Классификация методов управления




Признаки классификации Методы
Объект управления Государственного, регионального, местного, внутриучебного управления
Субъект управления Административного, хозяйственного, общественного управления, методы взаимодействия, принятие совместных решений
По целям Стратегические, тактические, оперативные
По механизму влияния Социально-политической, социально-экономической, психолого-педагогической, организационно-педагогической направленности
По времени управленческих действий Перспективные, долгосрочные, текущие  
По стилю Авторитарные, демократические, либеральные, популистские, аппаратные
Экономические Воздействия на экономическую сферу деятельности людей
Организационно-административные (распорядительные) Распорядительного, организационного, дисциплинарного воздействия
Социально-психологические Регулирования взаимоотношений между людьми, создания оптимального психологического климата в коллективе
По функциям управления Методы планирования, организация, контроля, стимулирования

 

Выбор методов управления

Сами по себе методы управления не могут быть оптимальными или неоптимальными вне конкретных условий. При их выборе необходимо учитывать следующие факторы:

- Стратегические и тактические задачи.

- Особенности людей (преподавателей, обучающихся, родителей и др.), в отношении которых применяется метод (управленческое воздействие).

- Сравнительную эффективность различных методов управления.

- Возможности каждого метода и последствия его применения.

- Меру в использовании тех или иных методов, их взаимосвязь.

- Особенности ситуации, исчерпанность других средств.

- Наличие времени для решения задач именно выбранным комплексом методов управления.

- Морально-психологические, материальные и прочие условия.

- Возможности, умения подчиненных.

- Традиции, привычки данного коллектива, его приученность к тому или иному стилю управления.

Выбор оптимальных методов управления учебным заведением должен осуществляться поэтапно:

1. выявление и определение проблемы в руководстве и в коллективе;

2. индивидуальный и коллективный поиск адекватных методов для решения проблемы;

3. разработка критериев оценки управленческого акта и его результата;

4. оценка по выбранному критерию разных вариантов решения вопроса;

5. выбор одного или нескольких методов управления для решения данной проблемы.

 

В заключение следует отметить, что принципы управления учебными заведениями устанавливают те исходные позиции, правила, руководствуясь которыми, можно уверенно идти к намеченной цели. Они определяют требования к содержанию, структуре, организации, учебно-воспитательного процесса и используются как фундаментальные аксиомы.

Задача руководителя образовательного учреждения состоит в том, чтобы с учетом конкретных условий и специфики управленческих объектов выбрать оптимальные методы управления, обеспечивающие наиболее полную реализацию принципов управления.

Реализация гуманистической направленности современного образования диктует необходимость использовать социально-психологические методы управления.

Выбор методов управления связан с искусством управленческой деятельности. Эффективность управления учебным заведением определяется во многом взаимодействием методов управления. А.С. Макаренко указывал, что никакое средство не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы его рассматриваем отдельно от других средств, от целей системы, от комплекса влияний.

Не бывает плохих и хороших методов управления. Смешна заведующая детским садиком с ухватками Наполеона, но и сложно представить лейтенанта, поднимающего бойцов в атаку путем демократического голосования. Каждый способ, метод, прием должен соответствовать ситуации.

Выбор методов управления зависит от объекта управления, профессиональных и деловых качеств руководителя, его личного опыта, способностей, умения использовать опыт других, от содержания предстоящих управленческих действий и уровня знаний об объекте. Методы управления непрерывно совершенствуются вместе с развитием учреждения образования.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля и самопроверки

 

1. Раскройте сущность понятия «принципы управления». В чем заключается важность знания руководителем принципов управления и умения опираться на них в практической деятельности?

2. Как классифицируются принципы управления учебными заведениями в современной науке? Какие из них можно назвать общими для различных классификаций?

3. Раскройте сущность каждого из принципов управления.

4. Раскройте сущность понятия «методы управления». Какие подходы к классификации методов управления имеются в современной науке?

5. Охарактеризуйте методы управления в соответствии с выбранной вами классификацией.

6. Почему так важно в настоящее время использование методов мотивации в управлении коллективом?

7. Назовите модальные установки личности. Поясните, при каких условиях они могут перерасти в свою противоположность?

8. Что необходимо знать руководителю и как проявлять себя, чтобы формировать у подчиненных инициативно-ответственное поведение?

9. В чем заключается искусство управленческой деятельности при выборе методов управления?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: