Тема 23. Системы занятий




1. Разработайте по выбранной вами теме учебного курса образовательный проект, на который отводится 3 занятия. Укажите название проекта, его цель, необходимое оборудование и ограничения, краткое содержание занятий, предполагаемые результаты, формы их оценки.

2. Разработайте план трех дневного эвристического «погружения», в ходе которо­го создаваемые учениками образовательные результаты будут сопоставлены с культурно-историческими аналогами.

3. Составьте план работы своей мастерской, которая будет работать в школе во время творческой (научной) недели. Разработайте тематику предлагаемых уче­никам на выбор творческих работ и основные виды их деятельности.

Итоговая рефлексия по содержанию главы 5

1. Восстановите этапы своего изучения данной главы в форме обнаруженных вами ключевых проблем и противоречий. Изложите ход ваших мыслей и действий по отношению к дискуссионным вставкам в текст учебника, блокам самоопре­деления, вопросам и заданиям в конце параграфов, дидактическому практи­куму.

2. Каковы основные результаты вашей деятельности по отношению к теме «Формы и методы обучения»? Результаты рефлексии оформите в виде таблицы (заполните те пункты, в которых вами получены наиболее существенные результаты):

 

Проблематика форм и методов обучения Мои основные результаты освоения данного компо­нента (обнаруженная проблема, противоречие, личное приращение и т. д.)    
1. Общие формы обучения (индивидуапьные, групповые, фронтальные, коллективные, парные)        
2. Внешние формы организации обучения (урок, лекция, семинар, экскурсия, практикум, факультатив­ное занятие, экзамен и т. д.)        
3. Внутренние формы организации обучения (вводное занятие, занятие по углублению знаний, практиче­ское занятие, занятие по системати­зации и обобщению знаний, заня­тие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий)        
4. Организационные формы обучения: 1) индивидуальные; 2) коллективно-групповые; 3) системы занятий        
5. Классно-урочная система и ее альтернативы        
6. Лекционно-семинарская форма обучения        
7. Групповые формы обучения        
8. Классификации методов обучения        
9. Эвристические методы обучения        
     
10. Образовательный проект    
11.Эвристическое «погружение»    
12.Творческая и научная недели    
         

 

3. Сформулируйте свое личностное педагогическое приращение по теме «Формы и методы обучения» и причины, благодаря которым оно произошло. Запишите цели своего дальнейшего освоения данного курса.

 


Глава 6. ТВОРЧЕСКИЙ УРОК

Какие бывают уроки? Хорошие, интересные, необычные, а еще скучные — ответит на этот вопрос ученик. Учитель назовет уро­ки по изучению нового материала, его закреплению, повторе­нию, обобщению, контролю. Ученый или методист приведет еще несколько классификаций уроков по разным дидактиче­ским основаниям.

Данная глава посвящена особому типу урока — творческо­му. На таком уроке ученики изобретают, исследуют, сочиняют, создают новый для себя образовательный продукт, а, значит, развивают способности и реализуют личностный творческий потенциал. В основе творческого урока лежит целостная систе­ма обучения — дидактическая эвристика.

Эвристическое обучение

Творчество любят все дети. Если организовать обучение так, чтобы ученики всякий раз открывали новое, неизвестное для них, возрастет их заинтересованность к обучению, решатся про­блемы с мотивацией, эффективнее будут достигаться образова­тельные цели.

Рассмотрим методический подход к обучению, в основе ко­торого лежит эвристика — наука о создании нового.

Дидактическая эвристика. Термин «эвристика» ввел в III в. н. э. древнегреческий математик Папп Александрийский, который обобщил труды античных математиков. Методы, отличные от чисто логических, Папп объединил под условным названием «эвристика». Его трактат «Искусство решать задачи» можно считать первым методическим пособием, показывающим, какие приемы следует использовать, если задачу нельзя решить с по­мощью математических и логических способов.

Эвристика – наука об открытии нового. Творчество – процесс создания нового.

Сегодня более известно легендарное» восклицание «Эври­ка!», принадлежащее Архимеду (287—212 гг. до н. э.) и связанное с открытием им основного закона гидростатики. «Эврика» (греч. Неигека — «я на­шел») в переносном смысле означает выражение радости при возникновении новой идеи, решении сложной задачи. Внутреннее озарение, просветление мысли, обнару­живающее суть вопроса, — неизменные атрибуты творческого процесса. В архимедо­вой «эврике» заключен весь смысл действия, связывающего воедино накопленный ученым опыт и его интуицию. Во взаимодействии точного и интуитивного мышления кроется загадка так называемых агарешений, обуславливающих скачки в науке и образовании.

Прообразом эвристического обучения является метод вопро­сов и рассуждений Сократа. Теоретические предпосылки и эле­менты такого обучения содержатся в работах Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, С. Френе, Р. Штайнера, Г. С. Альтшуллера, М. И. Махмутова, В. И. Андреева, А. В. Хуторского и др. Психологические проблемы эвристиче­ской деятельности ученика рассматривались П. К. Энгельмейером, А. Н. Луком, К. Г. Юнгом, А. В. Брушлинским, В. С. Юркевич, В. Н. Пушкиным, Ю. К. Кулюткиным и др.

Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом обучения, но и методологией всего образования. В этом случае эвристика соотносится с элемен­тами, присущими любой дидактической системе — целями, закономерностями, прин­ципами, содержанием, технологией, формами, методами, системой контроля и оцен­ки результатов обучения. Ученик выстраивает траекторию своего образования в каж­дом из изучаемых курсов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов. Личностный опыт ученика становится ком­понентом его образования, а содержание образования создается в процессе его дея­тельности.

Дидактическая теория, предполагающая построение образования на основе твор­ческой самореализации учащихся и педагогов в процессе создания ими образователь­ных продуктов в изучаемых областях знаний и деятельности, называется дидактичес­кой эвристикой (А. В. Хуторской)1.

Термин «дидактическая эвристика» отличается по смыслу от термина «эвристи­ка». Эвристика в общепринятом понимании — это наука о творчестве, о творческой деятельности людей с целью получения новых результатов в исследуемых ими обла­стях: кибернетике, психологии, криминалистике, медицине и др. Дидактическая эв­ристика имеет другую цель: раскрытие индивидуальных возможностей самих твор­цов — учеников и учителей с помощью их деятельности по созданию образователь­ных продуктов.

Задача эвристической образовательной деятельности — конструирование учени­ком своего образования через создание продуктов, входящих в содержание этого об­разования. Внешний образовательный продукт участника образования обеспечивает получение им внутреннего продукта — изменение знаний, опыта, способностей, спо­собов деятельности, других личностных качеств. Внутренний продукт участника образования и есть тот качественно новый результат, которого достигает дидактическая эвристика.

Таким образом, если эвристика имеет целью создание внешних материализован­ных продуктов деятельности, отчужденных от их создателей, то дидактическая эври­стика как педагогическая теория ориентирована на получение внутренних продук­тов — личностных новообразований ученика.

Основной характеристикой эвристического обучения является создание школьни­ками образовательных продуктов в изучаемых предметах и выстраивание индивиду­альных образовательных траекторий в каждой из образовательных областей. Под образовательной продукцией здесь понимается, во-первых, ма­териализованные продукты деятельности ученика в виде суждений, текстов, рисунков, поделок и т. п.; во-вторых, изме­нения личностных качеств ученика, развивающихся в учеб­ном процессе. Обе

Эвристическое обучение – обучение, ставящее целью констрюктировнаие учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.

составляющие — материальная и личностная — создаются одновременно в ходе конструирования уче­ником индивидуального образовательного процесса.

Из сказанного следует, что рассматривать образователь­ную продукцию ученика необходимо во взаимосвязи ее внешнего материализованного проявления с внутренним, — личностными качествами, ко­торые проявлялись, формировались и развивались в его деятельности.

Творческая самореализация ученика как сверхзадача эвристического обучения раскрывается в трех основных целях:

♦ создание учащимися образовательной продукции в изучаемых областях;

♦ освоение ими базового содержания этих областей через сопоставление с соб­ственными результатами;

♦ выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в каждой из образовательных областей с опорой на личностные качества.

Отличие эвристического обучения от проблемного и развивающего. Эвристическое обучение отличается от проблемного. Цель проблемного обучения — усвоение учени­ками заданного предметного материала путем выдвижения учителем специальных познавательных задач-проблем. Методика проблемного обучения построена так, что ученики «наводятся» учителем на известное решение или направление решения за­дачи. Эвристический же подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение не­известного им заранее результата.

«Обучение в самом общем виде, — пишет М. И. Махмутов, один из основополож­ников проблемного обучения, — это передача опыта старших поколений молодому поколению»1.

Целью эвристического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами.

М. И. Махмутов считает, что «навыки продуктивного и творческого мышления приобретаются в школе лишь как следствие репродуктивного усвоения (посколь­ку знание — основа продуктивного мышления) и частично — в ходе решения за­дач»1.

Аналогичных взглядов придерживаются его последователи в частных методиках: «Репродуктивная деятельность — подготовительный этап к проявлению познаватель­ной деятельности более высоких уровней: эвристический и исследовательский»2.

Эвристическая деятельность школьников не предполагает от них предваритель­ных умений действия по образцу. Наоборот, репродуктивная деятельность детей, если она предварительно осваивается и закрепляется, отрицательно влияет на воз­можность последующего творчества, создавая у детей шаблонные представления о требуемом образовательном продукте. Репродуктивная деятельность в эвристическом обучении может способствовать творчеству только в том случае, когда с ее помощью ученики усваивают способы деятельности, но не содержание образования.

Дискуссия. Существует ли соподчинение или взаимопересечение следующих типов обучения: личности – ориентированного, развивающего, проблемного и эвристического?

Проблемное обучение в общепринятой его форме применимо, как правило, в учеб­ных темах и курсах, требующих интеллектуального подхода: в математике, физике, естествознании, в проблемных темах по истории, русскому язы­ку и т. п. Эвристическое обучение более универсально и при­менимо во всех школьных предметах, в том числе и в предметах эмоционально-образного и спортивной ориента­ции. Например, дети могут создавать художественные произ­ведения, придумывать свои гимнастические упражнения на развитие определенных групп мышц.

Проблемное обучение чаще всего затрагивает только со­держание учебных дисциплин и соответствующую методику его усвоения; эвристическое обучение определяет методологию образования и отно­сится к учебному целеполаганию, созданию учениками собственного содержания образования, рефлексивному конструированию ими теоретических элементов знаний.

И, наконец, главное отличие. Объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащи­еся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлек­сивные и другие процедуры и виды деятельности. Эвристическое обучение приводит также к развитию не только учеников, но и учителей, которым приходится организо­вывать учебный процесс часто в ситуациях «незнания» истины.

Эвристическое обучение отличается также и от развивающего обучения (В. В. Да­выдов, Л. В. Занков), поскольку ставит и решает качественно новую задачу: развитие не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, техно­логий, содержания образования.

Поскольку ученик в эвристическом обучении ставит собственные цели, открыва­ет знания, производит методологическую и учебную продукцию, то содержание обра­зования для него оказывается вариативным и развивается (изменяется) в ходе дея­тельности самого ученика. Ученик становится субъектом, конструктором своего об­разования; он — полноправный источник и организатор своих знаний не менее важный, чем учитель или учебник. Ученик составляет план своих занятий, определя­ет личную позицию в отношении ключевых проблем из различных областей деятельности, например: разрабатывает собственную версию происхождения мира, выполня­ет математическое исследование, сочиняет стихи, придумывает техническую конст­рукцию. Процесс обучения насыщается личностными знаниями и опытом учащихся. В результате ученики выстраивают индивидуальные траектории в изучаемых обра­зовательных областях. Одновременно они знакомятся с классическими достижения­ми специалистов в изучаемых областях, но не ограничиваются лишь усвоением внеш­него материала.

Эвристические способности. Способность открывать новое заложена в природе че­ловека. Поэтому эвристические способности являются личностным качеством чело­века. Под эвристическими способностями понимаются комплексные возможности ученика в совершении деятельностей и действий, направленных на создание им но­вых образовательных продуктов.

Чтобы проиллюстрировать комплексный интегративный характер эвристических способностей, приведем пример. Ученик в процессе обучения создает различные об­разовательные продукты: придумывает знаковый символ на уроке математики, изго­тавливает подарочную салфетку на домоводстве, ставит цель своей творческой рабо­ты по естествознанию. Является ли основой создания перечисленных продуктов одна и та же эвристическая способность? Скорее нет. Даже если предположить, что это одна и та же способность, нельзя исключить ее связи с другими качествами ученика. По­этому следует говорить не об отдельных эвристических способностях, а об их наборе, включающем широкий спектр качеств личности, как по отдельности, так и в совокуп­ности обеспечивающих ученику продуктивную деятельность различных типов и ви­дов. Например, целеполагание как личностная способность еще не гарантирует про­дуктивной образовательной деятельности ученика, в совокупности же с целеустрем­ленностью она может обеспечить создание учеником собственных образовательных продуктов.

Эвристические способности учащегося выражаются в таких качествах, как одарен­ность и талант. В данном вопросе среди отечественных и зарубежных ученых нет од­нозначного понимания. Одни исследователи говорят, одаренных детей около 3%, дру­гие считают одаренным каждого нормального ребенка. Если применять эвристичес­кие методики и технологии продуктивного обучения, вряд ли можно обнаружить детей, которые не смогли бы создать собственную образовательную продукцию в тех или иных областях деятельности.

Понятие одаренности развивается в понятиях «талант» и «гений». Ученик с вы­сокой степенью одаренности может быть назван талантом, с наивысшей — гением.

Поскольку возможностью творческой самореализации наделены практически все дети, то термины «одаренность», «талант» и «гений» означают не что иное, как систе­му качественных оценок творческой самореализации любого ученика, применяемую к нему в каждой из образовательных областей.

Дискуссия. Возможно ли целенаправленное развитие эвристических способностей до уровня качеств личности, характерных для таланта и гения? Или данные качества являются врожденными и не могут меняться в процессе обучения?

Под одаренностью детей понимается степень их творческой самореализации в обра­зовательной области. Чем в большей степени ребенку удается выразить себя в той или иной области деятельности, тем более одаренным и талантливым в этом направлении его следует считать. Одаренность в данном смысле связана с творческими возможностями и способностями ученика.

Творческая деятельность ученика нуждается в психолого-педагогическом сопровождении учителя. Сформулируем ус­ловия, способствующие созидательному творчеству:

1. Диагностика и самодиагностика ученика, позволяющая ему узнать свой образовательный потенциал, строить собственный путь в образовании, чувствовать веру учи­телей и родителей в реализацию своих возможностей.

2. Формирование у учащегося личностной системы самооценок с целью уменьше­ния зависимости его творческой самореализации от внешних условий.

3. Овладение учителем технологией сопровождающего отношения к индивиду­альному образовательному процессу каждого ученика.

4. Освоение и применение учащимися методик выражения внутренних качеств, состояний и процессов с помощью внешних продуктов деятельности, в том чис­ле знакового и символического типа.

Эвристическая образовательная деятельность. Выясним отличия понятий «творчес­кая деятельность» и «эвристическая деятельность». Под творческой деятельностью, или творчеством, обычно понимается «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей»1.

Эвристическая деятельность — более широкое понятие, чем творческая деятель­ность, поскольку включает в себя: а) сами творческие процессы по созданию образо­вательной продукции в учебных предметах; б) познавательные процессы, неизбежные и необходимые для сопровождения творчества; в) организационные, методологиче­ские, психологические и иные процессы, которые обеспечивают творческую и позна­вательную деятельность. Другими словами, эвристическая деятельность включает не только творческую деятельность, но и метатворческую (от греч. «мета» — стоящее за), то есть когнитивную и методологическую деятельности, которые «стоят за» творче­ством и обеспечивают его реализацию.

Разграничим также понятие «эвристическая образовательная деятельность» и его родовое понятие «эвристическая деятельность». Эвристическая образовательная де­ятельность является разновидностью последней наряду с эвристической научной дея­тельностью, эвристической изобретательской деятельностью и др. В дальнейшем, говоря об эвристической деятельности, мы будем иметь в виду деятельность, относящуюся к образованию, то есть эвристическую образовательную деятельность.

В эвристической образовательной деятельности могут одновременно присутство­вать эвристические и репродуктивные компоненты, и учителю важно различать их в целостном учебном процессе. Например, учитель предложил первоклассникам сформу­лировать себе домашнее задание. У одного из них возникает желание написать дома прописью 100 одинаковых цифр, он ставит себе соответствующую цель и выполняет дома запланированную репродуктивную деятельность. Но сама постановка им данной цели является эвристическим элементом деятельности (если ее не подсказал ему учи­тель или другой ученик), то есть предметом эвристической деятельности здесь служит не математический, а оргдеятельностный, методологический ее компонент. Аналогич­ным образом задание учителя — изобразить с помощью всего одной цифры орнамент или рисунок на тетрадном листе, — вызывает творчество не столько математического, сколько композиционного или художественного плана.

В то же время 100 написанных одинаковых цифр в нашем примере — это новый внешний для ученика образовательный продукт по математике, которого ранее у него не было, и этому внешнему продукту соответствует внутренний — приобретение на­выка написания определенной цифры. Однако степень творчества ученика при созда­нии им данного продукта низкая, поскольку в данной деятельности он двигался не к новому творческому результату, а к заранее известному образцу. Продуктом такой деятельности является количество написанных цифр, то есть новый объем известно­го продукта. Продуктом эвристической деятельности является сформулированная ребенком цель, которой ранее у него не было и которая была найдена им как способ решения проблемы в возникшей учебной ситуации.

Цель эвристического обучения состоит в том, чтобы предоставить ученикам воз­можность творить знания, создавать образовательную продукцию по всем учебным предметам, научить их самостоятельно решать возникающие при этом проблемы. Обеспечить достижение этой цели помогает следующий принцип: по всем вопросам учебной программы ученики могут создавать свои аналоги. Они могут определить ин­дивидуальный смысл занятий по предмету, поставить цели, отобрать темы, сплани­ровать, проконтролировать и оценить свою работу. Чем большую степень включения учеников в конструирование собственного образования обеспечивает учитель, тем полнее оказывается их индивидуальная самореализация.

В традиционном обучении учитель «дает» материал по предмету, сообщает «знания», излагает правила и законы, а дети их усваивают. Считается, что приращение знаний как личных, так и общечеловеческих, возможно только после знакомства с уже имеющимися. В эвристическом обучении по всякому важному вопросу ученики изначально излагают свое мнение, суждение или предположение. Для этого им предлагается реальный значи­мый объект (природное явление, историческое событие, материал для конструирования и т. п.), но неготовые знания о нем. Например, изучая состав предложения, ученики конст­руируют свое правило его устройства; решая задачу, извлекают способы ее решения; изу­чая понятие или явление, предлагают свое определение или объяснение.

С детскими версиями и суждениями учитель работает как с особым личностным содержанием образования, помогает ученикам оформить и выразить свою мысль. Осо­бое внимание уделяется неординарным, нестандартным суждениям и работам. Ученикапомощью учителя внимательно анализируют продукцию своих одноклассников, тносятся к ней критически, но доброжелательно.

Полученные учениками продукты деятельности (гипотеза, сочинение, поделка ит. п.) сопоставляются с культурно-историческими аналогами. Каждый ученик пере­осмысливает, достраивает или драматизирует свой первичный результат. Происходит личностное образовательное приращение ученика (его знаний, чувств, способностей, опыта), создается соответствующая продукция. Результатом данного этапа обучения является, с одной стороны — личностное развитие и продукция самих учеников, с дру­гой - усвоение и личностная оценка ими общепринятых достижений человечества, втом числе и образовательных стандартов.

Завершает цикл эвристического обучения рефлексия — осознание учениками спо­собов собственной деятельности, фиксация достигнутых образовательных результа­тов. Рефлексия обнаруживает «сухой остаток» деятельности, обозначает осознанные детьми образовательные результаты, выявляет возникшие проблемы.

Результат деятельности ученика выступает не только личностным, но и в опреде­ленном смысле общекультурным приращением, а ученик оказывается включенным е культурно-исторические процессы в качестве их полноправного участника.

Ученику нет нужды переоткрывать все знания и опыт человечества. Но главные вопросы бытия и фундаментальные проблемы изучаемых курсов первично начинаю решаться в личной деятельности ученика.

Дискуссия. Возможно ли создание учениками знаний без предварительной передачи ему соотвествующего социального опыта и технологий деятельности?

Творчество — всегда выход за рамки, изменение существующих знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включенного предварительно в программу усвоения. Поэтому в эвристическом обучении контролю подле­жит не столько степень усвоения готовых знаний, сколько творческое отклонение от них. Основной критерий оценки — личностное приращение ученика, сравнение его с самим собой за определенный период обучения. Проверке и оценке, также само- и взаимооценке подлежат: а) развитие личностных качеств ученика; его творческие достижения по изучаемым предметам; в) уровень усвоения и опе-ежения образовательных стандартов.

Границы применимости дидактической эвристики определяются конкретным учителем, родителем или школой, которая выбирает ориентацию на развитие одареннос-иучащихся и продуктивный тип образования. Сами ученики, как правило, с удоволь-твием воспринимают возможность творческого самовыражения, достигая и перекры-ая при этом общепринятые образовательные нормативы. Проведенные исследования показали, что практически любой вопрос базовой учебной программы по любому предмету и в любом возрасте может быть рассмотрен с позиций детского творчества, организуемого педагогом.

Резюме

Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом обучения, но и методологией всего образования. Эвристическое обучение — обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Дидактическая теория, описывающая систему эвристического обучения, называется дидактической эвристи­кой.

Объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении яв­ляются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный лич­ностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные и другие процедуры и виды деятельности.

Эвристическое обучение отличается от развивающего, поскольку ставит и решает качественно новую задачу: развитие не только ученика, но и траектории его образова­ния, включая развитие целей, технологий, содержания образования.

Эвристические способности учащегося выражаются в таких качествах, как одарен­ность, талант, гений. Ученик с высокой степенью одаренности может быть назван та­лантом, с наивысшей — гением.

Эвристическая деятельность — более широкое понятие, чем творческая деятельность, поскольку включает в себя: 1) сами творческие процессы по созданию образовательной про­дукции в учебных предметах; 2) познавательные процессы, неизбежные и необходимые для сопровождения творчества; 3) организационные, методологические, психологические и иные процессы, которые обеспечивают творческую и познавательную деятельность.

В эвристическом обучении последовательность изучения образовательных стан­дартов и собственное творчество ученика меняются местами.

В эвристическом обучении контролю подлежит не столько степень усвоения гото­вых знаний, сколько творческое отклонение от них.

Вопросы и упражнения

1. Что вы понимаете под эвристикой: догадку, возникающую при решении зада­чи; прием решения задачи; метод открытия нового; метод обучения; продуктив­ную деятельность; дидактическую теорию; раздел психологии; науку о творче­стве; научную область?

2. Считаете ли вы, что знания содержатся (обнаруживаются) внутри человека, а не вокруг него? Объясните в этом случае механизм извлечения скрытых в че­ловеке знаний.

3. Существует точка зрения, что любая деятельность человека является творчес­кой и продуктивной, поскольку всегда приводит к некоторому продукту дея­тельности (А. В.Брушлинский). Можно ли в данном случае считать, что любая деятельность ученика является эвристической?

4. Можно ли считать эвристическое обучение развитием проблемного обучения?

5. Если творчество — это всегда выход за рамки, тогда каким образом необходимо их задавать в обучении, чтобы не ограничивать, а стимулировать творчество учеников?

Дидактический практикум



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: