Преимуществом дистанционного обучения является возможность учета индивидуальных темпов обучения учащихся, насыщенная и быстрая обратная связь с педагогом и одноклассниками.
В дистанционном обучении участвуют различные субъекты: дистанционный педагог, очный педагог (не всегда), технический инструктор, координатор или администратор дистанционного обучения, локальный (местный) координатор, авторы-разработчики учебных материалов. Перечисленные функциональные роли могут совмещать одни и те же специалисты, например, дистанционный педагог может быть одновременно разработчиком курса, а локальным координатором станет сам ученик.
Дистантному обучению свойственна высокая мотивация и развитые познавательные способности учащихся, поскольку только в этом случае они смогут заниматься в интерактивном режиме. Учащиеся дистанционной школы имеют возможность по своему усмотрению дозировать взаимодействие с учебным материалом и педагогом, задавать ему свои вопросы по мере необходимости.
Кроме самомотивации к учащемуся дистанционного класса предъявляются такие требования, как дисциплина труда, отсутствие технофобии, ориентированность на решение технических и иных проблем, умение создавать образовательную продукцию в письменной и графической форме, развитая способность выражать себя в телекоммуникации.
Классы в дистанционной школе могут быть двух типов: синхронные, работающие по одной программе с общим стартовым началом; асинхронные, в которые учащиеся принимаются не одновременно, а в разное время в течение дня, недели, всего учебного года. В последнем случае более опытные ученики помогают менее опытным, обучение происходит с опорой на разность образовательного потенциала новых и прежних учеников. Подобные возможности дистанционного обучения оказываются весьма ценными для развития и применения разновозрастных педагогических технологий.
|
Элементы дистанционных занятий. Почти все традиционные способы взаимодействия между педагогом и учащимися могут иметь место в дистанционном обучении. Современные средства телекоммуникаций не только предоставляют виртуальные аналоги очным учебным контактам, но в ряде случаев существенно расширяют их возможности. Перечислим элементы традиционного очного обучения, получившие адекватное отражение на дистанционных занятиях.
Учебный материал. У педагога есть возможность обеспечить учеников всеми видами учебных материалов для подготовки к занятиям еще до того, как начнется диалоговая часть обучения. Необходимый материал предоставляется ученику следующими способами:
а) пересылается по обычной почте в виде определенного комплекта, куда могут входить CD-Rom или дискета, аудиокассета, видеокассета, «бумажные» пособия (кейс-технология);
б) пересылается по электронной почте в архивированном файле — сразу или но частям на протяжении учебного процесса;
в) размещается на образовательном сайте дистанционного учреждения для доступа к нему всех зарегистрированных учащихся;
г) оформляется в виде веб-квестов со ссылками на необходимый материал в сети Интернет;
д) ученику предоставляется доступ в одну или несколько электронных библиотек.
Диагностический материал. Дистанционный педагог и ученик обмениваются по электронной почте тестами, контрольными заданиями, учетными табелями, листами оценок. Все это размещено на образовательном сервере и доступно как учителю, так и ученикам в соответствии с установленными для них допусками (например, каждый ученик имеет пароль для входа в соответствующие разделы сайта). Учитель обеспечивает учеников домашними заданиями, консультирует по их выполнению.
|
Наглядность. Во время телекоммуникации в реальном времени преподаватель показывает ученикам слайды, картинки, графику и т. п., проводит виртуальную экскурсию по сети Интернет по заранее составленным адресам. Ученики также обмениваются наглядными материалами между собой, что эффективно при подготовке ими докладов или коротких выступлений. Свои работы учащиеся размещают на сервере для доступа к ним других учеников и педагогов, или для общего открытого доступа всем желающим. Этим процессом дистантно управляет педагог.
Педагог задает ученикам вопросы. Преподаватель задает ученикам вопросы как в режиме электронной конференции, так и в «реальном времени» в режиме 1СС), чат или видеоконференций. При этом он задает вопросы как одному из учеников, так и всей группе сразу.
Педагог объясняет материал в одностороннем порядке или пересылает ученикам записи своих видеолекций, а также лекций своих коллег или специалистов по изучаемым вопросам. Иногда полезно выслать ученикам набор ссылок на образовательные ресурсы из сети Интернет или специально подготовленную веб-страницу со ссылками по изучаемой теме, так называемый веб-квест.
|
Дискуссия. Какие элементы очных занятий не могут быть перенесены или преобразованы в дистанционную форму? |
Педагог управляет дискуссиями. Дистанционный учитель начинает дискуссию по изучаемой проблеме, управляет дискуссиями между учащимися в рамках изучаемой темы и в соответствии с поставленными учебными задачами в режиме различных видов телеконференций. Дискуссия может проходить в режимах веб-форума, е-mail-конференции, чат-дискуссии.
