Развитие науки социального управления оказало существенное влияние на теоретическое осмысление и поиск решений проблем управления образованием за рубежом, прежде всего в США и странах Западной Европы. Общие идеи управления социальными организациями служили основой для научной разработки проблем управления в сфере образования.
Два года спустя после публикации в 1911 г. труда Ф. Тейлора «Принципы научного управления» вышла большая статья Ф. Боббитта, озаглавленная «Некоторые общие принципы менеджмента, применяемые к городским школьным системам». Эта работа – преимущественно опыт применения идей научного управления к школьным системам. Его последователем был практический работник Ф. Сполдинг (заведующий школами), который сделал доклад о применении принципов научного управления в школах г. Ньютона.
В 20 – 30-е годы опыты по использованию принципов научного управления образованием значительно расширились, прежде всего в США, а затем и в европейских странах – Великобритании, Германии, Франции, Швеции, где получило распространение движение «научного управления». Многие принципы этой теории и поныне играют важную роль.
Вторая фаза развития научной теории управления образованием на Западе связана с распространением идей теории «человеческих отношений». Этот период продолжался примерно до 50-х годов ХХ века. Такой поворот в теории управления образованием произошел в значительной мере под влиянием трудов социологов Дж. Купмана (книга «Демократия в школьном управлении» – 1943 г.) и У. Йоха (книга «Улучшение человеческих отношений в управлении образованием» - 1949 г.). В книгах излагаются идеи и приводятся примеры из практики демократического управления в школах.
|
Во второй половине 50-х годов начинается третья фаза развития теории управления образованием, которая продолжалась примерно до 70-х годов. В этот период популярным становится подход к управлению образованием с позиции социальных наук – социологии, психологии, философии. Первоначально значение социальных наук для развития управления образованием было признано в США. Были опубликованы такие значительные работы, как «Теория управления в образовании» А. Халпина (США, 1958 г.), «Теория управления как руководство к действию» Р. Кэмпбелла и Д. Липхема (США, 1960 г.), «Подготовка лидеров образования в контексте социальных наук» Дж. Калбертсона (США, 1973 г.) и др.
В последующем подход к управлению образованием с позиции социальных наук распространился в Канаде, Австралии, Новой Зеландии и, несколько позже, в Великобритании, где заметный вклад в это движение внесли работы Дж. Берона и В. Тейлора «Управление образованием и социальная среда» (Англия, 1969 г.) и Р. Глэттера «Развитие менеджмента для образовательной профессии» (США, 1972 г.).
В 50 – 70 годы появились работы, которые популяризировали теорию организации применительно к образовательным учреждениям и анализировали их как социальные системы (например, работа П. Масгрейва «Школа как организация» (Англия, 1968) и др.
По вопросу об использовании социологических теорий организаций и социальных систем в управлении образованием в западной литературе существовали и существуют различные мнения. Если одни авторы полагали, что управление по существу является одним и тем же во всех организациях, будь то образовательные, промышленные, военные или церковные, то многие другие не соглашались с этим и считали, что имеются специфические характеристики образовательных организаций. К их числу относили:
|
5. более сложное определение целей и задач образовательных организаций в силу их специального сервисного характера;
6. отсутствие единого источника формирования политики;
7. трудности с оценкой конечных результатов образования;
8. существование особых, тесных отношений между педагогическим персоналом и учениками как первичными клиентами.
50 – 70-е годы в развитии науки управления были периодом, в котором доминировали несколько теорий.
В 60-70 годы была популярной концепция управления по целям – МВО (management by objectives). Ее основные идеи были сформулированы крупнейшим авторитетом в области социального управления П. Дракером. Она предусматривает сосредоточение внимания руководителей на разработке согласованных на различных уровнях организации целей и выработки совместно с подчиненными решений о средствах их достижения и оценки.
В 70-х годах на разработку проблем управления образованием значительное влияние оказали идеи системного подхода. М. Джонсон (1974 г.) предложил общую модель для системного управления образованием. Швейцарец Д. Хааг (1976 г.) использовал системный подход для анализа управления школьной системой. Значительный вклад в разработку проблем управления образованием на основе теории систем и системного подхода внесла работа П. Монтепло и К. Уимберпи «Системы менеджмента в образовании» (США, 1975 г.).
|
В силу его сложности применение системного подхода к управлению образовательными учреждениями не было массовым.
В 80-х годах интерес к исследованиям в области теории и практики управления вообще и школьного менеджмента в частности значительно возрос.
Повышение внимания государств в 80-е годы к школьной организации, ее демократизации, к уровню внутришкольного руководства, развитию принципа партисипативности и др. в целом ряде североамериканских и европейских стран нашло отражение в школьном законодательстве (в Великобритании, Шотландии, Франции, Дании, США).
Многообразие подходов к управлению образованием, наблюдавшиеся в 70-е годы, в 80 – 90 годы еще более возросло. Исследования и разработки базировались как на классической теории, так и на теории человеческих отношений, поведенческом, системном и ситуационном подходах. В ряде западноевропейских стран были предприняты попытки создания новых социологических и управленческих концепций.
Крупнейшими работами 80-х – начала 90-х годов, направленных на развитие теории управления образованием, являются работы Т. Буша «Теории менеджмента в образовании» (1983 г.), У. Фостера «Парадигмы и перспективы, новые подходы к управлению образованием» (США, 1986 г.) и др.
Большую группу публикаций составляют практико-ориентированные работы, такие, например, как «Руководство по менеджменту для учителей» (У. Раст / Великобритании, 1985 г.), «Управление образованием на местном уровне: менеджерский подход» (Р. Ребор / США, 1985 г.) и др., а также учебные пособия для студентов, курсантов, аспирантов по управлению образованием.
В 80-90-е годы активизировались исследования по отдельным аспектам управления образованием, в частности, в самостоятельное направление выделились исследования в области оценки кадров образования и управления развитием образования. В эти же годы стали обращаться к методам стратегического планирования. В европейских странах появился ряд исследований, посвященных этим проблемам. В их числе: работы Б. Дейвиса и Л. Эллисона «Планирование школьного развития» (Англия, 1992 г.), Ф. Бонне и др. «Школа и менеджмент: стратегическое управление школьным учреждением» (Бельгия, 1992 г.), А. Бувье «Менеджмент и план развития школы» (Франция, 1994 г.) и др.
Таким образом, теория управления образованием за рубежом – это интенсивно развивающаяся, практико-ориентированная область научного знания, активно ассимилирующая общеуправленческие подходы и разрабатывающая на их основе специальные модели и методы для повышения эффективности управленческой деятельности в сфере образования.