Демократизация – одно из ключевых понятий нового времени. Демократические реформы в образовательной сфере являются необходимым условием демократизации общества в целом.
В своей книге «Демократизация внутришкольного управления» М. Поташник справедливо утверждает, что для того, чтобы иметь успех в демократических преобразованиях учебного заведения, нужно осознать необходимость демократизации, ее «вынужденность».
Эта необходимость определяется объективной потребностью общества в новом человеке, способном к самостоятельным, ответственным, творческим действиям, человеке интеллектуальном, с критичным, раскрепощенным от догм мышлением, живущем в сложном, противоречивом, полном жгучих проблем современном мире и готовым квалифицированно решать эти задачи.
Демократизация управления учебным заведением имеет целью повышение его эффективности, обеспеченной изменением структуры этого процесса на основе расширения сферы участия в нем преподавателей, обучаемых, их родителей. Это влечет за собой изменение содержания и форм управления. Кроме того, демократизация управления предусматривает демократическую организацию самого учебно-воспитательного процесса, построение отношений его участников на основе взаимного уважения и творческого содружества.
Проблема демократизации управления учебным заведением является весьма нелегким делом по ряду объективных и субъективных причин: демократизация связана с делегированием полномочий, а это чаще всего вызывает сопротивление сотрудников; в числе объективных причин – не разработанность демократических структур на всех уровнях управления, механизмов и условий для их успешной деятельности, способов поощрения за внедрение демократических принципов управления.
|
Одним из условий, а может быть, и первым шагом на пути к демократизации является глубокое понимание всеми членами коллектива общих целей и направлений развития учебного заведения, понимание их личностной значимости, актуальности для совершенствования собственной деятельности. Для этого требуется слаженная работа коллектива, наличие корпоративного духа. Практика свидетельствует, что коллективная деятельность в большинстве учебных заведений отсутствует. Наиболее опытные, творческие педагоги работают согласно собственной профессиональной стратегии, нередко не согласовывая ее со стратегией и интересами всего учебного заведения.
Различна и доля участия педагогов и родителей в управлении учебным заведением. Согласно Н. Немовой [19], уровень участия в управлении может быть низким (консультативный), средним (активное участие) и высоким (партнерство).
На низком уровне участия в управлении учебным заведением постоянно задействованы только отдельные, наиболее инициативные педагоги и родители. Остальные вовлекаются в этот процесс от случая к случаю.
На среднем уровне численность участников управления возрастает, создается актив. Как правило, руководитель делегирует органам самоуправления решение задач текущего управления и незначительных проблем учебного заведения.
Высокий уровень характеризуется включенностью членов коллектива в решение сложных актуальных проблем учебного заведения. Такому уровню присуще привлечение к управлению большинства педагогов и родителей. При партнерских отношениях административное руководство сводится к минимуму, к исполнению принимаются коллективные решения.
|
Участие в управлении – это специально проектируемая и вводимая в практику работы учебного заведения управленческая технология. Поэтому его уровень может задаваться заранее и затем поэтапно развиваться с помощью организационной структуры [19].
По мнению Ю.А.Конаржевского [12], демократизация может осуществляться по нескольким путям.
1. Опора на принцип эгалитарности, на доверие к человеку, и на этой основе – автономизация управления, делегирование полномочий (а следовательно, и доли ответственности) общественным органам и преподавателям.
Например, формами группового участия преподавателей в управлении вузом могут быть:
1. совет стратегического планирования развития университета (факультета);
2. научно-методический совет факультета;
3. проблемные, проектные, творческие группы, творческие лаборатории по решению важнейших проблем.
Формами участия педагогов в управлении средними общеобразовательными учреждениями являются: руководство педагогами предметными кафедрами (методическими объединениями), советами по различным вопросам образовательной деятельности (методическими советами, советами стратегического планирования) и др.
Коллегиальные органы управления (группы) по видам деятельности, которые делегируются им, решают задачи не только функционирования, но и развития учебного заведения.
