1. Разработайте образовательную ситуацию по выбранной вами теме. При выполнении задания опирайтесь на следующие технологические действия:
2. Выберите учебный предмет, тему и класс, в котором будет происходить планируемая ситуация. Определите главный объект образовательной ситуации (вещь, понятие, явление, процесс, традиция, предмет, свойство, качество и др.), а также связанную с объектом и интересную для детей проблему. Подумайте над тем, как помочь детям обнаружить их личную внутреннюю связь с изучаемым объектом, как сделать для них проблему личностно-значимой. Для этого привлеките личный опыт и проблематику учеников, предположите, какого рода образовательный продукт вы ожидаете от учеников.
3. Сформулируйте открытое задание или проблему для детей с неизвестным для них и для вас решением. Реализация данного этапа более эффективна тогда, когда в классе уже создана образовательная напряженность, и через выполнение задания ученики выражают свою активность. Формулирование задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда задание (или несколько разных заданий) формулируют ученики. Сверхмастерство педагога — когда сформулированные детьми задания не просто интересны, но и новы для учителя.
4. Дайте возможность лично решить возникшую или созданную ситуацию (задание) каждому ученику. Сопроводите возникающие творческие «ростки» и помогите ученикам достроить их до воспринимаемого другими учениками вида. Это главный этап ситуации — создание учениками образовательного продукта. Будьте внимательны, отыскивайте признаки творчества в любом ученическом результате, боритесь с собственными стереотипами.
|
5. Обеспечьте демонстрацию образовательной продукции учеников: версий, стихов, задач, определений, символов, поделок, рисунков, проектов и т. п. в форме устных сообщений, обсуждения по группам, вернисажа, выставки, письменного взаиморецензирования, выступления с докладом.
6. После демонстрации образовательных продуктов вводите культурно-исторические аналоги из сокровищницы человеческого опыта — тексты-первоисточники, картины, версии, законы, теории, дефиниции, мнения ученых, сведения из учебников, свои собственные знания и представления.
7. Организуйте деятельность по сравнению, сопоставлению, классификации образовательных продуктов — как детских, так и культурно-исторических, а также учительских. В случае переопределения учениками своих позиций или продуктов, помогите им осознать причины изменения точки зрения. Обеспечьте развитие образовательной ситуации.
8. Организуйте рефлексию учеников по осознанию и усвоению примененных способов познания, возникших проблем и путей их решения. Помогите ученикам обозначить индивидуально достигнутые результаты. Выявите и обозначьте коллективно созданные образовательные продукты. Реализуйте разработанную образовательную ситуацию во время своей педагогической практики или смоделируйте ее на семинарском занятии в вузе.
Итоговая рефлексия по содержанию главы 6
1. Назовите свои самые яркие чувства и ощущения, вызванные изучением темы «Творческий урок».
2. Восстановите этапы своего изучения данной главы, вспомните основные результаты своей деятельности на лекциях, семинарах, в ходе педагогической практики. Отнеситесь к дискуссионным вставкам в текст учебника, вопросам и заданиям в конце параграфов, результатам дидактического практикума. Результаты оформите в виде таблицы (заполните те пункты, в которых вами получены наиболее существенные результаты):
|
Проблематика разработки творческого урока | Мои основные результаты освоения данного компонента обнаруженная проблема,противоречие, личное приращение и т. д.) | Виды деятельности, благодаря которым достигнуты эти результаты |
1.Дидактическая эвристика | 1. | 1. |
2.Технология эвристического обучения | 2. | 2. |
3. Открытые задания | 3. | 3. |
4.Типы творческих уроков | 4. | 4. |
5.Планирование творческого урока | 5. | 5. |
6.Конспект(план)урока | 6. | 6. |
7.Образовательная ситуация | 7. | 7. |
8. Что делать учителю в образовательных ситуациях | 8. | 8. |
9.Уровни развития образовательной ситуации:частно предметный, общепредметный и метапредметный | 9. | 9. |
10.Ситуативное обучение | 10. | 10. |
3. Сформулируйте свое личностное педагогическое приращение по теме «Творческий урок» и причины, благодаря которым оно произошло. Запишите цели своего дальнейшего освоения данного курса.