Проблемы взаимодействия профессионального училища №35 с органами государственного управления




 

Низкая привлекательность начального профессионального образования напрямую связана с его устаревшим содержанием и низким качеством. Отрицательную роль играет и общественная установка- молодежь не хочет получать начальное и среднее профобразование. Любого среднестатистического школьника учителя хотя бы раз в жизни «пугали» ПТУ, пытаясь таким способом стимулировать ученика. Однако государству и российскому бизнесу не до запугиваний - стране нужны выпускники профессиональных училищ.

Основное следствие кризиса - кадровый голод на предприятиях. В условиях экономического подъема чувствуется острая нехватка специалистов технического профиля, не говоря уже о квалифицированных рабочих. Рынок труда наводнен посредственными юристами и экономистами.

Среди ключевых проблем взаимодействия ГОУ НПО ПУ №35 с органами государственного управления следует назвать:

Несоответствие предлагаемых ГОУ НПО ПУ №35 перечней специальностей и программ потребностям экономики.

Устарелый парк учебной техники и материально-технического обеспечения образовательного процесса в целом.

Слабость трансляции лучшего опыта между учреждениями начального профессионального образования.

Фактическое разрушение системы повышения квалификации педагогов, нехватка квалифицированных кадров.

В качестве решения целого ряда проблем во взаимодействии ГОУ НПО ПУ №35 и органов власти следует указать партнерство образования, государства и бизнеса в деле модернизации начального профобразования

В мировой практике есть целый ряд независимых механизмов оценки качества профобразования: это и профессиональные стандарты, разрабатываемые работодателями, и общие и предметные тесты, проводимые независимыми компаниями (GRE, GMAT, TOEFL, профессиональные тесты для юристов, бухгалтеров, финансистов), и исследования кадровыми агентствами карьерных достижений выпускников. Поэтому одно из решений проблемы - привлечение работодателей к выработке нового содержания образования, к участию в финансировании и техническом оснащении образовательных учреждений, готовящих специалистов для конкретных производств.

Формы взаимодействий предприятий с ГОУ НПО ПУ №35 сегодня могут быть многообразны. Это организация практик и стажировок на предприятиях (90%), наставничество на предприятиях (58%), социальные программы для привлечения (35%) и удержания (30%) молодых специалистов, участие в составлении учебных программ (24%) и разработке квалификационных требований по специальностям (24%), подготовка мастеров производственного обучения (22%).

Важной составляющей управления ГОУ НПО ПУ №35 может стать также пересмотр инфраструктуры училища, как с точки зрения совершенствования его системы управления, штатного расписания и т.д., так и с точки зрения построения его хозяйственной структуры. Необходимо освободить образовательное учреждение от объектов, находящихся на их балансе, не связанных с образовательными целями (жилые дома, общежития, заселенные не обучающимися и т.д.).

Также важно предоставление училищем образовательных услуг путем реализации программ различных уровней профессионального образования, включая программы повышения квалификации и переподготовки, что позволит существенно сократить затраты на содержание училища, увеличив при этом доступность образования для различных категорий населения.

Одновременно, также создать оптимальные условия для реализации интегрированных программ профессионального образования и, следовательно, сократить сроки обучения. А в последнем - крайне заинтересованы работодатели, учащиеся и их родители.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Говоря о необходимости государственного управления в сфере образования, мы подчеркиваем общественную значимость, сохранения и выполнения государством этой социокультурной функции. В соответствии с современными взглядами на теорию функций государства функция развития культуры, науки и образования называется в числе внутренних функций государства - она сложилась вместо ранее осуществляемой культурно-воспитательной функции. При этом социальная деятельность государства, охрана им прав и свобод граждан относятся к его основным функциям, а управление образованием дополнительно выделяется в составе так называемых неосновных функций государства.

Управленческие отношения, складывающиеся в процессе жизнедеятельности образовательных учреждений, - и горизонтальные, и вертикальные, это одновременно отношения и субординации, и равноправного партнерства, причем зачастую - между одними и теми же участниками образовательного процесса. Отсюда - своеобразный метод правового регулирования и комплексная отрасль права, именуемая образовательной.

