все члены педагогического коллектива четко выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планами, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей.

Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность по оптимальному выбору идеальных и реальных целей, по разработке программ их достижения.

Организация характеризуется как деятельность субъекта (объекта) управления по формированию и регулированию определенной структуры организационных взаимодействий посредством совокупности способов и средств, необходимых для эффективного достижения целей.

Внутренний контроль представляет собой вид деятельности руководителей учебного заведения совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия всей системы учебно-воспитательной работы общегосударственным требованиям (нормативам) и запросам развивающейся личности обучаегося.

Регулятивно-коррекционную функцию можно определить как вид деятельности по внесению коррективов с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.

В пособии В. Григораш, О. Касьянова, А. Мармаза “Управління навчальним закладом” [7] выделяются следующие группы функций.

Группа общих функций: аналитико-прогностическая, планирование, организационно-координационная.

Вторая группа функций – социально-психологическая. Они направлены на создание благоприятного психологического микроклимата, на формирование необходимых для продуктивной работы свойств коллектива, на развитие его формальной и неформальной структуры. К социально-психологическим функциям управления относятся: организация коллектива, его сплочение, усовершенствование, развитие самоуправления.

Третья группа – целевые функции. Они отражают основные направления деятельности руководителя учебного заведения: управление учебно-воспитательным процессом, административно-распорядительная деятельность, руководство педагогическим коллективом, работа с родителями, общественностью, преподавательская деятельность, работа с учащимися (студентами), финансово-хозяйственная деятельность, инструктивно-методическая работа.

К четвертой группе функций, по мнению авторов, относятся типологические функции управления, обусловленные задачами, которые стоят перед руководителями учебных заведений определенного типа, например, определение режима деятельности, организационной структуры и др.

Практика управленческой деятельности свидетельствует, что выделенные классические функции (анализ, планирование, организация, контроль, координация и регулирование) остаются ведущими. Но вместе с ними в настоящее время появляются и новые, модернизированные функции: прогностическая, консультативная, представительская, политико-дипломатическая, менеджерская. Автор классификации Л. Даниленко [8] связывает модернизацию управленческой деятельности и функций управления с необходимостью проводить в настоящее внемя более глубокий анализ окружающей среды. В этой связи прогностическая функция отражает видение перспектив развития учебного заведения, прогнозирование результативности его деятельности; создание условий для формирования социально активной личности; способность выделять в педагогическом процессе главное, существенное. Консультативная функция руководителя заключается в его умении давать квалифицированные советы по различным вопросам: политическим, правовым, научно-педагогическим, методическим педагогическому коллективу и общественности. Консультировать коллектив могут политологи, экономисты, социологи, юристы, психологи, медики. Представительская функция заключается в умении представлять учебное заведение на различных уровнях (в том числе и междунароном), раскрывать его достижения. Установление разноплановых контактов требует от руководителя развитых коммуникативных, рефлексивных и интеллектуальных умений. Политико-дипломатическая функция нацеливает на осмысление и отображение в своей деятельности внешней и внутренней политики государства, истории государства, формирование национального сознания и др. Важным в реализации этой функции является внедрение в практику работы принципов демократизации и гуманизации. Менеджерская функция заключается в руководстве педагогическим коллективом в его организационной части, и в использовании мотивационных методов управления.

Таким образом, управление учебными заведениями на современном этапе требует качественных изменений в его функциях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: