Диагностика и контроль обучения




Формы и виды контроля. Диагностика обучения — обязательный компонент образо­вательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей. Диагностика охватывает различные сферы — психологическую, педагогичес­кую, дидактическую, управленческую и др.

Образовательная диагностика — это процесс определения результатов образова­тельной деятельности учащихся и педагога с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения.

Диагностика(от греч.diagnosis – распознования) – процесс распознавания; учение о принципах и методах постановки диагноза.

Диагностика образовательной деятельности ученика включает в себя контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений ученика, переопределений целей, уточ­нение образовательных программ, корректировку хода обуче­ния, прогнозирование дальнейшего развития событий.

В состав диагностики входят различные формы контроля, который означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учеников. Выявление и измерение называют проверкой. Проверка имеет целью определение уровня и качества обученности уче­ника, объема его учебного труда, внутренних приращений.

Основой для оценивания являются результаты проверки. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные харак­теристики, систематизированные по определенным параметрам аналитические дан­ные. Оценка чаще всего завершается отметкой — условным обозначением в виде чис­ла, буквы, кодовых сигналов. Функции оценки:

♦ мотивационная оценка поощряет образовательную деятельность ученика и сти­мулирует ее продолжение;

♦ диагностическая — указывает на причины тех или иных образовательных резуль­татов ученика;

♦ воспитательная — формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника;

♦ информационная — свидетельствует о степени успешности ученика в дости­жении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и спосо­бами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях.

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником образовательных стандартов. По каждому учебному курсу существуют требования к уровню подготовки выпускников основной школы, которые представляют собой краткую характеристику минимально необходимых результатов, которые должны быть достигнуты. Планируе­мые результаты обучения описаны, как правило, в содержательно-деятельностной фор­ме, то есть характеризуют виды виды деятельности ученика по отношению к содержа­нию учебного курса. Например: «Вести диалог-расспрос, попеременно переходя с позиции сообщающего на позицию спрашивающего» (иностранный язык, 10-й класс) или «Использовать знание зарубежной литературы для сопоставления героев русской и зарубежной литературы» (литература, 10-й класс).

Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.

Оценка — часть образовательного процесса, в котором ученик выступает полноправным субъектом. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель всякий раз выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать решать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.

Оценку необходимо отличать от отметки. Оценка — это процесс, деятельность или действие по оцениванию; отметка — результат этого процесса. Оценка выражаться качественно, например, вербально; «У тебя получилось найти второй способ решения задачи», «Ты — молодец!»; символически: переходной флаг, желтый кружок; эмоционально: улыбкой, одобрением, порицанием. Отметка же, как правило, выражается количественно: в пяти-или десятибалльной шкале; местом в рейтинге, процентами и т. п.

Традиционной является четырехбалльная система отметок:

- владеет в полной мере (отлично);

- владеет достаточно (хорошо);

- владеет недостаточно (удовлетворительно);

- не владеет (неудовлетворительно).

Очевидно, что данная шкала не дает представления о полноте и многообразии образовательных результатов учеников. Многие учителя расширяют данную систему, вводя к баллам дополнительные знаки «+» и «-». В ряде школ, лицеев и гимназий применяются десяти-, двадцати-, стобалльные шкалы. Школы личностной ориентации вводят расширенные системы качественно-количественного оценива

Очевидно, что данная шкала не дает представления о полноте и многообразии образовательных результатов учеников. Многие учителя расширяют данную систему, вводя к баллам дополнительные знаки «+» и «-». В ряде школ, лицеев и гим­назий применяются десяти-, двадцати-, стобалльные шкалы. Школы личностной ориентации вводят расширенные системы качественно-количественного оценивания: диагностические карты ученика, дневники личных до­стижений, письменные характеристики.

Дискуссия. Как ликвидировать имеющуюся у школьников зависимость от отметок и перевести их внимание на содержание своих образовательных результатов?

Роль оценки и отметки в обучении исследуется педаго­гами и психологами давно. Негативное влияние отметок списывание, подсказка, зубрежка, шпаргалки и т. п.) при­водит многих ученых к выводу о необходимости ликвидации отметок и развитии способов оценки (Ш. А. Амонашвили). В то же время безотметочное обучение уменьшает соревновательность, конкуренцию, ответственность. В некоторых западных стра­нах, плата за обучение существенно снижается, если учащийся желает обучаться без контроля и отметок.

В обучении применяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, повторный, периодический, итоговый.

Предварительный контроль имеет диагностические задачи и осуществляется, как правило, в начале учебного года или перед изучением новых крупных разделов. Цель предварительного контроля — зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и навыки, связанные с предстоящей деятельностью. Предварительная диагностика уровня обученности учащегося важна для того, чтобы определить его приращение за определенный период времени. Оцениванию в данном случае может подлежать не сравнение образовательных достижений ученика с эталонами или стандартами, а сравнение его нынешнего уровня обученности с на­чальным, то есть степень личностного приращения.

Текущий контроль — это систематическая проверка и оценка образовательных ре­зультатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях. Желательно, что­бы текущий контроль происходил на каждом уроке. Возможные формы такого кон­троля: опрос учителя, выполнение тестов, решение задач, работа с компьютерной программой, взаимоконтроль учеников в парах или группах, самоконтроль ученика и др.

Повторный контроль предполагает проверку знаний параллельно с изучением но­вого материала. Это способствует прочности и системности знаний учеников.

Периодический контроль осуществляется по целому разделу учебного курса. Цель — диагностирование качества усвоения учеником структурных основ и взаимо­связей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделен­ным ранее направлениям. Задача периодического контроля — обучающая, поскольку ученики обучаются систематизации, обобщению, целостному видению крупного бло­ка учебной информации и связанной с нею деятельности.

Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти или учебного года. Он может иметь форму контрольной работы, зачета, экзамена, защиты творческой рабо­ты. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных ре­зультатов по всем ключевым целям и направлениям. Не должно быть так, чтобы цели заявлялись одни, а итоговому контролю подлежали совсем другие параметры или толь­ко часть из них. Например, если в начале учебного года учитель поставил целью творческую самореализацию учеников на основе выполнения ими исследований по задан­ным темам, то именно эта цель и должна быть продиагностирована и оценена для каж­дого ученика и класса в целом.

Важно определить содержание и методы контроля, то есть выяснить, что именно и как будет контролироваться.

Традиционно контролю подлежат знания, умения и навыки учащихся, которые про­веряются с помощью контрольных работ, зачетов, экзаменов.

Другой подход — контроль достижения учащимися целей обучения, формулируе­мых в терминах действий учеников. Например, проверяются знания, понимание, при­менение, аналитические действия, обобщение, оценивание.

Формы проверки разнообразны: тестирование, анкетирование, комплексные про­ектные действия, образовательные ситуации и др.

Параметры образовательной диагностики. Измерение и оценка успехов в обучении требует анализа вопроса о том, что подлежит измерению, а также вопроса о критери­ях, показателях, шкалах, единицах и инструментах измерения.

От того, какие результаты и в какой форме будут контролироваться, зависит пост­роение всего образовательного процесса. Учитель-профессионал всегда заранее опре­деляет те контрольные ориентиры, которые будет предлагать ученикам после изуче­ния ими каждого раздела или темы курса. Такими ориентирами являются конкретные предметные знания, умения и навыки, усвоенные детьми способы, деятельности, раз­витые способности, творческая продукция учеников.

 

Блок самоопределения Содержание контроля обучения   Сравните содержание контроля обучения в первых двух столбцах таблицы и предло­жите свой вариант в третьем столбце
Когнитивно-ориентированный подход Личностно-ориентированный подход Мой подход
Главные цели обучения: пе­редача знаний, умений и навыков; социализация, т. е. подготовка к выполнению своих функций в обществе Главная цель обучения: обеспечение личностного роста ученика, его самореализации по отношению к образовательным областям Главные цели обучения:
Объект контроля: внешне заданное содержание образования, независимое от учителя и ученика Объект контроля: внутреннее содержание образования, являющееся результатом деятельности ученика Объект контроля:
Эталон для оценивания: внешние образовательные стандарты Эталон для оценивания: ин­дивидуальные качества лич­ности ученика, сопоставлен­ные с образовательными стандартами Эталон для оценивания:
Способ оценки: сравнение достижений ученика с этало­ном Способ оценки: сравнение достижений ученика с его начальным уровнем обучен-ности Способ оценки:
Методы контроля: контроль­ные работы, тесты, зачеты, экзамены Методы контроля: сопостав­ление полученных резуль­татов с целями индивидуаль­ной образовательной программы Методы контроля:
Форма оценки: выставленные отметки, рейтинг Форма оценки: качественные характеристики, описываю­щие степень образова­тельного приращения учени­ка по каждому из выделенных направлений Форма оценки:
Обучающая роль контроля: умение учащегося соотно­сить свое обучение с требо­ваниями к нему со стороны общества Обучающая роль контроля: умение учащегося выстраивать индивидуальную траекторию по отношению ко всем образовательным областям Обучающая роль контроля:
     

 

По каждому из выделенных ориентиров в ходе обучения учитель предлагает соот­ветствующие задания, организует определенные виды деятельности учеников, направ­ленные на достижение ими заданных результатов. Приведем примеры планируемых ре­зультатов обучения различных уровней.

Проверка знаний

Знания– результат познательной деятельности человека, отраженный в его сознании в виде представлений, фактов. Понятий, законй, теорий

1.1. Знание фактов, их причин, различий.

1.2. Знание научных и иных проблем по изучаемой теме; наличие представлений о возможных путях их решения.

1.3. Знание фундаментальных понятий по теме, их опреде­лений (дефиниций); представление об объеме и содержании понятий; знание практических применений понятий.

1.4. Знание основных правил, закономерностей и законов, их формулировок, ус­ловий и границ проявления, специфики применения.

1.5. Знание теорий, опытных фактов, послуживших основой их разработки; основ­ных положений, уравнений, доказательств, выводов, практических приложений, про­гностических возможностей.

Проверка умений

2.1. Владение фактами:

Умения – освоенные приемы и способы выполнения действия со знаниями.

♦ установление причин фактов;

♦ установление взаимосвязей между фактами;

♦ отличение фундаментальных объектов и фактов от второ­степенных.

2.2. Владение проблематикой:

♦ формулирование и переформулирование проблем по теме;

♦ умение отыскивать возможные пути решения проблемы.

2.3. Владение понятиями:

♦ узнавание понятий, конструирование их определений;

♦ раскрытие объема понятий: характеристика количественного состава объектов, их классификация;

♦ раскрытие содержания понятия: характеристика существенных признаков объектов;

♦ установление взаимосвязей между понятиями, выделение среди них фундамен­тальных;

♦ практическое применение понятий.

2.4. Владение правилами, закономерностями и законами:

♦ узнавание правила, закономерности, закона;

♦ формулирование правила, закономерности, закона;

♦ раскрытие содержания правила, закономерности, закона (характеристика сущно­сти, условий и границ проявления, применения);

♦ характеристика действий, связанных с применением правила, закономерности, закона.

2.5. Владения теориями:

♦ узнавание теории;

♦ отыскание опытных фактов, необходимых для разработки теории;

♦ раскрытие содержания теории (характеристика основных положений, уравне­ний, доказательств, выводов);

♦ осуществление на основе теории практических действий.

Навыки – действия, отдельные операции которых доведены до автоматизма в результате упражнений.

Проверка навыков

3.1. Построение и осуществление алгоритма операций вы­полнения конкретных действий в структуре умения.

3.2. Моделирование практического выполнения действий,

составляющих данное умение.

3.3. Выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение.

3.4. Самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопо­ставлении с целью деятельности.

3.5. Время выполнения умения (измерение скорости чтения, устного счета и т. п.).

 

Способ – прием, действие, направленное на достижение определенной задачи.

4. Проверка усвоенных способов деятельности

4.1. Узнавание методов и процедур, относящихся к изучен­ному материалу.

4.2. Раскрытие содержания методов и процедур: характе­ристика действий и операций, составляющих их сущность.

4.3. Владение методами и процедурами, связанными с получением знаний и их обработкой.

4.4. Применение методов и процедур в различных вариантах последовательности составляющих их действий, а также в новых условиях.

4.5. Характеристика условий и границ применения метода или процедуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: