Организация педагогической практики




Практика (от греч. Praktikos- деятельный, активный) – освоениеи преобразование действительности.

Во время обучения в педагогических вузах и колледжах студен­ты проходят педагогическую практику в образовательных учреж­дениях: школах, лицеях, гимназиях, а также летнюю практику в оздоровительных лагерях. Педагогическая практика имеет раз­личные формы и виды, может проводиться на 4-м и 5-м курсах, или быть непрерывной на протяжении всего обучения в вузе.

Подчеркнем, что практика не бывает «пассивной», как иногда называют посещение школ студентами 1-3 курсов. Практика — это активное, деятельное освоение и преобразование действительности. Соответствующим образом должна организовываться и педагогическая практика, в ходе которой студен­там предоставляется возможность реаль­ного педагогического взаимодействия с учениками и освоения школьной действи­тельности с позиций педагога.

Как правило, на последнем и предпоследнем курсах педпракти­ка предусматривает подготовку и проведение будущими учителя­ми уроков и других форм занятий.

Студенты обычно направляются на практику в подшефные школы небольшими группами в 5-10 человек.

Студентам, проживающим вдали от своего вуза, разрешается проходить педпрак­тику в своем населенном пункте. Некоторые школы, в особенности сельские, присы­лают в педагогический вуз заявки на студентов-практикантов в надежде, что те после окончания учебы приедут к ним на постоянную работу. Бывает и так, что студент-практикант сразу выполняет функции учителя в такой школе, например, если в ней нет учителя по данному предмету.

Рассмотрим условия эффективной организации педагогической практики.

Установочная конференция. Педагогическая практика — комплексный процесс, в ко­тором студенты выполняют виды деятельности, определяемые их специализацией. Это могут быть практические виды деятельности из области психологии, физиологии, со­циологии, педагогики, школоведения. Элементы дидактической деятельности встреча­ются уже во время педпрактики на 1-3 курсах, когда студенты проводят внеклассные мероприятия со школьниками, индивидуальные занятия с детьми, фрагменты уроков, и даже полноценные учебные занятия под руководством школьного педагога. На 4-5 курсах объем дидактической деятельности заметно увеличивается, во время педпрак­тики студенты проводят по 10-15 уроков, а также другие занятия со школьниками.

На 4 курсе практика студентов-предметников организуется, как правило, с учени­ками 5-9 классов, на 5-м курсе — со старшеклассниками. Студенты факультета на­чального образования и других специализированных факультетов проходят педпрак­тику в соответствующих классах и учебных заведениях.

На установочной конференции в вузе студенты знакомятся с задачами, содержа­нием и порядком прохождения педагогической практики.

Приведем пример основных задач педагогической практики студентов 4-го курса факультета предметной направленности (филологического, физико-математическо­го и т. п.). За время практики (6 недель) им предлагается выполнить следующее:

♦ посетить и проанализировать не менее 15 уроков школьных учителей, работа­ющих в закрепленном классе, а также занятия студентов, проходящих практи­ку в этой же школе;

♦ самостоятельно провести не менее 10 учебных занятий со школьниками, напри­мер, 7 уроков русского языка и 3 занятия по литературе;

♦ провести внеурочное мероприятие по предмету, например, КВН по физике или викторину по математике;

♦ провести 1-3 мероприятия в качестве руководителя кружка, тьютора или класс­ного руководителя (руководство творческой работой ученика; консультация за­болевших и пропустивших уроки детей; изготовление с учениками наглядных пособий; выпуск газет или веб-страниц на школьном сайте; выступление на ро­дительском собрании и т. п.);

♦ выполнить научно-методическую и опытно-экспериментальную работу по пси­холого-педагогическим дисциплинам, например, в рамках курсовой или дип­ломной работы;

♦ оформить отчетный материал по итогам педагогической практики: конспекты проведенных уроков и зачетных мероприятий; психолого-педагогический днев­ник; общий для всей группы студентов видеофильм, альбом или стенд;

♦ до начала практики студенты знакомятся с ее руководителями и методистами от вуза, графиком их посещения школ, делятся на группы, закрепляются за ба­зовыми учебными заведениями;

♦ в организации педагогической практики кроме группового руководителя и ме­тодистов от педагогического вуза или колледжа участвуют администрация школ, учителя-предметники, классные руководители, к чьим классам при­крепляются студенты. Рассмотрим основные функции организаторов пед­практики.

Функции группового руководителя педагогической практики. Групповой руководи­тель назначается из числа кураторов, методистов, преподавателей специальных дис­циплин вуза или наиболее квалифицированных и опытных учителей. Его основной задачей является организация и проведение педагогической практики студентов в опре­деленной школе.

Групповой руководитель:

♦ устанавливает связь со школой, проводит инструктивно-методическую работу с ее педагогами, подготавливает администрацию, классных руководителей и учителей к приему студентов, обеспечивает их необходимыми памятками, ин­струкциями и консультациями;

♦ организует в первый день практики встречу администрации школы со студентами;

♦ организует и проводит установочную и итоговую конференции в школе;

♦ вместе с администрацией школы распределяет студентов по классам; просматри­вает и утверждает индивидуальные планы работы студентов и контролирует их выполнение, проверяет психолого-педагогические дневники, утверждает планы уроков студентов;

♦ контролирует деятельность методистов, старосты студенческой группы;

♦ организует посещение студентами уроков опытных учителей, а также взаимо­посещение уроков студентов;

♦ посещает уроки, внеурочные мероприятия по предмету, внеучебные воспитатель­ные мероприятия, проводимые студентами; руководит их обсуждением, подво­дит итоги обсуждения, выставляет отметки за каждый урок или внеурочное ме­роприятие;

♦ совместно с учителем консультирует практикантов при их подготовке к урокам и мероприятиям в назначенные дни и часы (составляется расписание консультаций);

♦ собирает у практикантов весь отчетный материал, совместно с учителями и ме­тодистами оценивает итоговую работу студентов;

♦ вместе со старостой группы представляет на факультетскую выставку во время конференции материал по педпрактике (изготовленные приборы, модели, фо­тоальбомы, стенды, образцовые конспекты уроков, дневники и др.);

♦ составляет отчет о педпрактике и вместе с отчетной документацией студентов сдает его факультетскому руководителю педагогической практики, выступает с отчетом на итоговой конференции по педпрактике или на заседании кафедры.

Функции методиста-предметника. Методист по специальности назначается из числа опытных преподавателей вуза или лучших учителей образовательных учреждений. Методист-предметник:

♦ участвует в установочной и итоговой конференциях на факультете, на совеща­ниях в школе в начале и в конце педпрактики;

♦ принимает участие в планировании учебно-воспитательной работы студентов, организует семинары и методические совещания;

♦ проводит групповые и индивидуальные консультации со студентами по вопро­сам содержания и организации педпрактики;

♦ организует посещение практикантами уроков и внеурочных мероприятий по специальности, проводит их обсуждение и анализ;

♦ обеспечивает применение студентами разнообразных форм организации зачет­ных занятий, эффективных методов обучения, использование практикантами опыта учителей-новаторов;

♦ утверждает конспекты уроков студентов; посещает уроки, факультативные и внеклассные занятия по предмету с последующим обсуждением и оцен­кой;

♦ оказывает научно-методическую помощь учителям в проведении работы со сту­дентами;

♦ принимает участие в оценке результатов педагогической практики студен­тов;

♦ после окончания педагогической практики представляет сведения по ее итогам групповому руководителю.

Функции учителя-предметника. Руководить педагогической практикой студентов предвыпускного и выпускного курсов поручается наиболее квалифицированным пе­дагогам школ.

Учитель-предметник:

♦ участвует в установочной и итоговой конференциях по педпрактике;

♦ знакомит прикрепленных к нему студентов с планом своей учебно-воспитатель­ной (образовательной) работы по предмету, проводит открытые уроки и вне­урочные мероприятия, организует их обсуждение;

♦ оказывает методическую помощь студентам в планировании, подготовке и про­ведении уроков и внеурочных мероприятий по предмету; уделяет особое вни­мание использованию ими современных форм и методов обучения;

♦ знакомит студентов с оформлением и оборудованием кабинета; по согласова­нию с групповым руководителем дает студентам задания по изготовлению при­боров, наглядных пособий, газет и т. п.;

♦ способствует применению студентами разнообразных форм организации учеб­ных занятий (видеоуроки, семинары, лабораторные работы, экскурсии, конфе­ренции и др.), эффективных методов обучения (деловые игры, ученическое рецензирование, использование ТСО, компьютеров, сети Интернет, демонстра­ционных опытов и др.);

♦ не позднее, чем за два дня до проведения студентами их урока (мероприятия) просматривает и подписывает его конспект; без проверенного и утвержденного конспекта студент до урока не допускается;

♦ дает характеристику деятельности студентов и оценку их учебно-воспитатель­ной работы.

Функции администрации базового образовательного учреждения. В качестве базового образовательного учреждения для организации педагогической практики отбираются общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, учреждения дополнитель­ного образования, имеющие необходимую материальную базу, высокие показатели в учебно-воспитательной работе и активно реализующие современные достижения педагогической науки.

В руководстве педагогической практикой студентов сотрудники образовательно­го учреждения принимают следующее участие. Директор (заместитель по учебной работе):

♦ обеспечивает условия для проведения педпрактики, проводит инструктивную работу с педагогическим коллективом, обслуживающим персоналом и учащи­мися;

♦ выделяет один из кабинетов для методической работы со студентами; предостав­ляет практикантам возможность использовать для их работы материально-тех­ническую базу образовательного учреждения;

♦ встречает студентов в первый день педпрактики, знакомит их со структурой школы, ее задачами и традициями, с постановкой учебно-воспитательной рабо­ты, составом педагогов, школьной документацией, учебно-материальной базой, работой педагогического совета, методических объединений, родительского комитета;

♦ совместно с групповым руководителем педпрактики распределяет студентов по классам;

♦ проводит совещания с участием студентов, методистов, учителей, классных руководителей в начале и в конце педпрактики;

♦ посещает (выборочно) уроки и внеурочные занятия практикантов и принима­ет участие в их обсуждении; участвует в оценке работы студентов;

♦ содействует проведению студентами научно-педагогических исследований.

Заместитель директора по воспитательной работе:

♦ знакомит студентов с планом воспитательной работы образовательного учреж­дения;

♦ помогает студентам в планировании и проведении»внеклассных, внешкольных и общешкольных мероприятий;

♦ помогает классным руководителям в организации и проведении их работы со студентами;

♦ посещает (выборочно) внеклассные и внешкольные мероприятия, проводимые студентами;

♦ участвует в совещаниях, проводимых в начале и в конце педпрактики.

Классный руководитель:

♦ знакомит студентов с составом учащихся класса, с их личными делами, днев­никами достижений, диагностическими картами, успеваемостью, посещаемос­тью, поведением, с основными воспитательными задачами и планом своей ра­боты;

♦ помогает студентам намечать воспитательные задачи, консультирует их при со­ставлении индивидуального плана воспитательной работы, утверждает и конт­ролирует выполнение этого плана;

♦ дает конкретные задания студентам по проведению текущей воспитательной работы с учащимися;

♦ присутствует на внеклассных и внешкольных мероприятиях, проводимых сту­дентами, участвует в их обсуждении;

♦ оказывает помощь студентам в выполнении творческих самостоятельных работ исследовательского характера;

♦ дает характеристику деятельности студентов, оценивает их воспитательную ра­боту;

♦ участвует в совещаниях по педагогической практике;

♦ вносит предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов.

Функции старосты студенческой группы. Староста группы студентов, проходящих практику в школе:

 

1) осуществляет общую организацию педагогической практики: передает студен­там и работникам школы необходимые инструктивные материалы, информи­рует их о предстоящих конференциях, совещаниях, консультациях; выполняет распоряжения руководителей практики;

2) в первую неделю педпрактики передает факультетскому и групповому руково­дителям следующие сведения:

♦ адрес школы, телефон директора и учительской;

♦ расписание звонков в 1-ю и 2-ю смену;

♦ расписание уроков студентов по схеме.

 

№ п/п Ф.И.О Класс Номер урока, название предмета
пн вт ср чт пт сб
  Иванов И. Н. 7 «Б» 3.Литература          
                 

♦даты и время проведения студентами внеурочных мероприятий, темы этих мероприятий;

 

3) обеспечивает ведение журнала группы, в котором записываются:

 

♦ расписание уроков и внеурочных мероприятий студентов;

♦ учет посещаемости студентов;

♦ протоколы обсуждения уроков и внеурочных мероприятий (при отсутствии старосты ведение протокола поручается другому студенту);

 

4) организует работу по подготовке и сбору материалов для факультетской вы­ставки или институтского веб-сайта по итогам педпрактики (фотомонтаж, стенд или альбом, отражающий деятельность студентов в школе, самодельные при­боры, наглядные пособия, стенгазеты, таблицы, лучшие конспекты уроков, пси­холого-педагогические дневники, рефераты по НИРС и т. д.), обеспечивает до­ставку этих материалов на итоговую конференцию;

5) участвует в обсуждении результатов педпрактики в школе и вузе.

Итоги педагогической практики. В завершающие дни педпрактики в школе прово­дится итоговая конференция, на которой студенты отчитываются о проделанной ра­боте, высказывают свои замечания и пожелания представителям вуза и школы. Учи­теля и методисты дают оценку работе студентов. В ряде случаев эта оценка выражает­ся не только качественной характеристикой, но и отметкой в баллах. В трехдневный срок после окончания педпрактики студенты сдают всю отчетную документацию методисту или руководителю группы. Например, на предвыпускном курсе практиканты сдают:

1)отчет о проведенной работе;

2)психолого-педагогический дневник;

3)конспект одного проведенного урока с приложениями к нему;

4)конспект одного из проведенных внеучебных воспитательных мероприятий;

5)психолого-педагогическую характеристику личности ученика или психолого-пе­дагогический анализ урока (внеурочного мероприятия);

6)материалы по проведенной научно-методической работе;

7)подготовленный вместе с остальными студентами группы общий отчет по пед­практике в школе.

Не позднее, чем через 2 недели после окончания педагогической практики проводит­ся заключительная конференция на факультете. Ее цель — проанализировать и обоб­щить результаты педагогической практики, отметить успехи и недостатки в ее подго­товке и организации. От каждой школы выделяется докладчик, как правило, староста группы, который излагает обобщенные результаты работы. Во время итоговой конфе­ренции организуется выставка работ, изготовленных студентами и школьниками, луч­ших конспектов уроков и внеурочных мероприятий, стенгазет и др. По итогам педаго­гической практики студентам выставляется дифференцированный зачет (отметка) в зачетную книжку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: