Возможности дистанционного обучения. Все больше школ ceгодня активно работают с электронной почтой, используют удаленный доступ к информационным базам и образовательным |ресурсам сети Интернет, создают собственные сайты, участвуют в межшкольных и международных проектах, курсах, олимпиадах.
Развитие системы дистанционного (дистантного) обучения обусловлено целым рядом его преимуществ и возможностей. Это прежде всего более гибкие условия образования для детей, которые не смогли или не могут осуществить его обычным путем из-за удаленности от квалифицированных учебных заведений, физических недостатков, индивидуальных особенностей и потребностей.
Интернет – всемирная компьютерная «сеть сетей» соединенных между собой. Интернет представляет собой услуги передачи файлов, удаленного доступа к электронным ресурсам, электронной почты и др. |
Дистантное обучение способно удовлетворить дополнительные образовательные потребности учеников. Талантливый ученик сельской школы может, например, одновременно учиться дистантно у высококвалифицированных специалистов, находящихся в любой точке страны и мира, не покидая своего места жительства. С помощью электронных сетей ученик из любого города, поселка или деревни имеет доступ к мировым культурным и научным сокровищам, может учиться в престижных университетах мира.
Предполагается, что по мере развития информационных технологий человек будет отводить до 40% своего общего учебного времени на дистанционные формы образования, сочетая их с очными занятиями (40%) и самообразованием (20%).
Дистанционное обучение имеет следующие преимущества перед очным:
♦ оперативные (преодоление барьеров в пространстве и времени, получение актуальной «свежей» информации, быстрая обратная связь);
|
♦ информационные (возрастает доступность образовательных массивов, которые находятся на специализированных серверах, поставляются потребителю с помощью интерактивных веб-каналов, публикуются в телеконференциях, списках рассылки и других средствах сети Интернет);
♦ коммуникационные (увеличивается число потенциальных участников обучения — школьников, педагогов, специалистов, которые оперативно взаимодействуют друг с другом с помощью электронных сетей; снимаются территориальные ограничения для проведения Интернет-уроков, проектов, олимпиад);
♦ педагогические (в силу специфики дистанционных телекоммуникаций обучение становится более мотивированным, интерактивным, технологичным и индивидуализированным; упрощается публикация ученических работ в сети, их экспертиза и оценка);
♦ психологические (создание более комфортных по сравнению с традиционными эмоционально-психологических условий для самовыражения ученика, снятие психологических барьеров и проблем, устранение погрешностей устного общения);
♦ экономические (общие затраты на обучение уменьшаются примерно на 40% из-за экономии транспортных расходов, затрат на аренду или содержание помещений, сокращение «бумажного» делопроизводства и тиражирования пособий);
Интернет – технологии – информационные, телекоммуникационные и иные технологии, а также сервисные услуги. На основе которых происходит деятельность в сети или с помощью сети Интернета. |
♦ эргономические (дистантные ученики и педагоги имеют возможность распределять время занятий по удобному для себя графику и темпу, выбирать и использовать для занятий наиболее подходящую технику и компьютерное оборудование).
|
Дистанционное обучение позволяет учебным заведениям увеличить количество учащихся. Если у школы не слишком много учеников, но есть высококвалифицированные педагоги и у них остается свободное время, они могут обучать тех, кто физически не посещает учебное заведение по тем или иным причинам. В условиях существенного сокращения в будущем числа школьников для талантливых учителей это еще и дополнительный доход (по прогнозам специалистов, из-за демографического спада к 2010 году вместо 21 млн школьников, имеющихся на сегодняшний день, в России будет только 13 млн учеников).
Школа может приглашать для работы педагогов из других регионов. Например, школа в Перми может доверить обучение детей французскому языку учителю, который живет во Франции, а французских детей русскому языку мог бы обучать учитель из России.
Всем учителям необходимы курсы повышения квалификации. Но на их посещение обычно тратится очень много времени и средств. С помощью Интернета можно повышать квалификацию регулярно без отрыва от основной работы, используя для этого преимущества дистанционных телекоммуникаций.
Понятие «дистанционное обучение». Данное понятие — одно из развивающихся понятий современной дидактики. Термин «дистанционное обучение» иногда употребляется для обозначения форм обучения, которые существовали задолго до появления компьютеров. Заочное, корреспондентское, домашнее обучение, экстернат — эти типы обучения претендуют на название «дистанционное», поскольку обозначают обучение на расстоянии, дистанции.
|
Среди толкований смысла дистанционного обучения следует выделить два существенно различающихся с дидактической точки зрения подхода.
Первый достаточно распространенный сегодня подход понимает под дистанционным обучением обмен информацией между педагогом и учеником (группой учеников) с помощью электронных сетей или иных средств телекоммуникаций. Учащемуся приписывается роль получателя некоторого информационного содержания и системы заданий по его усвоению. Результаты его самостоятельной работы высылаются затем обратно педагогу, который оценивает качество и уровень усвоения материала. Под знаниями понимается транслируемая информация, а личный опыт учащихся и их деятельность по конструированию знаний почти не организуется.
Электронная почта (e-mail) – служба из сети Интернет, позволяющая обмениваться документы в электронном виде. Адресаты имеют почтовые ящики с адресом типа info@eidos.ru, на которые приходят сообщения. |
Второй подход принципиально отличается от предыдущего. Доминантой дистанционного обучения выступает личностная продуктивная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникаций. Этот подход предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учебного процесса. Обмен и пересылка информации играют в данном случае роль вспомогательной среды для организации продуктивной образовательной деятельности учащихся. Обучение происходит в реальном времени (чат, видеосвязь, общие для удаленных учеников и педагога «виртуальные доски» с графикой и т. п.), а также асинхронно (телсконфсрснции на основе электронной почты). Параллельно с созданием учениками образовательных продуктов происходят их внутренние образовательные приращения. Личностный, креативный и телекоммуникативный характер образования — основные черты дистанционного обучения данного типа.
Отличительные признаки дистанционного обучения:
а) физическое разделение преподавателя и некоторых или всех учащихся по крайней мере на большую часть учебного процесса;
б) использование образовательных мультимедийных средств и электронных ресурсов как удаленных, так и находящихся в непосредственном окружении учащихся;
в) обеспечение телекоммуникаций между педагогами и учащимися, а также между самими учениками;
г) продуктивный характер образовательного процесса, то есть получение в качестве результата образовательной продукции, отличающейся от той, которая используется в качестве электронной образовательной среды.
Итак, дистанционное обучение нельзя сводить только лишь к усовершенствован-нию заочного обучения, когда обычная почта заменяется на электронную, либо к простому переносу информационных технологий в сферу образования.
Чат (chat в пер. с англ. «болтовня») – переписка двух или более пользователей Интренета в режиме реального времени, то есть одновременно на одном и том же «текстовом полотне», расположеном на веб - сервере |
Дистанционное обучение — это обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения (ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы и др.) осуществляют образовательный процесс, сопровождающийся созданием образовательной продукции и их внутренними изменениями (приращениями). Современное дистанционное обучение осуществляется в основном с помощью технологий и ресурсов сети Интернет.
Понятие «дистанционное обучение» повлекло за собой необходимость включения в современную педагогику и дидактику таких понятий, как «дистанционное образование», «Интернет-образование», «виртуальное обучение». Изменение традиционной модели взаимодействия «учитель - учащийся» привело к тому, что появились очные и дистанционные субъекты учебного процесса с новыми функциями, нуждающимися в соответствующих условиях реализации — «дистанционный учитель», «дистанционный ученик», «локальный координатор», «модератор» и др. Появилась необходимость введения особого типа дидактики — дистанционной, со специфическим понятийным аппаратом.
Интернет-образование. Обучение, в котором применяются технологии и ресурсы Интернета, может быть:
1) полностью дистантным с использованием электронной почты, чат-взаимодействия, видеосвязи;
2) очно-дистантным, когда доля очных занятий в классе сопоставима с количеством дистантных занятий, проводимых удаленным от учеников педагогом;
3) дополнять очную форму по отдельным параметрам, например, педагог проводит занятия с учениками в очной форме, но при этом используются материалы из сети Интернет, видеолекции с образовательных сайтов и другие Интернет-ресурсы.
Блок самоопределения | ||
Понятие «Дистанционное обучение» | ||
Проведите анализ двух подходов к смыслу дистанционного обучения и предложите свой вариант в третьем столбце. | ||
Информационный | Продуктивный | Моя позиция |
Смысл дистанционного обучения — обмен качественной информацией с помощью информационных технологий | Смысл дистанционного обучения — создание собственной продукции с помощью информационных технологий | |
Знания — транслируемая информация | Знания — результат продуктивной деятельности | |
Ученик — получатель информации | Ученик — созидатель новой информации | |
Нет необходимости в учителе | Учитель — партнер, организатор среды и процесса | |
Учебники и методики очного обучения переносятся в дистанционное обучение | Разрабатываются новые методики и учебники, интегрированные с информационными технологиями | |
Использование западного опыта работы с информационными технологиями | Разработка дистанционной педагогики, опирающейся на отечественную философию |
Третий вариант обучения в большей мере относится к Интернет-образованию.
Понятие «Интернет-образование» появилось для обозначения специфики образования, осуществляемого с использованием ресурсов и технологий глобальной сети Интернет. По отношению к понятию «дистанционное образование» оно является видовым отличием, более строго регламентирующим технико-технологическую специфику обучения — использование сети Интернет (например, дистанционно можно обучаться не только через Интернет, но и с помощью локальных сетей, видеосвязи и т. п.)
Интернет-образование может происходить без удаленности учителя и учеников друг от друга, обеспечивая лишь их доступ в сеть Интернет, например из компьютеризированного класса. То есть Интернет используется в данном случае в качестве средства обучения. Данный фактор делает доступным реализацию Интернет-образования как части очного общеобразовательного процесса. Методика организации таких занятий более проста по сравнению с дистанционным обучением, когда учитель и ученики удалены друг от друга, и требуются особые формы и методы их коммуникации.
Использование Интернет-технологий и ресурсов в школьном образовании имеет ряд полезных возможностей: использование на уроках удаленных ресурсов, проведение «виртуальных путешествий», Интернет-практикумов, экскурсий. Интернет-образование предоставляет гибкие условия для образования детей одаренных, «трудных», особенно, если используются различные формы дистанционной работы с ними.
Виртуальное образование. Понятие виртуальности применяется в психологии, физике, биотехнологии, искусствоведении, эргономике, индустрии развлечений и др. В психологии используются термины «виртуальный образ», «виртуальный объект». Например, виртуальным объектом считается объединение человека и машины. Функции этого виртуального объекта не сводятся ни к функциям человека, ни к функциям машины, а сам такой виртуальный объект возможен только при взаимодействии реальных объектов — человека и машины.
В компьютерной технике применяется так называемая виртуальная память — кажущаяся память ЭВМ, которой не соответствует ни один физический носитель памяти. Виртуальная память существует только в результате функциональных отношений между элементами компьютера. С помощью программных средств, обеспечивающих создание виртуальной памяти, можно пользоваться гораздо большим объемом информации, чем тот, который позволяют вместить реальные физические носители. Кроме того, практически все современные компьютеры оснащаются специальной виртуальной машиной.
WWW – сокращенние от WorldWideWeb – Всемирная паутина иои просто Web – паутина, одно из самых популярных приложений сети Интернет. Построена по принципу множества страниц, связанных между собой перекрестными ссыслками (гиперссылками). |
Наибольшую популярность сегодня прибрел термин «виртуальная реальность» по отношению к компьютерному моделированию. В данном случае человек взаимодействует с искусственной трехмерной визуальной или другой сенсорной средой, производя в ней виртуальные действия. Для этого он использует диалоговые устройства — виртуальный шлем, перчатки или целый костюм. С их помощью человек погружается в генерируемую машиной среду, в которой он может совершать определенные действия: переходить в другие комнаты, управлять объектами, которые он видит в виртуальной среде, испытывать различные ощущения от изменяющихся точек визуализации или вызываемых им виртуальных событий.
Виртуальный (от лат.virtualis) – возможный; такой, который может появиться при определенных условиях. |
В учебных целях виртуальные технологии начали применяться еще в 1960-х годах, когда с помощью специальных тренажеров пилоты осваивали способы управления самолетом. С 80-х годов в США стали создаваться принципиально новые системы диалогового управления машинно-генерируемыми образами прежде всего для решения задач подготовки военного персонала. Сегодня речь идет о создании виртуальной педагогики и психологии, определяющих специфику образовательной деятельности учеников и педагогов с помощью мультимедийных, телекоммуникационных и других электронных средств обучения и технологий.
Психологами определены следующие свойства виртуальной реальности: порожденное, актуальность, автономность, интерактивность1. Виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней. Поэтому ее называют искусственной, сотворенной, порожденной. Виртуальная реальность существует актуально только «здесь и теперь», пока активна порождающая ее реальность. В ней свое время, пространство и законы существования. Для человека, в ней находящегося, нет внеположного прошлого и будущего. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей ее.
Для виртуального образовательного процесса присущи следующие признаки:
а) предварительная неопределенность данного процесса для субъектов взаимодействия;
б) уникальность для каждого рода взаимодействия субъектов, в том числе и с реальными образовательными объектами;
в) существование только на протяжении самого взаимодействия.
Дискуссия. В какой мере удаленный в пронстранстве преподаватель, общающийся с учениками через сеть, может заменить напосредственное живое общение и взаимодействие ученика и учителя? |
Таким образом, причиной виртуальных образовательных процессов следует считать взаимодействие реальных объектов. В случае если один или несколько взаимодействующих объектов выступают в роли субъектов деятельностного взаимодействия (например, в роли ученика, учителя), то это взаимодействие становится источником их виртуального состояния, отличающегося от состояния этих же субъектов до данного взаимодействия. Изменения и приращения внутренних качеств реальных субъектов, возникающие в результате их виртуального состояния, характеризуют процесс и результат происходящего образования как образовывание самих субъектов.
Под виртуальным образованием понимается процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют данные объекты и субъекты.
Существование виртуального образовательного пространства вне коммуникации учителей и учеников невозможно. Другими словами, виртуальная образовательная среда создается только теми объектами и субъектами, которые участвуют в образовательном процессе, а не техническими средствами или различными пособиями, в том числе и учебниками. Заметим, что традиционное понимание образования как передачи ученику некоторого объема учебного материала, обходится без учета взаимодействия конкретных личностей и устанавливается достаточно объектно в виде заданных для реализации учебных стандартов, планов, программ и т. п.
Педагогику, соответствующую виртуальному образованию, в значительной степени следует считать ситуативной, поскольку особенности ее применения определяются всякий раз конкретными условиями обучения и той образовательной ситуацией, которая существует только в данном пространстве, в данное время, между данными субъектами и объектами образования.
Виртуальное образование тесно связано с дистанционным обучением, но не сводится только к нему. Оно может происходить (и происходит) в обычном очном взаимодействии учителей, учеников и изучаемых объектов. Дистанционные учебные технологии позволяют расширить возможности очного образования, увеличив взаимную доступность удаленных друг от друга учеников, педагогов, специалистов, а также информационных массивов. Основная цель виртуального образования, как и образования человека вообще, — это выявление и достижение человеком своего предназначения в реальном мире, включая его виртуальную составляющую.
Принципы дистанционного обучения. Опыт использования Интернет-ресурсов в обучении выявил проблему информационного перенасыщения и дезориентации школьника, который не подготовлен к продуктивной деятельности. Ученик, входящий в океан Интернет-информации, должен уметь не только усваивать, но и создавать собственную образовательную продукцию. Креативная позиция ученика, предупреждающая «впитывание» им экологически неотфильтрованной информации, — необходи- I мое условие личностно-ориентированного дистанционного образования. С целью реализации данной направленности в дистанционном обучении определены следующие педагогические принципы.
1. Продуктивная ориентация обучения. Главная цель Интернет-занятий — создание учащимися собственных творческих продуктов в изучаемых с помощью сети образовательных областях, использование ими информационных и веб-технологий для демонстрации и обсуждения достигнутых результатов.
Если изначально ясно, какого рода, в какой форме и за какой срок учащиеся создадут новый для них результат, то этот предвосхищаемый результат и является целью, определяющей специфику всего дистанционного учебного процесса.
В качестве образовательной продукции для дистантных учеников могут выступать их способы решения учебных проблем, сконструированные графические образы, обнаруженная в сети Интернет и систематизированная определенным образом информация, телекоммуникативные дискуссии или дистантное сотрудничество по общей теме со сверстниками из других школ и городов, результаты участия в совместных дистанционных образовательных проектах, виртуальных экскурсиях, естественнонаучных, экономических, социологических и иных исследованиях, выполняемых как с помощью сетей, так и в традиционной форме.
Возможность демонстрации учениками продуктов своей образовательной деятельности увеличивает число потенциальных веб-зрителей, что создает широкие возможности для обсуждения, развития и экспертной оценки творческих достижений дистантных учащихся. Видя свою работу опубликованной в сети, ученик заявляет собственную позицию в данной образовательной области, становится автором научного, художественного или иного произведения.
2. Индивидуализация дистанционного обучения. Организация проектов, олимпиад и других форм дистанционного обучения происходит с опорой на индивидуальные особенности, уровень подготовленности и мотивацию субъектов деятельности.
Система контроля внешних образовательных продуктов учащихся позволяет адекватно выполнить диагностику их личностного образовательного приращения. Этот принцип предполагает, что для оценки результатов дистанционного обучения ученик должен выполнить как минимум два образовательных продукта на одну тему, например в начале и в конце изучения темы. Так, во время многодневного дистанционного проекта «Мой виртуальный дом» (www.eidos.ru/project/virt-hom2/index.htm) ученикам вначале предлагается составить и описать эскиз своего жилища. После нескольких занятий с использованием эвристических методов, ученики готовят второй вариант работы. Количественно-качественная диагностика отличий двух внешних результатов позволяет установить степень личностного образовательного приращения каждого участника обучения.
3. Открытость содержания образования и учебного процесса. Взаимодействие с образовательными массивами и удаленными учениками развивает у учащихся универсальные умения дистанционной деятельности, которые не формируются в традиционном обучении, но являются условием жизни в современном обществе.
Традиционной общепринятой схемой обучения является следующая: учитель объясняет новый материал — ученик закрепляет его по учебнику — ученик воспроизводит полученную информацию. В данном случае происходит направленность на зафиксированный образец — учебник, наглядное пособие. Увеличение объема доступных образовательных массивов, культурно-исторических достижений человечества, мировых культурных и научных сокровищ требует иного, чем в очном обучении, подхода к проблеме конструирования содержания образования. Содержание образования играет роль среды для организации деятельности учащихся.
В открытом образовательном пространстве учащийся выстраивает индивидуальную образовательную траекторию. Формы подбора и структурирования содержания дистанционного образования позволяют использовать данные, у которых нет единого информационного источника, что значительно расширяет потенциальную образовательную среду. Например, применение в качестве учебных пособий «веб-квестов» -тематически подобранных гипертекстовых материалов со ссылками на локальные или глобальные ресурсы — позволяет ученикам максимально индивидуализировать образовательную траекторию своего обучения.
4. Приоритет деятелъностного содержания перед информационным. Традиционное содержание образования концентрируется в единообразных источниках — учебниках и пособиях, основное назначение которых — трансляция ученикам отобранного содержания. Возрастание объема образовательных Интернет-ресурсов, возможность быстрого доступа к мировым культурно-историческим достижениям человечества меняют привычную роль содержания образования. Значительный объем, открытость и доступность информации в сети Интернет не требуют от учащегося ее полного усвоения и репродукции. Акцент в данном случае переносится на деятельность ученика, на технологию, с помощью которой он создает планируемую образовательную продукцию.
Дистанционное обучение позволяет использовать телекоммуникационные методы конструирования знаний, при которых нет единого для всех информационного источника, и направленность обучения относится не к материалу, а к самой деятельности, осуществляемой учениками с помощью методов дистанционного творчества. К таким методам относятся: методы участия в дистанционных конференциях, дистанционный «мозговой штурм», способы создания интерактивных веб-страниц, сетевых творческих работ, методы работы с поисковыми программами, сопоставительный анализ информации в WWW, методы дистантных исследовательских работ, коллективных образовательных проектов.
5. Интеграция педагогических и телекоммуникационных технологий. Цели, содержание, формы и методы обучения должны соответствовать особенностям технических, программных и технологических компьютерных средств (электронная почта, Всемирная паутина, чат, веб-форумы, видеоконференции, ICQ и др.). Необходима алгоритмизация дистанционной деятельности, ее интеграция с организационно-управленческой образовательной деятельностью. Система организации дистанционного взаимодействия удаленных друг от друга субъектов обучения направлена на создание благоприятных условий их продуктивной деятельности, решение проблем взаимопонимания, поэтапного развития необходимых навыков коммуникации, адекватную оценку результатов обучения.
Веб – форум – форма взаимодействия (переписки) пользователей «Всемирной паутины». Записи вводятся и сохраняются непосредственно на веб- сайте, где расположена соотвествующая программа. |
Каждая форма дистанционных телекоммуникаций имеет специфику, накладывающую ограничения на образовательный процесс. И, наоборот, необходимость применения тех или иных образовательных технологии требует поиска адекватных им телекоммуникационных средств и информационных технологий. Например, для индивидуальных занятий интенсивность взаимодействия тьютора и учащегося не так важна, поэтому для обеспечения занятий достаточно возможностей электронной почты. Для дистанционных занятий в группе, где количество и качество образовательных взаимодействий определяет эффективность всего обучения, более приемлемым оказывается режим телеконференций,
6. Принцип оптимального сочетания очных и дистанционных форм деятельности учащихся. Для каждого ученика устанавливаются соотношения между его сетевой и очной учебной деятельностью, поддерживаемой как очными, гаки удаленными педагогами. Дистанционное обучение не предполагает 100-процентного пребывания ученика за компьютером. Так, в дистанционном курсе естествозна-шя младшие школьники вначале изучают живых моллюсков у себя в аквариумах, юменнваются результатами наблюдений и лишь затем отыскивают в сети Интернет и систематизируют информацию о моллюсках.
Дискуссия. Для всех ли учащихся применимо дистанционное обучение? Все ли учебные курсы можно изучать с помощью Интернета? Каковы границы применимости дистанционного обучения? |
7. Деятельностпые критерии оценки. Существующая система очного школьного образования приводит к тому, что лидерами посещаемости среди образовательных сайтов являются всевозможные коллекции рефератов и готовых контрольных работ, а не «коллекции образовательных инструментов», где содержались бы наборы способов познания, методов обучения, необходимых для осуществления реального образования. Использование учащимися чужих готовых рефератов определяется несовершенством контрольных требований традиционной системы образования, в которой проверяется отчужденный от учащегося продукт, а не его собственные образовательные изменения. Проверке должны подлежать не информационные, а деятельностные результаты обучения. Очный зачет или дистантный экзамен для учащихся строится тогда на рефлексивных вопросах и заданиях типа: «Опишите способы достижения полученных вами результатов». Подобная система контроля оценивает не столько материализованный продукт учащегося, например реферат, который может быть взят из «коллекции рефератов», а личную деятельность ученика, характеризующую его внутренние образовательные приращения.
Дистанционные курсы, проекты и другое формы обучения, разрабатываемые на основе перечисленных выше принципов, направлены на творческую самореализацию дистантных учащихся, на выработку индивидуальных траекторий их обучения в каждой из образовательных областей, на формирование у них пространственного мировоззрения.
Типы дистанционного обучения. Анализ особенностей дистанционного обучения и его прогноз на ближайшее будущее позволяют выделить по крайней мере пять типов дистанционного обучения, отличающихся между собой по степени дистанционности, индивидуализации и продуктивности:
1-й тип: «Школа — Интернет». Дистанционное обучение решает задачи очного обучения. Ученики обучаются очно в традиционной школе и вместе со своим очным учителем взаимодействуют с удаленной от них информацией, различными образовательными объектами, иногда с учениками из других школ и специалистами в изучаемых областях.
Основной учебный процесс происходит в очной школе. Используется доступ в Интернет, его информационные и телекоммуникационные возможности. Коммуникации с удаленными учениками и педагогами носят эпизодический характер. Сеть расширяет возможность доступа к массивам информации. Главную роль в данном типе обучения играет школьный образовательный сервер, на котором размещаются учебные материалы школьников и педагогов, ссылки на другие материалы из сети. Критерии оценки результатов дистанционного обучения данного типа практически не отличаются от тех, которые используются при очном обучении.
2-й тип: «Школа — Интернет — Школа». Дистанционное обучение дополняет очное обучение и влияет на него более интенсивно. Оно охватывает учеников и педагогов двух и более очных школ, находящихся в одном или нескольких городах (странах), которые участвуют в общих дистанционных образовательных проектах.
Обучение происходит в форме дистанционных образовательных проектов. Организаторами проектов выступают школы или центры дистанционного обучения, вузы, учреждения дополнительного образования.
Данный тип образования — дополнительный к базовому, но иногда проекты позволяют изучить отдельные темы и разделы основных учебных дисциплин, что является скорее исключением, чем правилом.
Коммуникации с удаленными учениками и педагогами носят организованный, но не систематический характер. Более успешно, чем в первом типе обучения, формируются навыки работы учеников и педагогов с открытыми образовательными системами, но в основном за счет перегрузки очного учебного процесса, поскольку его объем и критерии оценки результатов обучения детей очной шкодой, как правило, не меняются.
Усиливается продуктивность образования, поскольку результатом дистанционного проекта является создание его участниками определенной продукции — текстов, рисунков, исследований, творческих работ.
Для дистанционного обучения данного типа достаточно наличия электронной почты. Другие Интернет-технологии расширяют возможности участников дистанционных проектов, но не меняют сущности данного типа обучения как дополнительного к очному. Центр тяжести обучения сохраняется за очным общеобразовательным процессом, коллективные и групповые формы занятий преобладают над индивидуальными.
3-й тип: «Ученик — Интернет — Учитель». Дистанционное обучение частично заменяет очное обучение. Ученики обучаются очно в традиционной школе, но кроме очных педагогов с ними эпизодически или непрерывно работает удаленный от них учитель. Занятия проводятся с помощью электронной почты, чата, веб-ресурсов и имеют целью углубленное изучение какого-либо предмета или темы, подготовку к поступлению в вуз и т. п. Формы занятий — дистанционные курсы, семинары, консультации. Продуктивность обучения зависит от педагогической позиции учителя и используемых программ.
Количество и качество дистанционных коммуникаций учеников и удаленных педагогов увеличиваются. Роль очного учителя выполняет местный локальный координатор — родитель или учитель, который берет на себя часть организации учебного процесса, выполняя предписания удаленного педагога.
Дистанционное обучение данного типа становится не только дополнительным к очному, но и частично заменяет его. В некоторых случаях (например, в очной школе нет необходимого педагога) удаленный педагог полностью ведет занятия по отдельным предметам, которые входят в базовый компонент школьного образования. Такие программы, как NetMeeting, CU-SeeMe, iVisit, позволяют обеспечить видео и аудио-связь, что приближает дистанционные формы обучения к очным. Результаты дистанционного обучения школа вносит в итоговую аттестацию детей.
Квалифицированные дистанционные учителя ведут занятия как с учениками своей школы, так и с удаленными от них учащимися из других школ и городов, то есть учебный класс состоит как из очных, так и дистантных учеников. Подобные формы использования телекоммуникационных технологий особенно востребованы сельской школой, где ощущается недостаток квалфицированных кадров. Проблемой является отсутствие достаточного числа прецедентов работы в школах удаленных учителей и неразработанная нормативно-правовая база.
4-й тип: «Ученик — Интернет — Центр». Дистанционное обучение сопоставимо с очным обучением. Дистанционное обучение выступает в данном случае средством индивидуализации образования. Задача телекоммуникационных технологий — усилить личностную ориентацию обучения, предоставить ученикам выбор в формах, темпах и уровне их общеобразовательной подготовки. Не всегда очная школа готова предложить своим ученикам такие возможности. И тогда ученики (один или несколько), необязательно из одной очной школы, обучаются в дистанционном центре, имеющем дополнительные возможности для раскрытия творческого потенциала учеников и учета их индивидуальных особенностей. Дистанционное обучение выступает здесь в качестве основного или сопоставимого по объему с очным.
Меняется роль и место основных образовательных компонентов традиционного образования: целей, содержания, форм, критериев оценки обучения. Работа учеников в виртуальных классах происходит при удаленности друг от друга практически всех субъектов образования. Для организации дистанционного обучения такого типа требуется мощное оборудование, специально разработанные образовательные серверы, дорогое программное обеспечение типа ClassPoint, позволяющее осуществлять и администрировать образовательные процессы. Образование в данном случае происходит в значительной степени дистанционное, индивидуализированное и творческое.
Вариант данного типа обучения — полностью дистанционное обучение, напри