Проведите анализ двух подходов к основным элемента урока и предложите свой вариант в третьем столбце.
Традиционный урок | Творческий урок | Мой урок |
Цель урока: а) для учителя: дать новый материал б) для ученика: усвоить новые знания | Цель урока: а) для учителя: организовать продуктивную деятельность учеников б) для ученика: создать творческую продукцию | |
Виды деятельности на уроке: а) для учителя: объяснение новой темы б) для ученика: прослушивание нового материала, запоминание | Виды деятельности на уроке: а) для учителя: организация творческой деятельности б) для ученика: исследование нового объекта, анализ явлений | |
Структура урока — строго по разработанному плану, без отступлений | Структура урока — ситуативность, отход от запланированного | |
Подход к теме урока — одна точка зрения на изучаемую проблему, изложенная в учебнике | Подход к теме урока — многообразие точек зрения специалистов на изучаемую проблему | |
Контроль — воспроизведение учениками изученной темы | Контроль — представление и защита учениками творческого продукта по теме | |
Завершающий этап урока — подведение итогов, припоминание изученной темы | Завершающий этап урока — рефлексия, осознание собственной деятельности |
Этапы урока:
1. Вспоминаем предыдущий урок на тему «Происхождение чисел» — 3 мин.
2. Математика — наука о числах и фигурах. Откуда появляются геометрические фигуры? Версии детей. Каковы главные элементы геометрических фигур? — 5мин.
3. Задание: нарисуйте в тетрадях точку, линию, плоскость. — 5 мин.
4. Почему вы их изобразили именно так? — 5 мин.,
5. Выдвижение версий происхождения точки, линии, плоскости. Фиксация на доске наиболее оригинальных вариантов — 15 мин.
|
6. Итоги урока. — 2 мин.
Формулировки заданий и предполагаемые результаты их выполнения:
— Как можно получить точку?
Версии детей и учителя:
1. Поставить точку на бумаге.
2. Отойти подальше от маленького кружка или запустить ракету далеко-далеко.
3. Посмотреть на звезду.
4. Разрезать нитку: точка — место разреза.
5. Пересечь одну линию другой, точка — место их пересечения.
6. Обозначить точкой единицу.
7. Отрезать от отрезка кусочки до самого предела.
— Как можно получить линию?
Версии:
1. Из движущейся точки (чертить точку ручкой, двигать огоньком в темноте).
2. Соединить две точки и продолжить линию.
3. Поставить друг за другом много-много точек (точечная линия).
4. Посмотреть на край тетради (парты).
5. Оставить след от самолета (лыж).
6. Наложить один лист бумаги на другой (линия-граница).
7. Разрезать плоский лист бумаги ножницами.
— Как получить отрезок? (дополнительное задание)
Версии:
1. Отрезать от нитки кусок.
2. Поставить на линии две точки.
3. Посмотреть на авторучку и не заметить ее размеров.
4. Посмотреть на грань любого предмета.
— Как можно получить плоскость?
Версии:
1. Покрутить линией (веревкой).
2. Соединить две линии листом бумаги.
3. Разрезать ножом кусок сыра, хлеба.
4. Наставить на бумаге много-много точек.
Задание ученикам по рефлексии их деятельности: Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат?
Предмет: Литература.
Тема урока: «Русские народные сказки», 5-й класс.
Тип урока: урок-соревнование.
|
Цели урока: 1) самоопределение учеников по отношению к содержанию изучаемого раздела; 2) составление детьми распределенного по ролям пересказа материала; 3) подготовка в форме групповой работы и демонстрация подготовленного образовательного продукта.
Материалы к уроку: книги со сказками; карточки для групп с алгоритмом задания.
Фундаментальные образовательные объекты: 1) сказка; 2) главные объекты в каждой из сказок.
Главная проблема урока: существует ли общая основа русских народных сказок?
Этапы урока:
1. Учитель комментирует заранее записанные на доске названия сказок и предлагает детям выбрать для себя сказку и войти в группу, которая будет готовить ее пересказ. — 2 мин.
2. Дети распределяются по группам. (Учитель: «Поднимите руку, кто выбрал первую сказку,.. вторую,..) Ученики рассаживаются в указанные учителем места, берут книги с выбранными сказками и приступают к групповой работе. — 8 мин.
3. Каждой группе учитель вручает карточку с алгоритмом задания, в котором описан порядок работы группы: выберите групповода; прочитайте сказку; решите, как вы будете ее пересказывать: по ролям, по очереди, свой вариант; запланируйте свое выступление; выступите перед классом; ответьте на вопросы. Группы работают по предложенному плану. — 10 мин.
4. После групповой работы каждая группа встает перед классом и пересказывает свою сказку. Остальные слушают и задают вопросы. — 15 мин.
5. Создается жюри (от каждой группы делегируется по 1 человеку), которое выбирает наиболее понравившуюся сказку и самый выразительный эпизод из нее. Остальные в это время проводят рефлексию в группах. — 5 мин.
|
6. Жюри объявляет результат. Лучший эпизод еще раз прочитывается и анализируется. — 5 мин.
Рефлексивное задание ученикам: Напишите свой ответ на вопрос: что я увидел общего в русских народных сказках?
Формы контроля и оценки результатов урока: наблюдение учителя за самоопрелением учеников, их групповой работой, качеством пересказа; найденной формой:ресказа; анализ рефлексивных ответов учеников.
Задание на дом: составить свою «народную» сказку, используя общие особенности русских народных сказок.
Предмет: География, 8-й класс.
Тема урока: «Путешествие по Европе».
Тип урока: урок-путешествие (деловая игра) — 2 часа.
Цель урока: создание буклетов-путеводителей по городам Европы. Материалы к уроку: книги, атласы, карты, энциклопедии — в бумажном варианте и на CD-Rom; бумага, клей, старые журналы, карандаши; готовые образцы буклетов и путеводителей (культурные аналоги).
Фундаментальные образовательные объекты: 1) город; 2) страна; 3) Европа; 4) путешествие; 5) маршрут.
Проблема урока: каковы принципы составления маршрута путешествия?
Этапы и виды деятельности учеников:
1. Учитель называет 3-4 европейские страны и групповодов по каждой из стран, которых предварительно инструктирует о характере деятельности. Остальным ученикам предлагается выбрать страну (вариант: групповодам дается возможность самим набрать свою команду). — 5мин.
2. Задание группам: «Вы работаете в туристической фирме и должны разработать путеводитель (буклет) по городам одной из европейских стран (3-5 городов). Для работы можете использовать имеющиеся материалы. На следующем уроке вы будете защищать свой буклет». — 5мин.
3. Работа по группам: разработка концепции буклета, составление плана его изготовления; распределение обязанностей внутри группы; выполнение задания; рефлексия деятельности группы. — 35 мин.
4. Рецензирование выполненных буклетов экспертами — учениками из других групп. — 10 мин.
5. Создание жюри (одновременно с рецензированием буклетов). От каждой группы выделяется по одному человеку в состав жюри, которое занимает позицию туристов, выбирающих путешествие. Группа, чью страну в итоге выбирают туристы, побеждает в конкурсе. — 5 мин.
6. Презентация группами своих буклетов. — 30 мин.
7. Итоги урока. — 5 мин.
Рефлексивное задание ученикам: Напишите в форме плана рекомендацию «Как разработать маршрут путешествия».
Формы контроля и оценки результатов урока: 1) решение жюри; 2) мнения экспертов; 3) анализ учителем буклетов и рефлексивных записей учеников.
Задания на дом: а) выполнить рефлексивное задание (см. выше); б) индивидуально, по желанию, составить буклет-путеводитель по любым выбранным городам.
Предмет: Физика, 10-й класс.
Тема урока: «Электродинамика».
Тип урока: вводный поисковый урок — 2 часа.
Цель урока: составление учениками системного образа предстоящей темы на основе собственного опыта и знаний.
Материалы к уроку: эбонитовая палочка, шерсть, электрометр, демонстрационная электрическая цепь с лампочкой, магнитная стрелка на подставке; имеющиеся в кабинете физики приборы по электромагнетизму; литература на данную тему.
Фундаментальные образовательные объекты: электрический заряд, электрический ток, электромагнетизм.