Ученики задают учителю вопросы. Ученики могут задавать педагогу вопросы как частным образом, посылая ему электронное письмо, общаясь с ним в реальном времени (например, в отдельном «окне» во время коллективного чат-занятия), так и публично, высказывая свои вопросы и суждения в общем списке рассылки.
Ученик задает вопросы ученику. Ученик может спросить что-либо у другого ученика или у всех своих виртуальных одноклассников. Дистанционный педагог регулирует этот процесс сообразно учебным целям, вносит свои комментарии и вопросы. Возможно и свободное электронное общение учеников друг с другом в удобное для них время, поскольку адреса каждого из них, как правило, общедоступны для всего виртуального класса. Обычные для очного обучения «записочки» между детьми — и те возможны благодаря телекоммуникациям.
Педагог видит реакцию ученика и выражает свою. В режиме видеоконференции педагог видит реакцию ученика на текущую проблему или на задаваемый вопрос. Для обозначения эмоционального состояния в текстовых электронных телекоммуникациях применяются так называемые смайлики — рожицы, создаваемые с помощью значков клавиатуры, например: значок:-) означает улыбку,;-) — подмигивание,:-(— огорчение. Некоторые телекоммуникационные программы предлагают дополнительные средства для выражения эмоционального состояния. Например, приложение Microsoft Chat включает возможность выбора каждым участником электронной дискуссии графического персонажа — от домохозяйки до инопланетянина, каждый из которых имеет несколько видов эмоционального состояния, легко переключаемых компьютерной мышкой. Остальные участники дискуссии также представляют себя графическими персонажами, находящимися в общей виртуальной комнате. В какой-то степени данное общение напоминает театр марионеток, что вносит своеобразное эмоциональное состояние в дистанционный диалог.
Педагог оценивает ученика. Дистанционный учитель оценивает работу ученика во время проведения дистанционного занятия, а также его домашние работы, выполненные тесты, творческие проекты и исследования с помощью любого из дистанционных и телекоммуникационных средств. Так, в режиме чат-конференции по реакции учеников на вопросы рефлексивного характера оценивается степень их владения изучаемым материалом.
Средства дистанционных коммуникаций. В настоящее время организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью следующих средств телекоммуникаций:
♦ электронная почта (E-mail);
♦ тематические списки рассылки, электронные журналы, конференции Usenet;
♦ Chat (пер. с англ. «болтовня») — переписка в режиме реального времени;
♦ ICQ — система для оперативного общения (Интернет-пейджер);
♦ видеоконференции, позволяющие передавать звук и изображение;
♦ WWW — навигация по сети Интернет;
♦ активные каналы для подписки на веб-сайты;
♦ веб-сервис: веб-конференции, доски объявлений, регистрационные формы, тесты, счетчики и другие приспособления на сайтах;
♦ FTP-серверы и файловые архивы;
♦ факсимильные услуги в Интернет; IP-телефония в Интернете;
♦ мобильный Интернет (доступ в Интернет с мобильного телефона с помощью Wap-протокола).
Электронная почта (E-mail) — наиболее простой и эффективный способ обмена информацией между удаленными учениками и учителями. В качестве информации обычно используется текст, но вместе с сообщениями можно пересылать во вложенных файлах рисунки, анимацию, большие архивированные фэйлы (например, целый учебник), а также аудио и видеофайлы. Чтобы принимать и отправлять сообщения, на компьютере потребуется одна из почтовых программ (Netscape Communicator, MS Outlook Express, The BAT и др.).
Списки рассылки организуются любым пользователем электронной почты с помощью имеющихся у него почтовых программ. Например, можно создать списки рассылки учеников 9 «А» класса, родителей школы, подписчиков школьной электронной газеты. В этом случае одно сообщение, посланное в список рассылки, попадает каждому его адресату. Адресаты также посылают свои сообщения, которые будут получать все члены списка рассылки (при соответствующих установках модератора — руководителя списка рассылки).
Возможны тематические электронные конференции по определенным темам или проблемам, которые работают по принципам списка рассылки. Например, школа создает шахматную электронную конференцию или конференцию по обсуждению прав ученика в образовании.
Тысячи списков рассылки на самые разные темы можно найти на специальных серверах. Например, подписаться на рассылку «Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады» можно по адресу https://subscribe.ru/catalog/job.education.ei-dos/. По адресу https://www.eidos.ru/news/polit.htm находится форма для подписки на рассылку «Интернет и образование».
Чтобы еженедельно получать новости очного и дистанционного образования, дискуссионные и аналитические статьи педагогов-профессионалов, творческие работы дистанционных учеников, следует подписаться на электронный образовательный журнал «Эйдос» (https://www.eidos.ru/journal/title.htm).
Эффективным средством оперативного обсуждения проблем являются конференции Usenet. Существует огромное количество новостных групп различных тематик. Так, на новостном сервере mailserver.corvis.ru их более 2000. Подписаться на них можно с помощью почтовой программы и работать далее как с электронной почтой.
Чат-системы бывают как общедоступными, так и локальными. Их особенность состоит в том, что двое или более участников, войдя на сервер с чат-системой переписываются в режиме реального времени, задавая вопросы и тут же видя ответные послания на экране своего компьютера.
Наиболее эффективна для дистанционного обучения служба «Всемирная паутина» WWW. Достаточно набрать URL-адрес в адресной строке браузера типа Internet Explorer или Netscape Navigator, чтобы на компьютер загрузилась страница искомого сайта. С помощью браузеров происходит просмотр содержимого веб-сайтов, регистрация на образовательном сайте, вход в онлайновые виртуальные библиотеки и многое другое. Практически каждая веб-страница содержит ссылки на другие страницы и ресурсы. Кроме того, существуют поисковые сервера (www.aport.ru, www.rambler.ru), с помощью которых можно найти почти любую информацию в сети. Для размещения в Интернете материалы включают в себя видео-, аудиопрезентации, а также ссылки на специально разработанные для этих целей сайты, например, веб-квесты. Все эти материалы могут быть просмотрены и изучены учениками с помощью браузеров. В системах типа Internet Explorer имеется возможность использования активных каналов для подписки на выбранные веб-сайты, информация с которых будет сама загружаться на компьютер пользователя.
Для оперативности дистанционного обучения применяются Интернет-пейджеры, такие, как ICQ (I Seek You). Любой желающий может бесплатно зарегистрироваться в этой системе, после чего он получит возможность общаться посредством клавиатурного набора сообщений с любым абонентом 1СQ в реальном масштабе времени.
Для аудиосвязи необходим качественный направленный микрофон или головной телефон, включающий в себя микрофон. Почти все существующие компьютерные аудиокарты совместимы с программным обеспечением, предполагающим аудиоразго-воры в сети, например с программой NetMeeting.
Чтобы была возможна видеосвязь, к компьютеру должна быть подключена видеокамера. Видеосвязь позволяют обеспечить такие программы, как NetMeeting, CUSeeMe, iVisit.
FТР-серверы как самостоятельный сервис используются редко. FТР-архив напоминает собой гигантский объем информации, с которой разобраться бывает крайне сложно. Поэтому FТР-сервера все чаще используются совместно со Всемирной паутиной.
Дискуссия. Существует точка зрения, что использование телекоммуникационных технологий подходит предметам естественно – математическим и техническим, но не гуманитарным. Приведите по данному вопросу свои аргументированные суждения. |
Преподаватели, администраторы и ученики могут использовать специальные программы типа CutеFТР для размещения на образовательном сервере своих материалов, расписания занятий, показа учебных материалов, коррекции списков класса, внесения других изменений, доступных дистантным ученикам. Используя свой персональный пароль, ученики просмотривают расписание занятий, «скачивают» с сервера необходимые материалы, передают информацию одноклассникам, оставляют на сервере или пересылают по электронной почте свою работу для учителя. С помощью специальных программ во время занятия преподаватель может организовать совместное с учениками путешествие по сети.
Одним из традиционно необходимых средств обучения является классная доска. В дистанционном обучении такой доской является обыкновенный графический редактор Раint, входящий в набор стандартных программ Windows 98/2000/ МЕ. При использовании для учебного взаимодействия программы NetMeeting такая «доска» свободно вызывается одним из участников дискуссии, и любой удаленный ученик или педагог может рисовать на ней необходимые схемы и рисунки так, как если бы она была у него прямо под рукой. Все участники будут видеть на своих компьютерах изображаемые на этой доске цветные рисунки.
В сети Интернет существуют специализированные сервера, позволяющие посылать факсимильные сообщения по указанному телефону. Для этого необходимо посредством программы электронной почты выслать свое факсимильное сообщение по адресу номер_телефона@faxaway.com, где номер_телефона — телефон адресата, включая международный и междугородний коды. Постепенно завоевывает свое место IР-телефония, позволяющая осуществлять голосовую связь при существенно меньших, чем обычно, тарифах за время разговора.
Получает развитие форма доступа в Интернет с мобильных телефонов. Непосредственно с мобильного телефона можно посылать и получать электронную почту, просматривать сайты, поддерживающие Wap-протокол.
На базе перечисленных телекоммуникационных и информационных средств возможно применение различных педагогических форм деятельности. Например, дистанционные деловые игры, лабораторные работы и практикумы, посещение астрономических обсерваторий, виртуальные экскурсии и свободные путешествия по WWW (веб-серфинг), компьютерная переписка школьников, а также педагогов друг с другом, выпуск электронных бюллетеней и многое другое.
Средства телекоммуникаций отличаются возможностью взаимодействия субъектов образования в реальном времени, то есть в непосредственном диалоговом режиме, когда, например, ученик и учитель одновременно находятся на связи, выполняя действия синхронно. Пример синхронных форм телекоммуникаций — чат и видеоконференция.
В ряде случаев более эффективной оказывается асинхронная телекоммуникация, когда каждый субъект обучения знакомится с учебными материалами или выполняет определенную работу в удобное для него время. Электронная почта, например, является асинхронным средством дистанционного обучения. Асинхронное взаимодействие обучаемых и преподавателя предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Учащийся посылает преподавателю вопрос, а преподаватель отвечает в любое удобное для него время. От часовых поясов это не зависит, что немаловажно для дистанционного обучения, которое охватывает учеников и педагогов, значительно удаленных друг от друга, например, находящихся в разных частях России.
В режиме электронной конференции вопрос и ответ преподавателя видит вся учебная группа. Переписка попадает на экран каждому удаленному ученику. В ряде случаев такой режим гораздо лучше, чем синхронный, такой, например, как телемост. С помощью электронной почты все необходимые материалы могут быть доставлены ученикам через сеть до занятия, во время занятия или после занятия.
Технические и телекоммуникационные средства могут работать как по отдельности, так и в комплексе. Например, ученикам предлагается лекционный видеоматериал, в котором ставится образовательная проблема. Каждый ученик решает ее, а результаты своей деятельности рассылает всем одноклассникам. Эти продукты сопоставляются и обсуждаются с помощью коллективной телекоммуникации по электронной почте; ученики обмениваются вопросами, суждениями, рецензиями. Педагог обеспечивает ученикам возможность взаимодействия со специалистами в изучаемой области в режиме ICQ. Результатом является формулирование возникших вопросов, коллективный отбор и фиксация ведущих проблем по теме, которые выставляются на учебный веб-сервер.
Существует программное обеспечение, позволяющее комплексно решать многие организационные и педагогические задачи дистанционного обучения. Одной из таких программ является разработка ClassPoint, предназначенная для работы в режиме сервер-клиент. Преподаватель видит одновременно до 12 видеокартинок с удаленными от него учениками и может позволить ученикам видеть столько же. Каждый из удаленных участников может говорить и его будут слышать во всем «классе». Ученики принимают участие в совместной голосовой дискуссии, до четырех участников могут говорить одновременно. С разрешения преподавателя ученики могут видеть друг друга. Чтобы ученика слышал и видел весь класс, преподаватель должен передать ему так называемый центр внимания.
Дискуссия. Дистанционное обучение предлогает определенный объем времени на освоение учениками технологий телекоммуникаций. Не приведет ли это работа к ухудшению непосредственной предметной подготовки по изучаемому курсу? |
Педагог может проводить экскурсии и путешествия для всех учеников одновременно, используя сеть Интернет, объяснять материал во время занятия на общей «классной доске». Классные доски могут оыть использованы как в одностороннем, так и в общем порядке. Текстовой чат используется преподавателем для беседы со всеми учениками или для конфиденциальной беседы с одним из них, а также для обсуждения между учениками.
Так называемый центр внимания позволяет преподавателю «вызвать» одного или нескольких учеников для ответа или позволяет ученикам попросить учителя вызвать их для ответа. Ученики могут запрашивать у преподавателя «центр внимания», при этом они указывают необязательный статус запроса (срочно, не срочно и т. д.). Преподаватель, видя запросы всех учеников, отслеживает их активность.
ClassPoint позволяет преподавателю передавать «центр внимания» кому-либо из учеников или группе учеников, только в этом случае все внимание класса будет сосредоточено на этом ученике или на этой группе. Это позволяет преподавателю полностью контролировать «шум» в классе и сосредоточить внимание учеников на рассматриваемом предмете.
Разработка дистанционного курса. Дистанционные занятия проводятся как элементы целостного дистанционного курса, когда все ученики удалены от педагога, либо как элемент очного обучения, когда учитель использует ресурсы и технологии Интернет в очном учебном процессе. Рассмотрим вариант обучения на основе дистанционного курса.
Для того чтобы разработать дистанционный курс, недостаточно перевести в электронную форму его очный аналог. Необходимо выполнить определенную систему действий, учитывающую специфику дистанционных образовательных процессов, продумать смысловые, содержательные,
Дискуссия. Каково может быть количество учеников, одновременно занимающихся на дистанционных курсах? |
организационные и иные элементы разрабатываемого курса.
Проектирование дистанционных курсов включает в сеоя этап получения начального продукта — образа курса. Приведем технологические предписания по разработке дистанционного курса, необходимого для составления целостного обзора и выявления спектра проблематики предстоящей работы.