Практика (от греч. Praktikos- деятельный, активный) – освоениеи преобразование действительности. |
Во время обучения в педагогических вузах и колледжах студенты проходят педагогическую практику в образовательных учреждениях: школах, лицеях, гимназиях, а также летнюю практику в оздоровительных лагерях. Педагогическая практика имеет различные формы и виды, может проводиться на 4-м и 5-м курсах, или быть непрерывной на протяжении всего обучения в вузе.
Подчеркнем, что практика не бывает «пассивной», как иногда называют посещение школ студентами 1-3 курсов. Практика — это активное, деятельное освоение и преобразование действительности. Соответствующим образом должна организовываться и педагогическая практика, в ходе которой студентам предоставляется возможность реального педагогического взаимодействия с учениками и освоения школьной действительности с позиций педагога.
Как правило, на последнем и предпоследнем курсах педпрактика предусматривает подготовку и проведение будущими учителями уроков и других форм занятий.
Студенты обычно направляются на практику в подшефные школы небольшими группами в 5-10 человек.
Студентам, проживающим вдали от своего вуза, разрешается проходить педпрактику в своем населенном пункте. Некоторые школы, в особенности сельские, присылают в педагогический вуз заявки на студентов-практикантов в надежде, что те после окончания учебы приедут к ним на постоянную работу. Бывает и так, что студент-практикант сразу выполняет функции учителя в такой школе, например, если в ней нет учителя по данному предмету.
Рассмотрим условия эффективной организации педагогической практики.
|
Установочная конференция. Педагогическая практика — комплексный процесс, в котором студенты выполняют виды деятельности, определяемые их специализацией. Это могут быть практические виды деятельности из области психологии, физиологии, социологии, педагогики, школоведения. Элементы дидактической деятельности встречаются уже во время педпрактики на 1-3 курсах, когда студенты проводят внеклассные мероприятия со школьниками, индивидуальные занятия с детьми, фрагменты уроков, и даже полноценные учебные занятия под руководством школьного педагога. На 4-5 курсах объем дидактической деятельности заметно увеличивается, во время педпрактики студенты проводят по 10-15 уроков, а также другие занятия со школьниками.
На 4 курсе практика студентов-предметников организуется, как правило, с учениками 5-9 классов, на 5-м курсе — со старшеклассниками. Студенты факультета начального образования и других специализированных факультетов проходят педпрактику в соответствующих классах и учебных заведениях.
На установочной конференции в вузе студенты знакомятся с задачами, содержанием и порядком прохождения педагогической практики.
Приведем пример основных задач педагогической практики студентов 4-го курса факультета предметной направленности (филологического, физико-математического и т. п.). За время практики (6 недель) им предлагается выполнить следующее:
♦ посетить и проанализировать не менее 15 уроков школьных учителей, работающих в закрепленном классе, а также занятия студентов, проходящих практику в этой же школе;
|
♦ самостоятельно провести не менее 10 учебных занятий со школьниками, например, 7 уроков русского языка и 3 занятия по литературе;
♦ провести внеурочное мероприятие по предмету, например, КВН по физике или викторину по математике;
♦ провести 1-3 мероприятия в качестве руководителя кружка, тьютора или классного руководителя (руководство творческой работой ученика; консультация заболевших и пропустивших уроки детей; изготовление с учениками наглядных пособий; выпуск газет или веб-страниц на школьном сайте; выступление на родительском собрании и т. п.);
♦ выполнить научно-методическую и опытно-экспериментальную работу по психолого-педагогическим дисциплинам, например, в рамках курсовой или дипломной работы;
♦ оформить отчетный материал по итогам педагогической практики: конспекты проведенных уроков и зачетных мероприятий; психолого-педагогический дневник; общий для всей группы студентов видеофильм, альбом или стенд;
♦ до начала практики студенты знакомятся с ее руководителями и методистами от вуза, графиком их посещения школ, делятся на группы, закрепляются за базовыми учебными заведениями;
♦ в организации педагогической практики кроме группового руководителя и методистов от педагогического вуза или колледжа участвуют администрация школ, учителя-предметники, классные руководители, к чьим классам прикрепляются студенты. Рассмотрим основные функции организаторов педпрактики.
Функции группового руководителя педагогической практики. Групповой руководитель назначается из числа кураторов, методистов, преподавателей специальных дисциплин вуза или наиболее квалифицированных и опытных учителей. Его основной задачей является организация и проведение педагогической практики студентов в определенной школе.
|
Групповой руководитель:
♦ устанавливает связь со школой, проводит инструктивно-методическую работу с ее педагогами, подготавливает администрацию, классных руководителей и учителей к приему студентов, обеспечивает их необходимыми памятками, инструкциями и консультациями;
♦ организует в первый день практики встречу администрации школы со студентами;
♦ организует и проводит установочную и итоговую конференции в школе;
♦ вместе с администрацией школы распределяет студентов по классам; просматривает и утверждает индивидуальные планы работы студентов и контролирует их выполнение, проверяет психолого-педагогические дневники, утверждает планы уроков студентов;
♦ контролирует деятельность методистов, старосты студенческой группы;
♦ организует посещение студентами уроков опытных учителей, а также взаимопосещение уроков студентов;
♦ посещает уроки, внеурочные мероприятия по предмету, внеучебные воспитательные мероприятия, проводимые студентами; руководит их обсуждением, подводит итоги обсуждения, выставляет отметки за каждый урок или внеурочное мероприятие;
♦ совместно с учителем консультирует практикантов при их подготовке к урокам и мероприятиям в назначенные дни и часы (составляется расписание консультаций);
♦ собирает у практикантов весь отчетный материал, совместно с учителями и методистами оценивает итоговую работу студентов;
♦ вместе со старостой группы представляет на факультетскую выставку во время конференции материал по педпрактике (изготовленные приборы, модели, фотоальбомы, стенды, образцовые конспекты уроков, дневники и др.);
♦ составляет отчет о педпрактике и вместе с отчетной документацией студентов сдает его факультетскому руководителю педагогической практики, выступает с отчетом на итоговой конференции по педпрактике или на заседании кафедры.
Функции методиста-предметника. Методист по специальности назначается из числа опытных преподавателей вуза или лучших учителей образовательных учреждений. Методист-предметник:
♦ участвует в установочной и итоговой конференциях на факультете, на совещаниях в школе в начале и в конце педпрактики;
♦ принимает участие в планировании учебно-воспитательной работы студентов, организует семинары и методические совещания;
♦ проводит групповые и индивидуальные консультации со студентами по вопросам содержания и организации педпрактики;
♦ организует посещение практикантами уроков и внеурочных мероприятий по специальности, проводит их обсуждение и анализ;
♦ обеспечивает применение студентами разнообразных форм организации зачетных занятий, эффективных методов обучения, использование практикантами опыта учителей-новаторов;
♦ утверждает конспекты уроков студентов; посещает уроки, факультативные и внеклассные занятия по предмету с последующим обсуждением и оценкой;
♦ оказывает научно-методическую помощь учителям в проведении работы со студентами;
♦ принимает участие в оценке результатов педагогической практики студентов;
♦ после окончания педагогической практики представляет сведения по ее итогам групповому руководителю.
Функции учителя-предметника. Руководить педагогической практикой студентов предвыпускного и выпускного курсов поручается наиболее квалифицированным педагогам школ.
Учитель-предметник:
♦ участвует в установочной и итоговой конференциях по педпрактике;
♦ знакомит прикрепленных к нему студентов с планом своей учебно-воспитательной (образовательной) работы по предмету, проводит открытые уроки и внеурочные мероприятия, организует их обсуждение;
♦ оказывает методическую помощь студентам в планировании, подготовке и проведении уроков и внеурочных мероприятий по предмету; уделяет особое внимание использованию ими современных форм и методов обучения;
♦ знакомит студентов с оформлением и оборудованием кабинета; по согласованию с групповым руководителем дает студентам задания по изготовлению приборов, наглядных пособий, газет и т. п.;
♦ способствует применению студентами разнообразных форм организации учебных занятий (видеоуроки, семинары, лабораторные работы, экскурсии, конференции и др.), эффективных методов обучения (деловые игры, ученическое рецензирование, использование ТСО, компьютеров, сети Интернет, демонстрационных опытов и др.);
♦ не позднее, чем за два дня до проведения студентами их урока (мероприятия) просматривает и подписывает его конспект; без проверенного и утвержденного конспекта студент до урока не допускается;
♦ дает характеристику деятельности студентов и оценку их учебно-воспитательной работы.
Функции администрации базового образовательного учреждения. В качестве базового образовательного учреждения для организации педагогической практики отбираются общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, учреждения дополнительного образования, имеющие необходимую материальную базу, высокие показатели в учебно-воспитательной работе и активно реализующие современные достижения педагогической науки.
В руководстве педагогической практикой студентов сотрудники образовательного учреждения принимают следующее участие. Директор (заместитель по учебной работе):
♦ обеспечивает условия для проведения педпрактики, проводит инструктивную работу с педагогическим коллективом, обслуживающим персоналом и учащимися;
♦ выделяет один из кабинетов для методической работы со студентами; предоставляет практикантам возможность использовать для их работы материально-техническую базу образовательного учреждения;
♦ встречает студентов в первый день педпрактики, знакомит их со структурой школы, ее задачами и традициями, с постановкой учебно-воспитательной работы, составом педагогов, школьной документацией, учебно-материальной базой, работой педагогического совета, методических объединений, родительского комитета;
♦ совместно с групповым руководителем педпрактики распределяет студентов по классам;
♦ проводит совещания с участием студентов, методистов, учителей, классных руководителей в начале и в конце педпрактики;
♦ посещает (выборочно) уроки и внеурочные занятия практикантов и принимает участие в их обсуждении; участвует в оценке работы студентов;
♦ содействует проведению студентами научно-педагогических исследований.
Заместитель директора по воспитательной работе:
♦ знакомит студентов с планом воспитательной работы образовательного учреждения;
♦ помогает студентам в планировании и проведении»внеклассных, внешкольных и общешкольных мероприятий;
♦ помогает классным руководителям в организации и проведении их работы со студентами;
♦ посещает (выборочно) внеклассные и внешкольные мероприятия, проводимые студентами;
♦ участвует в совещаниях, проводимых в начале и в конце педпрактики.
Классный руководитель:
♦ знакомит студентов с составом учащихся класса, с их личными делами, дневниками достижений, диагностическими картами, успеваемостью, посещаемостью, поведением, с основными воспитательными задачами и планом своей работы;
♦ помогает студентам намечать воспитательные задачи, консультирует их при составлении индивидуального плана воспитательной работы, утверждает и контролирует выполнение этого плана;
♦ дает конкретные задания студентам по проведению текущей воспитательной работы с учащимися;
♦ присутствует на внеклассных и внешкольных мероприятиях, проводимых студентами, участвует в их обсуждении;
♦ оказывает помощь студентам в выполнении творческих самостоятельных работ исследовательского характера;
♦ дает характеристику деятельности студентов, оценивает их воспитательную работу;
♦ участвует в совещаниях по педагогической практике;
♦ вносит предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов.
Функции старосты студенческой группы. Староста группы студентов, проходящих практику в школе:
1) осуществляет общую организацию педагогической практики: передает студентам и работникам школы необходимые инструктивные материалы, информирует их о предстоящих конференциях, совещаниях, консультациях; выполняет распоряжения руководителей практики;
2) в первую неделю педпрактики передает факультетскому и групповому руководителям следующие сведения:
♦ адрес школы, телефон директора и учительской;
♦ расписание звонков в 1-ю и 2-ю смену;
♦ расписание уроков студентов по схеме.
№ п/п | Ф.И.О | Класс | Номер урока, название предмета | |||||
пн | вт | ср | чт | пт | сб | |||
Иванов И. Н. | 7 «Б» | 3.Литература | ||||||
♦даты и время проведения студентами внеурочных мероприятий, темы этих мероприятий;
3) обеспечивает ведение журнала группы, в котором записываются:
♦ расписание уроков и внеурочных мероприятий студентов;
♦ учет посещаемости студентов;
♦ протоколы обсуждения уроков и внеурочных мероприятий (при отсутствии старосты ведение протокола поручается другому студенту);
4) организует работу по подготовке и сбору материалов для факультетской выставки или институтского веб-сайта по итогам педпрактики (фотомонтаж, стенд или альбом, отражающий деятельность студентов в школе, самодельные приборы, наглядные пособия, стенгазеты, таблицы, лучшие конспекты уроков, психолого-педагогические дневники, рефераты по НИРС и т. д.), обеспечивает доставку этих материалов на итоговую конференцию;
5) участвует в обсуждении результатов педпрактики в школе и вузе.
Итоги педагогической практики. В завершающие дни педпрактики в школе проводится итоговая конференция, на которой студенты отчитываются о проделанной работе, высказывают свои замечания и пожелания представителям вуза и школы. Учителя и методисты дают оценку работе студентов. В ряде случаев эта оценка выражается не только качественной характеристикой, но и отметкой в баллах. В трехдневный срок после окончания педпрактики студенты сдают всю отчетную документацию методисту или руководителю группы. Например, на предвыпускном курсе практиканты сдают:
1)отчет о проведенной работе;
2)психолого-педагогический дневник;
3)конспект одного проведенного урока с приложениями к нему;
4)конспект одного из проведенных внеучебных воспитательных мероприятий;
5)психолого-педагогическую характеристику личности ученика или психолого-педагогический анализ урока (внеурочного мероприятия);
6)материалы по проведенной научно-методической работе;
7)подготовленный вместе с остальными студентами группы общий отчет по педпрактике в школе.
Не позднее, чем через 2 недели после окончания педагогической практики проводится заключительная конференция на факультете. Ее цель — проанализировать и обобщить результаты педагогической практики, отметить успехи и недостатки в ее подготовке и организации. От каждой школы выделяется докладчик, как правило, староста группы, который излагает обобщенные результаты работы. Во время итоговой конференции организуется выставка работ, изготовленных студентами и школьниками, лучших конспектов уроков и внеурочных мероприятий, стенгазет и др. По итогам педагогической практики студентам выставляется дифференцированный зачет (отметка) в зачетную книжку.