Разработка и проведение дистанционных занятий




Преимуществом дистанционного обучения является возможность учета индивиду­альных темпов обучения учащихся, насыщенная и быстрая обратная связь с педаго­гом и одноклассниками.

В дистанционном обучении участвуют различные субъекты: дистанционный педа­гог, очный педагог (не всегда), технический инструктор, координатор или админист­ратор дистанционного обучения, локальный (местный) координатор, авторы-разра­ботчики учебных материалов. Перечисленные функциональные роли могут совме­щать одни и те же специалисты, например, дистанционный педагог может быть одновременно разработчиком курса, а локальным координатором станет сам ученик.

Дистантному обучению свойственна высокая мотивация и развитые познаватель­ные способности учащихся, поскольку только в этом случае они смогут заниматься в интерактивном режиме. Учащиеся дистанционной школы имеют возможность по сво­ему усмотрению дозировать взаимодействие с учебным материалом и педагогом, за­давать ему свои вопросы по мере необходимости.

Кроме самомотивации к учащемуся дистанционного класса предъявляются такие требования, как дисциплина труда, отсутствие технофобии, ориентированность на решение технических и иных проблем, умение создавать образовательную продукцию в письменной и графической форме, развитая способность выражать себя в телеком­муникации.

Классы в дистанционной школе могут быть двух типов: синхронные, работающие по одной программе с общим стартовым началом; асинхронные, в которые учащиеся принимаются не одновременно, а в разное время в течение дня, недели, всего учебно­го года. В последнем случае более опытные ученики помогают менее опытным, обуче­ние происходит с опорой на разность образовательного потенциала новых и прежних учеников. Подобные возможности дистанционного обучения оказываются весьма ценными для развития и применения разновозрастных педагогических технологий.

Элементы дистанционных занятий. Почти все традиционные способы взаимодей­ствия между педагогом и учащимися могут иметь место в дистанционном обучении. Современные средства телекоммуникаций не только предоставляют виртуальные аналоги очным учебным контактам, но в ряде случаев существенно расширяют их возможности. Перечислим элементы традиционного очного обучения, получившие адекватное отражение на дистанционных занятиях.

Учебный материал. У педагога есть возможность обеспечить учеников всеми ви­дами учебных материалов для подготовки к занятиям еще до того, как начнется диа­логовая часть обучения. Необходимый материал предоставляется ученику следующи­ми способами:

а) пересылается по обычной почте в виде определенного комплекта, куда могут входить CD-Rom или дискета, аудиокассета, видеокассета, «бумажные» посо­бия (кейс-технология);

б) пересылается по электронной почте в архивированном файле — сразу или но частям на протяжении учебного процесса;

в) размещается на образовательном сайте дистанционного учреждения для досту­па к нему всех зарегистрированных учащихся;

г) оформляется в виде веб-квестов со ссылками на необходимый материал в сети Интернет;

д) ученику предоставляется доступ в одну или несколько электронных библиотек.

Диагностический материал. Дистанционный педагог и ученик обмениваются по электронной почте тестами, контрольными заданиями, учетными табелями, лис­тами оценок. Все это размещено на образовательном сервере и доступно как учи­телю, так и ученикам в соответствии с установленными для них допусками (напри­мер, каждый ученик имеет пароль для входа в соответствующие разделы сайта). Учитель обеспечивает учеников домашними заданиями, консультирует по их вы­полнению.

Наглядность. Во время телекоммуникации в реальном времени преподаватель показывает ученикам слайды, картинки, графику и т. п., проводит виртуальную экс­курсию по сети Интернет по заранее составленным адресам. Ученики также обмени­ваются наглядными материалами между собой, что эффективно при подготовке ими докладов или коротких выступлений. Свои работы учащиеся размещают на сервере для доступа к ним других учеников и педагогов, или для общего открытого доступа всем желающим. Этим процессом дистантно управляет педагог.

Педагог задает ученикам вопросы. Преподаватель задает ученикам вопросы как в режиме электронной конференции, так и в «реальном времени» в режиме 1СС), чат или видеоконференций. При этом он задает вопросы как одному из учеников, так и всей группе сразу.

Педагог объясняет материал в одностороннем порядке или пересылает ученикам записи своих видеолекций, а также лекций своих коллег или специалистов по изуча­емым вопросам. Иногда полезно выслать ученикам набор ссылок на образовательные ресурсы из сети Интернет или специально подготовленную веб-страницу со ссылка­ми по изучаемой теме, так называемый веб-квест.

Дискуссия. Какие элементы очных занятий не могут быть перенесены или преобразованы в дистанционную форму?

Педагог управляет дискуссиями. Дистанционный учитель начинает дискуссию по изучаемой проблеме, управляет дискуссиями между учащимися в рамках изучаемой темы и в соответствии с поставленными учебными задачами в режиме различных видов телеконференций. Дискуссия может проходить в режимах веб-форума, е-mail-конференции, чат-дискуссии.

Ученики задают учителю вопросы. Ученики могут задавать педагогу вопросы как частным образом, посылая ему электронное письмо, общаясь с ним в реальном времени (например, в отдельном «окне» во время коллективного чат-занятия), так и публично, высказывая свои вопросы и суж­дения в общем списке рассылки.

Ученик задает вопросы ученику. Ученик может спросить что-либо у другого уче­ника или у всех своих виртуальных одноклассников. Дистанционный педагог регули­рует этот процесс сообразно учебным целям, вносит свои комментарии и вопросы. Возможно и свободное электронное общение учеников друг с другом в удобное для них время, поскольку адреса каждого из них, как правило, общедоступны для всего виртуального класса. Обычные для очного обучения «записочки» между детьми — и те возможны благодаря телекоммуникациям.

Педагог видит реакцию ученика и выражает свою. В режиме видеоконференции пе­дагог видит реакцию ученика на текущую проблему или на задаваемый вопрос. Для обозначения эмоционального состояния в текстовых электронных телекоммуникаци­ях применяются так называемые смайлики — рожицы, создаваемые с помощью значков клавиатуры, например: значок:-) означает улыбку,;-) — подмигивание,:-(— огорчение. Некоторые телекоммуникационные программы предлагают дополнительные средства для выражения эмоционального состояния. Например, приложение Microsoft Chat включает возможность выбора каждым участником электронной дискуссии гра­фического персонажа — от домохозяйки до инопланетянина, каждый из которых имеет несколько видов эмоционального состояния, легко переключаемых компьютерной мышкой. Остальные участники дискуссии также представляют себя графическими пер­сонажами, находящимися в общей виртуальной комнате. В какой-то степени данное об­щение напоминает театр марионеток, что вносит своеобразное эмоциональное состоя­ние в дистанционный диалог.

Педагог оценивает ученика. Дистанционный учитель оценивает работу ученика во время проведения дистанционного занятия, а также его домашние работы, выполненные тесты, творческие проекты и исследования с помощью любого из дистанционных и теле­коммуникационных средств. Так, в режиме чат-конференции по реакции учеников на вопросы рефлексивного характера оценивается степень их владения изучаемым матери­алом.

Средства дистанционных коммуникаций. В настоящее время организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью сле­дующих средств телекоммуникаций:

♦ электронная почта (E-mail);

♦ тематические списки рассылки, электронные журналы, конференции Usenet;

♦ Chat (пер. с англ. «болтовня») — переписка в режиме реального времени;

♦ ICQ — система для оперативного общения (Интернет-пейджер);

♦ видеоконференции, позволяющие передавать звук и изображение;

♦ WWW — навигация по сети Интернет;

♦ активные каналы для подписки на веб-сайты;

♦ веб-сервис: веб-конференции, доски объявлений, регистрационные формы, тесты, счетчики и другие приспособления на сайтах;

♦ FTP-серверы и файловые архивы;

♦ факсимильные услуги в Интернет; IP-телефония в Интернете;

♦ мобильный Интернет (доступ в Интернет с мобильного телефона с помощью Wap-протокола).

Электронная почта (E-mail) — наиболее простой и эффективный способ обмена информацией между удаленными учениками и учителями. В качестве информации обычно используется текст, но вместе с сообщениями можно пересылать во вложен­ных файлах рисунки, анимацию, большие архивированные фэйлы (например, целый учебник), а также аудио и видеофайлы. Чтобы принимать и отправлять сообщения, на компьютере потребуется одна из почтовых программ (Netscape Communicator, MS Outlook Express, The BAT и др.).

Списки рассылки организуются любым пользователем электронной почты с помо­щью имеющихся у него почтовых программ. Например, можно создать списки рассыл­ки учеников 9 «А» класса, родителей школы, подписчиков школьной электронной газеты. В этом случае одно сообщение, посланное в список рассылки, попадает каж­дому его адресату. Адресаты также посылают свои сообщения, которые будут полу­чать все члены списка рассылки (при соответствующих установках модератора — ру­ководителя списка рассылки).

Возможны тематические электронные конференции по определенным темам или проблемам, которые работают по принципам списка рассылки. Например, школа со­здает шахматную электронную конференцию или конференцию по обсуждению прав ученика в образовании.

Тысячи списков рассылки на самые разные темы можно найти на специальных серверах. Например, подписаться на рассылку «Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады» можно по адресу https://subscribe.ru/catalog/job.education.ei-dos/. По адресу https://www.eidos.ru/news/polit.htm находится форма для подписки на рассылку «Интернет и образование».

Чтобы еженедельно получать новости очного и дистанционного образования, дис­куссионные и аналитические статьи педагогов-профессионалов, творческие работы дистанционных учеников, следует подписаться на электронный образовательный журнал «Эйдос» (https://www.eidos.ru/journal/title.htm).

Эффективным средством оперативного обсуждения проблем являются конферен­ции Usenet. Существует огромное количество новостных групп различных тематик. Так, на новостном сервере mailserver.corvis.ru их более 2000. Подписаться на них мож­но с помощью почтовой программы и работать далее как с электронной почтой.

Чат-системы бывают как общедоступными, так и локальными. Их особенность состоит в том, что двое или более участников, войдя на сервер с чат-системой перепи­сываются в режиме реального времени, задавая вопросы и тут же видя ответные по­слания на экране своего компьютера.

Наиболее эффективна для дистанционного обучения служба «Всемирная паути­на» WWW. Достаточно набрать URL-адрес в адресной строке браузера типа Internet Explorer или Netscape Navigator, чтобы на компьютер загрузилась страница искомого сайта. С помощью браузеров происходит просмотр содержимого веб-сайтов, регист­рация на образовательном сайте, вход в онлайновые виртуальные библиотеки и мно­гое другое. Практически каждая веб-страница содержит ссылки на другие страницы и ресурсы. Кроме того, существуют поисковые сервера (www.aport.ru, www.rambler.ru), с помощью которых можно найти почти любую информацию в сети. Для размещения в Интернете материалы включают в себя видео-, аудиопрезентации, а также ссылки на специально разработанные для этих целей сайты, например, веб-квесты. Все эти ма­териалы могут быть просмотрены и изучены учениками с помощью браузеров. В сис­темах типа Internet Explorer имеется возможность использования активных каналов для подписки на выбранные веб-сайты, информация с которых будет сама загружать­ся на компьютер пользователя.

Для оперативности дистанционного обучения применяются Интернет-пейдже­ры, такие, как ICQ (I Seek You). Любой желающий может бесплатно зарегистриро­ваться в этой системе, после чего он получит возможность общаться посредством клавиатурного набора сообщений с любым абонентом 1СQ в реальном масштабе времени.

Для аудиосвязи необходим качественный направленный микрофон или головной телефон, включающий в себя микрофон. Почти все существующие компьютерные аудиокарты совместимы с программным обеспечением, предполагающим аудиоразго-воры в сети, например с программой NetMeeting.

Чтобы была возможна видеосвязь, к компьютеру должна быть подключена видео­камера. Видеосвязь позволяют обеспечить такие программы, как NetMeeting, CUSeeMe, iVisit.

FТР-серверы как самостоятельный сервис используются редко. FТР-архив напоми­нает собой гигантский объем информации, с которой разобраться бывает крайне слож­но. Поэтому FТР-сервера все чаще используются совместно со Всемирной паутиной.

Дискуссия. Существует точка зрения, что использование телекоммуникационных технологий подходит предметам естественно – математическим и техническим, но не гуманитарным. Приведите по данному вопросу свои аргументированные суждения.

Преподаватели, администраторы и ученики могут использовать специальные про­граммы типа CutеFТР для размещения на образовательном сервере своих материалов, расписания занятий, показа учебных материалов, коррекции списков класса, внесе­ния других изменений, доступных дистантным ученикам. Используя свой персональ­ный пароль, ученики просмотривают расписание занятий, «скачивают» с сервера не­обходимые материалы, передают информацию одноклассникам, оставляют на сервере или пересылают по электронной почте свою работу для учителя. С помощью специальных программ во время занятия преподаватель может организовать совместное с учениками путешествие по сети.

Одним из традиционно необходимых средств обучения является классная доска. В дистанционном обучении такой доской является обыкновенный графический редактор Раint, входящий в набор стандартных программ Windows 98/2000/ МЕ. При использовании для учебного взаимодействия про­граммы NetMeeting такая «доска» свободно вызывается од­ним из участников дискуссии, и любой удаленный ученик или педагог может рисовать на ней необходимые схемы и рисунки так, как если бы она была у него прямо под рукой. Все участники будут видеть на своих компьютерах изоб­ражаемые на этой доске цветные рисунки.

В сети Интернет существуют специализированные сервера, позволяющие посы­лать факсимильные сообщения по указанному телефону. Для этого необходимо по­средством программы электронной почты выслать свое факсимильное сообщение по адресу номер_телефона@faxaway.com, где номер_телефона — телефон адресата, вклю­чая международный и междугородний коды. Постепенно завоевывает свое место IР-телефония, позволяющая осуществлять голосовую связь при существенно меньших, чем обычно, тарифах за время разговора.

Получает развитие форма доступа в Интернет с мобильных телефонов. Непосред­ственно с мобильного телефона можно посылать и получать электронную почту, про­сматривать сайты, поддерживающие Wap-протокол.

На базе перечисленных телекоммуникационных и информационных средств воз­можно применение различных педагогических форм деятельности. Например, дистанционные деловые игры, лабораторные работы и практикумы, посещение астрономических обсерваторий, виртуальные экскурсии и свободные путешествия по WWW (веб-серфинг), компьютерная переписка школьников, а также педагогов друг с другом, выпуск электронных бюллетеней и многое другое.

Средства телекоммуникаций отличаются возможностью взаимодействия субъек­тов образования в реальном времени, то есть в непосредственном диалоговом режи­ме, когда, например, ученик и учитель одновременно находятся на связи, выполняя действия синхронно. Пример синхронных форм телекоммуникаций — чат и видеокон­ференция.

В ряде случаев более эффективной оказывается асинхронная телекоммуникация, когда каждый субъект обучения знакомится с учебными материалами или выполняет определенную работу в удобное для него время. Электронная почта, например, является асинхронным средством дистанционного обучения. Асинхронное взаимодей­ствие обучаемых и преподавателя предполагает обмен сообщениями путем их взаим­ной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступаю­щую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Учащийся посылает преподавателю вопрос, а преподаватель отвечает в любое удобное для него время. От часовых поясов это не зависит, что немаловажно для дистанционного обучения, которое охватывает учеников и педагогов, значительно удаленных друг от друга, например, находящихся в разных частях России.

В режиме электронной конференции вопрос и ответ преподавателя видит вся учеб­ная группа. Переписка попадает на экран каждому удаленному ученику. В ряде слу­чаев такой режим гораздо лучше, чем синхронный, такой, например, как телемост. С помощью электронной почты все необходимые материалы могут быть доставлены ученикам через сеть до занятия, во время занятия или после занятия.

Технические и телекоммуникационные средства могут работать как по отдельнос­ти, так и в комплексе. Например, ученикам предлагается лекционный видеоматериал, в котором ставится образовательная проблема. Каждый ученик решает ее, а результа­ты своей деятельности рассылает всем одноклассникам. Эти продукты сопоставляют­ся и обсуждаются с помощью коллективной телекоммуникации по электронной по­чте; ученики обмениваются вопросами, суждениями, рецензиями. Педагог обеспечи­вает ученикам возможность взаимодействия со специалистами в изучаемой области в режиме ICQ. Результатом является формулирование возникших вопросов, коллек­тивный отбор и фиксация ведущих проблем по теме, которые выставляются на учеб­ный веб-сервер.

Существует программное обеспечение, позволяющее комплексно решать многие организационные и педагогические задачи дистанционного обучения. Одной из таких программ является разработка ClassPoint, предназначенная для работы в режиме сер­вер-клиент. Преподаватель видит одновременно до 12 видеокартинок с удаленными от него учениками и может позволить ученикам видеть столько же. Каждый из уда­ленных участников может говорить и его будут слышать во всем «классе». Ученики принимают участие в совместной голосовой дискуссии, до четырех участников могут говорить одновременно. С разрешения преподавателя ученики могут видеть друг дру­га. Чтобы ученика слышал и видел весь класс, преподаватель должен передать ему так называемый центр внимания.

Дискуссия. Дистанционное обучение предлогает определенный объем времени на освоение учениками технологий телекоммуникаций. Не приведет ли это работа к ухудшению непосредственной предметной подготовки по изучаемому курсу?

Педагог может проводить экскурсии и путешествия для всех учеников одновремен­но, используя сеть Интернет, объяснять материал во время занятия на общей «классной доске». Классные доски могут оыть использованы как в од­ностороннем, так и в общем порядке. Текстовой чат использу­ется преподавателем для беседы со всеми учениками или для конфиденциальной беседы с одним из них, а также для обсуж­дения между учениками.

Так называемый центр внимания позволяет преподавате­лю «вызвать» одного или нескольких учеников для ответа или позволяет ученикам попросить учителя вызвать их для отве­та. Ученики могут запрашивать у преподавателя «центр вни­мания», при этом они указывают необязательный статус зап­роса (срочно, не срочно и т. д.). Преподаватель, видя запросы всех учеников, отслеживает их активность.

ClassPoint позволяет преподавателю передавать «центр внимания» кому-либо из учеников или группе учеников, только в этом случае все внимание класса будет со­средоточено на этом ученике или на этой группе. Это позволяет преподавателю пол­ностью контролировать «шум» в классе и сосредоточить внимание учеников на рас­сматриваемом предмете.

Разработка дистанционного курса. Дистанционные занятия проводятся как элемен­ты целостного дистанционного курса, когда все ученики удалены от педагога, либо как элемент очного обучения, когда учитель использует ресурсы и технологии Интернет в очном учебном процессе. Рассмотрим вариант обучения на основе дистанционного курса.

Для того чтобы разработать дистанционный курс, недостаточно перевести в элект­ронную форму его очный аналог. Необходимо выполнить определенную систему дей­ствий, учитывающую специфику дистанционных образовательных процессов, проду­мать смысловые, содержательные,

Дискуссия. Каково может быть количество учеников, одновременно занимающихся на дистанционных курсах?

организационные и иные элементы разрабатывае­мого курса.

Проектирование дистанционных курсов включает в сеоя этап получения начального продукта — образа курса. Приве­дем технологические предписания по разработке дистанцион­ного курса, необходимого для составления целостного обзора и выявления спектра проблематики предстоящей работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: