1. Разработайте по выбранной вами теме учебного курса образовательный проект, на который отводится 3 занятия. Укажите название проекта, его цель, необходимое оборудование и ограничения, краткое содержание занятий, предполагаемые результаты, формы их оценки.
2. Разработайте план трех дневного эвристического «погружения», в ходе которого создаваемые учениками образовательные результаты будут сопоставлены с культурно-историческими аналогами.
3. Составьте план работы своей мастерской, которая будет работать в школе во время творческой (научной) недели. Разработайте тематику предлагаемых ученикам на выбор творческих работ и основные виды их деятельности.
Итоговая рефлексия по содержанию главы 5
1. Восстановите этапы своего изучения данной главы в форме обнаруженных вами ключевых проблем и противоречий. Изложите ход ваших мыслей и действий по отношению к дискуссионным вставкам в текст учебника, блокам самоопределения, вопросам и заданиям в конце параграфов, дидактическому практикуму.
2. Каковы основные результаты вашей деятельности по отношению к теме «Формы и методы обучения»? Результаты рефлексии оформите в виде таблицы (заполните те пункты, в которых вами получены наиболее существенные результаты):
Проблематика форм и методов обучения | Мои основные результаты освоения данного компонента (обнаруженная проблема, противоречие, личное приращение и т. д.) | |||
1. Общие формы обучения (индивидуапьные, групповые, фронтальные, коллективные, парные) | ||||
2. Внешние формы организации обучения (урок, лекция, семинар, экскурсия, практикум, факультативное занятие, экзамен и т. д.) | ||||
3. Внутренние формы организации обучения (вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий) | ||||
4. Организационные формы обучения: 1) индивидуальные; 2) коллективно-групповые; 3) системы занятий | ||||
5. Классно-урочная система и ее альтернативы | ||||
6. Лекционно-семинарская форма обучения | ||||
7. Групповые формы обучения | ||||
8. Классификации методов обучения | ||||
9. Эвристические методы обучения | ||||
10. Образовательный проект | ||||
11.Эвристическое «погружение» | ||||
12.Творческая и научная недели | ||||
|
3. Сформулируйте свое личностное педагогическое приращение по теме «Формы и методы обучения» и причины, благодаря которым оно произошло. Запишите цели своего дальнейшего освоения данного курса.
Глава 6. ТВОРЧЕСКИЙ УРОК
Какие бывают уроки? Хорошие, интересные, необычные, а еще скучные — ответит на этот вопрос ученик. Учитель назовет уроки по изучению нового материала, его закреплению, повторению, обобщению, контролю. Ученый или методист приведет еще несколько классификаций уроков по разным дидактическим основаниям.
Данная глава посвящена особому типу урока — творческому. На таком уроке ученики изобретают, исследуют, сочиняют, создают новый для себя образовательный продукт, а, значит, развивают способности и реализуют личностный творческий потенциал. В основе творческого урока лежит целостная система обучения — дидактическая эвристика.
|
Эвристическое обучение
Творчество любят все дети. Если организовать обучение так, чтобы ученики всякий раз открывали новое, неизвестное для них, возрастет их заинтересованность к обучению, решатся проблемы с мотивацией, эффективнее будут достигаться образовательные цели.
Рассмотрим методический подход к обучению, в основе которого лежит эвристика — наука о создании нового.
Дидактическая эвристика. Термин «эвристика» ввел в III в. н. э. древнегреческий математик Папп Александрийский, который обобщил труды античных математиков. Методы, отличные от чисто логических, Папп объединил под условным названием «эвристика». Его трактат «Искусство решать задачи» можно считать первым методическим пособием, показывающим, какие приемы следует использовать, если задачу нельзя решить с помощью математических и логических способов.
Эвристика – наука об открытии нового. Творчество – процесс создания нового. |
Сегодня более известно легендарное» восклицание «Эврика!», принадлежащее Архимеду (287—212 гг. до н. э.) и связанное с открытием им основного закона гидростатики. «Эврика» (греч. Неигека — «я нашел») в переносном смысле означает выражение радости при возникновении новой идеи, решении сложной задачи. Внутреннее озарение, просветление мысли, обнаруживающее суть вопроса, — неизменные атрибуты творческого процесса. В архимедовой «эврике» заключен весь смысл действия, связывающего воедино накопленный ученым опыт и его интуицию. Во взаимодействии точного и интуитивного мышления кроется загадка так называемых агарешений, обуславливающих скачки в науке и образовании.
|
Прообразом эвристического обучения является метод вопросов и рассуждений Сократа. Теоретические предпосылки и элементы такого обучения содержатся в работах Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, С. Френе, Р. Штайнера, Г. С. Альтшуллера, М. И. Махмутова, В. И. Андреева, А. В. Хуторского и др. Психологические проблемы эвристической деятельности ученика рассматривались П. К. Энгельмейером, А. Н. Луком, К. Г. Юнгом, А. В. Брушлинским, В. С. Юркевич, В. Н. Пушкиным, Ю. К. Кулюткиным и др.
Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом обучения, но и методологией всего образования. В этом случае эвристика соотносится с элементами, присущими любой дидактической системе — целями, закономерностями, принципами, содержанием, технологией, формами, методами, системой контроля и оценки результатов обучения. Ученик выстраивает траекторию своего образования в каждом из изучаемых курсов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов. Личностный опыт ученика становится компонентом его образования, а содержание образования создается в процессе его деятельности.
Дидактическая теория, предполагающая построение образования на основе творческой самореализации учащихся и педагогов в процессе создания ими образовательных продуктов в изучаемых областях знаний и деятельности, называется дидактической эвристикой (А. В. Хуторской)1.
Термин «дидактическая эвристика» отличается по смыслу от термина «эвристика». Эвристика в общепринятом понимании — это наука о творчестве, о творческой деятельности людей с целью получения новых результатов в исследуемых ими областях: кибернетике, психологии, криминалистике, медицине и др. Дидактическая эвристика имеет другую цель: раскрытие индивидуальных возможностей самих творцов — учеников и учителей с помощью их деятельности по созданию образовательных продуктов.
Задача эвристической образовательной деятельности — конструирование учеником своего образования через создание продуктов, входящих в содержание этого образования. Внешний образовательный продукт участника образования обеспечивает получение им внутреннего продукта — изменение знаний, опыта, способностей, способов деятельности, других личностных качеств. Внутренний продукт участника образования и есть тот качественно новый результат, которого достигает дидактическая эвристика.
Таким образом, если эвристика имеет целью создание внешних материализованных продуктов деятельности, отчужденных от их создателей, то дидактическая эвристика как педагогическая теория ориентирована на получение внутренних продуктов — личностных новообразований ученика.
Основной характеристикой эвристического обучения является создание школьниками образовательных продуктов в изучаемых предметах и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий в каждой из образовательных областей. Под образовательной продукцией здесь понимается, во-первых, материализованные продукты деятельности ученика в виде суждений, текстов, рисунков, поделок и т. п.; во-вторых, изменения личностных качеств ученика, развивающихся в учебном процессе. Обе
Эвристическое обучение – обучение, ставящее целью констрюктировнаие учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. |
составляющие — материальная и личностная — создаются одновременно в ходе конструирования учеником индивидуального образовательного процесса.
Из сказанного следует, что рассматривать образовательную продукцию ученика необходимо во взаимосвязи ее внешнего материализованного проявления с внутренним, — личностными качествами, которые проявлялись, формировались и развивались в его деятельности.
Творческая самореализация ученика как сверхзадача эвристического обучения раскрывается в трех основных целях:
♦ создание учащимися образовательной продукции в изучаемых областях;
♦ освоение ими базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами;
♦ выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в каждой из образовательных областей с опорой на личностные качества.
Отличие эвристического обучения от проблемного и развивающего. Эвристическое обучение отличается от проблемного. Цель проблемного обучения — усвоение учениками заданного предметного материала путем выдвижения учителем специальных познавательных задач-проблем. Методика проблемного обучения построена так, что ученики «наводятся» учителем на известное решение или направление решения задачи. Эвристический же подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата.
«Обучение в самом общем виде, — пишет М. И. Махмутов, один из основоположников проблемного обучения, — это передача опыта старших поколений молодому поколению»1.
Целью эвристического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами.
М. И. Махмутов считает, что «навыки продуктивного и творческого мышления приобретаются в школе лишь как следствие репродуктивного усвоения (поскольку знание — основа продуктивного мышления) и частично — в ходе решения задач»1.
Аналогичных взглядов придерживаются его последователи в частных методиках: «Репродуктивная деятельность — подготовительный этап к проявлению познавательной деятельности более высоких уровней: эвристический и исследовательский»2.
Эвристическая деятельность школьников не предполагает от них предварительных умений действия по образцу. Наоборот, репродуктивная деятельность детей, если она предварительно осваивается и закрепляется, отрицательно влияет на возможность последующего творчества, создавая у детей шаблонные представления о требуемом образовательном продукте. Репродуктивная деятельность в эвристическом обучении может способствовать творчеству только в том случае, когда с ее помощью ученики усваивают способы деятельности, но не содержание образования.
