1. Педагогический, технический и административный персонал (перечислить должности и охарактеризовать функции каждого).
2. Необходимость баз данных (каких и для чего), условия их предоставления или поиска учащимися.
3. Краткое описание основных процедур администрированием курса (регистрация участников, рассылка материалов, участие в различных видах деятельности, промежуточная диагностика, итоговая оценка, решение возможных проблем и др.).
Последующие действия предполагают разработку положения о курсе, продумывание условий его реализации и сопровождения, разработку отдельных дистанционных анятий.
Виды дистанционных занятий. Дистанционные занятия, проводимые в рамках дис-анционного курса, довольно многообразны. Перечислим некоторые из них.
1. Демонстрационная версия заштия по курсу. Такое занятие играет в основном рекламную роль и включает в себя наиболее выигрышные темы и виды деятельности по курсу. Это может быть модель дистанционного диалога педагога и учащегося, игровое или тестовое задание. В любом случае демонстрационная версия имеет цель привлечь внимание учащихся, обеспечить их мотивацию и активную последующую деятельность.
2. Вводное занятие по курсу. Его цель — ввести учащихся в проблематику курса, предложить им выполнить обзор предстоящих занятий, охватить весь курс целостно. Вводное занятие может быть проведено на материале из истории изучаемой темы или опираться на личный опыт учащихся. Структуру и содержание материалов вводного занятия целесообразно оформить в виде текста и графики, например в формате html, поскольку его потребуется разместить на образовательном сервере или выслать ученикам для изучения «с экрана».
|
3. Индивидуальное занятие-консультация. Данное занятие задает структуру дистантной консультации, предполагаемые вопросы, проблемы, пути поиска ответов на них. При разработке данного вида занятий целесообразно учитывать индивидуальные особенности учащихся и предложить примеры вопросов разных типов.
4. Дистанционная конференция по электронной почте. Для данного занятия необходимо разработать структуру и регламент обсуждения одной образовательной проблемы в рамках дистанционной переписки. Это занятие (как и любые другие) может быть предварительно смоделировано, то есть автор может продумать свое занятие и представить возможные реакции учащихся.
5. Чат-занятие. Такое занятие проводится в реальном времени в общем для всех месте в сети Интернет. Необходимо заранее составить расписание занятия и вопросы-проблемы для различных его этапов. Во время проведения чат-занятия необходимо записать текст проводимого занятия для анализа и возможного использования в дальнейшем, например для рассылки учащимся некоторых фрагментов со своими комментариями.
6. Веб-занятие. Это занятие, проводимое с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины». Веб-занятие имеет множество вариантов: дистанционные уроки на основе веб-квестов, конференции в виде веб-форума, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и др.
7. Дистанционные олимпиады. Эффективной формой обучения и контроля является дистанционная олимпиада с творческими открытыми заданиями. Такое занятие проводится с помощью электронной почты или в реальном времени. Например, на образовательном сервере размещаются веб-формы с вопросами, отвечать на которые ученик может непосредственно через сеть. Предлагаемые ученику компьютерные задания имеют варианты ответов или являются открытыми. Ответ ученика сохраняется в специальном файле и оценивается затем учителем.
|
Вариантов дистанционных занятий существует не меньше, чем очных. Решающим фактором при разработке таких занятий является использование возможностей телекоммуникационных технологий и компьютерных программ.
Рассмотрим подробнее способы разработки таких форм дистанционных занятий, как чат-занятие, телеконференция, веб-занятие, дистанционная олимпиада.
Чат-занятия. Проведение чат-занятий в режиме реального времени — одно из необходимых условий эффективности дистанционного обучения. Разработка таких занятий начинается с определения таких тем и проблем изучаемого курса, которые наиболее соответствуют форме чат-занятия, например дискуссионные вопросы, обсуждение которых требует оперативного взаимодействия учеников и педагога.
Дискуссия. Возможность одновременных высказыванний учащихся во время чат – занятия может приводить к их достаточному разбросу на общем для всех текстовом полотне. Как в данном случае обеспечить системность обсуждения? Приведите различные способы решения этой дидактической задачи. |
Педагог заранее гипотетически моделирует занятие и составляет его поминутный план проведения. Затем ученикам рассылаются необходимые материалы, которые потреоуются им для подготовки к занятию, в эти материалы включаются проблемы, вопросы, задания, выполнение которых подготовит учеников к обсуждению. Чем более открытыми будут предварительные задания, тем более многообразными п увлекательными станут дискуссии во время чата.
|
Для подведения итогов чат-занятия заранее продумывается форма рефлексии выполненной деятельности, а также домашнее задание по осознанию результатов чата, которое ученики высылают учителю позже.
Приведем рекомендации по разработке чат-занятия:
1. Сформулируйте тему чат-занятия.
2. Запишите основную проблему или задачу чат-занятия.
3. Каковы главные цели данного занятия (предвосхищаемый конкретный результат, получаемый учащимися).
4. Педагогические задачи занятия, то есть цели ведущего чат-занятие, необходимые для достижения главных образовательных целей занятия.
5. Проведите предварительный анализ технических, географических,, иных характеристик участников чата, имея в виду:
♦ доступ учеников к месту, в котором будет проводиться чат-занятие;
♦ техническую подготовленность и опыт учеников в данном виде деятельности;
♦ разницу в часовых поясах для учеников, проживающих на разных территориях;
♦ продолжительность работы.
6. Выберите оптимальное время для проведения чат-занятия на основе анализа сведений об участниках дистанционного курса.
7. Определите оптимальное количество учащихся, участвующих в одном чат-занятии, критерии их отбора, руководителей миирогрупп или секций во время общего чат-занятия, если таковые будут выделены.
8. Выберите оптимальную форму проведения для чат-занятия в соответствии с поставленными целями и задачами (ролевая или деловая игра, «круглый стол», защита творческих работ, собеседование, конкурс, семинар).
9. Определите виды деятельности участников чат-занятия, соответствующие выбранной форме его проведения (выступления ведущего, обсуждение проблемы, эвристический диалог, «мозговой штурм», конструирование дефиниции, чат-презентация, вопросно-ответные виды деятельности, игровые задания, индивидуальная рефлексия).
10. Определите этапы чат-занятия: начало, кульминация, завершение. Распределите время на каждый из этих этапов. Составьте расписание чат-занятия, которое будет сообщено участникам, например:
13.50 — 14.00 — Регистрация участников чат-занятия. (Предложите свой алгоритм, каким образом будет происходить регистрация.)
14.00 — 14.05 — Вступительное слово ведущего курса.
14.05 — 14.25 —...
11. Составьте письменные заготовки для проведения чат-занятия в виде названий этапов занятия, отдельных фраз, реплик, своих суждений, которые можно будет оперативно вставлять в текстовое чат-окно в ходе занятия, не тратя лишнего времени на набор текста во время самого занятия. Такими заготовками могут быть:
♦ приветствие, вступительное слово ведущего;
♦ фразы, активизирующие деятельность участников чата;
♦ фразы, поощряющие суждения учащихся;
♦ стимулирующие вопросы к участникам по теме занятия;
♦ краткие проблемные задания учащимся во время чат-занятия.
12. Сформулируйте возможные содержательные, организационные и дисциплинарные проблемы (уход обсуждения от темы занятия, несоблюдение регламента, появление в чате посторонних), которые возможны в ходе занятия, предложите способы их решения.
13. Определите технические проблемы (потеря связи ученика, учителя), возможные в ходе занятия, предложите способы их решения.
14. Определите формы выражения рефлексивной деятельности участников в чат-занятии, приведите примерный алгоритм их рефлексивной деятельности.
15. Сформулируйте конкретные возможные результаты занятия по отношению к участникам чат-занятия (записи чат-обсуждения проблем, разработанные в ходе занятия задания, ответы на поставленные вопросы).
16. Составьте подробные рекомендации учащимся для участия в чат-занятии и вышлите их заранее.
17. Не забудьте скопировать текст проведенного чат-обсуждения для последующего педагогического анализа.
Дистанционная конференция. Продуктивное дистанционное обучение невозможно без интерактивного диалога и полилога субъектов обучения. Данная задача решается с помощью конференций, проводимых на основе электронных списков рассылки, чата, видео- и аудиокоммуникаций.
Рассмотрим особенности разработки и проведения дистанционной конференции с одновременным использованием двух форм деятельности удаленных учеников и педагога: 1) по электронной почте в режиме моделируемого списка рассылки; 2) с помощью чата в реальном времени.
Цель телеконференции: защита учащимися проектных творческих работ, которые они выполнили на предыдущих занятиях.
Цели педагога (ведущего телеконференции):
1. Научить учащихся представлять свой образовательный продукт в дистанционном режиме.
2. Организовать образовательное взаимодействие дистанционных учащихся. Провести дискуссию среди учащихся, разработав структуру их образовательного взаимодействия и задав алгоритм их коммуникативной деятельности.
3. Научить учащихся задавать содержательные вопросы по темам, предложенным ведущим конференции и ее участниками, давать на них краткий и полный ответ.
4. Создать доброжелательную творческую атмосферу, направленную на достижение учащимися новых образовательных результатов.
5. Провести среди участников дистанционной конференции рефлексию.
6. Готовясь к дистанционной конференции, ведущий предлагает учащимся заранее написать свои вопросы и суждения по заявленным темам. Ведущий также готовит вопросы участникам, чей состав и творческие работы ему уже известны. Во время электронной дискуссии предварительно написанные ключевые фразы помогают ведущему оперативно вести диалог, не тратя лишнего времени на набор текста. В то же время от него требуется быстрая реакция на происходящее, оперативность включения своих реплик в нить дискуссии, принятие решений о смене темы или вида деятельности участников чат-конференции.
Если связь у отдельных участников прерывается, то они входят в «окно разговора», теряя из виду нить конференции; поэтому ведущий через определенное время повторяет ключевые вопросы или суждения, уже высказанные на конференции, для вновь подключающихся участников.
Эффективность занятия повышается, если ведущий и участники дистанционной конференции владеют способами формулирования вопросов разных типов. Поэтому необходима предварительная разработка типологии вопросов для дистанционной конференции — сущностных, поясняющих, провокационных и т. п., поскольку от формы вопроса часто зависит и достижение участниками образовательных результатов.
В чат-конференции работа ведущего происходит как со всеми участниками конференции, так и в отдельной виртуальной комнате с теми участниками, которые хотят обсудить возникший вопрос или проблему лично с ведущим. Точно так же участники конференции могут начать беседу между собой в частном режиме. Возникающая при этом проблема утраты со стороны ведущего функций контроля над деятельностью участников решается при наличии у него контрольных вопросов, тестов и заданий, направленных на создание учащимися итогового образовательного продукта в конференции, а также при владении методиками групповой и парной работы с учащимися.
Дистанционная конференция, проводимая с помощью электронной почты в режиме списка рассылки, имеет преимущества перед чат-занятием. Данный вид конференции предпочтительнее, так как большинство российских школ еще не имеют прямого доступа в сеть Интернет. Создание образовательного списка рассылки в разных его вариантах: свободном, моделируемом, имеющем ограничения к доступу и других, позволяет организовать работу дистанционных учащихся в соответствии с решаемыми педагогическим задачами.
У дистанционной конференции, проводящейся с помощью электронной почты, есть существенное преимущество перед беседой в реальном времени — больший период времени, который имеют участники на обдумывание своих вопросов, ответов и суждений. Это позволяет ученику тщательно подготовить свой ответ, привести его в соответствие с заданными требованиями. В чат-занятии из-за ограниченного времени трудно избежать малосодержательных реплик, но общение в реальном времени оказывается более интенсивным. По электронной почте участники могут высылать иллюстративный материал, мультимедийную информацию, которую в обычных чат-программах представить затруднительно.
Перечислим виды деятельности участников дистанционных конференций в режимах чата и списка рассылки.
1. Представление участникам конференции себя и своей работы по предложенному алгоритму. Подобные сообщения позволяют участникам конференции познакомиться друг с другом, с образовательными результатами каждого из них, что представляет собой содержательную основу для последующей коммуникативной деятельности.
2. Прямой вопросно-ответный вид деятельности. При отсутствии педагогических навыков формулирования вопросов данный вид деятельности может быстро угасать, поэтому ограничиваться только вопросами и ответами нежелательно.
3. Комментарии координатора и участников конференции к уже данным ответам на поставленные вопросы. Этот вид деятельности позволяет узнать мнение большинства участников по обсуждаемым проблемам, раскрыть поставленную тему.
4. Игровая деятельность, позволяющая провести в ходе конференции небольшие конкурсы по созданию дистанционными учащимися образовательных продуктов. Такой вид деятельности требует подготовительной работы от ведущего, аналогично тому, как происходит подготовка к очным игровым урокам.
5. Подведение образовательных итогов дистанционной конференции. обучающей деятельности, осознание своих достижений и проблем. Планирование будущей деятельности.
Выявление педагогических, организационных и технических особенностей того или иного вида обучающей конференции помогает ее организаторам разрабатывать структуру и методы проведения дистанционных телекоммуникаций, эффективно решать комплекс специфических в каждом случае образовательных задач.
Веб-занятие. Рассмотрим план разработки учебного материала для дистантного занятия, которое предназначено для размещения на образовательном веб-сайте. Основная задача педагога-разработчика — смоделировать такую структуру занятия, которая позволяла бы организовывать учебную деятельность дистантных учащихся и приводить их к созданию образовательного продукта.
Разработанный учебный материал представляется в html-формате в виде нескольких страниц, связанных гиперссылками между собою и с необходимыми страницами из сети Интернет.
Предлагаемый ниже алгоритм разработки веб-занятия обозначает структуру и содержание учебного материала для отдельного занятия дистанционного курса.
1. Определите вид, форму и тему занятия, для которого будет разрабатываться учебный материал.
2. Сформулируйте и запишите основную цель, которую по вашему предположению должен будет достигать дистантный ученик (разные группы учеников) после работы с веб-материалом. Эту цель необходимо задать в форме образовательного продукта ученика, созданного им в ходе работы с учебными материалами.
3. Определите основные тематические блоки (модули), из которых будет состоять материал. Дайте им названия и укажите их краткое содержание. Эти блоки (в конечном итоге — отдельные html-страницы) в своей совокупности будут представлять пространственно связанную ссылками гиперсистему.
Дайте перечень не менее пяти блоков-модулей по своему занятию, учитывая следующую их типологию:
♦ мотивационный блок;
♦ диагностический блок;
♦ вводный блок;
♦ справочные материалы;
♦ дефиниции, разъяснения терминов, имен, понятий и т. п.;
♦ проблемные блоки, требующие от учащегося самоопределения относительно предъявленных ему противоречий или подходов;
♦ вариативные блоки (гипертекстовые «развилки», позволяющие учащемуся выбирать индивидуальную траекторию дальнейшей деятельности);
♦ творческие задания, ориентированные на создание учащимся продукта;
♦ упражнения;,
♦ различные классификации;
♦ консультационный блок;
♦ блок перехода к другим типам и видам занятий (последующим, предыдущим);
♦ поощрительный блок;
♦ контрольный блок;
♦ рецензирование;
♦ тестовый блок;
♦ рефлексивный блок;
♦ самооценочный блок.
4. Для каждого из выбранных блоков-модулей приводится примерное учебное содержание и устанавливается его место в системе гиперссылок на другие страницы. Полезно изобразить блок-схему, структурно связывающую весь материал. Можно ограничиться текстовой формой блоков, отмечая, где и какая впоследствии возможна графика, анимация или другие средства. Если у разработчика веб-занятия есть опыт создания HTML-страниц, то лучше сразу оформлять свои страницы в гипертекстовом формате.
5. Гиперссылки в учебном материале могут применяться двух типов — внутренние (на страницы с этого же сайта) и внешние (на страницы из сети Интернет). С помощью поисковых систем можно найти подходящий для разрабатываемого занятия учебный материал. Найдите и вставьте в свой материал ссылки на образовательные ресурсы Интернета, имеющие органичную связь с текстом занятия и отвечающие его целям.
Дискуссия. Каким образом учитель может управлять деятельностью удаленных учеников, занимающихся с помощью материала, подготовленного и размещенного на веб – сайта? |
Основная задача, которая решается при формировании содержания учебного материала для веб-занятия — это управление с его помощью образовательной деятельностью дистантных учащихся. Во время разработки учебного материала необходимо отдавать себе отчет, какую деятельность ученик выполнит с помощью того или иного материала, какую образовательную продукцию будет создавать.
Материал веб-занятия не должен быть предназначен лишь для усвоения. С помощью различных средств необходимо провести дистантного ученика через определенные формы и виды деятельности, чтобы он при этом не просто смотрел и читал материал, но и создавал что-либо сам — записывал, искал, составлял, анализировал, спорил, решал, оценивал и т. д. Для этого ему предлагаются способы оформления его образовательного продукта и их последующей пересылки преподавателю, другим специалистам или учащимся.
Дистанционная олимпиада. Интенсивной формой реализации творческого потенциала учащихся являются дистанционные эвристические олимпиады. На Всероссийском и международном уровнях такие олимпиады с 1997 года проводит Центр дистанционного образования «Эйдос» (www.eidos.ru/olimp/olympiads.htm)
Эвристические олимпиады включают задания, на которые нет готовых ответов. В то же время содержание заданий связано с базовыми общеобразовательными стандартами. В отличие от традиционных олимпиад на эвристических олимпиадах ученики соревнуются не в умении решать трудные задачи, а в способности сочинять, изобретать, открывать новое, предлагать собственные версии, конструировать модели, создавать закономерности. Интерактивность, оригинальность и оперативность таких олимпиад делают их популярными среди учеников и учителей. Уже несколько тысяч участников из разных городов и стран приняли участие в дистанционных эвристических олимпиадах.
Одновременное участие в олимпиаде большого количества учащихся, расположенных в разных школах, городах и странах, создает эффект их творческого единения и соревновательного сотрудничества. Экономически и организационно участвовать в дистанционных олимпиадах эффективнее, чем в очных, поскольку не надо тратить время и ресурсы на отборочные туры, переезды. Чтобы принять участие в дистанционной олимпиаде, достаточно иметь электронную почту. Иногда требуется доступ к «Всемирной паутине», например для того, чтобы познакомиться с материалами предыдущих олимпиад или принять участие в итоговой чат-конференции среди призеров и локальных координаторов олимпиады.
Эвристическая олимпиада носит обучающий характер, поскольку стимулирует творческую деятельность, побуждает пересматривать технологию изучения «общепринятых» вопросов, и зачастую меняет отношение детей и педагогов к образованию. По мнению педагогов и участников эвристических олимпиад, систематическое участие в них повышает креативность учебного процесса в школе.
Дистанционная олимпиада демократична по своей сути, так как позволяет принимать в ней участие городским гимназиям и школам «из глубинки», организованным группам и индивидуальным ученикам, имеющим дома подключение к Интернету. Олимпиада проводится в различных возрастных группах от 6 до 16 лет. Участниками олимпиады становятся ученики или группы, приславшие заявки в установленной форме в оргкомитет олимпиады.
Эвристическая олимпиада может быть предметной, то есть проводиться по конкретному учебному предмету, например по русскому языку, и метапредметной — выходящей за рамки отдельных дисциплин. Предметные олимпиады включают задания, относящиеся к понятиям, явлениям и проблемам в конкретной образовательной области или предмете. Основой содержания дистанционной метапредметной олимпиады являются фундаментальные метапредметные объекты, имеющие проявление в разных учебных курсах; например, понятие точки выступает одновременно объектом не только математики и словесности, но и живописи, физики, философии.
Дистанционная эвристическая олимпиада по отдельным предметам позволяет решать многие общеобразовательные задачи: развитие умений исследовать объекты и генерировать идеи в конкретной образовательной области, выражать мысли в письменной и графической форме, оперировать информацией по теме с помощью компьютерных средств. Центр «Эйдос» проводит дистанционные эвристические олимпиады по математике, русскому языку, физике, химии, естествознанию, иностранному языку, географии, экономике, физкультуре и другим предметам, в каждой из которых принимают участие от 100 до 500 и более школьников, находящихся в самых разных регионах страны.
Задания метапредметной олимпиады составляются, как правило, без «привязки» к учебным программам по школьным дисциплинам, что позволяет на равных соревноваться в творчестве ученикам с достаточной разницей в возрасте и уровне базовых знаний. Опыт показывает, что эвристические способности не определяются возрастом участника, наоборот, иногда идеи пятиклассника оказываются ярче и оригинальнее работ выпускника школы.
Подготовка к эвристической олимпиаде происходит как на обычных уроках по школьным предметам, так и на специальных занятиях, организуемых вне рамок традиционного общеобразовательного процесса, например, в домашних условиях, в мастерских или на факультативах.
Подготовка учеников к дистанционной эвристической олимпиаде проводится в трех направлениях:
1) освоение эвристических методов решений, тренировка и развитие универсальных эвристических навыков, приобретение опыта решения открытых заданий;
2) общетехническая компьютерная подготовка, освоение способов оформления и пересылки творческих результатов по электронной почте;
3) психологическая подготовка.
Выполнение эвристических олимпиадных заданий развивает гуманитарные, эмоционально-образные, логические способности в направлении познания универсальных (метапредметных) объектов — символов, знаков, понятий, категорий. Метапредметная олимпиада связывает разные учебные дисциплины воедино, усиливает их основы с помощью интеграции в специально разрабатываемых заданиях. Например, задание «Составьте периодическую таблицу геометрических элементов» позволяет ученику ощутить общие принципы систематизации, найти продолжение идей таблицы Менделеева в области математики.
Задания олимпиады распределяются по отдельным номинациям, таким, как: «Идея», «Образ», «Слово», «Закономерность», «Символ», «Эксперимент», «Конструкция» и др. Задания олимпиады состоят из 4-5 номинаций. Например, метапредметная номинация «Исследование» формулируется следующим образом: «Проведите комплексное исследование трех объектов:слова "пружина", идею пружины, саму пружина?»
Дискуссия. Дистанционные олипиады по различным предметам проводятся примерно один раз в месяц. С помощью каких других форм очных и дистанционных занятий можно выстроить целостную систему занятий, решающей общелбразовательные задачи одновременно с развитием креативных качеств учащихся? |
Чтобы выполнить задания эвристической олимпиады, ученики осуществляют такие виды деятельности, как наблюдение, эксперимент, моделирование, символотворчество, конструирование, прогнозирование, эмпатию, фантазирование, рефлексию и др. Деятельность учеников предусматривает применение ими универсальных эвристических методов познания объекта или решения проблемы: установление закономерности, образное представление объекта, создание алгоритма действий. Чтобы каждому ученику дать возможность максимально проявить свою индивидуальность, совокупность олимпиадных заданий охватывает обычно широкий набор различных видов учебной деятельности: логических, образных, практических. Привлекательность дистанционной олимпиады возрастает при использовании в заданиях элементов мультимедийных технологий -графики, анимации, звука, видео, а также программных средств, усиливающих интерактивность участника.
Для участия в дистанционной олимпиаде нужен по крайней мере один компьютер с модемом и адресом электронной почты. Занимается организацией олимпиады на месте локальный координатор — учитель или родитель ученика. Именно он обеспечивает отсылку заявки в оргкомитет, получает задания олимпиады, организует на месте ее проведение в своей группе и пересылает работы в оргкомитет олимпиады. Оргкомитет высылает рекомендации по проведению олимпиад на местах, кроме того, каждая школа находит для себя удобные варианты организации такой работы, включая ее в общешкольный план.
Выполнение заданий участниками происходит в форме, определяемой условиями олимпиады. Наиболее доступной формой проведения дистанционной олимпиады является электронная почта. В данном случае всем участникам (их местным координаторам) оргкомитет рассылает задания, которые выполняются в заданный период времени и отсылаются обратно. Выполнение заданий происходит, как правило, течение 2—3 часов с перерывами для отдыха. В случае отсутствия в школе необходимого числа компьютерных посадочных мест, ученики выполняют задания в «бумажном» варианте. После этого учителя или другие помощники помогают им набрать на компьютере ответы, особенно младшим школьникам.
Более широкие возможности для проведения дистанционной олимпиады предоставляет «Всемирная паутина»: задания на веб-сайте открываются для одновременного доступа к ним зарегистрированных участников в заранее обозначенное время; выполненные задания остаются на сайте для проверки. Эффективно проведение дистанционной олимпиады в режиме веб-конференции или видеоконференции в реальном времени; в данном случае возможно применение коллективных форм мозгового штурма и других эвристических методов.
Выполненные учениками работы отсылаются в оргкомитет олимпиады по электронной почте в тот же день. Затем эти работы отправляются в жюри. Жюри оценивает каждую работу индивидуально, ориентируясь на такие критерии, как оригинальность, продуктивность, мировоззренческая глубина, степень использования технических возможностей, графическое оформление и др.
Подведение итогов и определение победителей олимпиады происходит в каждой возрастной группе по сумме баллов, набранных учениками по всем номинациям. Кроме того, жюри определяет лауреатов олимпиады за достижения в отдельных номинациях. Оценивание проводит дистантное жюри (его члены могут находиться в разных городах). Работы призеров рассылаются участникам и публикуются на веб-сайте для общего обозрения.
Резюме
В дистанционном обучении участвуют различные субъекты: дистанционный педагог, очный педагог (не всегда), технический инструктор, координатор или администратор дистанционного обучения, локальный (местный) координатор, авторы-разработчики учебных материалов.
Классы в дистанционной школе возможны двух типов: синхронные, работающие по одной программе с общим стартовым началом; асинхронные, в которые учащиеся принимаются не одновременно, а в разное время в течение дня, недели, всего учебного года.
Организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью средств телекоммуникаций: E-mail — электронная почта; тематические списки рассылки, электронные журналы, конференции Usenet, Chat, ICQ, видеоконференции, WWW — навигация, активные каналы для подписки на веб-сайты, веб-конференции, FTP-серверы, факсимильные услуги, IP-телефония, мобильный телефон с поддержкой wap.
Дистанционные занятия проводятся как элементы целостного дистанционного курса (все ученики удалены от педагога), либо как элемент очного обучения (учитель использует ресурсы и технологии Интернета в очном учебном процессе).
Проектирование дистанционного курса включает в себя этап составления целостного обзора и уточнения применяемых видов дистанционных занятий: демонстрационных версий, вводных занятий, индивидуальных занятий-консультаций, дистанционных конференций, чат-занятий, веб-занятий, дистанционных олимпиад и др.
Разработка каждого из видов дистанционных занятий требует учета его специфики. Например, дистанционная конференция по электронной почте позволяет организовать асинхронную работу дистанционных учащихся; основная задача подготовки веб-занятия — смоделировать такую структуру сайта, которая позволяла бы организовывать учебную деятельность дистантных учащихся и приводить их к созданию образовательного продукта.
Интенсивной формой реализации творческого потенциала учащихся являются дистанционные эвристические олимпиады. Одновременное участие в олимпиаде большого количества учащихся, расположенных в разных школах, городах и странах, создает эффект их творческого единения и соревновательного сотрудничества. Чтобы принять участие в дистанционной олимпиаде, достаточно иметь электронную почту.
Вопросы и упражнения
1. С помощью каких средств можно создавать и поддерживать мотивацию удаленного от педагога ученика?
2. Должно ли дистанционное обучение вестись по особым образовательным программам (тогда в чем их специфика?) или для этого достаточно использовать существующие программы очных учебных курсов?
3. В дистанционном обучении существуют дистанционные семинары, конференции, олимпиады, практикумы. Предложите такую форму дистанционного занятия, у которой в принципе нет очного аналога.
4. Как организовать контроль обучения удаленных учеников, чтобы выявить и оценить их действительные результаты?
5. Какие творческие умения учащихся наиболее развиваемы с помощью ресурсов и технологий сети Интернет?
Дидактический практикум