Как сделать, чтобы образование соответствовало динамично меняющимся запросам общества? Единожды обновить содержание и увеличить объем выделяемых средств недостаточно. Нужно запустить механизмы самообновления, саморазвития образования, обеспечить системные изменения.

Во-первых, образовательные структуры должны стать открытыми: необходимо научиться выявлять общественный заказ, строить на его основе собственные целеполагание и деятельность. А значит - формировать содержание, образовательный стандарт, требования к оценке качества совместно с гражданами, с общественными и профессиональными объединениями.

Во-вторых, в образовании должны быть созданы иные, чем раньше, механизмы распределения ресурсов, стимулирующие качество, учитывающие результаты образовательной деятельности. В некотором смысле для образовательных систем нужна конкурентная среда.

Начальное профессиональное образование - это одна из ступеней образовательной лестницы в РФ. Общая численность учащихся за последнее десятилетие снизилось на 17%. Это снижение носило регулярный характер в течение всего указанного периода. Уровень охвата молодежи определенных возрастных групп учреждениями начального профессионального образования также снизился. Число дипломированных выпускников снизилось более чем на одну треть. Последнее обстоятельство вызвано удлинением сроков обучения. В данных условиях актуальным вопросом становиться модернизация начального профессионального образования.

Модернизация начального профессионального образования понимается как процесс поэтапного приведения его в соответствие с новыми, современными требованиями под влиянием не столько внутренних противоречий, сколько внешних социально - экономических условий.

Управление модернизацией предполагает создание новых моделей взаимодействия субъектов образовательной политики на всех уровнях, направленных на переход системы начального профессионального образования в новое качественное состояние.

Сложный характер модернизации начального профессионального образования отражает характерную для РФ многомерность и вариативность, выраженную в огромных масштабах образовательного пространства страны и его социально-профессиональной стратификации, что требует выработки адекватной этому системы управления. В этих условиях объективно затруднено формирование общих целей федерального и национально-регионального содержания начального профессионального образования, оптимальной структуры федерального и региональных органов управления.

Определение целей и механизма модернизации развития системы начального профессионального образования не обеспечено достаточными фундаментальными научными исследованиями, что в значительной степени обуславливает имеющийся консерватизм и низкую эффективность многочисленных реформ в этой сфере предпринимавшихся в последнее десятилетие. Новые задачи часто решаются при помощи старого механизма управления, не позволяющего выйти за рамки «самодостаточности» системы начального профессионального образования, придать ей открытый характер, включить в процесс ее модернизации все государственные и гражданские институты, в том числе и работодателей.

Руководители органов управления и учреждений начального профессионального образования оставлены без четких стратегических прогнозов и практической ориентации в новых условиях противоречивой реальности, вынуждены в своей деятельности опираться лишь на прошлый опыт, формально-логические установки, лежащие на поверхности причинно-следственных связей. Такой подход не поднимается до поисков закономерностей, выявления глубинных причин системного кризиса управления начальным профессиональным образованием в новых условиях.

В то же время модернизация начального профессионального образования требует не только обновления целей и содержания, но и создания новых образовательных институтов и механизмов управления, нередко не имеющих аналогов в прошлом. Возрастает необходимость научного сопровождения этой ключевой проблемы на всех уровнях, конструктивного использования зарубежного и российского опыта, прогноза и обоснования стратегии отбора и стимулирования прогрессивных инноваций.

Переориентация начального профессионального образования предполагает переподготовку преподавателей и мастеров, модернизацию оборудования, и улучшение уровня оплаты труда, для этого бюджетного финансирования не хватает и требуется привлечение внебюджетных средств. Чтобы дать учащимся профессиональные навыки при отсутствии возможности бесплатной стажировки на предприятиях, учебные заведения открывают производственные цеха, что позволяет и мастерам не потерять своей квалификации и создает дополнительный источник внебюджетного финансирования за счет реализации произведенной промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Начальные профессиональные учреждения остаются важным звеном системы образования: они дают молодёжи, для которой закрыта перспектива средней школы, шанс продолжить учёбу.

Таким образом, сейчас начальное профессиональное образование находится в определенном смысле на переломе, когда возможны кардинальные изменения по его реформированию, в результате которых обучающиеся смогут получать такое образование, которое будет способствовать их успешности в жизни, а значит, будет сильным и конкурентоспособным государство.

Следовательно, можно с уверенностью говорить о том, что российская система профессионального образования развивается и совершенствуется в русле мировых образовательных тенденций и процессов, являясь составной и неотъемлемой частью европейского образовательного пространства и общемировых интеграционных образовательных процессов.

В качестве рекомендаций по совершенствованию управления в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище №35» приведем следующие.

Модернизация и совершенствование управления начальным профессиональным образованием сегодня предполагают достижение трех важнейших, взаимодополняющих целей: повышение его качества, эффективности и доступности.

Важным направлением в совершенствовании управления ГОУ НПО ПУ №35 должно стать привлечение работодателей к выработке нового содержания образования, к участию в финансировании и техническом оснащении образовательных учреждений, готовящих специалистов для конкретных производств.

Формы взаимодействий предприятий с ГОУ НПО ПУ №35 сегодня могут быть многообразны. Это организация практик и стажировок на предприятиях, наставничество на предприятиях, социальные программы для привлечения и удержания молодых специалистов, участие в составлении учебных программ и разработке квалификационных требований по специальностям, подготовка мастеров производственного обучения. Данные направления деятельности должны находить поддержку в Комитете образования Санкт-Петербурга.

Составляющей управления ГОУ НПО ПУ №35 может стать пересмотр инфраструктуры училища, как с точки зрения совершенствования его системы управления, штатного расписания и т.д., так и с точки зрения построения его хозяйственной структуры. Необходимо освободить образовательное учреждение от объектов, находящихся на их балансе, не связанных с образовательными целями (жилые дома, общежития, заселенные не обучающимися и т.д.).

Также важно предоставление училищем образовательных услуг путем реализации программ различных уровней профессионального образования, включая программы повышения квалификации и переподготовки, что позволит существенно сократить затраты на содержание училища, увеличив при этом доступность образования для различных категорий населения.

Одновременно, важно также создать оптимальные условия для реализации интегрированных программ профессионального образования и, следовательно, сократить сроки обучения. А в последнем - крайне заинтересованы работодатели, учащиеся и их родители.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской Федерации. (В последней редакции от 19 января 2009 г.) // Российская газета. - 21 января 2009 г. № 7 (4831).

2. Закон РФ от 10 июля 1992 года «3266-1 «Об образовании» // Российская газета. - 1992. - №172.

. Федеральный закон от 22 августа 1996 года №125-ФЗ «О высшем послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №35. - Ст. 4135.

. Федеральный закон от 03.10.06 № 174 «Об автономных учреждениях» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 45. - Ст.4626.

. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» // Собрание законодательства РФ. - 2000. - N16. - Ст.1639.

. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 года №300 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №26. - Ст.2670.

. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»

. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 522 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».

. Приказ Минобрнауки РФ от 3.07.2006 года №177 «Об утверждении положения о высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации» // Российская газета РФ. - 2006. - №182. С последующими изменениями и дополнениями.

. Приказ Минобрнауки РФ от 07.03.2006 N 46 «Об утверждении порядка и критериев конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные общеобразовательные программы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.03.2006 N 7590) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2006. - N 13.

. Приказ Минобрнауки РФ от 10.05.2006 N 102 «Об утверждении правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.05.2006 N 7834) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2006. - N 21.

. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 года N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных)и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. - 2000. - N 25. - Ст.2728.

. Определение Верховного Суда РФ от 3 декабря 2002 года N 93-Г02-23 «О признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Устава Магаданской области // СПС «КонсультантПлюс».

. Закон Московской области от 10 июня 2001 г. N 107/2001-ОЗ «Об образовании» // Вестник Московской областной Думы. - 2001. - N 8. - часть 2.

. Областной закон Ленинградской области от 19 февраля 1999 №23 «О региональных целевых программах Ленинградской области» // Вестник правительства Ленинградской области. - 1999. - №5.

. Областной закон Ленинградской области от 16 августа 2002 г. №35-оз «О региональной целевой программе «Информатизация системы образования Ленинградской области на 2002-2006 годы» // Вестник правительства Ленинградской области. - 2002. - №13.

. Областной закон Ленинградской области от 18 мая 2006 года №35-оз «О региональной целевой программе «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы» // Вести. - 2006. - №62-63.

. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2006 N 8 (ред. от 04.09.2006) «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 30.12.2005 N 854» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. - 2006. - N 2.

. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07.02.2006 N 124 «Об учреждении премий Правительства Санкт-Петербурга «Лучший учитель Санкт-Петербурга», «Лучший классный руководитель Санкт-Петербурга», «Лучший мастер производственного обучения Санкт-Петербурга» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. - 2006. - N 3.

. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15.03.2006 N 293 (ред. от 24.08.2006) «О составе координационного совета по реализации приоритетного национального проекта в сфере образования в Санкт-Петербурге» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. - 2006. - N 4.

. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.05.2008 №577 «Об утверждении Программы развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга на 2008-2010 годы»

. Постановление правительства Ленинградской области от 11.07.2003 года №149 «О порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области» // Вестник правительства Ленинградской области. - 2003. - №19.

. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2006 N 207-р «О проведении в Санкт-Петербурге конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные общеобразовательные программы» // Консультант Плюс.

. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 18.05.2006 N 569-р (ред. от 23.05.2006) «О проведении в Санкт-Петербурге конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей» // Консультант Плюс.

. Авраамова Е.М. и др. Требования работодателей к системе профессионального образования. - М.: МАКС ПРЕСС, 2006.

. Адамский А. Министерство счастья // Время - МН. 2002. 26 сентября.

. Андиева М.С. Особенности управления образованием в Российской Федерации: Правовой аспект // Право и образование. - 2003. - №6.

. Аристотель. Собр. соч. В 4-х т. 1962.

. Беляков С.А. и др. Мониторинг непрерывного образования. Инструмент управления и социологические аспекты. - М.: МАКС ПРЕСС, 2006.

. Братановский С.Н. Государственное управление образованием в России. Саратов, 2003.

. Вульфович Р.М., Садыхова А.А. Понятие и сущность системы государственного управления // СЗАГС. Ежегодник 2001. - СПб.: издательство СЗАГС, издательство «Образование - Культура», 2002.

. Глазунов А.Т. Базовое профессиональное образование: проблемы управления и экономики. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.

. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. М.: ИНФРА, 2008.

. Коротков А.В. Управление качеством образования. - М.: Академический проект, 2006.

. Куртон Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. - М.: Новая школа, 2007.

. Лазутова М.Н. Права человека: история и современность. М., 1992.

. Общая теория управления. - М.: АСТ, 2009.

. Поташник М. Качество образования: проблемы и технология управления. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

. Кодекс Российской Федерации об образовании. Общая часть (Проект. С изменениями и дополнениями) / Отв. ред. В.М. Сырых. - М., 2003.

. Комитет по образованию. Правительство Санкт-Петербурга // www.kobr.spb.ru <https://www.kobr.spb.ru> (26.08.2009).

. Официальный сайт ФГУ "Росаккредагентство" // <https://www.nica.ru> (26.08.2009).

. Статистика начального профессионального образования // <https://stat.edu.ru/stat/nach.shtml> (25.08.2009).

. Учебные заведения начального профессионального образования. Сайт «Статистика российского образования» // <https://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=s_9_1&group=sub&ttype=0&Field=S1&Field=S2&Field=S3&Field=S4&Field=S5&Field=S6> (25.08.2009).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: