Тема 22. Методы обучения




 

1. Сформулируйте по выбранной вами теме задание для школьников, выполнение которого предполагало бы использование метода эмпатии (символического видения, конструирования правил, прогнозирования, гиперболизации, нормотвор­чества и др.). Опишите рекомендации для учеников по использованию данного метода для выполнения предложенного задания.

2. Придумайте и опишите какой-либо свой метод обучения, например «метод прыж­ка», «метод близнецов» и т. п.

3. Проанализируйте диалог из статьи К. Э. Циолковского «Субъективная непре­рывность высшей жизни». Пронализируйте этот диалог с образовательной точ­ки зрения: сформулируйте цель автора, применяемые для ее достижения мето­ды, полученные результаты.

♦ В каком состоянии находилось ваше тело до вашего рождения?

♦ Вещество, из которого я теперь состою, было рассеяно в воздухе, воде и почве.

♦ Значит, до рождения вы были мертвы?

♦ По всей вероятности.

♦ Но раз вы были мертвы, а теперь ожили, то стало быть вы воскресли из мертвых.

♦ Выходит, что так. Все окружающие нас люди суть воскресшие из мертвых.

♦ Не только люди, но и все животные, и все растения, так как до своего воз­никновения они были в неорганическом состоянии, составляли мертвые тела.

Системы занятий

Из совокунности определенным образом связанных форм и методом обучения можно Воздавать системы занятий, обладающих качествами образовательной технологии, то есть обеспечивающими создание учениками образовательной продукции. 1 Ранее мы рассматривали классно-урочную и лекционно-семинарскую систем, обучения, в структурной основе которых лежат урок, лекция, семинар. Системы занятия тип могут быть образованы другими способами — путем трансформации методов обучения до уровня форм обучения.

В данном параграфе рассматриваются системы занятий, образованные в результа­нте расширенного использования таких методов обучения, как метод проектов, метод «погружения» и метод творческих работ.

Метод проектов. Этот метод возник во 2-й половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесен к общеобразовательную школу.

А мериканский педагог У. X. Килпатрик (ученик Дж. Дьюи) считал, что основу школьных программ должна составлять опытная деятельность ребенка, связанная сокружающей его реальностью и основанная на его интересах и государство, ни учитель не могут заранее вырабатывать учебную программу, она создается детьмисовместно с учителями в процессе обучения и черпается из окружающей действи­тельности.

У. X. Килпатрик различал 4 вида проектов: созидательный (производительный), потребительский, проект решения проблемы, проект-упражнение. Основная задача проектов — вооружение ребенка инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях.

В 20-х годах XX века метод проектов был признан близким целям построения со­циализма и начал применяться в отечественных школах. Однако универсализация данного метода, отказ от систематического изучения учебных предметов привели к снижению уровня общеобразовательной подготовки детей, и данный метод был ис­ключен из школы вместе с его преимуществами.

Сегодня в стране происходит возрождение метода проектов. Проектную форму обучения широко используют на отдельных уроках, в дополнительном образовании, имеются попытки распространения метода проектов на базовый учебный процесс. Занятия в проектной форме уже не отрицают систематического освоения знаний, та­кая деятельность включается в содержание проекта.

Дискуссия. Возможно ли объединение классно – урочной и проектной формы занятий?

Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за опреде­ленное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача — получить но­вый продукт, решить научную, техническую или иную проблему.

Образовательный проект — это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образователь­ной продукции за определенный промежуток времени — от одного урока до несколь­ких месяцев.

К организации проекта предъявляются следующие требования:

1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего клас­са может быть одна, а пути его реализации в каждой группе — разные. Возмож­но одновременное выполнение учащимися разных проектов.

2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения уча­щихся — одноклассников, родителей, знакомых.

3. Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации.

4. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят от­ношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия.

5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гиб­кость и изменения в ходе выполнения.

6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.

7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ре­сурсы.

Тематика образовательных проектов может быть разнообразна: эксперименталь­ное изучение и использование природных явлений (дождь, изменение температуры, воздуха), исследование технических процессов (очистка выхлопных газов); сборка электрической конструкции с заданными параметрами (например, средства сигнали­зации); создание теоретических моделей, фантастических и социальных разработок; конструирование объектов с заданными свойствами; литературные, культурные, исторические и иные темы.

Образовательный проект имеет структурную основу, которая отражается в его положении, или программе.

· Название проекта;

· Цитата, лозунг или иная форма представления проекта;

· Общая характеристика проекта;

· Идея проекта;

· Цели и задачи проекта;

· Участники проекта;

· Условия регистрации в проекте;

· Сроки реализации проекта;.