Проблема урока: каковы способы классификации материала по теме «Электродинамика».
План урока:
1.Объяснение структуры урока, постановка его целей. — 5 мин.
2. Демонстрация учителем опытов по электричеству. — 5 мин.
3. Фронтальный коллективный сбор учащимися информации об электромагнетизме и ее классификация по разделам. — 10 мин.
4. Выборы групповодов и создание ученических групп. — 5 мин.
5. Работа групп по выбранным разделам. — 20 мин.
6. Выступления групп. — 40 мин.
7. Оценка выступлений. Рефлексия. — 5 мин.
Описание хода урока.
Введение в тему электромагнитных явлений учитель начинает с помощью простей- х опытов: притягивание мелких предметов наэлектризованной палочкой, зарядка жтрометра, горение лампочки в электрической цепи, отклонение магнитной стрелки вблизи проводника с током.
В ходе демонстраций обсуждается причина притяжения легких предметов за-кенными телами, выясняется сущность электризации, условия существования жтрического тока, обозначается существование электрического и магнитного
Систематизация ученических знаний и представлений по электричеству и магнетиз-происходит с помощью называния школьниками известных сведений или собствен-хгапотез по электромагнетизму, которые учитель заносит в три графы на доске: электромагнитные явления, понятия, законы.
Электромагнетизм | ||
Явления | Понятия | Законы |
Явления, понятия и формулы законов, написанные в таблице, распределяются по деленным темам, которые становятся названиями творческих групп. Класс делится на 4 группы, каждая из которых готовит выступление по своей теме, используя следующий план:
♦ краткая теория вопроса (собственная или известная) с использованием тех понятий, которые приведены в таблице;
♦ рисунок или концепт, иллюстрирующий основные положения темы;
♦ простейший придуманный опыт по теме;
♦ 1-2 вопроса по своей теме для другой группы.
При подготовке к выступлению группы учащиеся пользуются доступными приборами, материалами, литературой, самостоятельно организуют свою работу.
От каждой группы выбирается по одному представителю в экспертную группу, которая вырабатывает критерии оценки выступления групп, например: содержание выступления, техника выступления, оригинальность придуманных вопросов, ответы на вопросы других групп, качество рисунка-концепта.
После выступления групп эксперты поясняют свои критерии, анализируют выступления групп, объявляют количество набранных ими баллов.
Задание ученикам по рефлексии их деятельности: Каковы способы классификации материала по теме «Электродинамика»? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме?
Задание на дом: составить индивидуальные образовательные программы по теме «Электродинамика».
Резюме
Главные вопросы при создании творческого урока: Что именно будет создано учениками на уроке в направлении изучаемой темы? Как обеспечить этот процесс?
Успех творческого урока определяется открытым заданием, которое вовлекает учеников в мотивированную деятельность по созданию образовательного продукта.
Предчувствие оригинальных ответов учеников — важный субъективный критерий качества открытого задания. Задания могут быть сгруппированы по доминирующим видам деятельности учащихся: креативной, когнитивной, оргдеятельностной. Помощь в их выполнении оказывают алгоритмические описания и рекомендации.
Планирование творческого урока включает в себя:
1. Планирование серии занятий по одной теме (разделу).
2. Актуализация творческого потенциала учащихся в сознании учителя.
3. Выработка личностного отношения учителя к проблематике урока.
4. Определение смысла урока.
5. Разработка идеи урока.
6. Отбор материала, средств, методов и форм продуктивной деятельности учеников.
7. Соотнесение возможных результатов учеников с образовательными стандартами.
8. Формулирование целей урока.
9. Разработка структуры урока.
10. Написание конспекта (плана) урока.
Вопросы и упражнения
1. Какие чувства, мысли и желания вызвало изучение вами темы данного параграфа?,
2. Что такое творческий урок? Предложите свое определение.
3. Что такое открытое задание? Предложите свое определение.
4. Какие типы творческих уроков более всего соответствуют вашему педагогическому мировоззрению? Почему?
5. Сформулируйте возникшие у вас вопросы по проблеме разработки творческого урока.
Дидактический практикум