И зависящие от самого руководителя




Факторы Требования к руководителю
1. Стрессы   1. Способность управлять собой и своим временем
2. Разрушение традиционных ценностей (потеря ценностных ори­ентиров) 2. Разумные личные ценности
3. Широкая возможность выбора 3. Четкие личные цели
4. Существующие системы обучения руководителей не в состоянии обеспечить все возможности для повышения их профессионального роста 4. Поддерживание постоянного личного роста и развития разными путями

 

Продолжение табл. 5.1

5. Увеличение и усложнение проблем при ограничении имеющихся средств их решения 5. Владение умением эффективного решения проблем
6. Постоянная состязательность требует поиска новых решений, инноваций 6. Способность к инновациям
7. Сложившаяся иерархия отношений меняется, отношения затрудняются 7. Способность влиять на окружающих  
8. Многие подходы к управлению устарели   8. Знание современных управленческих подходов
9. Большие затраты и трудности с использованием наемных работников (контракт) 9. Способность руководить (умело использовать людские ресурсы)  
10. Возрастающие изменения требуют освоения новых умений, борьбы с возможностью «устаревания» собственной управленческой деятельности 10. Умение обучать и развивать подчиненных  
11. Усложнение проблем требует коллективных решений 11. Способность формировать и развивать рабочие группы

 

Свою практическую деятельность руководитель учреждения образования и менеджер организуют в соответствии с едиными научными законо­мерностями теории управления, имеющей общие истоки. Это дает основание считать руководителя учебным заведением — профессиональным руководителем, его менеджером.

Современные исследования в области управления образовательными системами позволяют указать на отличие менеджера от управленца традиционной системы (табл. 5.2).

 

Табл. 5.2

Отличие менеджера от управленца традиционной системы

 

Управленец Менеджер
1. Как можно больше делает сам: сам принимает решения и сам их реализует 1. Организует труд других путем: - принятия коллективных решений; - создания условий для творческого развития и самореализации личности; - кооперативного сотрудничества на базе побудительных стимулов и выявления неиспользованных резервов
2. Управленцы часто присваивают себе труд других, лишая их стимула к развитию 2. Менеджеры приводят к успехам других, используя их опыт и знания, постоянно стимулируя их труд различными методами, беря на себя ответственность
3. Главным критерием деятельности управленцев является обязательное выполнение плановых показателей (в основном количественных) 3. Обязательным критерием хорошего менеджера является не просто получение прибыли, а качественный результат, гармонизация развития всех подсистем
4. Управленец (традиционный) не терпит плюрализма мнений, альтернативных решений. Он сторонник регламентированных действий и нормированного рабочего дня 4. Настоящий менеджер – это новатор, творец, умеющий сочетать свободу действий с высокой организованностью и альтернативой выбора

 

 

Продолжение табл. 5.2

 

5. Традиционная система управления использует главным образом административно-командные и экономические методы воздействия 5. Менеджер стремится управлять наиболее гуманным путем, используя различный арсенал методов для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах сил, средств и времени
- Традиционное управление реализуется на уровне: - постановки задач и проблем (установление плановых показателей); - ресурсного обеспечения (материально-технического, кадрового); - контроля конечных результатов 6. Менеджер создает систему из хаоса, формирует новый порядок, используя язык конструктивного действия: - помогает диагностировать, участвуя в маркетинговом изучении рынка и используя новейшие достижения интегрированных наук и передового опыта; - устанавливает цели и конкретные задачи в каждой группе проблем; - определяет коллегиально эффективные пути их решения; - создает творческие группы и необходимые условия для решения проблем; - обеспечивает необходимой информацией, координируя работу; - устанавливает критерии оценки конечных результатов коллегиально

 

Таким образом, чтобы быть менеджером, надо иметь явные способности к управленческой деятельности, т. е. присутствующую в человеке соответствующую биологическую матрицу.

При подборе кандидатур на управленческую должность необходимо использовать определенную модель. В качестве такой модели предлагается психограмма управленца.

Психограмма управленца – это система профессионально и морально важных черт его личности. Под профессионально и морально важными качествами (ПВМК) личности управленца понимают такие, которые включены в его профессиональную деятельность и обеспечивают успех: профессионально-деловые, администативно-организационные, социально-психологические, моральные.

Н. Коломинский рассматривает менеджера образования не только как личность, а и как индивида в структуре субъекта управленческой деятельности, ибо, согласно Б. Ананьеву, структура человека как субъекта деятельности создается из определенных свойств индивида и личности, соответствующих предмету средств деятельности.

Исходя из этих взглядов и теоретико-эмпирического анализа деятельности менеджера образования, Н. Коломинским разработана модель индивидуально-личностных свойств менеджера образования (руководителя) как субъекта управленческой деятельности и на этой основе создана его психограмма.

Украинский ученый в области управления И. Жерносек разработал модель профессиональной компетентности руководителя школы нового типа. Модель включает: политическую культуру, патриотизм в сочетании с уважением к другим народам и нациям, высокие моральные качества, общественную активность, личностные качества. Профессиограмму руководителя он условно делит на профессиональные знания, профессиональные умения и профессиональные навыки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: