Под системой начального профессионального образования Санкт-Петербурга следует понимать сеть государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, находящихся в ведении Комитета по образованию Санкт-Петербурга, реализующих образовательные программы начального профессионального образования и профессиональной подготовки и обеспечивающих воспитание и содержание обучающихся.
Особенности начального профессионального образования в Санкт-Петербурге определяют следующие нормативно-правовые акты:
Постановление Правительство Санкт-Петербурга от 20 мая 2008 г. N 577 «О программе развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы»
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.11.2009 г. «Об обеспечении стипендиями и иными формами материальной поддержки обучающихся и студентов государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга».
Информационное письмо от 23.01.2006 N 04-0233/о.о «О примерном Перечне локальных актов государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, подведомственных Комитету по образованию»
Динамика количества учреждений начального профессионального образования показана в таблице 1.
Таблица 1 - Учебные заведения начального профессионального образования в Санкт-Петербурге
Годы | ||||
Количество |
Источник: Учебные заведения НПО. Сайт «Статистика российского образования» // <https://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=s_9_1&group= sub&ttype=0&Field=S1&Field=S2&Field=S3&Field=S4&Field=S5&Field=S6> (25.08.2009)
|
Проиллюстрируем данные таблицы на рисунке 3.
Рис. 3 - Учебные заведения начального профессионального образования в Санкт-Петербурге
Таким образом, в Санкт-Петербурге происходит снижение количества учреждений начального профессионального образования.
В системе начального и среднего профессионального образования (по среднесписочному составу) работает 129 348 человек. Структура работающего контингента в учреждениях начального профессионального образования Санкт-Петербурга по категориям представлена на рис. 4.
Рис. 4 - Структура работающего контингента в учреждениях начального профессионального образования Санкт-Петербурга
Управление начальным профессиональным образованием в Санкт-Петербурге осуществлялось по следующим направлениям.
С целью обеспечения оперативного согласования потребностей рынка труда и рынка профессионально-образовательных услуг и формирования городского заказа на подготовку квалифицированных кадров рабочих профессий и специальностей начального профессионального образования совместно с Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли в 2007/2008 учебном году в ноябре 2007 г была проведена Ярмарка трудовых ресурсов Санкт-Петербурга. Заключено около 1500 договоров о сотрудничестве и социальном партнерстве между предприятиями, организациями города и государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования.
На основании заключенных договоров сформирован и утвержден государственный заказ на профессиональное обучение (переподготовку, повышение квалификации) рабочих и служащих из числа взрослого населения для приоритетных отраслей экономики Санкт-Петербурга на 2009 год - 11600 человек. В 2007/2008 учебном году обучено 12 246 человек, из них: обучение по новой профессии - 3 827 чел., переподготовка - 2 041 чел., повышение квалификации - 6 378 чел.
|
Разработаны контрольные цифры приема в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, на основании которых сформирован государственный заказ на подготовку кадров рабочих и специалистов для отраслей экономики Санкт-Петербурга на 2008/2009 учебный год - 13 070 человек.
Внесена корректировка в перечень подготавливаемых профессий начального профессионального образования в соответствии с прогнозом.
В апреле-мае 2008 года проведен 2-ой (городской) этап конкурсов профессионального мастерства по 9 профессиям начального профессионального образования, в котором приняли участие 90 обучающихся из 47 образовательных учреждения. Отмечалось активное участие в конкурсах ряда государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
Победителями приоритетного национального проекта «Образование» среди учреждений начального профессионального образования стало ГОУ НПО Профессиональное училище № 25 Санкт-Петербурга.
В целях реализации кадровой и социальной политики в системе начального профессионального образования Санкт-Петербурга заключены договора на совместное финансирование подготовки квалифицированных кадров:
|
ФГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» - Профессиональное училище № 89;
ОАО «Силовые машины» - ЛМЗ - Профессиональное училище № 43;
ОАО «Силовые машины» - «Электросила» - Электромашиностроительный профессиональный лицей.
В рамках инновационного развития и информатизации системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга: в 2007/2008 учебном году все образовательные учреждения начального профессионального образования подключены к Интернет-сети; 32 ГОУ НПО обеспечены компьютерными классами; поставлено 50 мультимедийных установок (с экраном), 5 интерактивных досок.
В рамках реализации Программы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для судостроительной промышленности Санкт-Петербурга:
приобретено 110 единиц современного оборудования (лимит финансирования на 2007 год составил 18 454,5 тыс. рублей) для модернизации учебно-производственных мастерских образовательных учреждений;
проведена реорганизация ГОУ НПО Профессионального училища № 25 Санкт-Петербурга путем присоединения к нему ГОУ НПО Профессионального училища № 84 Санкт-Петербурга с последующим созданием судостроительного лицея;
на базе ГОУ НПО Профессионального училища № 25 Санкт-Петербурга организовано обучение студентов Санкт-Петербургского государственного морского технического университета для получения рабочих профессий НПО (сборщик корпусов металлических судов, сварщик, станочник) на договорной основе.
С 1 января 2008 года по этой Программе финансирование составило 10 300,0 тыс. рублей. Проведены конкурсные процедуры и осуществляются поставки оборудования в образовательные учреждения.
С целью разработки нормативов подушевого финансирования для учреждений начального и среднего профессионального образования в Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли направлена заявка на проведение НИИР по разработке базовой методики расчета нормативов бюджетного финансирования расходов на начальное и среднее профессиональное образование.
Согласно Программе развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга на 2008-2010 годы основными направлениями развития начального профессионального образования должны стать:
оптимизация профессионально-квалификационной структуры подготовки квалифицированных рабочих и специалистов по отраслевому принципу;
развитие материально-технической базы государственных образовательных учреждений начального профессионального образования;
создание условий для инновационного развития и повышение качества начального профессионального образования;
оптимизация сети государственных образовательных учреждений начального профессионального образования;
информационное обеспечение развития системы начального профессионального образования;
обеспечение системы начального профессионального образования высококвалифицированными инженерно-педагогическими кадрами.
При этом ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
оптимизация сети государственных образовательных учреждений начального профессионального образования с учетом потребностей Санкт-Петербурга в объемах подготовки квалифицированных рабочих и специалистов;
ремонт и реконструкция зданий и сооружений, закрепленных за государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, и оснащение их современным учебно-производственным и информационным оборудованием;
снижение кадрового дефицита экономики Санкт-Петербурга по наиболее востребованным рабочим профессиям с учетом потребностей предприятий;
повышение привлекательности начального профессионального образования;
активизация профессиональной подготовки взрослого населения, а также профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья;
повышение эффективности использования бюджетного финансирования, создание системы адресной финансовой поддержки государственных образовательных учреждений начального профессионального образования;
формирование комплексной системы профессиональной ориентации и сопровождения профессиональной карьеры молодежи.
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №35» ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