IV. Особенности проведения и администрирования курса




 

1. Педагогический, технический и административный персонал (перечислить дол­жности и охарактеризовать функции каждого).

2. Необходимость баз данных (каких и для чего), условия их предоставления или поиска учащимися.

3. Краткое описание основных процедур администрированием курса (регистра­ция участников, рассылка материалов, участие в различных видах деятельно­сти, промежуточная диагностика, итоговая оценка, решение возможных про­блем и др.).

 

Последующие действия предполагают разработку положения о курсе, продумывание условий его реализации и сопровождения, разработку отдельных дистанционных анятий.

Виды дистанционных занятий. Дистанционные занятия, проводимые в рамках дис-анционного курса, довольно многообразны. Перечислим некоторые из них.

1. Демонстрационная версия заштия по курсу. Такое занятие играет в основном рекламную роль и включает в себя наиболее выигрышные темы и виды деятель­ности по курсу. Это может быть модель дистанционного диалога педагога и учащегося, игровое или тестовое задание. В любом случае демонстрационная версия имеет цель привлечь внимание учащихся, обеспечить их мотивацию и активную последующую деятельность.

2. Вводное занятие по курсу. Его цель — ввести учащихся в проблематику курса, предложить им выполнить обзор предстоящих занятий, охватить весь курс цело­стно. Вводное занятие может быть проведено на материале из истории изучаемой темы или опираться на личный опыт учащихся. Структуру и содержание мате­риалов вводного занятия целесообразно оформить в виде текста и графики, на­пример в формате html, поскольку его потребуется разместить на образователь­ном сервере или выслать ученикам для изучения «с экрана».

3. Индивидуальное занятие-консультация. Данное занятие задает структуру дис­тантной консультации, предполагаемые вопросы, проблемы, пути поиска отве­тов на них. При разработке данного вида занятий целесообразно учитывать ин­дивидуальные особенности учащихся и предложить примеры вопросов разных типов.

4. Дистанционная конференция по электронной почте. Для данного занятия необ­ходимо разработать структуру и регламент обсуждения одной образовательной проблемы в рамках дистанционной переписки. Это занятие (как и любые дру­гие) может быть предварительно смоделировано, то есть автор может продумать свое занятие и представить возможные реакции учащихся.

5. Чат-занятие. Такое занятие проводится в реальном времени в общем для всех месте в сети Интернет. Необходимо заранее составить расписание занятия и вопросы-проблемы для различных его этапов. Во время проведения чат-заня­тия необходимо записать текст проводимого занятия для анализа и возможно­го использования в дальнейшем, например для рассылки учащимся некоторых фрагментов со своими комментариями.

6. Веб-занятие. Это занятие, проводимое с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины». Веб-занятие имеет множество вариантов: дистанционные уроки на основе веб-квестов, конференции в виде веб-форума, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и др.

7. Дистанционные олимпиады. Эффективной формой обучения и контроля явля­ется дистанционная олимпиада с творческими открытыми заданиями. Такое за­нятие проводится с помощью электронной почты или в реальном времени. Например, на образовательном сервере размещаются веб-формы с вопросами, отвечать на которые ученик может непосредственно через сеть. Предлагаемые ученику компьютерные задания имеют варианты ответов или являются откры­тыми. Ответ ученика сохраняется в специальном файле и оценивается затем учителем.

 

Вариантов дистанционных занятий существует не меньше, чем очных. Решающим фактором при разработке таких занятий является использование возможностей теле­коммуникационных технологий и компьютерных программ.

Рассмотрим подробнее способы разработки таких форм дистанционных занятий, как чат-занятие, телеконференция, веб-занятие, дистанционная олимпиада.

Чат-занятия. Проведение чат-занятий в режиме реального времени — одно из необходимых условий эффективности дистанционного обучения. Разработка та­ких занятий начинается с определения таких тем и проблем изучаемого курса, ко­торые наиболее соответствуют форме чат-занятия, например дискуссионные воп­росы, обсуждение которых требует оперативного взаимодействия учеников и пе­дагога.

 

Дискуссия. Возможность одновременных высказыванний учащихся во время чат – занятия может приводить к их достаточному разбросу на общем для всех текстовом полотне. Как в данном случае обеспечить системность обсуждения? Приведите различные способы решения этой дидактической задачи.

Педагог заранее гипотетически моделирует занятие и составляет его поминутный план проведения. Затем ученикам рассылаются необходимые материалы, которые потреоуются им для подготовки к занятию, в эти материалы включаются проблемы, вопросы, задания, выполнение кото­рых подготовит учеников к обсуждению. Чем более открыты­ми будут предварительные задания, тем более многообразны­ми п увлекательными станут дискуссии во время чата.

Для подведения итогов чат-занятия заранее продумывается форма рефлексии выполненной деятельности, а также домашнее задание по осознанию результатов чата, которое уче­ники высылают учителю позже.

Приведем рекомендации по разработке чат-занятия:

1. Сформулируйте тему чат-занятия.

2. Запишите основную проблему или задачу чат-занятия.

3. Каковы главные цели данного занятия (предвосхищаемый конкретный резуль­тат, получаемый учащимися).

4. Педагогические задачи занятия, то есть цели ведущего чат-занятие, необходи­мые для достижения главных образовательных целей занятия.

5. Проведите предварительный анализ технических, географических,, иных характеристик участников чата, имея в виду:

 

♦ доступ учеников к месту, в котором будет проводиться чат-занятие;

♦ техническую подготовленность и опыт учеников в данном виде деятельнос­ти;

♦ разницу в часовых поясах для учеников, проживающих на разных террито­риях;

♦ продолжительность работы.

6. Выберите оптимальное время для проведения чат-занятия на основе анализа сведений об участниках дистанционного курса.

7. Определите оптимальное количество учащихся, участвующих в одном чат-за­нятии, критерии их отбора, руководителей миирогрупп или секций во время об­щего чат-занятия, если таковые будут выделены.

8. Выберите оптимальную форму проведения для чат-занятия в соответствии с по­ставленными целями и задачами (ролевая или деловая игра, «круглый стол», защита творческих работ, собеседование, конкурс, семинар).

9. Определите виды деятельности участников чат-занятия, соответствующие выбранной форме его проведения (выступления ведущего, обсуждение про­блемы, эвристический диалог, «мозговой штурм», конструирование дефини­ции, чат-презентация, вопросно-ответные виды деятельности, игровые зада­ния, индивидуальная рефлексия).

10. Определите этапы чат-занятия: начало, кульминация, завершение. Распреде­лите время на каждый из этих этапов. Составьте расписание чат-занятия, ко­торое будет сообщено участникам, например:

13.50 — 14.00 — Регистрация участников чат-занятия. (Предложите свой ал­горитм, каким образом будет происходить регистрация.)

14.00 — 14.05 — Вступительное слово ведущего курса.

14.05 — 14.25 —...

11. Составьте письменные заготовки для проведения чат-занятия в виде названий этапов занятия, отдельных фраз, реплик, своих суждений, которые можно бу­дет оперативно вставлять в текстовое чат-окно в ходе занятия, не тратя лиш­него времени на набор текста во время самого занятия. Такими заготовками мо­гут быть:

♦ приветствие, вступительное слово ведущего;

♦ фразы, активизирующие деятельность участников чата;

♦ фразы, поощряющие суждения учащихся;

♦ стимулирующие вопросы к участникам по теме занятия;

♦ краткие проблемные задания учащимся во время чат-занятия.

12. Сформулируйте возможные содержательные, организационные и дисципли­нарные проблемы (уход обсуждения от темы занятия, несоблюдение регламен­та, появление в чате посторонних), которые возможны в ходе занятия, пред­ложите способы их решения.

13. Определите технические проблемы (потеря связи ученика, учителя), возмож­ные в ходе занятия, предложите способы их решения.

14. Определите формы выражения рефлексивной деятельности участников в чат-занятии, приведите примерный алгоритм их рефлексивной деятельности.

15. Сформулируйте конкретные возможные результаты занятия по отношению к участникам чат-занятия (записи чат-обсуждения проблем, разработанные в ходе занятия задания, ответы на поставленные вопросы).

16. Составьте подробные рекомендации учащимся для участия в чат-занятии и вышлите их заранее.

17. Не забудьте скопировать текст проведенного чат-обсуждения для последую­щего педагогического анализа.

Дистанционная конференция. Продуктивное дистанционное обучение невозможно без интерактивного диалога и полилога субъектов обучения. Данная задача решается с помощью конференций, проводимых на основе электронных списков рассылки, чата, видео- и аудиокоммуникаций.

Рассмотрим особенности разработки и проведения дистанционной конференции с одновременным использованием двух форм деятельности удаленных учеников и пе­дагога: 1) по электронной почте в режиме моделируемого списка рассылки; 2) с помо­щью чата в реальном времени.

Цель телеконференции: защита учащимися проектных творческих работ, которые они выполнили на предыдущих занятиях.

Цели педагога (ведущего телеконференции):

1. Научить учащихся представлять свой образовательный продукт в дистанционном режиме.

2. Организовать образовательное взаимодействие дистанционных учащихся. Про­вести дискуссию среди учащихся, разработав структуру их образовательного взаимодействия и задав алгоритм их коммуникативной деятельности.

3. Научить учащихся задавать содержательные вопросы по темам, предложенным ведущим конференции и ее участниками, давать на них краткий и полный от­вет.

4. Создать доброжелательную творческую атмосферу, направленную на достиже­ние учащимися новых образовательных результатов.

5. Провести среди участников дистанционной конференции рефлексию.

6. Готовясь к дистанционной конференции, ведущий предлагает учащимся зара­нее написать свои вопросы и суждения по заявленным темам. Ведущий также готовит вопросы участникам, чей состав и творческие работы ему уже извест­ны. Во время электронной дискуссии предварительно написанные ключевые фразы помогают ведущему оперативно вести диалог, не тратя лишнего време­ни на набор текста. В то же время от него требуется быстрая реакция на проис­ходящее, оперативность включения своих реплик в нить дискуссии, принятие решений о смене темы или вида деятельности участников чат-конференции.

Если связь у отдельных участников прерывается, то они входят в «окно разгово­ра», теряя из виду нить конференции; поэтому ведущий через определенное время повторяет ключевые вопросы или суждения, уже высказанные на конференции, для вновь подключающихся участников.

Эффективность занятия повышается, если ведущий и участники дистанционной конференции владеют способами формулирования вопросов разных типов. Поэтому необходима предварительная разработка типологии вопросов для дистанционной конференции — сущностных, поясняющих, провокационных и т. п., поскольку от фор­мы вопроса часто зависит и достижение участниками образовательных результатов.

В чат-конференции работа ведущего происходит как со всеми участниками кон­ференции, так и в отдельной виртуальной комнате с теми участниками, которые хо­тят обсудить возникший вопрос или проблему лично с ведущим. Точно так же участ­ники конференции могут начать беседу между собой в частном режиме. Возникающая при этом проблема утраты со стороны ведущего функций контроля над деятельнос­тью участников решается при наличии у него контрольных вопросов, тестов и заданий, направленных на создание учащимися итогового образовательного продукта в конференции, а также при владении методиками групповой и парной работы с уча­щимися.

Дистанционная конференция, проводимая с помощью электронной почты в режи­ме списка рассылки, имеет преимущества перед чат-занятием. Данный вид конферен­ции предпочтительнее, так как большинство российских школ еще не имеют прямого доступа в сеть Интернет. Создание образовательного списка рассылки в разных его вариантах: свободном, моделируемом, имеющем ограничения к доступу и других, по­зволяет организовать работу дистанционных учащихся в соответствии с решаемыми педагогическим задачами.

У дистанционной конференции, проводящейся с помощью электронной почты, есть существенное преимущество перед беседой в реальном времени — больший пери­од времени, который имеют участники на обдумывание своих вопросов, ответов и суж­дений. Это позволяет ученику тщательно подготовить свой ответ, привести его в соот­ветствие с заданными требованиями. В чат-занятии из-за ограниченного времени труд­но избежать малосодержательных реплик, но общение в реальном времени оказывается более интенсивным. По электронной почте участники могут высылать иллюстративный материал, мультимедийную информацию, которую в обычных чат-программах представить затруднительно.

Перечислим виды деятельности участников дистанцион­ных конференций в режимах чата и списка рассылки.

 

1. Представление участникам конференции себя и своей ра­боты по предложенному алгоритму. Подобные сообщения позволяют участникам конференции познакомиться друг с другом, с образовательными результатами каждого из них, что представляет собой содержательную основу для последующей коммуникатив­ной деятельности.

2. Прямой вопросно-ответный вид деятельности. При отсутствии педагогических навыков формулирования вопросов данный вид деятельности может быстро угасать, поэтому ограничиваться только вопросами и ответами нежелательно.

3. Комментарии координатора и участников конференции к уже данным ответам на поставленные вопросы. Этот вид деятельности позволяет узнать мнение большинства участников по обсуждаемым проблемам, раскрыть поставленную тему.

4. Игровая деятельность, позволяющая провести в ходе конференции небольшие конкурсы по созданию дистанционными учащимися образовательных продук­тов. Такой вид деятельности требует подготовительной работы от ведущего, аналогично тому, как происходит подготовка к очным игровым урокам.

5. Подведение образовательных итогов дистанционной конференции. обучающей дея­тельности, осознание своих достижений и проблем. Планирование будущей деятельности.

Выявление педагогических, организационных и технических особенностей того или иного вида обучающей конференции помогает ее организаторам разрабатывать структуру и методы проведения дистанционных телекоммуникаций, эффективно ре­шать комплекс специфических в каждом случае образовательных задач.

 

Веб-занятие. Рассмотрим план разработки учебного материала для дистантно­го занятия, которое предназначено для размещения на образовательном веб-сайте. Основная задача педагога-разработчика — смоделировать такую структуру заня­тия, которая позволяла бы организовывать учебную деятельность дистантных уча­щихся и приводить их к созданию образовательного продукта.

Разработанный учебный материал представляется в html-формате в виде несколь­ких страниц, связанных гиперссылками между собою и с необходимыми страницами из сети Интернет.

Предлагаемый ниже алгоритм разработки веб-занятия обозначает структуру и со­держание учебного материала для отдельного занятия дистанционного курса.

1. Определите вид, форму и тему занятия, для которого будет разрабатываться учебный материал.

2. Сформулируйте и запишите основную цель, которую по вашему предположе­нию должен будет достигать дистантный ученик (разные группы учеников) после работы с веб-материалом. Эту цель необходимо задать в форме образова­тельного продукта ученика, созданного им в ходе работы с учебными материа­лами.

3. Определите основные тематические блоки (модули), из которых будет состо­ять материал. Дайте им названия и укажите их краткое содержание. Эти блоки (в конечном итоге — отдельные html-страницы) в своей совокупности будут представлять пространственно связанную ссылками гиперсистему.

Дайте перечень не менее пяти блоков-модулей по своему занятию, учитывая следующую их типологию:

♦ мотивационный блок;

♦ диагностический блок;

♦ вводный блок;

♦ справочные материалы;

♦ дефиниции, разъяснения терминов, имен, понятий и т. п.;

♦ проблемные блоки, требующие от учащегося самоопределения относитель­но предъявленных ему противоречий или подходов;

♦ вариативные блоки (гипертекстовые «развилки», позволяющие учащемуся выбирать индивидуальную траекторию дальнейшей деятельности);

♦ творческие задания, ориентированные на создание учащимся продукта;

♦ упражнения;,

♦ различные классификации;

♦ консультационный блок;

♦ блок перехода к другим типам и видам занятий (последующим, предыду­щим);

♦ поощрительный блок;

♦ контрольный блок;

♦ рецензирование;

♦ тестовый блок;

♦ рефлексивный блок;

♦ самооценочный блок.

4. Для каждого из выбранных блоков-модулей приводится примерное учебное со­держание и устанавливается его место в системе гиперссылок на другие страни­цы. Полезно изобразить блок-схему, структурно связывающую весь материал. Можно ограничиться текстовой формой блоков, отмечая, где и какая впослед­ствии возможна графика, анимация или другие средства. Если у разработчика веб-занятия есть опыт создания HTML-страниц, то лучше сразу оформлять свои страницы в гипертекстовом формате.

5. Гиперссылки в учебном материале могут применяться двух типов — внутрен­ние (на страницы с этого же сайта) и внешние (на страницы из сети Интернет). С помощью поисковых систем можно найти подходящий для разрабатываемо­го занятия учебный материал. Найдите и вставьте в свой материал ссылки на образовательные ресурсы Интернета, имеющие органичную связь с текстом за­нятия и отвечающие его целям.

 

Дискуссия. Каким образом учитель может управлять деятельностью удаленных учеников, занимающихся с помощью материала, подготовленного и размещенного на веб – сайта?

Основная задача, которая решается при формировании содержания учебного ма­териала для веб-занятия — это управление с его помощью образовательной деятельностью дистантных учащихся. Во время разработки учебного материала необходимо отдавать себе отчет, какую деятель­ность ученик выполнит с помощью того или иного материа­ла, какую образовательную продукцию будет создавать.

Материал веб-занятия не должен быть предназначен лишь для усвоения. С помощью различных средств необходимо провести дистантного ученика через определенные формы и виды деятельности, чтобы он при этом не просто смотрел и читал материал, но и создавал что-либо сам — записывал, искал, составлял, анализи­ровал, спорил, решал, оценивал и т. д. Для этого ему предлагаются способы оформле­ния его образовательного продукта и их последующей пересылки преподавателю, дру­гим специалистам или учащимся.

Дистанционная олимпиада. Интенсивной формой реализации творческого по­тенциала учащихся являются дистанционные эвристические олимпиады. На Всерос­сийском и международном уровнях такие олимпиады с 1997 года проводит Центр дистанционного образования «Эйдос» (www.eidos.ru/olimp/olympiads.htm)

Эвристические олимпиады включают задания, на которые нет готовых ответов. В то же время содержание заданий связано с базовыми общеобразовательными стан­дартами. В отличие от традиционных олимпиад на эвристических олимпиадах учени­ки соревнуются не в умении решать трудные задачи, а в способности сочинять, изобретать, открывать новое, предлагать собственные версии, конструировать модели, созда­вать закономерности. Интерактивность, оригинальность и оперативность таких олим­пиад делают их популярными среди учеников и учителей. Уже несколько тысяч уча­стников из разных городов и стран приняли участие в дистанционных эвристических олимпиадах.

Одновременное участие в олимпиаде большого количества учащихся, расположен­ных в разных школах, городах и странах, создает эффект их творческого единения и соревновательного сотрудничества. Экономически и организационно участвовать в дистанционных олимпиадах эффективнее, чем в очных, поскольку не надо тратить время и ресурсы на отборочные туры, переезды. Чтобы принять участие в дистанци­онной олимпиаде, достаточно иметь электронную почту. Иногда требуется доступ к «Всемирной паутине», например для того, чтобы познакомиться с материалами пре­дыдущих олимпиад или принять участие в итоговой чат-конференции среди призе­ров и локальных координаторов олимпиады.

Эвристическая олимпиада носит обучающий характер, поскольку стимулирует твор­ческую деятельность, побуждает пересматривать технологию изучения «общеприня­тых» вопросов, и зачастую меняет отношение детей и педагогов к образованию. По мне­нию педагогов и участников эвристических олимпиад, систематическое участие в них повышает креативность учебного процесса в школе.

Дистанционная олимпиада демократична по своей сути, так как позволяет прини­мать в ней участие городским гимназиям и школам «из глубинки», организованным группам и индивидуальным ученикам, имеющим дома подключение к Интернету. Олим­пиада проводится в различных возрастных группах от 6 до 16 лет. Участниками олим­пиады становятся ученики или группы, приславшие заявки в установленной форме в оргкомитет олимпиады.

Эвристическая олимпиада может быть предметной, то есть проводиться по конк­ретному учебному предмету, например по русскому языку, и метапредметной — вы­ходящей за рамки отдельных дисциплин. Предметные олимпиады включают задания, относящиеся к понятиям, явлениям и проблемам в конкретной образовательной об­ласти или предмете. Основой содержания дистанционной метапредметной олимпиа­ды являются фундаментальные метапредметные объекты, имеющие проявление в разных учебных курсах; например, понятие точки выступает одновременно объектом не только математики и словесности, но и живописи, физики, философии.

Дистанционная эвристическая олимпиада по отдельным предметам позволяет ре­шать многие общеобразовательные задачи: развитие умений исследовать объекты и ге­нерировать идеи в конкретной образовательной области, выражать мысли в письменной и графической форме, оперировать информацией по теме с помощью компьютерных средств. Центр «Эйдос» проводит дистанционные эвристические олимпиады по матема­тике, русскому языку, физике, химии, естествознанию, иностранному языку, географии, экономике, физкультуре и другим предметам, в каждой из которых принимают участие от 100 до 500 и более школьников, находящихся в самых разных регионах страны.

Задания метапредметной олимпиады составляются, как правило, без «привязки» к учебным программам по школьным дисциплинам, что позволяет на равных сорев­новаться в творчестве ученикам с достаточной разницей в возрасте и уровне базовых знаний. Опыт показывает, что эвристические способности не определяются возрастом участника, наоборот, иногда идеи пятиклассника оказываются ярче и оригиналь­нее работ выпускника школы.

Подготовка к эвристической олимпиаде происходит как на обычных уроках по школьным предметам, так и на специальных занятиях, организуемых вне рамок тра­диционного общеобразовательного процесса, например, в домашних условиях, в мас­терских или на факультативах.

Подготовка учеников к дистанционной эвристической олимпиаде проводится в трех направлениях:

1) освоение эвристических методов решений, тренировка и развитие универсаль­ных эвристических навыков, приобретение опыта решения открытых заданий;

2) общетехническая компьютерная подготовка, освоение способов оформления и пересылки творческих результатов по электронной почте;

3) психологическая подготовка.

Выполнение эвристических олимпиадных заданий развивает гуманитарные, эмо­ционально-образные, логические способности в направлении познания универсаль­ных (метапредметных) объектов — символов, знаков, понятий, категорий. Метапредметная олимпиада связывает разные учебные дисциплины воедино, усиливает их ос­новы с помощью интеграции в специально разрабатываемых заданиях. Например, задание «Составьте периодическую таблицу геометрических элементов» позволяет ученику ощутить общие принципы систематизации, найти продолжение идей табли­цы Менделеева в области математики.

Задания олимпиады распределяются по отдельным номина­циям, таким, как: «Идея», «Образ», «Слово», «Закономерность», «Символ», «Эксперимент», «Конструкция» и др. Задания олимпиады состоят из 4-5 номинаций. Например, метапредметная номинация «Исследование» формулируется следую­щим образом: «Проведите комплексное исследование трех объектов:слова "пружина", идею пружины, саму пружина?»

Дискуссия. Дистанционные олипиады по различным предметам проводятся примерно один раз в месяц. С помощью каких других форм очных и дистанционных занятий можно выстроить целостную систему занятий, решающей общелбразовательные задачи одновременно с развитием креативных качеств учащихся?

Чтобы выполнить задания эвристической олимпиады, уче­ники осуществляют такие виды деятельности, как наблюде­ние, эксперимент, моделирование, символотворчество, конст­руирование, прогнозирование, эмпатию, фантазирование, рефлексию и др. Деятельность учеников предусматривает применение ими универсальных эвристических методов познания объекта или решения проблемы: установление закономерности, образное пред­ставление объекта, создание алгоритма действий. Чтобы каждому ученику дать воз­можность максимально проявить свою индивидуальность, совокупность олимпиадных заданий охватывает обычно широкий набор различных видов учебной деятельности: логических, образных, практических. Привлекательность дистанционной олимпиады возрастает при использовании в заданиях элементов мультимедийных технологий -графики, анимации, звука, видео, а также программных средств, усиливающих инте­рактивность участника.

Для участия в дистанционной олимпиаде нужен по крайней мере один компьютер с модемом и адресом электронной почты. Занимается организацией олимпиады на месте локальный координатор — учитель или родитель ученика. Именно он обеспечивает от­сылку заявки в оргкомитет, получает задания олимпиады, организует на месте ее прове­дение в своей группе и пересылает работы в оргкомитет олимпиады. Оргкомитет вы­сылает рекомендации по проведению олимпиад на местах, кроме того, каждая школа находит для себя удобные варианты организации такой работы, включая ее в обще­школьный план.

Выполнение заданий участниками происходит в форме, определяемой условиями олимпиады. Наиболее доступной формой проведения дистанционной олимпиады является электронная почта. В данном случае всем участникам (их местным коорди­наторам) оргкомитет рассылает задания, которые выполняются в заданный период времени и отсылаются обратно. Выполнение заданий происходит, как правило, тече­ние 2—3 часов с перерывами для отдыха. В случае отсутствия в школе необходимого числа компьютерных посадочных мест, ученики выполняют задания в «бумажном» варианте. После этого учителя или другие помощники помогают им набрать на ком­пьютере ответы, особенно младшим школьникам.

Более широкие возможности для проведения дистанционной олимпиады предос­тавляет «Всемирная паутина»: задания на веб-сайте открываются для одновременно­го доступа к ним зарегистрированных участников в заранее обозначенное время; вы­полненные задания остаются на сайте для проверки. Эффективно проведение дистан­ционной олимпиады в режиме веб-конференции или видеоконференции в реальном времени; в данном случае возможно применение коллективных форм мозгового штур­ма и других эвристических методов.

Выполненные учениками работы отсылаются в оргкомитет олимпиады по элект­ронной почте в тот же день. Затем эти работы отправляются в жюри. Жюри оценива­ет каждую работу индивидуально, ориентируясь на такие критерии, как оригиналь­ность, продуктивность, мировоззренческая глубина, степень использования техничес­ких возможностей, графическое оформление и др.

Подведение итогов и определение победителей олимпиады происходит в каждой возрастной группе по сумме баллов, набранных учениками по всем номинациям. Кроме того, жюри определяет лауреатов олимпиады за достижения в отдельных номинациях. Оценивание проводит дистантное жюри (его члены могут находиться в разных городах). Работы призеров рассылаются участникам и публикуются на веб-сайте для общего обо­зрения.

Резюме

В дистанционном обучении участвуют различные субъекты: дистанционный педагог, очный педагог (не всегда), технический инструктор, координатор или администратор дистанционного обучения, локальный (местный) координатор, авторы-разработчики учебных материалов.

Классы в дистанционной школе возможны двух типов: синхронные, работающие по одной программе с общим стартовым началом; асинхронные, в которые учащиеся при­нимаются не одновременно, а в разное время в течение дня, недели, всего учебного года.

Организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реа­лизуются с помощью средств телекоммуникаций: E-mail — электронная почта; тематические списки рассылки, электронные журналы, конференции Usenet, Chat, ICQ, видеоконференции, WWW — навигация, активные каналы для подписки на веб-сай­ты, веб-конференции, FTP-серверы, факсимильные услуги, IP-телефония, мобильный телефон с поддержкой wap.

Дистанционные занятия проводятся как элементы целостного дистанционного курса (все ученики удалены от педагога), либо как элемент очного обучения (учитель использует ресурсы и технологии Интернета в очном учебном процессе).

Проектирование дистанционного курса включает в себя этап составления целост­ного обзора и уточнения применяемых видов дистанционных занятий: демонстраци­онных версий, вводных занятий, индивидуальных занятий-консультаций, дистанци­онных конференций, чат-занятий, веб-занятий, дистанционных олимпиад и др.

Разработка каждого из видов дистанционных занятий требует учета его специфи­ки. Например, дистанционная конференция по электронной почте позволяет органи­зовать асинхронную работу дистанционных учащихся; основная задача подготовки веб-занятия — смоделировать такую структуру сайта, которая позволяла бы органи­зовывать учебную деятельность дистантных учащихся и приводить их к созданию образовательного продукта.

Интенсивной формой реализации творческого потенциала учащихся являются дистанционные эвристические олимпиады. Одновременное участие в олимпиаде большого количества учащихся, расположенных в разных школах, городах и странах, создает эффект их творческого единения и соревновательного сотрудничества. Чтобы принять участие в дистанционной олимпиаде, достаточно иметь электронную почту.

Вопросы и упражнения

1. С помощью каких средств можно создавать и поддерживать мотивацию удален­ного от педагога ученика?

2. Должно ли дистанционное обучение вестись по особым образовательным про­граммам (тогда в чем их специфика?) или для этого достаточно использовать существующие программы очных учебных курсов?

3. В дистанционном обучении существуют дистанционные семинары, конферен­ции, олимпиады, практикумы. Предложите такую форму дистанционного заня­тия, у которой в принципе нет очного аналога.

4. Как организовать контроль обучения удаленных учеников, чтобы выявить и оценить их действительные результаты?

5. Какие творческие умения учащихся наиболее развиваемы с помощью ресурсов и технологий сети Интернет?

Дидактический практикум



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: