1. Познавательная деятельность – это восприятие педагогической и вообще объективной действительности при помощи органов чувств, это многообразная мыслительная деятельность по проникновению в сущность воспринимаемого, в сущность педагогического явления, установление связи между педагогическими фактами, вскрытие причинно-следственных связей. С точки зрения психологии познавательная деятельность подразделяется на четыре основных вида:
Перцептивный, в основе которого лежит перцепция, восприятие, непосредственное отражение действительности органами чувств.
Мнестический – основан на запоминании нужной информации и её применении в необходимом случае.
Мыслительный – связан с решением ряда мыслительных задач и представляет собой опосредованное познание предметов и явлений материального мира. В результате мыслительной деятельности, в предметах и явлениях, вскрываются и отображаются такие свойства, которые органами чувств не воспринимаются.
Имажетивный – связан с решением задач творческого плана, с активной деятельностью воображения в процессе творчества.
2. Конструктивная деятельность основана на проектировании поведения как управляющей, так и управляемой системы. Конструктивная деятельность руководителя учебного заведения является предварительным мысленным представлением о ходе и развитии педагогического процесса, об управлении им, о результатах деятельности управляемой системы.
3. Организаторская деятельность направлена на создание условий для осуществления познавательного, конструктивного и коммуникативного видов деятельности. Наличие данного вида в психологической структуре управленческой деятельности обуславливается:
|
Во-первых, её многоплановостью, требующий определённого упорядочения её компонентов, регламентации отношений и связей между ними; во-вторых, множественностью субъектов, принимающих участие в управлении школой; в-третьих, множественностью объектов управления; в-четвёртых, высокой интенсивностью управленческого труда.
4. Коммуникативная деятельность. Лежит в основе процесса общения, в основе создания коммуникативной сети, по которой происходит движение потоков информации, необходимой для успешного управления системой.
Содержание управления, его движущие силы
Содержание управления – это процесс управления для достижения заданных целей. Реализация функций управления составляет основное содержание деятельности.
Движущей силой управления является противоречие между результатами работы учебного заведения и теми задачами, которые были поставлены в годовом плане работы.
Противоречия в управлении:
- между необходимостью комплексной (взаимосвязанной) реализации всех функций управления, всех компонентов управленческой деятельности и неумением руководителя осуществлять их;
- между стремлением руководителя выполнять одновременно все функции и необходимостью выделять главное звено в управленческой цепи, реализовать в первую очередь именно его;
- между стремлением руководителя управлять всем непосредственно самому (что в конечном итоге приводит либо к авторитарности стиля, либо к полному отчуждению членов педагогического коллектива от управленческих функций, потере ответственности и самостоятельности подчиненных) и невозможностью охватить все звенья управляемой подсистемы;
|
- между привычкой использовать методы и формы управленческой деятельности на основе волюнтаризма, веры в универсальные методы, по ассоциации с успешным разрешением управленческой ситуации в иных условиях и необходимостью научно обоснованного применения всех методов, форм и средств управления в их сочетании;
- между естественным желанием руководителя иметь дополнительные финансовые, кадровые, временные и другие ресурсы и вынужденной необходимостью ограничиваться наличными ресурсами, т. е. получать оптимальный результат не столько за счет улучшения обеспеченности организации, сколько за счет совершенствования механизма, способа, стиля управления при ограниченных ресурсах.
Выводы
Понятия «управление», «руководство» и «менеджмент» создают синонимический ряд.
Существуют разные подходы к управлению, а, следовательно, разными будут и предметы исследований.
Исследования в образовательных системах делятся на две группы: описательно-объяснительные и формирующие. Эти типы исследований не исключают друг друга, а дополняют.
Образовательное учреждение – это система, состоящая из взаимосвязанных элементов. Системообразующим элементом выступает цель управления.
Управление учебными заведениями – это многоуровневая система, имеющая свои особенности, заключающиеся в «субъектности» всех ее представителей: обучаемых, педагогов, руководителей образовательной системы.
Управление как процесс циклично. Оно состоит из ряда видов деятельности, называемых функциями управления. Единого подхода к выделению функций управления в современной науке нет.
|
Каждый цикл должен быть направлен и на функционирование, и на развитие образовательной системы.
Управленческая деятельность противоречива. Движущей силой управления является противоречие между результатами работы учебных заведений и теми задачами, которые были поставлены в годовом плане работы.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Какие определения вы можете дать понятию «управление»? Выберите те определения, которые, на ваш взгляд, более точно отражают сущность управления образовательными системами.
2. Сравните понятия «управление», «руководство», «менеджмент». Что общего между ними? Видите ли вы разницу в этих понятиях?
3. Что составляет объект, предмет и задачи науки управления?
4. Какие два типа исследований управления учебными заведениями существуют в современной науке? В чем их отличие и как они связаны между собой?
5. В чем сущность системного подхода к управлению?
6. К какому виду систем можно отнести учебное заведение? Обоснуйте свое мнение.
7. Назовите и раскройте особенности образовательной системы как социально управляемой системы.
8. Что дает руководителю системный подход к управлению?
9. Раскройте понятие цели управления. Назовите виды целей и требования к ним.
10. Приведите примеры целей управления в учебном заведении (подразделении), в котором вы работаете. Обоснуйте их правомерность.
11. Назовите виды управления образовательными системами.
12. Какие уровни управления имеются в учебных заведениях?
13. Каков взгляд современных ученых на классификацию функций управления? Чье мнение вы разделяете и почему?
14. Охарактеризуйте управленческий цикл в учебном заведении. Охарактеризуйте его.
15. В чем сущность управления функционированием и управления развитием учебного заведения?
16. Что составляет содержание управления и каковы его движущие силы?
17. Раскройте движущие силы управленческой деятельности.