Типы личностных качеств | Уровень развития личностных качеств учеников, % от общего числа | ||||||
высокий | средний | низкий | |||||
начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | ||
1. | Целеполагание | ||||||
2. | Целеустремленность | ||||||
3. | Инициативность | ||||||
4. | Умение задавать вопросы | ||||||
5. | Символотворчество | ||||||
6. | Смысловое видение | ||||||
7. | Разнонаучное видение | ||||||
8. | Нормотворчество | ||||||
9. | Рефлексия | ||||||
Самооценка |
Диагностика и оценка творческой деятельности. Не всегда предъявляемый учеником результат является продуктом его творчества: одна и та же работа может быть творческой для одного ученика и нетворческой (репродуктивной) для другого. Признание субъективности и относительности творчества ученика — руководящий принцип в планировании, диагностике и оценке его образовательных достижений.
Воплощение данного принципа предусматривает рефлексивный анализ учащимися своей деятельности, когда им предлагается, например, ответить на вопросы типа: почему я выбрал эту тему работы; что я понял и чему научился, как я ее выполнял; что явилось для меня новым; какие у меня возникали трудности, как я их преодолевал. Ответы ученика на подобные вопросы дают представление о степени его творческого участия. Одно лишь внешнее выражение результатов деятельности может не отражать адекватных внутренних изменений ученика.
|
Другим важным фактором «творческости» ученического образовательного продукта является его отличие от первично заданного учителем или имеющимся у ученика, Отличие продукта от стандарта может иметь как творческое, так и нетворческое проявление. Отличие творческого изменения стандартного образца от некачественного его исполнения изображено на примере написания учениками буквы «А» (рис. 7.1):
Рис. 7.1. Отличие творческого изменения стандартного образца от некачественного его исполнения
Объем личной творческой продукции в каждой работе ученика различен, что характеризуется понятием «степень творчества». Установление степени творчества — задача, стоящая перед учителем, который после проведенной диагностики знает начальный уровень знаний, представлений, информации, которыми владеет ученик, и обнаруживает субъективную новизну созданного образовательного продукта ученика. При соответствующем развитии рефлексивных качеств ученик может определить степень собственного творчества по обнаруженной и осознанной разнице нового и известного ему ранее результата. Для оценки степени творчества ученической работы можно использовать следующую формулу: Р = PSN + PON + PR, где Р — образовательный продукт; PSN — субъективно новая часть образовательного продукта; PON — объективно новая часть образовательного продукта; PR — репродуктивная часть образовательного продукта.
На практике ученики не всегда проявляют творчество в том предмете, который они обозначают. Например, первоклассник придумал задачу-сказку и представил ее как математический продукт. Творческим элементом в его продукте является сказочный сюжет, сама же математическая конструкция задачи, алгоритм задания им условия, ученику были известны заранее. В этом случае творчество ученика относится к области словесного сочинительства на предмете математики, но не к самой математике.
|
Не всегда можно явно отнести детский образовательный продукт к какому-либо учебному предмету. Например, выполненный учеником графический образ буквы не может быть однозначно отнесен ни к русскому языку, ни к рисованию, поскольку творчество ребенка выражается здесь в увиденном и обозначенном им метапредметном символе.
Область творчества, таким образом, не всегда совпадает с областью учебной деятельности ученика и конкретной учебной дисциплиной.
Новизна образовательного продукта ученика определяется как по отношению к его начальному уровню и возможностям, так и по отношению к другим учащимся, учителю, достижениям специалистов в данной области деятельности. Степень творчества образовательной продукции ученика отличается, если она состоит в постановке проблемы, известной учителю или неизвестной ему; в известном решении известной проблемы; в неизвестном решении известной проблемы; в неизвестном решении неизвестной проблемы. Аналогично продукт ученика может быть: а) создан в заданном учителем направлении и с заранее известным результатом; б) создан в заданном направлении с неизвестным ученику и учителю результатом; в) новым по отношению к специалистам в данной области.
|
Описанные критерии различения образовательной продукции выступают педагогическим инструментарием для диагностики развития и творческой самореализации учеников. Понятия «относительность творчества», «степень творчества», «область творчества» помогают выявлять творческие процессы и корректировать педагогические условия для выстраивания образовательной траектории детей.
В ходе обучения происходит контроль и оценка текущей образовательной продукции учащихся. Приведем пример критериев оценки образовательных результатов по исследованию фундаментальных образовательных объектов. В качестве основных элементов анализа ученических работ выбраны: целеполагание, планирование, видение фактов, экспериментальные способности, формулирование вопросов, отыскание версий ответов, рефлексивные способности.
1. Формулирование учеником цели исследования (способность целеполагания):
репродуктивная цель — 1 балл;
познавательная цель — 2 балла;
исследовательская цель — 3 балла;
реалистичность цели, возможность ее проверки — дополнительно 1 балл;
ценность, значимость цели — дополнительно 1—2 балла;
емкость, полнота цели — дополнительно 1—2 балла.
2. Планирование деятельности (способность к самоорганизации):
нет плана — 0 баллов;
план простой из 2-3 пунктов — 2 балла;
план корректировался по ходу исследования без ухудшения результатов — 3 балла.
3. Отыскание фактов об объекте (способность видения объекта):
найдено и записано 0-3 факта — 0 баллов;
найдено и записано 4-7 фактов — 2 балла;
найдено и записано более 8 фактов — 3 балла.
Кроме того, за каждый оригинальный и необычный факт — по 1 баллу.
4. Опыты (способность осуществить эксперимент): выполнен 1 опыт с рисунком и фактом — 1 балл;
выполнено 2 опыта — 2 балла и т. д.
За каждый новый полученный в опыте факт — по 1 баллу.
5. Формулирование вопросов и проблем (способность задавать вопросы, видеть ключевые проблемы):
задано 1-3 вопроса — 1 балл;
задано 4-7 вопросов — 2 балла;
задано более 8 вопросов — 3 балла;
оригинальные вопросы — по 1 баллу дополнительно;
вопрос развивает цель исследования — 2 балла дополнительно;
в вопросе заключена емкая проблема или противоречие — 3 балла дополнительно.
6. Версии ответов, гипотезы (способность предсказания, моделирования результата):
предложена 1 версия — 1 балл и т. д.;
предложенная версия логична и непротиворечива — 2 балла;
новая обоснованная гипотеза — 3 балла.
7. Рефлексивные способности:
рефлексивные суждения относятся к реально осуществленной деятельности — 1 балл;
осознаны способы деятельности и полученные результаты — по 1 баллу за каждый способ и результат;
выводы соотнесены с поставленной целью исследования — 3 балла.
Для оценки уровня развития (проявления) каждой из проверяемых способностей считается, что 1-2 балла означают низкий уровень ее развития; 3-5 баллов — средний; более 6 баллов — высокий.
Критериальные шкалы. Анализ и оценка образовательных результатов происходит по критериальным шкалам. Применение шкал обеспечивает сравнительный анализ обучения, проводимого в разных педагогических условиях (классах, предметах).
Критериальная шкала для анализа ученических творческих работ (каждый параметр оценивается в 10-балльной шкале):
1) степень творчества работы;
2) оригинальность работы;
3) новизна;
4) уровень профессионализма;
5) полезность и значимость работы для автора и для других людей;
6) трудоемкость работы;
7) качество оформления работы.
Критериальная шкала для анализа уровня развития личностных качеств ученика:
1) высокий уровень;
2) выше среднего;
3) средний;
4) ниже среднего;
5) низкий.
Критериальная шкала для анализа рефлексивных самооценок учащихся:
1) количество выделенных учеником личных и коллективных образовательных продуктов;
2) количество прямых и косвенных упоминаний об эвристических видах своей деятельности и качествах личности;
3) степень выражения личностных качеств ученика при составлении рефлексивной самооценки.
Критериальная шкала для анализа качественных характеристик, составленных учителями:
1) отражение изменений в количестве и качестве образовательных продуктов ученика;
2) отражение изменений в развитии способностей ученика;
3) характеристика уровня овладения образовательными стандартами;
4) оценка степени реализации творческого потенциала ученика.
Перечисленные шкалы служат ориентировочной основой диагностики и оценки образовательных процессов.
Предстоящий переход школы к единому выпускному экзамену предполагает изменение планируемых результатов обучения школьников, в том числе и выражаемых в виде совокупности их личностных качеств и образовательных достижений. Необходимо разработать требования к подготовке выпускников школы, то есть описать в деятельностно-личностной форме необходимый минимум предметного содержания образования и специальных учебных умений, которыми в обязательном порядке должны овладеть учащиеся. Под деятельностной формой здесь понимаются указания на конкретные виды и способы деятельности, с помощью которых учащийся овладевает изучаемой учебной дисциплиной. Под личностной — указание на то предметное содержание, которое является результатом образовательной деятельности каждого отдельного ученика и требует личностной индивидуализированной оценки.
Личностный подход к образованию требует восстановить в правах субъективизм в оценке образовательных достижений ученика, повысить, а не понизить роль учителя в диагностике и оценке действительных образовательных приращений ученика. Необходимо найти эффективное сочетание между субъективной и объективной системами оценивания.
Требования к результатам обучения опираются на внешнюю сторону деятельности школьников с предметным содержанием, которая прямо вытекает из особенностей эдой образовательной области. Контрольные образовательные нормативы предподают наличие творческой образовательной деятельности наряду с другими видами учебной деятельности. Уровень творческой самореализации школьника должен считаться общенациональным образовательным параметром, проверяемым и оцениваемым наряду с другими образовательными стандартами.
Самооценка и оценка результатов обучения. В конце учебной недели, четверти, учебного года ученикам предлагается специальное занятие, на котором они осуществляют рефлексию и самооценку своего труда, организуемого с учетом индивидуальных образовательных программ. Приведем пример алгоритма ученической рефлексии.
Рефлексия учебного года
Ф. И. ученика______________________________класс_______________
1. Мое самое большое дело за учебный год__________________________
2. В чем я изменился за год______________________________________
3. Мой самый большой успех___________________________________
4. Моя самая большая трудность________________________________
5. Что у меня раньше не получалось, а теперь получается_____________
6. Чему я научился(лась):
по математике________________________________________________
по словесности_______________________________________________
по английскому языку__________________________________________
по французскому языку________________________________________
по русской культуре___________________________________________
по естествознанию____________________________________________
по истории__________________________________________________
На основе рефлексивных суждений ученик осуществляет собственную оценку сво-деятельности, опираясь, как правило, на основные положения индивидуальной об-овательной программы. После ученической самооценки учитель также составляет сьменную оценку деятельности ученика. Приведем примеры опорных структур для "х самооценок и оценок.
Самооценка ученика_________________по курсу______________
1. На занятиях по курсу я:
— узнал
— понял
— научился
2. Лучше всего на занятиях у меня получалось
3. Основные трудности у меня были
4. Какие изменения произошли у меня:
— в знаниях по предмету
— в умении чувствовать и ощущать
— в моих творческих способностях (сочинять притчи, сказки, стихи)
— в умении осознавать себя (рефлексия)
5. Сам себе я желаю
Образовательные характеристики учеников. Образовательная характеристика результатов обучения ученика — это альтернатива отметкам в баллах. Отметка в 5-балльной или иной системе никогда не передаст всего многообразия результатов, достигаемых учеником по предмету, которое позволяет выразить письменная характеристика. Составленная по специальным правилам характеристика образовательных результатов ученика решает комплекс задач, относящихся к разным субъектам обучения:
Учителю помогает соотнести цели образовательной программы по предмету с реальными результатами каждого из детей.
Родителю ученика позволяет обеспечить ясное понимание образовательного движения его ребенка, его достижений, изменений, проблем.
Ученику помогает само внимание учителя, благожелательно характеризующего его результаты. Сильное действие имеют характеристики, адресованные в форме письма непосредственно ученику.
Учителям-коллегам полезно знать о том, как их ученик занимается по другим предметам и как оценивают его другие педагоги.
Администрация школы по качественным характеристикам может уточнить педагогические позиции учителей, достижения учеников, степень реализации образовательных программ, общее состояние обучения в школе.
Составлению итоговой образовательной характеристики учеников предшествуют текущие записи в специальных документах: творческих книжках учеников, журналах личных достижений, диагностических картах. Записи в журнал достижений для младших учеников производятся преимущественно с их слов. Например, в конце занятия дети отвечают на вопросы: что у меня сегодня лучше всего получилось; чего я достиг; на каждого ученика в журнале отводятся отдельные страницы.
Рассмотрим этапы создания образовательной характеристики, которая составляется учителем на каждого ученика раз в четверть, полугодие или год.
Вначале учитель устанавливает 3-5 приоритетных параметров, по которым будет происходить анализ и оценка образовательных результатов всех учеников. Эти параметры вытекают из целей образовательной программы учителя. Такими параметрами могут быть: знание учеником алфавита, умение задавать вопрос, способность образного творчества.
Затем отбираются материалы, помогающие судить об изменениях детей по данным параметрам за время обучения:
♦ индивидуальные творческие работы учеников и другие их образовательные продукты — ученические тексты, тетради, альбомы, поделки и иная продукция, которая свидетельствует о происшедших в них изменениях;
♦ протоколы итоговых контрольных работ (зачетов), показывающих уровень достижения детьми образовательных стандартов (например, замеры скорости чтения в начале и в конце четверти);
♦ дневниковые записи учителя, психологические, астрологические и иные данные. Качественные характеристики учеников за предыдущие учебные четверти и годы. Письменные рефлексивные записи учеников. Анкеты их родителей.
Когда необходимые материалы подготовлены, составляется план характеристики кдого конкретного ученика. В этом плане устанавливается набор внутренних качеств личности ученика, о которых пойдет речь при анализе его достижений и проблем, например: универсальные качества (целеполагание, рецензирование, самоорганизация, рефлексия), креативные (воображение, интуиция, нормотворчество, самоопытность), предметные (умение проанализировать состав слова, записать условие атематической задачи, исследовать природный объект, выполнить физическое ражнение).
В характеристике записываются самобытные черты ученика, достижения и факты, которые оттеняют его индивидуальность. Они являются «изюминками» характеристик, свидетельством того, что учитель видит в каждом ученике индивидуальность.
Характеристика по учебному предмету пишется кратко, но емко. В каждом редложении выражается одна из главных целей курса и особенность ее достижения учеником. Например: «Научился находить 10-12 фактов о любом природном объекте».
В характеристике указываются конкретные изменения ученика, происшедшие за нализируемый период, например: «Расширил активный словарный запас с 15 до 35 французских слов».
Перечисленная документация имеет личностно-ориентированный смысл и в достаточной степени отражает реальные образовательные приращения учащихся не только отношении базовых образовательных стандартов, но и в его творческой самореализации.
Родители и сами дети обычно с нетерпением ждут свои качественные характеристики и свидетельства, показывают их знакомым, бережно хранят. Для школы подобные документы служат великолепным аналитическим материалом, используемым для диагностики и дальнейшей корректировки образовательного процесса.
В конце учебного года ученику выдается свидетельство, в котором фиксируются сновные параметры его образовательных результатов. Важно, чтобы подобные сви-етельства не ограничивались фиксацией уровня усвоения учеником образовательных стандартов, но включали достижения ученика в углублении и опережении программных требований, сведения об уровне развития его личностных качеств, наиболее значимые творческие достижения. Ниже приведен пример такого сви-етельства.