Параметры диагностики | Вид продукции | Формы и способы анализа |
Обоснованность концепции, программ и планов работы школы, их целостность и системность | Образовательная программа школы и другая документация | Экспертная оценка, сравнительный анализ концепций разных школ |
Эффективность административной системы организации образовательного процесса | Система организации эвристического обучения. Расписание организации учебного процесса в течение года, четверти, недели, дня | Анализ творческой продукции учеников, учителей, администраторов. Анализ целостности применения системы обучения |
Система педагогической и родительской подготовки | Документация и система организации деятельности учителей и родителей | Анализ обеспеченности условий для достижения учениками творческих результатов |
Степень соответствия документально выраженных норм реальным образо-вательным процессам | Документация, ориентированная на творческую самореализацию | Экспертная оценка, сравнительный анализ разных концепций, ученическая и педагогическая рефлексия образовательной деятельности школы |
Диагностика личностных качеств учащихся. Результаты обучения имеют две стороны - внешнюю (материализованная образовательная продукция) и внутреннюю (личностную). Поэтому предметом диагностики и контроля являются не только внешние образовательные продукты учеников, но и их внутренние качества. Образование как атрибут личности определяется в первую очередь результатами ее внутреннего развития.
Зачастую для диагностики способностей применяют различные тесты. Но не менее эффективным является ситуативный подход, то есть диагностирование учащихся с помощью искусственных или естественных образовательных ситуаций. Роль диагноста в данном случае выполняет педагог, который, опираясь на субъективный опыт, знание особенностей конкретных учащихся и понимание всегда уникальной ситуации, выражает необходимые результаты адекватно условиям протекания учебного процесса. Такой подход в педагогике называется герменевтическим.
|
Согласно герменевтике, основная задача образования — понимающее, чувственное постижение истины путем проникновения в духовное содержание субъектов и объектов образования, а также в собственный субъективный мир. Диагностика образовательных результатов, в том числе и определение уровня развития способностей ученика, происходит путем субъективного «вчувствования» учителя в образовывающуюся сущность ученика. Данный подход не отрицает структурной заданности диагностических процедур и математической характеристики их результатов.
Личностно-ориентированному обучению свойственна диагностика образовательных результатов с привлечением герменевтических, то есть «понимающих» методов анализа происходящих в детях изменений. Так, осознанное выполнение учителем 50 «замеров» деятельности одного ученика позволяет ему обнаружить более глубокие образовательные процессы, нежели один замер у 50 учеников.
Применение герменевтических методов диагностики требует специальной подготовки учителей, организации их рефлексии, педагогических консилиумов по обсуждению индивидуальных образовательных движений учеников. Рассмотрим структуру подобной диагностики и оценки результатов обучения.
|
Задачами диагностики уровня развития способностей учащихся выступают:
1) обеспечение условий для диагностических образовательных процессов, в которых участвуют субъекты образования;
2) выявление образовательных изменений во внутреннем и во внешнем мире учащихся;
3) соотнесение поставленных целей с полученными на планируемый период результатами.
Методами контроля образовательной деятельности учащихся выступают способы анализа и оценки их образовательной продукции. Вид и характер этой продукции, а также целевые образовательные установки педагога помогают определить элементы данного анализа. Например, необходимость развития креативных качеств учащихся приводит к созданию следующих направлений анализа образовательной продукции ученика:
♦ область творчества;
♦ степень творчества;
♦ уровень самостоятельности;
♦ степень отличия от работ других учеников (оригинальность);
♦ степень отличия от собственных предыдущих работ.
Дискуссия. К чему должна приближаться диагностика и оценка образовательных учащихся: а) к объективности; б) к субъективности? |
Оценка каждого элемента образовательного продукта ученика может быть количественной или качественной, балльной или вербальной. Метод образовательных рецензий, отзывов и характеристик предусматривает вербальную форму. Трех-, пяти-, десятибалльные шкалы позволяют количественно оценить творческие результаты учеников.
Качество ученической продукции оценивается следующими способами:
|
♦ по количеству творческих элементов;
♦ по степени оригинальности элемента;
♦ по относительной новизне элемента для самого ученика или его одноклассников;
♦ по емкости и лаконичности созданного образа, символа или определения;
♦ по многогранности человеческих возможностей, использованных для создания образовательного продукта;
♦ по практической пользе и использованию полученного продукта.
Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце учебного года. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, каждый учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки, например: креактивные качества, когнитивные, оргдеятельностные.
Можно вести речь об отдельных способностях, уровень развития которых определяется возможностью совершения учеником действий определенной сложности. Чтобы обеспечивать и диагностировать уровень развития отдельных качеств ученика, необходимо обозначить их диапазон. Проиллюстрируем диапазон уровня развития личных качеств ученика с помощью таблицы 7.4.
Таблица 7.4