· Этапы проведения проекта;

· Условия участия в проекте (организационные, технические, другие);

· Особенности проведения проекта, виды деятельности участников;

· Формы взаимодействия организаторов проекта с его участниками и другими субъектами;

· Критерии оценки работ отдельных участников, всего проекта;

· Диагностическая и оценочная группа;

· Результаты проекта, их оценка. Призы и награды;

· Возможное продолжение и развитие проекта;

· Авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.

Название, количество, последовательность, содержание и стиль структурных элементов проекта формулируются на основе конкретных целей и задач. Стиль положения о проекте может соответствовать основной идее проекта. Например, описание объекта, посвященного историческим событиям, может иметь форму верительной моты.

Рассмотрим несколько проектов, реализуемых во время обычных занятий.

ПРОЕКТ «АЭРОДИЗАЙН». Рассчитан на одно занятие, когда изучаются темы «Движение иод действием силы тяжести» или «Подъемная сила крыла самолета».

Цель проекта: разработать модель, которая будет очень медленно опускаться на пол, когда ее свободно отпустят с высоты.

Ограничения: модель изготовляется из одного листа бумаги; 10 см клейкой ленты, скрепка, ножницы. Время на разработку и конструирование модели — 10 минут.

Ребята разбиваются на группы по 4-6 человек. Порядок работы примерно такой: намечают план, изготавливают модели и отбирают из них лучшие; затем — конкурс и определение победителей.

Группы ищут решение проблем: как увеличить силу сопротивления воздуха; как уменьшить массу модели; как не допустить, чтобы модель кувыркалась в воздухе. Ре­бята узнают, как конструируются парашюты, вертолеты, самолеты, ведут исследова­ния.

Конкурс проходит следующим образом. Представители всех групп собираются вместе, поднимают свои модели на заданную высоту и по команде их отпускают. По­беждает ученик, чья конструкция приземляется на пол последняя.

Затем представители групп объясняют, почему победила именно эта конструкция, какие законы физики себя проявили.

ПРОЕКТ «БАШНЯ». Выполняется во время изучения темы «Центр тяжести» или «Рычаги».

Цель проекта: построить самоподдерживающую структуру.

Ограничения: модель выполняется из одного листа бумаги; 20 см клейкой лен­ты, ножницы. Время конструирования — 30 минут.

Чтобы успешно справиться с заданием, требуется использовать знания по физике (устойчивое равновесие, правило рычага, деформация, центр масс), математике (свой­ства треугольника, конуса), черчению, моделированию.

Созданные конструкции и способы их разработки обсуждает весь класс. Побежда­ют те, кто выстроил самую высокую конструкцию.

ПРОЕКТ «ЗВУК». Опирается на учебные курсы физики, музыки и технологии. Рассчитан на несколько занятий: ребята исследуют свойства звука, принцип дей­ствия некоторых звуковых инструментов, осваивают элементы волновой теории.

Цели проекта: сконструировать инструмент, издающий звуки определенной час­тоты, усовершенствовать его, разработать инструкцию, как изготовить новые музы­кальные инструменты.

Занятия планируются следующим образом.

1-е занятие. Одной половине класса предлагается создать инструмент, который да­вал бы самый высокий звук, другой половине класса — самый низкий. Каждой группе выдается набор простейших средств, например: три соломинки для коктейля, 20 сан­тиметров клейкой ленты (скотча), 1 метр нитки или лески. Победители определяют­ся с помощью осциллографа, регистрирующего через подсоединенный микрофон ча­стоту колебаний звука.

2-е занятие. Изготовленные конструкции обсуждаются. Разрешается добавить груп­пам некоторые детали и инструменты, например: 3 гвоздя, брусок, молоток, стальную пластинку и т. д.

3-е занятие. Ребята рассказывают в классе о том, как они понимают теорию звука, приводят примеры источников и приемников звука, обсуждают понятия громкости, тона, скорости звука, условия и свойства его распространения, применения звука; дают графическое представление о волновой теории звука. Все сказанное учениками обобщает учитель.

4-е занятие. На основе изготовленных конструкций группы разрабатывают инст­рукции на тему «Как изготовить музыкальный инструмент, издающий самые низкие и самые высокие звуки», указывают предполагаемые характеристики этих инструмен­тов (частоту, амплитуду звука и т. п.). 5 -е занятие. Группы меняются инструкциями и изготавливают по ним инструмен-I ты, проверяют, совпадают ли их характеристики. Проверяется качество выполненных инструментов (например, предлагается сыграть на них мелодию). Среди проектов выбирается лучший. Подводятся итоги проекта.

В связи с развитием средств компьютерных телекоммуникаций широкое распространение получают дистанционные образовательные проекты, в которых участвуют школьники из разных школ, городов, стран. Например, Центр дистанционного образования «Эйдос» проводит межшкольные проекты на темы «Феномен», «Мой виртуальный дом», «Мой Пушкин», «Моя победа», «Виртуальная Рождественская открытка», «My Sweet Valentine», «Millennium Art Gallery» и др. (https://www.eidos.ru/project.htm).

Эвристическое «погружение». Идея организации этой системы занятий опирается научение русского физиолога А. А. Ухтомского о доминанте как главном принципе работы нервных центров и организации поведения человека. Классно-урочная система из-за «лоскутного» расписания занятий резко меняет и сбивает образовательные доминанты у школьников на протяжении дня и недели, нарушая естественные процессы познания. Чтобы сохранить образовательную доминанту, необходимы концентрация и целостность учебного процесса. Этапы учебной деятельности при этом опираются на годовые, недельные, индивидуальные ритмы жизнедеятельности человека и их сочетания. Благодаря инертности, то есть склонности повторяться и поддерживаться, доми­нанта выступает в качестве организующего начала интеллектуальной активности и эмо­ционального состояния ученика. Опыт организации обучения методом «погружений» имеется в современных отечественных школах, работающих под руководством М. П. Щетинина, А. А. Остапенко, А. Н. Тубельского. Для того чтобы максимально реализовать творческий потенциал учащихся, разработана эвристическая форма проведения «погружений» на мета-предметной основе.

Эвристическое «погружение» — форма занятий, которая обеспечивает сохранение образовательной доминанты на протяжении нескольких дней путем организации по­знания учениками различных образовательных объектов с помощью эвристических методов.

Сохранение общепредметной доминанты позволяет успешно решать многие образоватсльные задачи, которые затруднены в обычной классно-урочной системе: целостно и углубленно проработать поставленную проблему, всесторонне, с позиций разных наук исследовать изучаемый объект, раскрыть смысл природного, историчес­кого или культурного явлений, обеспечить личностное понимание учениками этой темы и др.

Эвристическое «погружение» включает в себя серию образовательных ситуаций, последовательно приближающих учеников к созданию емкого образовательного про­дукта. Ученики погружаются в определенную историческую эпоху или событие, в твор­чество писателя или страну, в физическую теорию или географическое понятие. С по­мощью методов разных наук ученики постигают универсальную общепредметную сущ­ность изучаемого объекта.

Главная цель эвристического «погружения» — организовать деятельность учени­ков не только по изучению нового, но и по реализации их индивидуальных творчес­ких способностей, созданию собственной системы знаний по изучаемой теме. Прак­тика проведения эвристических «погружений» подтверждает возможность констру­ирования детьми теоретических схем в процессе самостоятельного исследования ими изучаемых объектов.

Учебный процесс по методу «погружения» строится таким образом, чтобы обра­зовательная доминанта сохранялась несколько дней. Например, 25 уроков физики проводятся в течение 5 дней. Всего за год проводится 4 «погружения» по физике, об­щее количество уроков — 100. Ежедневно во время «погружения» проводится по 5 уро­ков, между которыми проходят 1—2 занятия, не меняющие основной доминанты, на­пример: физкультура, музыка, живопись. Продолжительность уроков 30 минут, до­машние задания отсутствуют. Каждый из 5 дней «погружения» отличается друг от друга по содержанию и форме. Отличаются эти занятия и в течение одного дня.

В системе «погружения» работают ученические кафедры, которые могут быть разновозрастными. Дети приходят к учителю, планируют свою работу по изучению предмета, готовят опыты и демонстрации для уроков, учатся выступать в роли учи­телей.

Особенности конструирования занятий но методу «погружения»: чередование ра­ционально-эмоциональных уроков; многообразие форм уроков при единстве содержания; наличие «разности потенциалов» учеников; система­тизация и структурирование знаний; совместное планирова­ние работы учителем и учеником; многообразие форм в системе оценок.

Дискуссия. Является ли эвристическое «погружение» системой занятий, пригодной для обучения всех учащихся?

Система эвристических занятий на основе метода «погру­жений» реализуется либо в течение нескольких дней, либо на протяжении всего учебного года. Возможно также чередование обычных уроков с «по­гружениями». Например, в начале каждой четверти проводится несколько «погруже­ний», затем идут обычные уроки, а в конце учебной четверти проводятся защиты твор­ческих работ.

Рассмотрим эвристическое «погружение» на тему «Природа цвета» в 10-м классе.

Погружение проводится в течение трех дней по пять уроков ежедневно. Уче­никами исследуется фундаментальный образовательный объект «свет» и его ос­новной параметр «цвет». Доминанта «погружения» — креативная деятельность учащихся по выяснению природы цвета и построению теоретической модели, объе­диняющей добытые ими знания и представления. Применяются такие методы обу­чения, как наблюдение; отыскание фактов; формулирование вопросов; выдвиже­ние гипотез; конструирование теоретических моделей; сопоставление различныхмоделей, в том числе моделей Ньютона и Гете целеполагание и рефлексия деятель­ности учеников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: