Руководитель учебного заведения как менеджер образования




В настоящее время достаточно устойчиво идет осознание управленческой деятельности как профессиональной. Профессиональная деятельность руководителя в образовании, особенно в нынешних условиях его реформирования, выдвигает перед ним очень высокие требования. На сегодня он должен осознать задачи этих преобразований; осмыслить цель и задачи управления учебным заведением, перспективы его развития, знать современные технологии образования; формировать стиль научной организации труда; владеть знаниями в области философии и теории образования, психологии и педагогики, финансов и права, маркетинга, компьютерной грамотности и др. Словом, руководитель учебного заведения должен иметь высокий уровень квалификации, которую можно рассматривать как степень овладения профессией.

Уровень квалификации руководителя определяется наличием основных его знаний и умений, необходимых для эффективного управления. Эту проблему исследовали В. Бондарь, И. Жерносек, В. Кричевский, А. Мармаза, В. Маслов, О. Тонконогая и др. Ссылаясь на них, можно выделить две подсистемы знаний:

первая – это управленческие, психологические, педагогические, социально-правовые, финансово-экономические знания;

вторая – это гносеологический ряд: знания методологические, нормативные, содержательные, процессуальные (способа деятельности) и управленческие умения.

Выделение групп знаний основано на том, что:

основной вид деятельности руководителя учебного заведения – управленческий, что требует доскональных знаний теории и практики управления;

руководитель учебного заведения управляет социальной системой, то есть определенным объединением людей, поэтому должен знать основы общей психологии и психологии менеджмента;

объект управленческой деятельности руководителя учебного заведения требует педагогических знаний и умений;

руководитель может осуществлять управление в том случае, если имеет знания в социально-правовой сфере;

руководитель учебного заведения обеспечивает его функционирование и развитие при условии овладения знаниями хозяйственного и финансово-экономического механизма.

С позиции деятельностного подхода знания можно разделить на четыре группы, которые образуют гносеологический ряд:

методологические: законы, закономерности, идеи, теории, концепции;

нормативные: принципы, правила, положения, нормативы, инструкции;

содержательные (предметные): категории, понятия, факты, явления, процессы;

процессуальные (способа деятельности): методы, способы, приемы, операции.

По целевым признакам управленческие умения можно сгруппировать так:

диагностично-прогностические умения связаны ­со сбором, анализом, систематизацией информации, определением проблем, постановкой цели, задач, разработкой стратегических и тактических планов, программ действий и алгоритмов отдельных видов деятельности;

организационно-регулятивные умения направлены на реализацию планов, программ, управленческих решений, создание материальных, технических условий, подбор и расстановку кадров, координацию усилий участников учебно-воспитательного процесса;

контрольно-коррегирующие умения – это умения определять стандарты, нормы и методы оценки дел с внесением соответствующих изменений, дополнений, уточнений на основе данных контроля и рекомендаций по улучшению работы.

Таким образом, управленческие умения – это в первую очередь способы реализации управленческих функций.

Осознание целей, приоритетов и ценностей современного образования приводит к необходимости стремиться перейти с позиции «управленец» на позицию «менеджер». Менеджер – это человек, профессионально осуществляющий функции управления. Его профессионализм заключается в знании рынка и его законов, в умении прогнозировать развитие организации и создавать необходимые условия для достижения ее целей; в способности управлять ресурсами и их развитием путем постоянного обновления содержания и технологии управления [15].

Менеджер – носитель инновационной организационной структуры и последовательных изменений в учреждении образования. Он обладает современным управленческим и педагогическим мышлением, человек, ориентирован на нововведения, интеграцию усилий работников, на использование культурно-этических инструментов управления (Ю. Конаржевский).

Менеджер должен владеть искусством управления людьми и отношениями между ними:

- сплачивать персонал вокруг общих целей;

- развивать в сотрудниках профессиональные потребности и создавать условия для их удовлетворения;

- подготавливать каждого работника к совместной деятельности на основе постоянного профессионального развития и саморазвития, устанавливать необходимые деловые отношения, мотивировать и стимулировать труд; создавать в коллективе атмосферу уважения, доверия и успеха.

Исследование, проведенное М. Вудкоком и Д. Френсисом [4], позволило выделить основные факторы, влияющие на эффективное управление, и на основе этого сформулировать основные требования к менеджеру и его знаниям (табл. 5.1).

Табл. 5.1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: