Разработка творческого урока




Проведите анализ двух подходов к основным элемента урока и предложите свой вари­ант в третьем столбце.

 

Традиционный урок Творческий урок Мой урок
Цель урока: а) для учителя: дать новый материал б) для ученика: усвоить новые знания Цель урока: а) для учителя: организовать продуктивную деятельность учеников б) для ученика: создать творческую продукцию  
Виды деятельности на уроке: а) для учителя: объяснение новой темы б) для ученика: прослушивание нового материала, запомина­ние Виды деятельности на уроке: а) для учителя: организация творческой деятельности б) для ученика: исследование нового объекта, анализ явле­ний  
Структура урока — строго по разработанному плану, без от­ступлений Структура урока — ситуативность, отход от запланирован­ного  
Подход к теме урока — одна точка зрения на изучаемую проблему, изложенная в учеб­нике Подход к теме урока — многообразие точек зрения специа­листов на изучаемую проблему  
Контроль — воспроизведение учениками изученной темы Контроль — представление и защита учениками творческого продукта по теме  
Завершающий этап урока — подведение итогов, припоми­нание изученной темы Завершающий этап урока — рефлексия, осознание собственной деятельности  

Этапы урока:

1. Вспоминаем предыдущий урок на тему «Происхождение чисел» — 3 мин.

2. Математика — наука о числах и фигурах. Откуда появляются геометрические фигуры? Версии детей. Каковы главные элементы геометрических фигур? — 5мин.

3. Задание: нарисуйте в тетрадях точку, линию, плоскость. — 5 мин.

4. Почему вы их изобразили именно так? — 5 мин.,

5. Выдвижение версий происхождения точки, линии, плоскости. Фиксация на доске наиболее оригинальных вариантов — 15 мин.

6. Итоги урока. — 2 мин.

Формулировки заданий и предполагаемые результаты их выполнения:

— Как можно получить точку?

Версии детей и учителя:

1. Поставить точку на бумаге.

2. Отойти подальше от маленького кружка или запустить ракету далеко-далеко.

3. Посмотреть на звезду.

4. Разрезать нитку: точка — место разреза.

5. Пересечь одну линию другой, точка — место их пересечения.

6. Обозначить точкой единицу.

7. Отрезать от отрезка кусочки до самого предела.

— Как можно получить линию?

Версии:

1. Из движущейся точки (чертить точку ручкой, двигать огоньком в темноте).

2. Соединить две точки и продолжить линию.

3. Поставить друг за другом много-много точек (точечная линия).

4. Посмотреть на край тетради (парты).

5. Оставить след от самолета (лыж).

6. Наложить один лист бумаги на другой (линия-граница).

7. Разрезать плоский лист бумаги ножницами.

— Как получить отрезок? (дополнительное задание)

Версии:

1. Отрезать от нитки кусок.

2. Поставить на линии две точки.

3. Посмотреть на авторучку и не заметить ее размеров.

4. Посмотреть на грань любого предмета.

— Как можно получить плоскость?

Версии:

 

1. Покрутить линией (веревкой).

2. Соединить две линии листом бумаги.

3. Разрезать ножом кусок сыра, хлеба.

4. Наставить на бумаге много-много точек.

Задание ученикам по рефлексии их деятельности: Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат?

Предмет: Литература.

Тема урока: «Русские народные сказки», 5-й класс.

Тип урока: урок-соревнование.

Цели урока: 1) самоопределение учеников по отношению к содержанию изуча­емого раздела; 2) составление детьми распределенного по ролям пересказа материала; 3) подготовка в форме групповой работы и демонстрация подготовленного образовательного продукта.

Материалы к уроку: книги со сказками; карточки для групп с алгоритмом зада­ния.

Фундаментальные образовательные объекты: 1) сказка; 2) главные объекты в каждой из сказок.

Главная проблема урока: существует ли общая основа русских народных сказок?

Этапы урока:

1. Учитель комментирует заранее записанные на доске названия сказок и предла­гает детям выбрать для себя сказку и войти в группу, которая будет готовить ее пересказ. — 2 мин.

2. Дети распределяются по группам. (Учитель: «Поднимите руку, кто выбрал пер­вую сказку,.. вторую,..) Ученики рассаживаются в указанные учителем места, берут книги с выбранными сказками и приступают к групповой работе. — 8 мин.

3. Каждой группе учитель вручает карточку с алгоритмом задания, в котором опи­сан порядок работы группы: выберите групповода; прочитайте сказку; решите, как вы будете ее пересказывать: по ролям, по очереди, свой вариант; заплани­руйте свое выступление; выступите перед классом; ответьте на вопросы. Груп­пы работают по предложенному плану. — 10 мин.

4. После групповой работы каждая группа встает перед классом и пересказывает свою сказку. Остальные слушают и задают вопросы. — 15 мин.

5. Создается жюри (от каждой группы делегируется по 1 человеку), которое вы­бирает наиболее понравившуюся сказку и самый выразительный эпизод из нее. Остальные в это время проводят рефлексию в группах. — 5 мин.

6. Жюри объявляет результат. Лучший эпизод еще раз прочитывается и анализи­руется. — 5 мин.

Рефлексивное задание ученикам: Напишите свой ответ на вопрос: что я увидел общего в русских народных сказках?

Формы контроля и оценки результатов урока: наблюдение учителя за самоопрелением учеников, их групповой работой, качеством пересказа; найденной формой:ресказа; анализ рефлексивных ответов учеников.

Задание на дом: составить свою «народную» сказку, используя общие особенности русских народных сказок.

Предмет: География, 8-й класс.

Тема урока: «Путешествие по Европе».

Тип урока: урок-путешествие (деловая игра) — 2 часа.

Цель урока: создание буклетов-путеводителей по городам Европы. Материалы к уроку: книги, атласы, карты, энциклопедии — в бумажном вари­анте и на CD-Rom; бумага, клей, старые журналы, карандаши; готовые образцы буклетов и путеводителей (культурные аналоги).

Фундаментальные образовательные объекты: 1) город; 2) страна; 3) Европа; 4) путешествие; 5) маршрут.

Проблема урока: каковы принципы составления маршрута путешествия?

Этапы и виды деятельности учеников:

1. Учитель называет 3-4 европейские страны и групповодов по каждой из стран, которых предварительно инструктирует о характере деятельности. Остальным ученикам предлагается выбрать страну (вариант: групповодам дается возмож­ность самим набрать свою команду). — 5мин.

2. Задание группам: «Вы работаете в туристической фирме и должны разработать путеводитель (буклет) по городам одной из европейских стран (3-5 городов). Для работы можете использовать имеющиеся материалы. На следующем уроке вы будете защищать свой буклет». — 5мин.

3. Работа по группам: разработка концепции буклета, составление плана его из­готовления; распределение обязанностей внутри группы; выполнение задания; рефлексия деятельности группы. — 35 мин.

4. Рецензирование выполненных буклетов экспертами — учениками из других групп. — 10 мин.

5. Создание жюри (одновременно с рецензированием буклетов). От каждой груп­пы выделяется по одному человеку в состав жюри, которое занимает позицию туристов, выбирающих путешествие. Группа, чью страну в итоге выбирают ту­ристы, побеждает в конкурсе. — 5 мин.

6. Презентация группами своих буклетов. — 30 мин.

7. Итоги урока. — 5 мин.

Рефлексивное задание ученикам: Напишите в форме плана рекомендацию «Как разработать маршрут путешествия».

Формы контроля и оценки результатов урока: 1) решение жюри; 2) мнения экспер­тов; 3) анализ учителем буклетов и рефлексивных записей учеников.

Задания на дом: а) выполнить рефлексивное задание (см. выше); б) индивидуаль­но, по желанию, составить буклет-путеводитель по любым выбранным городам.

Предмет: Физика, 10-й класс.

Тема урока: «Электродинамика».

Тип урока: вводный поисковый урок — 2 часа.

Цель урока: составление учениками системного образа предстоящей темы на основе собственного опыта и знаний.

Материалы к уроку: эбонитовая палочка, шерсть, электрометр, демонстрацион­ная электрическая цепь с лампочкой, магнитная стрелка на подставке; имеющиеся в кабинете физики приборы по электромагнетизму; литература на данную тему.

Фундаментальные образовательные объекты: электрический заряд, электри­ческий ток, электромагнетизм.

