Любая деятельность, в том числе управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется руководитель при выполнении всех управленческих функций.
Принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления.
Принципы управления – это основные положения, в соответствии с которыми формируется, функционирует, развивается система управления.
В литературе по теории управления проблеме принципов уделяется особое внимание. Однако общепринятой классификации принципов управления нет. Точки зрения различных авторов, совпадая в главном, отличаются в определении количества и формулировке отдельных принципов.
Так, для образовательного менеджмента, согласно В. Маслову, общими являются следующие принципы:
- Социальной детерминации, требующий понимания руководителем социальных задач, стоящих на конкретном этапе исторического развития.
- Гуманизации, которыйосновывается на уважении к личности участников образовательного процесса.
- Научности и компетентности в управлении учреждением образования, который предусматривает необходимость полидисциплинарной компетентности руководителя.
- Информационной достаточности как решающий на всех этапах управленческого цикла.
- Аналитического прогнозирования в управлении, отражающий процессы моделирования различных уровней в управляемой системе.
- Оперативного регулирования. В его основе лежит процессуальный подход в управлении, оперативное реагирование на информацию.
- Обратной связи, который предполагает информационное обеспечение управления и направлен на реализацию координационной и регулирующей функций управления.
|
- Последовательности и перспективности, основанный на единстве анализа прошлого, настоящего и прогнозе на перспективу.
- Демократизаци и централизма, суть которого – в четком разделении власти между руководителем и соответствующими структурами, а также ответственности руководителя за положение дел в коллективе.
- Стимулирования и сплочения кадров, отображающий необходимость стимулирования деятельности коллектива с целью повышения роли личной ответственности исполнителей и постоянной ориентации на творческую, инновационную деятельность.
- Правовой приоритетности и законности, основанный на законодательной базе в вопросах образования, труда, прав человека, охраны детства и др.
- Финансово-экономической рациональности и деловой активности, который отображает зависимость решения стратегических и тактических целей от финансирования, учебно-материального и материально-технического обеспечения.
Свой подход к выделению принципов управления имеет Ю. Конаржевский [10]. По его мнению, они составляют идейную основу теории и практики управления. Поскольку вопрос идеологии управления подробно раскрывался в предыдущей главе, ограничимся лишь перечислением принципов, выделяемых автором:
o уважения и доверия к людям;
o целостного взгляда на человека;
o сотрудничества;
o социальной справедливости;
o индивидуального подхода;
o обогащения работы педагога;
o личного стимулирования;
o единого статуса;
o консенсуса;
o участия педагогов в управлении и делегирования полномочий;
o целевой организации;
|
o горизонтальных связей;
o постоянного обновления.
В теории и практике управления учебными заведениями на современном этапе чаще всего выделяются следующие основные принципы.
- Принцип научности: предполагает объективность, учет того, что адекватное отражение мира возможно только на научной основе, на глубоком анализе действительности, на основе достоверной, научно обоснованной информации.
- Принцип к омпетентности заключается в овладении знаниями и умениями, необходимыми для профессионального выполнения должностных полномочий.
- Принцип оптимального соотношения централизации и децентрализации. Если управление будет полностью децентрализованным, то это чревато неупорядоченностью в работе, несогласованностью управленческих и педагогических воздействий на обучаемых, конфликтными ситуациями в коллективе ввиду неизбежной борьбы общественных групп и группировок за влияние в коллективе, постоянными сбоями в функционировании системы.
Централизация (интеграция) – принятие всех существенных решений в управляющей подсистеме высшего уровня. Благодаря возможности координации деятельности ее частей достигается бόльшая эффективность и целостность, стабильность поведения.
Децентрализация (дифференциация) – принятие решений отдельными элементами системы независимо от других. Эти решения не корректируются центральными органами, благодаря чему система управления менее инерционна, обладает большой гибкостью и самостоятельностью.
Эффективность и целостность системы управления достигается путем оптимального сочетания централизации (интеграции) и повышения относительной независимости, автономности частей – децентрализации (дифференциации), благодаря которой система в целом приобретает гибкость и устойчивость.
|
- Принцип коллегиальности и единоначалия. В этом принципе заложено единство противоположностей: единоначалие является пиком коллегиальности, т.е. руководитель в своих действиях, приказах, распоряжениях реализует волю своих единомышленников.
Единоначалие – единоличное принятие решений и ответственность за них.
Коллегиальность – коллективное принятие решений и ответственности за них.
- Принцип рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности. Его сущность заключается в том, что большие права при малой ответственности создают возможности для администрирования, субъективизма, необдуманных решений. Огромная ответственность при отсутствии реальных прав не позволяет качественно реализовать задачи, возложенные на учебное заведение как государственный институт.
Права – это предоставленная субъекту управления свобода и возможность действовать или пользоваться чем-либо.
Обязанности – то, что входит в круг обязательных действий, поступков кого-то, согласно общественным требованиям, постановлениям, решениям какого-либо общественного органа или руководителя, или же в результате внутреннего побуждения. Обязанности могут трактоваться и как совокупность дел, поручений, возложенных на кого-либо и обязательных для выполнения.
Ответственность – необходимость давать отчет в своих действиях, поступках и т. п. и отвечать за их возможные последствия, за результат работы.
- Принцип главного звена заключается в том, чтобы найти то звено, ухватившись за которое, можно вытащить всю цепь. Т. е. найти точку, где сосредоточить силы и куда направить их. Это и наука, и искусство управления.
- Принцип гуманности основывается на уважении каждой личности, человеколюбивой и благородной нравственной мотивации служебного поведения, стремлении раскрывать в людях лучшие личностно-деловые качества.
Система принципов является открытой и может пополняться другими принципами в ходе ее практического освоения и дальнейшего теоретического осмысления.
Определить принципы – еще не значит добиться успеха в управленческой деятельности. А. Файоль писал по этому поводу: «Беда не в недостатке принципов. Если бы вслед за их провозглашением сразу наступило их господство, у нас повсюду было бы уже самое лучшее управление… Надо уметь оперировать принципами, это трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решимости и чувства меры» [15].