Дискуссия. Существует ли соподчинение или взаимопересечение следующих типов обучения: личности – ориентированного, развивающего, проблемного и эвристического? |
Проблемное обучение в общепринятой его форме применимо, как правило, в учебных темах и курсах, требующих интеллектуального подхода: в математике, физике, естествознании, в проблемных темах по истории, русскому языку и т. п. Эвристическое обучение более универсально и применимо во всех школьных предметах, в том числе и в предметах эмоционально-образного и спортивной ориентации. Например, дети могут создавать художественные произведения, придумывать свои гимнастические упражнения на развитие определенных групп мышц.
Проблемное обучение чаще всего затрагивает только содержание учебных дисциплин и соответствующую методику его усвоения; эвристическое обучение определяет методологию образования и относится к учебному целеполаганию, созданию учениками собственного содержания образования, рефлексивному конструированию ими теоретических элементов знаний.
И, наконец, главное отличие. Объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные и другие процедуры и виды деятельности. Эвристическое обучение приводит также к развитию не только учеников, но и учителей, которым приходится организовывать учебный процесс часто в ситуациях «незнания» истины.
Эвристическое обучение отличается также и от развивающего обучения (В. В. Давыдов, Л. В. Занков), поскольку ставит и решает качественно новую задачу: развитие не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования.
Поскольку ученик в эвристическом обучении ставит собственные цели, открывает знания, производит методологическую и учебную продукцию, то содержание образования для него оказывается вариативным и развивается (изменяется) в ходе деятельности самого ученика. Ученик становится субъектом, конструктором своего образования; он — полноправный источник и организатор своих знаний не менее важный, чем учитель или учебник. Ученик составляет план своих занятий, определяет личную позицию в отношении ключевых проблем из различных областей деятельности, например: разрабатывает собственную версию происхождения мира, выполняет математическое исследование, сочиняет стихи, придумывает техническую конструкцию. Процесс обучения насыщается личностными знаниями и опытом учащихся. В результате ученики выстраивают индивидуальные траектории в изучаемых образовательных областях. Одновременно они знакомятся с классическими достижениями специалистов в изучаемых областях, но не ограничиваются лишь усвоением внешнего материала.
Эвристические способности. Способность открывать новое заложена в природе человека. Поэтому эвристические способности являются личностным качеством человека. Под эвристическими способностями понимаются комплексные возможности ученика в совершении деятельностей и действий, направленных на создание им новых образовательных продуктов.
Чтобы проиллюстрировать комплексный интегративный характер эвристических способностей, приведем пример. Ученик в процессе обучения создает различные образовательные продукты: придумывает знаковый символ на уроке математики, изготавливает подарочную салфетку на домоводстве, ставит цель своей творческой работы по естествознанию. Является ли основой создания перечисленных продуктов одна и та же эвристическая способность? Скорее нет. Даже если предположить, что это одна и та же способность, нельзя исключить ее связи с другими качествами ученика. Поэтому следует говорить не об отдельных эвристических способностях, а об их наборе, включающем широкий спектр качеств личности, как по отдельности, так и в совокупности обеспечивающих ученику продуктивную деятельность различных типов и видов. Например, целеполагание как личностная способность еще не гарантирует продуктивной образовательной деятельности ученика, в совокупности же с целеустремленностью она может обеспечить создание учеником собственных образовательных продуктов.
Эвристические способности учащегося выражаются в таких качествах, как одаренность и талант. В данном вопросе среди отечественных и зарубежных ученых нет однозначного понимания. Одни исследователи говорят, одаренных детей около 3%, другие считают одаренным каждого нормального ребенка. Если применять эвристические методики и технологии продуктивного обучения, вряд ли можно обнаружить детей, которые не смогли бы создать собственную образовательную продукцию в тех или иных областях деятельности.
Понятие одаренности развивается в понятиях «талант» и «гений». Ученик с высокой степенью одаренности может быть назван талантом, с наивысшей — гением.
Поскольку возможностью творческой самореализации наделены практически все дети, то термины «одаренность», «талант» и «гений» означают не что иное, как систему качественных оценок творческой самореализации любого ученика, применяемую к нему в каждой из образовательных областей.
Дискуссия. Возможно ли целенаправленное развитие эвристических способностей до уровня качеств личности, характерных для таланта и гения? Или данные качества являются врожденными и не могут меняться в процессе обучения? |
Под одаренностью детей понимается степень их творческой самореализации в образовательной области. Чем в большей степени ребенку удается выразить себя в той или иной области деятельности, тем более одаренным и талантливым в этом направлении его следует считать. Одаренность в данном смысле связана с творческими возможностями и способностями ученика.