Проблема урока: каковы способы классификации материала по теме «Электро­динамика».

План урока:

1.Объяснение структуры урока, постановка его целей. — 5 мин.

2. Демонстрация учителем опытов по электричеству. — 5 мин.

3. Фронтальный коллективный сбор учащимися информации об электромагне­тизме и ее классификация по разделам. — 10 мин.

4. Выборы групповодов и создание ученических групп. — 5 мин.

5. Работа групп по выбранным разделам. — 20 мин.

6. Выступления групп. — 40 мин.

7. Оценка выступлений. Рефлексия. — 5 мин.

Описание хода урока.

Введение в тему электромагнитных явлений учитель начинает с помощью простей- х опытов: притягивание мелких предметов наэлектризованной палочкой, зарядка жтрометра, горение лампочки в электрической цепи, отклонение магнитной стрелки вблизи проводника с током.

В ходе демонстраций обсуждается причина притяжения легких предметов за-кенными телами, выясняется сущность электризации, условия существования жтрического тока, обозначается существование электрического и магнитного

Систематизация ученических знаний и представлений по электричеству и магнетиз-происходит с помощью называния школьниками известных сведений или собствен-хгапотез по электромагнетизму, которые учитель заносит в три графы на доске: электромагнитные явления, понятия, законы.

 

Электромагнетизм
Явления Понятия Законы
     
     
     
     

 

Явления, понятия и формулы законов, написанные в таблице, распределяются по деленным темам, которые становятся названиями творческих групп. Класс делится на 4 группы, каждая из которых готовит выступление по своей теме, используя следующий план:

♦ краткая теория вопроса (собственная или известная) с использованием тех понятий, которые приведены в таблице;

♦ рисунок или концепт, иллюстрирующий основные положения темы;

♦ простейший придуманный опыт по теме;

♦ 1-2 вопроса по своей теме для другой группы.

При подготовке к выступлению группы учащиеся пользуются доступными прибо­рами, материалами, литературой, самостоятельно организуют свою работу.

От каждой группы выбирается по одному представителю в экспертную группу, которая вырабатывает критерии оценки выступления групп, например: содержание выступления, техника выступления, оригинальность придуманных вопросов, ответы на вопросы других групп, качество рисунка-концепта.

После выступления групп эксперты поясняют свои критерии, анализируют выс­тупления групп, объявляют количество набранных ими баллов.

Задание ученикам по рефлексии их деятельности: Каковы способы классификации материала по теме «Электродинамика»? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме?

Задание на дом: составить индивидуальные образовательные программы по теме «Электродинамика».

Резюме

Главные вопросы при создании творческого урока: Что именно будет создано учени­ками на уроке в направлении изучаемой темы? Как обеспечить этот процесс?

Успех творческого урока определяется открытым заданием, которое вовлекает учеников в мотивированную деятельность по созданию образовательного продукта.

Предчувствие оригинальных ответов учеников — важный субъективный критерий качества открытого задания. Задания могут быть сгруппированы по доминирующим видам деятельности учащихся: креативной, когнитивной, оргдеятельностной. Помощь в их выполнении оказывают алгоритмические описания и рекомендации.

Планирование творческого урока включает в себя:

1. Планирование серии занятий по одной теме (разделу).

2. Актуализация творческого потенциала учащихся в сознании учителя.

3. Выработка личностного отношения учителя к проблематике урока.

4. Определение смысла урока.

5. Разработка идеи урока.

6. Отбор материала, средств, методов и форм продуктивной деятельности учени­ков.

7. Соотнесение возможных результатов учеников с образовательными стандар­тами.

8. Формулирование целей урока.

9. Разработка структуры урока.

10. Написание конспекта (плана) урока.

Вопросы и упражнения

1. Какие чувства, мысли и желания вызвало изучение вами темы данного параг­рафа?,

2. Что такое творческий урок? Предложите свое определение.

3. Что такое открытое задание? Предложите свое определение.

4. Какие типы творческих уроков более всего соответствуют вашему педагогиче­скому мировоззрению? Почему?

5. Сформулируйте возникшие у вас вопросы по проблеме разработки творческо­го урока.

Дидактический практикум



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: