В ХХ столетии сформировалась наука управления, которая интенсивно развивается и проникает во все отрасли человеческой деятельности.
По мнению ученых, управление является междисциплинарной отраслью научного знания с четко выраженным приоритетом практических установок, которое специализируются в самых разных аспектах.
А. Попов считает, что управление это наука о практической организации тех или иных процессов.
В. Афанасьев называет управление обязательным, внутренне присущим свойством общества на любой ступени его развития. Это свойство, по его мнению, носит «общий характер и вытекает из системной природы общества».
В литературе нет единого мнения о сущности, этапах и функциях управления. Некоторые авторы избегают формулировок определения и обходятся описанием лишь его отдельных сторон. Другие исследователи дают определения, выводя содержание управления из его функций и значения для других научных дисциплин: социологии, психологии, педагогики, философии и др., или прибегают к определению управления, которое используется в кибернетике.
Б. Гаевский: «Процесс управления есть упорядочение системы».
Г. Ельникова: «Управление – это особый вид человеческой деятельности в условиях постоянных изменений внутренней и внешней среды, которая обеспечивает целенаправленное влияние на управляемую систему для сбережения и упорядочения ее в рамках заданных параметров на основе закономерностей ее развития и действий механизмов самоуправления».
В. Крыжко, Е. Павлютенков: «Управление – целеустремленная деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и развития образовательной системы».
|
В. Сластенин: «Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации».
П. Третьяков: «Под управлением понимается целенаправленное, ресурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению заданного результата (цели)».
П. Друкер: «Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации; это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу».
Управление как процесс представляет собой способ, технологию, методику, механизм осуществления плана во времени, это ход управления, последовательная смена состояний, стадий, этапов развития, совокупность действий руководителя для достижения результатов.
Процесс (лат. – продвижение) – совокупность последовательных действий для достижения каких-либо результатов, предписанная последовательность действий, которые логично связываются друг с другом для того, чтобы обеспечить достижение поставленной цели; это деятельность, которая преобразует «вход» и «выход».
Разнообразие формулировок понятия «управление» связано с самой природой управления – явления сложного и многообразного.
Процессы управления в обществе называют социальным управлением или управлением людьми. Выделяют два основных подкласса социального управления: управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей.
|
Большой энциклопедический словарь: “Социальное управление– воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития, поскольку в нем отражен принципиальный момент современного понимания управления как элемента, обеспечивающего не только сохранение, функционирование любой системы, но и ее развитие” [3, 528].
В литературе по управлению наряду с понятием «управление» употребляют понятие «руководство».
“ Руководство – это такой уровень социального управления, когда разрабатываются наиболее общие и принципиальные решения, намечаются перспективные цели, которые необходимо достигнуть той или иной системой управления, вырабатываются средства для достижения поставленной цели и устанавливается последовательность выполнения более конкретных, частных задач” [21, 37].
Руководить – это значит определенным образом организовать работу подчиненных. Руководство – это не поведение как таковое, а способ организации «поведения» других людей.
В конце 80-х – 90-х годов. происходит осознание необходимости профессионализации управленцев учебных заведений, и в сферу образования приходит менеджмент.
Ю. Конаржевский: “Менеджмент – новая философия управления, выделяющая роль управления и менеджера в общественной жизни, а также специальную значимость профессии управляющего. Это требование сделать процесс управления вполне обоснованным, целесообразным и составлять планы достижения целей таким образом, чтобы подчиненные, работая с сознанием собственного достоинства, получали удовлетворение”.
|
П. Друкер: “Менеджмент – специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости”.
Фундаментальный Оксфордский словарь:
1. «Менеджмент – это способ и манера общения с людьми (тружениками)».
2. «Менеджмент – это власть и мастерство руководства».
3. «Менеджмент – это умения и административные навыки организовать эффективную работу аппарата управления (служб работников)».
4. «Менеджмент – орган управления, административные единицы, службы и подразделения».
5. «Из функциональных позиций менеджмент – процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формирования и достижения цели организации».
Анализируя многообразие определений, можно согласиться с мнением В. Григораш, О. Касьяновой, А. Мармаза [7], что, используя определения отечественных и зарубежных авторов, можно сделать такие выводы:
- Понятия «управление», «руководство» и «менеджмент» создают синонимический ряд.
- Управление – это вид деятельности, который обеспечивает оптимальное функционирование и развитие систем, согласует и координирует деятельность людей по достижению общей цели.
- Управлять можно системами, процессами; руководить – людьми, коллективами. То есть управление и руководство отличаются объектами и субъектами. Управлять можно чем-то, руководить – кем-то.
- Управление учебно-воспитательным учреждением – это целесообразное, активное взаимодействие руководителя с другими участниками педагогического процесса, техническим (обслуживающим) персоналом и общественностью, направленное на координацию и согласование усилий, упорядочение педагогической системы и перевод ее на более высокий, качественно новый уровень.
- Менеджмент – это теория и практика эффективного управления.
- Педагогический менеджмент – это теория и практика эффективного управления учебным заведением.
- Менеджер – это руководитель, который владеет профессиональными знаниями и уменями для реализации эффективного управления.
- Менеджер образования – это руководитель, который владеет профессиональными знаниями и умениями для реализации эффективного управления в образовании.