В настоящее время достаточно устойчиво идет осознание управленческой деятельности как профессиональной. Профессиональная деятельность руководителя в образовании, особенно в нынешних условиях его реформирования, выдвигает перед ним очень высокие требования. На сегодня он должен осознать задачи этих преобразований; осмыслить цель и задачи управления учебным заведением, перспективы его развития, знать современные технологии образования; формировать стиль научной организации труда; владеть знаниями в области философии и теории образования, психологии и педагогики, финансов и права, маркетинга, компьютерной грамотности и др. Словом, руководитель учебного заведения должен иметь высокий уровень квалификации, которую можно рассматривать как степень овладения профессией.
Уровень квалификации руководителя определяется наличием основных его знаний и умений, необходимых для эффективного управления. Эту проблему исследовали В. Бондарь, И. Жерносек, В. Кричевский, А. Мармаза, В. Маслов, О. Тонконогая и др. Ссылаясь на них, можно выделить две подсистемы знаний:
первая – это управленческие, психологические, педагогические, социально-правовые, финансово-экономические знания;
вторая – это гносеологический ряд: знания методологические, нормативные, содержательные, процессуальные (способа деятельности) и управленческие умения.
Выделение групп знаний основано на том, что:
основной вид деятельности руководителя учебного заведения – управленческий, что требует доскональных знаний теории и практики управления;
руководитель учебного заведения управляет социальной системой, то есть определенным объединением людей, поэтому должен знать основы общей психологии и психологии менеджмента;
объект управленческой деятельности руководителя учебного заведения требует педагогических знаний и умений;
руководитель может осуществлять управление в том случае, если имеет знания в социально-правовой сфере;
руководитель учебного заведения обеспечивает его функционирование и развитие при условии овладения знаниями хозяйственного и финансово-экономического механизма.
С позиции деятельностного подхода знания можно разделить на четыре группы, которые образуют гносеологический ряд:
методологические: законы, закономерности, идеи, теории, концепции;
нормативные: принципы, правила, положения, нормативы, инструкции;
содержательные (предметные): категории, понятия, факты, явления, процессы;
процессуальные (способа деятельности): методы, способы, приемы, операции.
По целевым признакам управленческие умения можно сгруппировать так:
диагностично-прогностические умения связаны со сбором, анализом, систематизацией информации, определением проблем, постановкой цели, задач, разработкой стратегических и тактических планов, программ действий и алгоритмов отдельных видов деятельности;
организационно-регулятивные умения направлены на реализацию планов, программ, управленческих решений, создание материальных, технических условий, подбор и расстановку кадров, координацию усилий участников учебно-воспитательного процесса;
контрольно-коррегирующие умения – это умения определять стандарты, нормы и методы оценки дел с внесением соответствующих изменений, дополнений, уточнений на основе данных контроля и рекомендаций по улучшению работы.
Таким образом, управленческие умения – это в первую очередь способы реализации управленческих функций.
Осознание целей, приоритетов и ценностей современного образования приводит к необходимости стремиться перейти с позиции «управленец» на позицию «менеджер». Менеджер – это человек, профессионально осуществляющий функции управления. Его профессионализм заключается в знании рынка и его законов, в умении прогнозировать развитие организации и создавать необходимые условия для достижения ее целей; в способности управлять ресурсами и их развитием путем постоянного обновления содержания и технологии управления [15].
Менеджер – носитель инновационной организационной структуры и последовательных изменений в учреждении образования. Он обладает современным управленческим и педагогическим мышлением, человек, ориентирован на нововведения, интеграцию усилий работников, на использование культурно-этических инструментов управления (Ю. Конаржевский).
Менеджер должен владеть искусством управления людьми и отношениями между ними:
- сплачивать персонал вокруг общих целей;
- развивать в сотрудниках профессиональные потребности и создавать условия для их удовлетворения;
- подготавливать каждого работника к совместной деятельности на основе постоянного профессионального развития и саморазвития, устанавливать необходимые деловые отношения, мотивировать и стимулировать труд; создавать в коллективе атмосферу уважения, доверия и успеха.
Исследование, проведенное М. Вудкоком и Д. Френсисом [4], позволило выделить основные факторы, влияющие на эффективное управление, и на основе этого сформулировать основные требования к менеджеру и его знаниям (табл. 5.1).
Табл. 5.1