Индивидуальным участием педагогов в управлении учебным заведением является самооценка и самоконтроль ими своей деятельности по принятым в коллективе показателям; выполнение функций так называемых «агентов изменений», а также информаторов по научной проблеме для создания инновационного банка; разовое выполнение определенных поручений. Одной из распространенных форм обучения на местах является наставничество.
|
В образовательных учреждениях Западной Европы распространенно движение модераторов. Модератор – тот же наставник, но специально подготовленный, знающий передовой опыт и методы передачи педагогических технологий.
Используется также метод оценки равного равным.
2. Огромное значение для демократизации процесса управления учебными заведениями играет принцип коллективной подготовки и принятия решений. Управление, основанное на включении исполнителей в процессы выработки, принятия или реализации управленческих решений, получило название партисипативного. Примером наиболее успешного его использования может служить опыт Японии. Привлечение работников к управлению организации (учебного заведения) способствует решению комплекса управленческих задач:
4. повышает мотивацию исполнителей;
5. развивает у них чувство причастности к общему делу;
6. удовлетворяет потребность в инновационной деятельности;
7. помогает выработать согласованные, компетентные инновационные решения;
8. сокращает сроки выполнения плана;
9. способствует предотвращению служебных конфликтов.
На основе коллективной подготовки и принятия решений может быть перестроена работа таких органов управления как педагогический совет в школе и ученый совет в вузе с тем, чтобы они стали органами не только коллективной, но и творческой деятельности.
3. Демократизация всей жизни учебного заведения и управления им означает направленность на преодоление однообразия в организации заведения, форм и методов преподавания и воспитания, раскрытия перед педагогами их бесконечной вариативности и полифоничности.
Для учебных заведений с высоким уровнем демократизации характерно отсутствие единых требований к внешнему виду учащихся (терпимость современной одежде); различные варианты построения учебного процесса, в том числе и по принципу парковой системы; совместное участие педагогов, родителей и детей в подготовке внеклассных мероприятий и др.
Что касается методов и приемов преподавания, то используются коллективные (групповые) методики, требующие диалога, нередко дискуссии. Задания носят развивающий характер, включающий приемы сравнения, сопоставления, обобщения. Важнейшим принципом в реализации содержания учебного материала является принцип связи с жизнью, опора на личный опыт обучающихся.
Признаком демократизации учебного заведения является индивидуализация учебного процесса, творческая реализация его профильной составляющей. Менеджмент учреждения образования должен быть направлен на создание условий для выбора обучающимися различных вариантов курсов и видов деятельности, на дифференциацию всего педагогического процесса и его форм.
4. Демократизация управления учебного заведения напрямую связана с созданием студенческого (ученического) самоуправления, основанного на гуманистических отношениях педагогов и обучающимися, исключающих давление администрации и педагогов.
5. Демократизация управления требует перевода всех отношений из плоскости «начальник – подчиненный» в плоскость сотрудничества, отказ от формулы «Начальник всегда прав!», которая в зародыше губит творчество, новаторство, поиск педагога, и переход к стилю отношений, в основе которого – положение «Прав тот, на чьей стороне истина ».
В этой связи нельзя не привести пример демократизации управления в Японии и Англии. На многих фирмах существуют правила, согласно которым все служащие и рабочие обедают в одном ресторане и обращаются к друг к другу по имени; для всех, независимо от занимаемой должности, предоставляется одна стоянка для автомобилей без закрепленных мест.
В Англии стараются проводить все совещания за круглым столом, что делает неочевидным статус участников. Руководитель совещания должен быть лишь одним из равных среди равных. Поощряется несогласие, даже определенными языковыми нормами: в ИБМ, например, не нужно высказываться против, достаточно заявить о несовпадении мнений. Акцент делается на групповые формы работы
На многих японских фирмах их директора, начальники цехов один час в неделю работают у станка. Еженедельно начальник цеха докладывает рабочим о положении дел на фирме. Постепенно сокращается дистанция в оплате труда менеджера и рабочих.
Демократизация управления – это, прежде всего, демократизация его функций.
Цель демократизации педагогического анализа – повышение объективности оценки итогов педагогического процесса, выявление причин полученных результатов на основе изучения представителями этих категорий членов коллектива учебного заведения достаточной по объему приоритетной информации.
Это предусматривает:
1. Формирование и развитие внутренней нормативной базы учебного заведения, способствующей активизации участия членов педагогического: коллектива в аналитической деятельности:
10. предоставление результативно и творчески работающим членам педагогического коллектива права самоконтроля и самоанализа с определением формы отчетности о результатах их аналитической деятельности;
11. предоставление руководителям профессиональных объединений (школьных кафедр, методических объединений, творческих групп, органов самоуправления и др.) реальных управленческих прав и обязанностей по осуществлению анализа деятельности учебного заведения;
12. определение для каждой категории аналитиков цели, предмета и порядка аналитической деятельности;
13. определение форм гласного и педагогически целесообразного тактичного информирования педагогического коллектива о результатах аналитической деятельности.
2. Формирование и развитие определенной управленческой компетентности членов коллектива учебного заведения, необходимой для осуществления педагогического анализа учебно-воспитательного процесса:
14. обучение всех членов педагогического коллектива технологиям самоанализа учебного занятия и воспитательного дела;
15. обучение руководителей профессиональных объединений технологии анализа образовательного процесса и его результатов;
16. обучение руководителей органов студенческого (школьного) самоуправления, общественных организаций самоанализа их деятельности;
17. стимулирование членов коллектива учебного заведения, принимающих активное участие в аналитической деятельности.
Цель демократизации планирования – учет интересов, творческих возможностей и личной ответственности членов коллектива учебного заведения на основе активизации их участия в разработке многовариативного осуществления общих целей.
В этой связи необходимо:
· Формирование и развитие внутренней нормативной базы, способствующей активизации участия членов коллектива учебного заведения в планировании его деятельности:
18. определение для каждой категории работников вида плана и участников его разработки;
19. определение управленческих прав и обязанностей членов коллектива, участвующих в планировании;
20. определение системы стимулов для членов коллектива.
· Формирование управленческой компетентности членов коллектива, необходимой для участия в планировании. С этой целью все категории участников планирования обучаются технологии подготовки и создания планов различных уровней.
Цель демократизации организации – учет возможностей и потребностей членов коллектива учебного заведения на основе делегирования управленческих полномочий и обязанностей при выполнении общих планов.
Для этого необходимо:
1. Формирование и развитие внутренней нормативной базы, способствующей демократизации организационных отношений:
21. определение необходимых новых общественно-педагогических органов, их целей, задач, функций, управленческих прав;
22. определение места новых органов в структуре управления учебным заведением.
2. Формирование и развитие управленческой компетентности членов коллектива учреждения образования, необходимой для осуществления организационной деятельности, стимулирование этой деятельности.
Цель демократизации контроля – повышение достоверности, педагогической целесообразности сбора информации на основе привлечения к гласному контролю членов коллектива учебного заведения.
Для этого необходимо:
1. Формирование и развитие внутренней нормативной базы, способствующей активизации членов коллектива в контрольной деятельности:
23. выделение категорий членов коллектива, участвующих в контроле, определение их прав и обязанностей;
24. определение для каждой категории цели, предмета и порядка контролирующей деятельности;
25. определение системы отчетных форм и документов по результатам контроля (взаимопроверок, творческих отчетов, справок, приказов и др.).
2. Формирование и развитие необходимой управленческой компетенции членов коллектива, осуществляющих контрольную деятельность:
26. обеспечение их необходимым методическим инструментарием;
27. обеспечение знания ими теоретических основ, владения практическими умениями контролирующей деятельности, в том числе составления итоговых документов по результатам контроля;
28. стимулирование членов коллектива, участвующих в контроле;
29. обобщение и анализ опыта эффективного участия членов коллектива в контрольно-аналитической деятельности.
Цель демократизации регулирования – повышение оперативности корректирования деятельности коллектива на основе саморегулирования. С этой целью также необходимо формирование нормативной базы и развитие понимания членами коллектива саморегулирующей деятельности.
Условия повышения роли педагогов в управлении:
1. Совпадение управленческих целей с их интересами.
2. Гласность принимаемых решений.
3. Учет психологии каждого члена коллектива и его потребностей.
4. Соблюдение нормативности (юридических основ) в управлении.
В мышлении менеджера совершенно четко должны размежеваться понятия: «либерализация» и «демократизация». Демократизация – это подлинное, коренное изменение отношений и перераспределение прав и обязанностей между администрацией и коллективом.
Вместе с тем преимущества централизованных структур состоят в том, что они позволяют обеспечить хороший контроль и координацию сотрудников, а значит, и четкую, в соответствии с планом, работу учреждения.
При децентрализованном управлении повышается активность членов коллектива, за счет этого растет уровень компетентности и оперативности управления. Эти структуры позволяют формировать лидеров, будущих руководителей образовательных учреждений.
Благодаря участию в управлении рождается чувство причастности к делам коллектива, ответственности за результаты работы, исполнители получают большое удовлетворение от сделанного. Привлечение к управлению повышает заинтересованность педагогов в развитии учреждения образования и делает реформы более эффективным. И, наконец, участие в управлении объединяет людей вокруг решения общих целей и включает всех в совместную деятельность.
Выбор степени децентрализации – очень важная управленческая задача. Она зависит от ряда факторов: уровня зрелости коллектива, режима и условий жизнедеятельности учебного заведения, количество педагогов и обучающихся. Наибольшая необходимость в децентрализованных структурах, основанных на участии в управлении членов коллектива, родителей и общественности, возникает в развивающихся учебных заведениях или требующих реформирование.
Выводы. Человековедческая сущность управления составляет идеологию и методологический стержень управленческой деятельности. Современный руководитель должен обладать фундаментальными антропологическими знаниями, адаптированными к управленческой деятельности и переведенными на язык соответствующих технологий. Человековедческая компетентность менеджера служит основой его менталитетной ориентации.
Внутривузовское управление, сориентированное на личность педагогов и обучающихся, должно носить гуманистический характер, выражающийся в отношениях сотрудничества на основе уважения к человеку и доверия к нему. Уважение и доверие к человеку – высшее проявление гуманизма и важнейшее условие успеха в управленческой деятельности.
Перевод управления учебными заведениями на демократическую основу возможен лишь при условии активного и инициативного включения в этот процесс педагогов и обучающихся при максимальном расширении горизонтальных и сокращении вертикальных связей.
Для демократического управления характерно партнерство – особая форма взаимодействия руководителей учебного заведения с сотрудниками. Использование руководством принципа коллегиальности в управлении способствует заинтересованности педагогов в результатах работы учебного заведения, росту интеллектуального творческого потенциала каждого, повышению ответственности сотрудников за выполнение принятого решения.
Вопросы и задания для самоконтроля и самопроверки
- Почему при всей важности образовательного процесса управление учебным заведением нельзя сводить только к управлению этим процессом?
- В чем сущность человекоцентристсткого подхода к управлению?
- Назовите и раскройте конкретные инструменты воплощения человекоцентристсткой ориентации в управлении.
- В чем сущность демократизации управления учебными заведениями? Назовите объективные и субъективные причины трудностей в ее осуществлении.
- Назовите и раскройте возможные пути, по которым может осуществляться демократизация в учебном заведении.
- Дайте определение партисипативного управления.
- Назовите основные условия повышения роли педагогов в управлении учебным заведением.
- Что означает гуманизация управления?
- Личностно ориентированный подход в управлении и его основные положения. Возможен ли он в коллективе, где вы работаете? Обоснуйте свое мнение.