Формы и виды контроля. Диагностика обучения — обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей. Диагностика охватывает различные сферы — психологическую, педагогическую, дидактическую, управленческую и др.
Образовательная диагностика — это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения.
Диагностика(от греч.diagnosis – распознования) – процесс распознавания; учение о принципах и методах постановки диагноза. |
Диагностика образовательной деятельности ученика включает в себя контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений ученика, переопределений целей, уточнение образовательных программ, корректировку хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития событий.
В состав диагностики входят различные формы контроля, который означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учеников. Выявление и измерение называют проверкой. Проверка имеет целью определение уровня и качества обученности ученика, объема его учебного труда, внутренних приращений.
Основой для оценивания являются результаты проверки. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по определенным параметрам аналитические данные. Оценка чаще всего завершается отметкой — условным обозначением в виде числа, буквы, кодовых сигналов. Функции оценки:
♦ мотивационная оценка поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует ее продолжение;
|
♦ диагностическая — указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика;
♦ воспитательная — формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника;
♦ информационная — свидетельствует о степени успешности ученика в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником образовательных стандартов. По каждому учебному курсу существуют требования к уровню подготовки выпускников основной школы, которые представляют собой краткую характеристику минимально необходимых результатов, которые должны быть достигнуты. Планируемые результаты обучения описаны, как правило, в содержательно-деятельностной форме, то есть характеризуют виды виды деятельности ученика по отношению к содержанию учебного курса. Например: «Вести диалог-расспрос, попеременно переходя с позиции сообщающего на позицию спрашивающего» (иностранный язык, 10-й класс) или «Использовать знание зарубежной литературы для сопоставления героев русской и зарубежной литературы» (литература, 10-й класс).
Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.
Оценка — часть образовательного процесса, в котором ученик выступает полноправным субъектом. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель всякий раз выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать решать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.
|
Оценку необходимо отличать от отметки. Оценка — это процесс, деятельность или действие по оцениванию; отметка — результат этого процесса. Оценка выражаться качественно, например, вербально; «У тебя получилось найти второй способ решения задачи», «Ты — молодец!»; символически: переходной флаг, желтый кружок; эмоционально: улыбкой, одобрением, порицанием. Отметка же, как правило, выражается количественно: в пяти-или десятибалльной шкале; местом в рейтинге, процентами и т. п.
Традиционной является четырехбалльная система отметок:
- владеет в полной мере (отлично);
- владеет достаточно (хорошо);
- владеет недостаточно (удовлетворительно);
- не владеет (неудовлетворительно).
Очевидно, что данная шкала не дает представления о полноте и многообразии образовательных результатов учеников. Многие учителя расширяют данную систему, вводя к баллам дополнительные знаки «+» и «-». В ряде школ, лицеев и гимназий применяются десяти-, двадцати-, стобалльные шкалы. Школы личностной ориентации вводят расширенные системы качественно-количественного оценива
Очевидно, что данная шкала не дает представления о полноте и многообразии образовательных результатов учеников. Многие учителя расширяют данную систему, вводя к баллам дополнительные знаки «+» и «-». В ряде школ, лицеев и гимназий применяются десяти-, двадцати-, стобалльные шкалы. Школы личностной ориентации вводят расширенные системы качественно-количественного оценивания: диагностические карты ученика, дневники личных достижений, письменные характеристики.
|
Дискуссия. Как ликвидировать имеющуюся у школьников зависимость от отметок и перевести их внимание на содержание своих образовательных результатов? |
Роль оценки и отметки в обучении исследуется педагогами и психологами давно. Негативное влияние отметок списывание, подсказка, зубрежка, шпаргалки и т. п.) приводит многих ученых к выводу о необходимости ликвидации отметок и развитии способов оценки (Ш. А. Амонашвили). В то же время безотметочное обучение уменьшает соревновательность, конкуренцию, ответственность. В некоторых западных странах, плата за обучение существенно снижается, если учащийся желает обучаться без контроля и отметок.
В обучении применяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, повторный, периодический, итоговый.
Предварительный контроль имеет диагностические задачи и осуществляется, как правило, в начале учебного года или перед изучением новых крупных разделов. Цель предварительного контроля — зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и навыки, связанные с предстоящей деятельностью. Предварительная диагностика уровня обученности учащегося важна для того, чтобы определить его приращение за определенный период времени. Оцениванию в данном случае может подлежать не сравнение образовательных достижений ученика с эталонами или стандартами, а сравнение его нынешнего уровня обученности с начальным, то есть степень личностного приращения.
Текущий контроль — это систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях. Желательно, чтобы текущий контроль происходил на каждом уроке. Возможные формы такого контроля: опрос учителя, выполнение тестов, решение задач, работа с компьютерной программой, взаимоконтроль учеников в парах или группах, самоконтроль ученика и др.
Повторный контроль предполагает проверку знаний параллельно с изучением нового материала. Это способствует прочности и системности знаний учеников.
Периодический контроль осуществляется по целому разделу учебного курса. Цель — диагностирование качества усвоения учеником структурных основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям. Задача периодического контроля — обучающая, поскольку ученики обучаются систематизации, обобщению, целостному видению крупного блока учебной информации и связанной с нею деятельности.
Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти или учебного года. Он может иметь форму контрольной работы, зачета, экзамена, защиты творческой работы. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям. Не должно быть так, чтобы цели заявлялись одни, а итоговому контролю подлежали совсем другие параметры или только часть из них. Например, если в начале учебного года учитель поставил целью творческую самореализацию учеников на основе выполнения ими исследований по заданным темам, то именно эта цель и должна быть продиагностирована и оценена для каждого ученика и класса в целом.
Важно определить содержание и методы контроля, то есть выяснить, что именно и как будет контролироваться.
Традиционно контролю подлежат знания, умения и навыки учащихся, которые проверяются с помощью контрольных работ, зачетов, экзаменов.
Другой подход — контроль достижения учащимися целей обучения, формулируемых в терминах действий учеников. Например, проверяются знания, понимание, применение, аналитические действия, обобщение, оценивание.
Формы проверки разнообразны: тестирование, анкетирование, комплексные проектные действия, образовательные ситуации и др.
Параметры образовательной диагностики. Измерение и оценка успехов в обучении требует анализа вопроса о том, что подлежит измерению, а также вопроса о критериях, показателях, шкалах, единицах и инструментах измерения.
От того, какие результаты и в какой форме будут контролироваться, зависит построение всего образовательного процесса. Учитель-профессионал всегда заранее определяет те контрольные ориентиры, которые будет предлагать ученикам после изучения ими каждого раздела или темы курса. Такими ориентирами являются конкретные предметные знания, умения и навыки, усвоенные детьми способы, деятельности, развитые способности, творческая продукция учеников.
Блок самоопределения Содержание контроля обучения Сравните содержание контроля обучения в первых двух столбцах таблицы и предложите свой вариант в третьем столбце | ||
Когнитивно-ориентированный подход | Личностно-ориентированный подход | Мой подход |
Главные цели обучения: передача знаний, умений и навыков; социализация, т. е. подготовка к выполнению своих функций в обществе | Главная цель обучения: обеспечение личностного роста ученика, его самореализации по отношению к образовательным областям | Главные цели обучения: |
Объект контроля: внешне заданное содержание образования, независимое от учителя и ученика | Объект контроля: внутреннее содержание образования, являющееся результатом деятельности ученика | Объект контроля: |
Эталон для оценивания: внешние образовательные стандарты | Эталон для оценивания: индивидуальные качества личности ученика, сопоставленные с образовательными стандартами | Эталон для оценивания: |
Способ оценки: сравнение достижений ученика с эталоном | Способ оценки: сравнение достижений ученика с его начальным уровнем обучен-ности | Способ оценки: |
Методы контроля: контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены | Методы контроля: сопоставление полученных результатов с целями индивидуальной образовательной программы | Методы контроля: |
Форма оценки: выставленные отметки, рейтинг | Форма оценки: качественные характеристики, описывающие степень образовательного приращения ученика по каждому из выделенных направлений | Форма оценки: |
Обучающая роль контроля: умение учащегося соотносить свое обучение с требованиями к нему со стороны общества | Обучающая роль контроля: умение учащегося выстраивать индивидуальную траекторию по отношению ко всем образовательным областям | Обучающая роль контроля: |
По каждому из выделенных ориентиров в ходе обучения учитель предлагает соответствующие задания, организует определенные виды деятельности учеников, направленные на достижение ими заданных результатов. Приведем примеры планируемых результатов обучения различных уровней.
Проверка знаний
Знания– результат познательной деятельности человека, отраженный в его сознании в виде представлений, фактов. Понятий, законй, теорий |
1.1. Знание фактов, их причин, различий.
1.2. Знание научных и иных проблем по изучаемой теме; наличие представлений о возможных путях их решения.
1.3. Знание фундаментальных понятий по теме, их определений (дефиниций); представление об объеме и содержании понятий; знание практических применений понятий.
1.4. Знание основных правил, закономерностей и законов, их формулировок, условий и границ проявления, специфики применения.
1.5. Знание теорий, опытных фактов, послуживших основой их разработки; основных положений, уравнений, доказательств, выводов, практических приложений, прогностических возможностей.
Проверка умений
2.1. Владение фактами:
Умения – освоенные приемы и способы выполнения действия со знаниями. |
♦ установление причин фактов;
♦ установление взаимосвязей между фактами;
♦ отличение фундаментальных объектов и фактов от второстепенных.
2.2. Владение проблематикой:
♦ формулирование и переформулирование проблем по теме;
♦ умение отыскивать возможные пути решения проблемы.
2.3. Владение понятиями:
♦ узнавание понятий, конструирование их определений;
♦ раскрытие объема понятий: характеристика количественного состава объектов, их классификация;
♦ раскрытие содержания понятия: характеристика существенных признаков объектов;
♦ установление взаимосвязей между понятиями, выделение среди них фундаментальных;
♦ практическое применение понятий.
2.4. Владение правилами, закономерностями и законами:
♦ узнавание правила, закономерности, закона;
♦ формулирование правила, закономерности, закона;
♦ раскрытие содержания правила, закономерности, закона (характеристика сущности, условий и границ проявления, применения);
♦ характеристика действий, связанных с применением правила, закономерности, закона.
2.5. Владения теориями:
♦ узнавание теории;
♦ отыскание опытных фактов, необходимых для разработки теории;
♦ раскрытие содержания теории (характеристика основных положений, уравнений, доказательств, выводов);
♦ осуществление на основе теории практических действий.
Навыки – действия, отдельные операции которых доведены до автоматизма в результате упражнений. |
Проверка навыков
3.1. Построение и осуществление алгоритма операций выполнения конкретных действий в структуре умения.
3.2. Моделирование практического выполнения действий,
составляющих данное умение.
3.3. Выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение.
3.4. Самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности.
3.5. Время выполнения умения (измерение скорости чтения, устного счета и т. п.).
Способ – прием, действие, направленное на достижение определенной задачи. |
4. Проверка усвоенных способов деятельности
4.1. Узнавание методов и процедур, относящихся к изученному материалу.
4.2. Раскрытие содержания методов и процедур: характеристика действий и операций, составляющих их сущность.
4.3. Владение методами и процедурами, связанными с получением знаний и их обработкой.
4.4. Применение методов и процедур в различных вариантах последовательности составляющих их действий, а также в новых условиях.
4.5. Характеристика условий и границ применения метода или процедуры.