Творческая деятельность ученика нуждается в психолого-педагогическом сопровождении учителя. Сформулируем условия, способствующие созидательному творчеству:
1. Диагностика и самодиагностика ученика, позволяющая ему узнать свой образовательный потенциал, строить собственный путь в образовании, чувствовать веру учителей и родителей в реализацию своих возможностей.
2. Формирование у учащегося личностной системы самооценок с целью уменьшения зависимости его творческой самореализации от внешних условий.
3. Овладение учителем технологией сопровождающего отношения к индивидуальному образовательному процессу каждого ученика.
4. Освоение и применение учащимися методик выражения внутренних качеств, состояний и процессов с помощью внешних продуктов деятельности, в том числе знакового и символического типа.
Эвристическая образовательная деятельность. Выясним отличия понятий «творческая деятельность» и «эвристическая деятельность». Под творческой деятельностью, или творчеством, обычно понимается «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей»1.
Эвристическая деятельность — более широкое понятие, чем творческая деятельность, поскольку включает в себя: а) сами творческие процессы по созданию образовательной продукции в учебных предметах; б) познавательные процессы, неизбежные и необходимые для сопровождения творчества; в) организационные, методологические, психологические и иные процессы, которые обеспечивают творческую и познавательную деятельность. Другими словами, эвристическая деятельность включает не только творческую деятельность, но и метатворческую (от греч. «мета» — стоящее за), то есть когнитивную и методологическую деятельности, которые «стоят за» творчеством и обеспечивают его реализацию.
Разграничим также понятие «эвристическая образовательная деятельность» и его родовое понятие «эвристическая деятельность». Эвристическая образовательная деятельность является разновидностью последней наряду с эвристической научной деятельностью, эвристической изобретательской деятельностью и др. В дальнейшем, говоря об эвристической деятельности, мы будем иметь в виду деятельность, относящуюся к образованию, то есть эвристическую образовательную деятельность.
В эвристической образовательной деятельности могут одновременно присутствовать эвристические и репродуктивные компоненты, и учителю важно различать их в целостном учебном процессе. Например, учитель предложил первоклассникам сформулировать себе домашнее задание. У одного из них возникает желание написать дома прописью 100 одинаковых цифр, он ставит себе соответствующую цель и выполняет дома запланированную репродуктивную деятельность. Но сама постановка им данной цели является эвристическим элементом деятельности (если ее не подсказал ему учитель или другой ученик), то есть предметом эвристической деятельности здесь служит не математический, а оргдеятельностный, методологический ее компонент. Аналогичным образом задание учителя — изобразить с помощью всего одной цифры орнамент или рисунок на тетрадном листе, — вызывает творчество не столько математического, сколько композиционного или художественного плана.
В то же время 100 написанных одинаковых цифр в нашем примере — это новый внешний для ученика образовательный продукт по математике, которого ранее у него не было, и этому внешнему продукту соответствует внутренний — приобретение навыка написания определенной цифры. Однако степень творчества ученика при создании им данного продукта низкая, поскольку в данной деятельности он двигался не к новому творческому результату, а к заранее известному образцу. Продуктом такой деятельности является количество написанных цифр, то есть новый объем известного продукта. Продуктом эвристической деятельности является сформулированная ребенком цель, которой ранее у него не было и которая была найдена им как способ решения проблемы в возникшей учебной ситуации.
Цель эвристического обучения состоит в том, чтобы предоставить ученикам возможность творить знания, создавать образовательную продукцию по всем учебным предметам, научить их самостоятельно решать возникающие при этом проблемы. Обеспечить достижение этой цели помогает следующий принцип: по всем вопросам учебной программы ученики могут создавать свои аналоги. Они могут определить индивидуальный смысл занятий по предмету, поставить цели, отобрать темы, спланировать, проконтролировать и оценить свою работу. Чем большую степень включения учеников в конструирование собственного образования обеспечивает учитель, тем полнее оказывается их индивидуальная самореализация.
В традиционном обучении учитель «дает» материал по предмету, сообщает «знания», излагает правила и законы, а дети их усваивают. Считается, что приращение знаний как личных, так и общечеловеческих, возможно только после знакомства с уже имеющимися. В эвристическом обучении по всякому важному вопросу ученики изначально излагают свое мнение, суждение или предположение. Для этого им предлагается реальный значимый объект (природное явление, историческое событие, материал для конструирования и т. п.), но неготовые знания о нем. Например, изучая состав предложения, ученики конструируют свое правило его устройства; решая задачу, извлекают способы ее решения; изучая понятие или явление, предлагают свое определение или объяснение.
С детскими версиями и суждениями учитель работает как с особым личностным содержанием образования, помогает ученикам оформить и выразить свою мысль. Особое внимание уделяется неординарным, нестандартным суждениям и работам. Ученикапомощью учителя внимательно анализируют продукцию своих одноклассников, тносятся к ней критически, но доброжелательно.
Полученные учениками продукты деятельности (гипотеза, сочинение, поделка ит. п.) сопоставляются с культурно-историческими аналогами. Каждый ученик переосмысливает, достраивает или драматизирует свой первичный результат. Происходит личностное образовательное приращение ученика (его знаний, чувств, способностей, опыта), создается соответствующая продукция. Результатом данного этапа обучения является, с одной стороны — личностное развитие и продукция самих учеников, с другой - усвоение и личностная оценка ими общепринятых достижений человечества, втом числе и образовательных стандартов.
Завершает цикл эвристического обучения рефлексия — осознание учениками способов собственной деятельности, фиксация достигнутых образовательных результатов. Рефлексия обнаруживает «сухой остаток» деятельности, обозначает осознанные детьми образовательные результаты, выявляет возникшие проблемы.
Результат деятельности ученика выступает не только личностным, но и в определенном смысле общекультурным приращением, а ученик оказывается включенным е культурно-исторические процессы в качестве их полноправного участника.
Ученику нет нужды переоткрывать все знания и опыт человечества. Но главные вопросы бытия и фундаментальные проблемы изучаемых курсов первично начинаю решаться в личной деятельности ученика.
Дискуссия. Возможно ли создание учениками знаний без предварительной передачи ему соотвествующего социального опыта и технологий деятельности? |
Творчество — всегда выход за рамки, изменение существующих знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включенного предварительно в программу усвоения. Поэтому в эвристическом обучении контролю подлежит не столько степень усвоения готовых знаний, сколько творческое отклонение от них. Основной критерий оценки — личностное приращение ученика, сравнение его с самим собой за определенный период обучения. Проверке и оценке, также само- и взаимооценке подлежат: а) развитие личностных качеств ученика; его творческие достижения по изучаемым предметам; в) уровень усвоения и опе-ежения образовательных стандартов.
Границы применимости дидактической эвристики определяются конкретным учителем, родителем или школой, которая выбирает ориентацию на развитие одареннос-иучащихся и продуктивный тип образования. Сами ученики, как правило, с удоволь-твием воспринимают возможность творческого самовыражения, достигая и перекры-ая при этом общепринятые образовательные нормативы. Проведенные исследования показали, что практически любой вопрос базовой учебной программы по любому предмету и в любом возрасте может быть рассмотрен с позиций детского творчества, организуемого педагогом.
Резюме
Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом обучения, но и методологией всего образования. Эвристическое обучение — обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Дидактическая теория, описывающая систему эвристического обучения, называется дидактической эвристикой.
Объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные и другие процедуры и виды деятельности.
Эвристическое обучение отличается от развивающего, поскольку ставит и решает качественно новую задачу: развитие не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования.
Эвристические способности учащегося выражаются в таких качествах, как одаренность, талант, гений. Ученик с высокой степенью одаренности может быть назван талантом, с наивысшей — гением.
Эвристическая деятельность — более широкое понятие, чем творческая деятельность, поскольку включает в себя: 1) сами творческие процессы по созданию образовательной продукции в учебных предметах; 2) познавательные процессы, неизбежные и необходимые для сопровождения творчества; 3) организационные, методологические, психологические и иные процессы, которые обеспечивают творческую и познавательную деятельность.
В эвристическом обучении последовательность изучения образовательных стандартов и собственное творчество ученика меняются местами.
В эвристическом обучении контролю подлежит не столько степень усвоения готовых знаний, сколько творческое отклонение от них.
Вопросы и упражнения
1. Что вы понимаете под эвристикой: догадку, возникающую при решении задачи; прием решения задачи; метод открытия нового; метод обучения; продуктивную деятельность; дидактическую теорию; раздел психологии; науку о творчестве; научную область?
2. Считаете ли вы, что знания содержатся (обнаруживаются) внутри человека, а не вокруг него? Объясните в этом случае механизм извлечения скрытых в человеке знаний.
3. Существует точка зрения, что любая деятельность человека является творческой и продуктивной, поскольку всегда приводит к некоторому продукту деятельности (А. В.Брушлинский). Можно ли в данном случае считать, что любая деятельность ученика является эвристической?
4. Можно ли считать эвристическое обучение развитием проблемного обучения?
5. Если творчество — это всегда выход за рамки, тогда каким образом необходимо их задавать в обучении, чтобы не ограничивать, а стимулировать творчество учеников?
Дидактический практикум