Классификация средств обучения. Средствами обучения называют орудия деятельности учителя и учеников, применяемые ими как по отдельности, так и совместно. Например, демонстрационное оборудование предназначено в основном для учителя, а лабораторное — для ученика; а вот традиционные мел и доска могут использоваться ими совместно.
Орудия познавательной деятельности увеличивают ее эффективность, поскольку служат средством достижения целей образовательной деятельности. Изготовление учениками и учителем средств обучения (моделей, плакатов, приборов, а также теоретических идеализации, мысленных экспериментов и т. п.) ведет к освоению тех предметных знаний, которым эти средства соответствуют. Развивающий и обучающий эффект в данном случае оказывается значительно большим, чем при простой передаче ученикам информации. Например, составление с учениками карты местности, позволяет им в собственной деятельности осваивать принципы работы с картой, понятия масштаба, условных обозначений, соотношения между реальным и и альным.
Классификация средств обучения может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака, например:
Средства обучения – материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инстурмента деятельности педагога и учащихся. |
♦ по составу объектов — материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной);
♦ по отношению к источникам появления — искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);
|
♦ по сложности — простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);
♦ по способу использования — динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);
♦ по особенностям строения — плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);
♦ по характеру воздействия — визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);
♦ по носителю информации — бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные (CD-Rom, DVD);
♦ по уровням содержания образования — средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), на уровне предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);
♦ по отношению к технологическому прогрессу — традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки); современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).
Рассмотрим деление средств обучения на группы, каждая из которых может, в свою очередь, классифицироваться по перечисленным выше основаниям. К таким группам относятся: натуральные объекты, изображения и отображения, описания предметов и явлений, технические средства обучения.
Дискуссия. Может ли в качестве средства обучения выступать его содержание? |
Натуральные объекты (оригиналы) включают образцы и коллекции минералов, горных пород, чучела животных, гербарии, консервированные влажные препараты, микропрепараты, реактивы, материалы и др. К этой группе нередко относят технические средства и инструментарий для демонстрационного и лабораторного воспроизведения явлений, их качеств и количеств, исследования (посуда и принадлежности, станки, машины, технические приспособления, аппараты, установки, которые также являются объектами изучения.
|
Изображения и отображения составляют группу, в которую ходят модели, муляжи, габлицы, ил. погтративные материалы рисунки, фотоматериалы, картины, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов, кинофильмы, транспаранты, видео- и звукозаписи, радио и телепередачи).
Описания предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, графики) вклююттекстовые таблицы, схемы, диаграммы, планы, карты, учебные книги (учебники, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ, дидактические материалы и др.). Технические средства обучения (ТСО) — диапроекторы, кинопроекторы, кодоскопы, игольные радиоузлы, телевизоры, видеомагнитофоны, калькуляторы, компьютеры др. К этой группе относятся также средства новых информационных технологий — Вмпьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео, средства медиаобразования, Ьебное оборудование на базе электронной техники.
Дидактическая роль и функции каждого средства обучения закладываются в них этапе проектирования и изготовления. Основные дидактические функции средств обучения:
|
компенсаторностпъ — то есть облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья учителя и учеников;
информативность — передача необходимой для обучения информации;
интегративность — рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;
инструменталъностъ — безопасное и рациональное обеспечение определенных видов деятельности учащихся и педагога.
В современной школе существует система средств обучения — совокупность предметов учебного оборудования, обладающая целостностью, автономностью и предназначенная для решения образовательных задач.
По каждому учебному курсу имеется и постоянно обновляется перечень рекомендуемых средств обучения, имеющих предметную специфику. Например, системы средств обучения по гуманитарным курсам во многом состоят из пособий на печатной основе: Небных книг, дидактических материалов, таблиц, картин. Естественнонаучные курсы предполагают значтельный объем натуральных объектов, моделей, приборов для наблюдення и эксперимента. Курсы технологии предусматривают наличие станков, инструментов и соответствующих приспособлений. Существуют официальные «Перечни» учебного оборудования, необходимые для реализации федерального компонента образования, которые обеспечивают государственный стандарт образования. Состав «Перечней» формируется по модульному принципу и включает в себя комплекты оборудования для практикумов, лабораторно-практических работ, наборы учебных книг и т. д.
Современные социальные, образовательные и технологические изменения требуют не только систематического обновления фонда средств обучения, но и, их влияния на корректировку целей и содержания образования, разработку новых форм и методов обучения. Особенно ярко данная тенденция наблюдается в процессе развития ресурсов сети Интернет и электронных средств коммуникаций, обуславливающих развитие Интернет-образования и особого направления в педагогике — дистанционной педагогики.
Технические средства обучения. Использование учителем технических средств обучения требует предварительной подготовки. При первом знакомстве с техникой учащиеся обычно возбуждены и обращают внимание не на учебную информацию, а на саму технику и второстепенные детали. Поэтому необходимо специально учить их работать с новым средством, проводить инструктаж, готовить к восприятию информации, давать познавательные задания, четко определять цели работы и формы контроля.
На эффективность обучения влияет частота использования ТСО. Если оно используется редко, то каждое его применение создает у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и освоению учебного материала. Наоборот, частое использование ТСО приводит к потере учащимися интереса к нему, а иногда и к протесту. Оптимальная частота применения ТСО зависит от учебного предмета. Для естественно-математических курсов в старших классах оптимальная частота использования ТСО составляет восьмую часть от общего объема учебных занятий. Если речь идет о дистанционных формах обучения, данное соотношение может быть увеличено при условии соблюдения санитарных, эргономичных и других норм.
Использование ТСО не должно продолжаться более 20 минут за занятие. Если ТСО применяется несколько минут сразу в начале урока, то ученики быстрее включаются в работу. Использование ТСО на 20 и 30 минутах поддерживает устойчивое внимание учащихся в течение всего урока. Это объясняется периодическими изменениями зрительного и слухового восприятия, внимания, утомляемости учеников.
Удобной является кабинетная система, когда все средства обучения по учебному курсу или нескольким смежным курсам располагаются в одном помещении, имеющем лаборантскую и подсобную комнаты. Учебные кабинеты предназначены для теоретических и практических занятий, лабораторных работ, семинаров, решения задач, контрольных работ. В лаборантской готовятся опыты, демонстрации, наглядные пособия, раздаточный материал, приборы для лабораторных работ; в ней выделяется место для стеллажей с приборами, письменный стол для педагога, стол для ремонта и подготовки оборудования.
В кабинете должны быть обеспечены условия для демонстрации наглядных пособий: источники постоянного и переменного тока, заземление и затемнение, проекционная аппаратура, экран и т. д. Если кабинет совмещен с лабораторной аудиторией, на каждом ученическом столе должен быть полный комплект необходимых условий для работы: электропитание и др. В кабинете висят портреты выдающихся деятелей науки и культуры по изучаемому курсу, постоянные и сменяемые наглядные пособия, укреплена видеоаппаратура и проекторы, стоит компьютер.
Опыт создания в школах отдельных компьютерных кабинетов показал, что в данном случае тормозится использование компьютеров и связанных с ними технологий для изучения других учебных курсов. В этом случае учителя-предметники, да и ученики считают компьютеры лишь средством обучения информатике и не используют их возможностей в общеобразовательном процессе. Поэтому рекомендуется в каждом учебном кабинете иметь хотя бы один компьютер, подключенный к локальной школьной сети для доступа к базам данных, а также к сети Интернет.
Дискуссия. Может ли наглядным пособием выступать умозрительный наглядный оюраз например, образ «древо жизни»? |
Методика применения средств обучения. Средства обучения решают множество дидактических задач. Например, аудиовизуальные или мультимедийные средства обучения способны моделировать реальные факты и события. С помощью экранных средств можно показать изучаемый объект в естественной для него среде. Специализированные съемки могут замедлить или ускорить изучаемый процесс, показать микроскопические объекты. Прием мультипликации помогает показать строение и динамику действия сложных объектов.
Независимо от вида средства обучения существуют общие дидактические требования для учителя по подготовке урока с их использованием:
а) проанализировать цели урока, его содержание и логику изучения материала;
б) выделить главные элементы, которые должны быть усвоены учащимися (факты, гипотезы, законы), выделить те из них, которые нуждаются в демонстрации предмета, явления или их изображения;
в) установить, на каком этапе и для какой цели необходимо использование средств обучения;
г) отобрать оптимальные средства обучения, установить их соответствие целям урока;
д) определить методы и приемы, с помощью которых будет обеспечена познавательная деятельность учащихся, сформулировать задания.
Рассмотрим особенности применения на уроках отдельных видов средств обучения.
Наглядные пособия делятся на объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т. п.); печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т.п.); проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т. п.). Новым жанром наглядных пособий являются мультимедийные энциклопедии с обучающими функциями, интерактивные обучающие программы, электронные учебники.
Наглядные пособия демонстрируются для решения следующих задач:
♦ ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в классе;
♦ представление об изменении характеристик явления или процесса;
♦ показ этапов изготовления, проектирования и эксплуатации изделия;
♦ представление об устройстве предмета и принципе его действия, управления им, техники безопасности;
♦ ознакомление с историей науки и перспективами ее развития.
Эффективными средствами обучении являются коллекции — наборы предметов или веществ, подобранных по определенным признакам и используемым в качестве раздаточного материала. Каждый предмет в коллекции располагается в определенном месте коробки (листа картона, бумаги, фанеры) вместе с наименованием и пояснением. Коллекции применяются в ботанике, зоологии, физике, рисовании и других курсах. К изготовлению коллекций полезно привлекать учащихся, предлагая им выполнить и защитить соответствующую творческую работу.
Модели бывают следующих типов: 1) демонстрирующие принцип действия объекта; 2) изображающие устройство или схему его работы; 3) воспроизводящие внешний вид объекта. Наибольший интерес учеников вызывают модели первого типа. Привлекательны действующие схемы со светящимися индикаторами. Модели третьего типа могут изготавливаться учащимися в предметных кружках и представляют собой объекты в их уменьшенном (модель звездного неба) или увеличенном (модели молекул) виде. Изготовление действующей модели может стать творческой работой для учеников, склонных к данной деятельности.
В дополнение к натуральным предметам и моделям применяются печатные пособия. Печатные таблицы, карты и плакаты хранятся в подвешенном состоянии в специальных защищенных от солнечных лучей местах. Для графического изображения функциональных зависимостей используются также диаграммы. Эффективно использование прозрачных пленок для кодоскопа, на которых можно прямо во время урока писать фломастерами и отображать создаваемое изображение на экран. С помощью компьютера изображение для таких пленок можно готовить заранее и распечатывать на обычном принтере.
В настоящее время выпускаются слайд-альбомы с пояснениями для учителя. Например, для школьного курса биологии имеются слайд-альбомы: «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся», «Птицы», «Млекопитающие», «Эволюция», «Экология», «Цитология и генетика», «Человек и его здоровье».
Для детального и постепенного изучения строения сложных объектов или процессов выпускаются транспаранты — прозрачные пленки с изображениями для проецирования. Поочередное наложение кадров таких серий, как «Внутреннее строение животных», «Строение цветков различных семейств» позволяет детально рассмотреть каждую систему органов.
Материальные средства обучения дополняются идеальными. Если материальные средства связаны с привлечением интереса и внимания, для практических действий, то идеальные средства обучения ориентированы на понимание материала, логику рассуждения, развитие интеллекта. Оба типа средств в совокупности влияют на развитие личностных качеств учащихся.
Идеальные средства могут быть материализованы с помощью графического или символического обозначения объекта. Материализованные же средства при вербализации возвращаются в область идеального.
Медиа (от лат. media)- средства. |
Медиаобразование. Медиаобразование — направление в педагогике, которое предполагает изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации: прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. п. В качестве средств медиаобразования в школьном обучении используются элементы информационной среды: учебник, средства массовой информации (печать, радио, телевидение), видео, компьютерные обучающие программы и игры, мультимедиа, информационные сети Интернет.
Содержание медиаобразования, интегрированного с базовым образованием, имеет следующие составляющие:
♦ обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам средств массовой информации (СМИ);
♦ развитие критического мышления, умения понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ;
♦ включение внешкольной информации в контекст общего, базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;
♦ формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (компьютеры, модемы, факсы, мультимедиа и др.).
С данной точки зрения наиболее значимыми для развития навыков работы школьников со средствами медиаобразования являются следующие:
♦ нахождение нужной информации в различных источниках;
♦ установление связей между различными информационными сообщениями;
♦ извлечение из информации необходимых данных, их систематизация по определенным признакам, выделение главного в информационном сообщении;
♦ понимание направленности информационного потока, целей коммуникации;
♦ нахождение ошибок, искажений в получаемой информации;
♦ восприятие и понимание различных точек зрения по одному источнику;
♦ создание собственных аргументированных высказываний по отношению к сообщению, составление рецензий и анонсов информационных сообщений;
♦ перевод одного типа информации в другой (вербальную в визуальную) и наоборот;
♦ преобразование информации исходя из особенностей аудитории, для которой она предназначена;
Дискуссия. Чем работа ученика с информацией отличается от его работы с реальными объектами? |
♦ определение формы изложения информации, адекватной его содержанию;
♦ владение простейшим инструментарием подготовки, передачи и получения информации.
Приведем вариант приемов обучения учеников начальной школы с использованием средств медиаобразования.
1. Дети находят дополнительную информацию по теме урока (текстовую, изобразительную, знаково-символическую), анализируют увиденное.
2. Дети учатся брать интервью у родителей, товарищей на заданную тему и воспроизводят записанную аудиозапись в классе.
3. Работа со словарями и справочной литературой, освоение правил работы с ними. Систематизация предложенной информации по заданным признакам, аргументация собственных высказываний, составление рецензий (например: «Охарактеризуйте речь героев видеофильма»).
4. Перевод значения информации с одного знакового языка на другой, например, составление детьми собственных диафильмов и комиксов. В рисунках дети учатся передавать свои чувства и настроения.
5. Самостоятельное иллюстрирование детьми определенных строчек изучаемых произведений. Класс получает задание распределить рисунки в точном соответствии с развитием сюжета произведения.
6. Чтение детьми информации в разных формах и на разных языках — символические и схематические изображения.
7. Составление детьми простейших схем, отражающих информацию и объяснение их содержания.
Методика использования видеоматериалов. Работа с любым аудиовизуальным средством обучения (экранным пособием) предполагает определенную методику его использования. Основные этапы этой работы:
1. Определение учителем роли и места пособия в структуре занятия.
2. Подготовка учеников к просмотру материала, формулирование заданий.
3. Просмотр материала.
4. Обсуждение увиденного, выполнение заданий.
На первом этапе, еще до занятия, учитель продумывает цели и структуру занятия, отбирает для показа те видеофрагменты, которые наилучшим образом позволяют достигать поставленные цели. Иногда, например, во время проведения открытых уроков, некоторые учителя специально «нагружают» урок техническими средствами. Делать этого не следует. Любое средство должно органично сочетаться с формой и содержанием занятия, соответствовать его целям и общей дидактической системе педагога.
На втором этапе (во время самого занятия) создается эмоциональный и деловой настрой учеников для просмотра видеофрагмента. Если ранее с детьми данные технические средства не использовались, возможна краткая беседа по объяснению их принципов работы и назначению. Далее дается установка на восприятие отдельных элементов и всего видеофрагмента в целом. Учитель кратко поясняет видеофрагмент, формулирует задание, организующее восприятие материала учениками
Третий этап формирует зрительскую культуру детей, учит их реагированию на увиденное, позволяет соотнести целевые установки с восприятием информации и собственной мыслительной работой. В это время возможно использование следующих приемов: а) стоп-кадр, во время которого даются комментарии учителя, формулируется и обсуждается вместе с учениками вопрос; б) повторное воспроизведение фрагмента с возвращением к поставленному вопросу; в) синхронный комментарий учителем или учеником демонстрируемого средства (например, одному из учеников при выключенном звуке предлагается «озвучить» видеоряд).
Четвертый, завершающий этап проходит как обсуждение, дискуссия, ответы на поставленные вопросы. Возможно индивидуальное или групповое выполнение заданий с последующим представлением и обсуждением результатов.
В качестве учебных фильмов учитель может использовать свои собственные подборки видеоматериалов, а также специально издаваемые учебные видеофильмы. Например, имеются следующие видеофильмы по биологии: «Биосферные заповедники», «Глобальная экология», «Жизнь растений», «Многообразие животных».
Дополнительные методические возможности по сравнению с видеомагнитофоном ителевпзором предоставляют видеофильмы, выполненные на мультимедийной основе в форме CD – Rom или DVD и исполняемые с помощью компьютера и соответствующего проекционного аппарата. В этом случае учитель может быстро возвращаться к любой части фильма; останавливать кадр для более детального рассмотрения и комментариев; использовать одновременно другие средства обучения, в том числе и не-влектронные; копировать видеоряд или звуковое сопровождение фильма для распечатки, размещения в электронных базах данных; использовать видеоматериалы для подготовки и защиты учениками творческих работ по изучаемой теме.
Учебные компакт-диски. В последние годы получили распространение лазерные компакт-диски (CD – Rom) с материалами по различным учебным курсам. На данных носителях информации размещаются различные виды экранно-звуковых средств, приспособленных для использования с помощью компьютера.
Подобные средства предлагается использовать в образовательном процессе для демонстраций, фронтальной и индивидуальной работы учеников на уроке, для домашней самостоятельной работы.
Компакт-диски помогают обеспечить интерактивность взаимодействия ученика с учебным материалом, индивидуальную траекторию его освоения, интенсифицировать обратную связь «ученик—учитель».
Однако в настоящее время не вся выпускаемая продукция удовлетворяет дидактическим, эргономическим и другим требованиям к средствам обучения и вызывает подчас справедливые нарекания не только со стороны ученых, но и потребителей — учеников и учителей. Поэтому при выборе учебных CD – Rom необходимо руководствоваться научными, педагогическими, эргономическими и иными критериями, среди которых отметим следующие:
1. Наличие в учебном материале научно достоверной и педагогически обоснованной информационной системы понятий, законов, теорий и других образовательных элементов по изучаемому курсу. Развитая система поиска. Функции контроля, рефлексии и оценки учебной деятельности.
Дискуссия. Влияет ли носитель информации не ее содержание? |
2. Удовлетворение гигиеническим требованиям, направленным на сохранение зрения, предупреждение переутомления школьников. Учет возрастных особенностей, познавательных возможностей, различной интеллектуальной подготовки учеников.
3. Соответствие материала стандартам соответствующей образовательной области, возможность сочетания с «бумажными» учебниками и другими средствами обучения.
4. Интерактивность и личностная ориентация материала. Возможность индивудиальной траектории его изучения. Разделение учебной информации по уровням сложности и способам восприятия (логического, эмоционально-образного).
5. Наличие учебно-познавательных и творческих заданий, связанных с изучаемым материалом и способствующих развитию критического мышления, аналитического отношения к рассматриваемым объектам и проблемам. Возможность создания учениками образовательной продукции при работе с материалом и ее сохранения на жестком диске компьютера.
6. Живая эмоциональная форма преподнесения информации, связанной с изучаемой темой. Преобладание зрительного ряда над речевым и музыкальным, наличие взаимосвязанного потока информации, подаваемого порциями в понятной и логической последовательности, в доступном для учеников темпе. Возможность выбора учеником темпа и ритма деятельности, объема изучаемого материала.
7. Дружественный и интуитивно понятный интерфейс программы. Применение стандартных меню и кнопок на панелях инструментов. Использование возможностей современной компьютерной техники для организации интерактивной работы обучающегося с пособием, возможность связи с обновляемыми Интернет-ресурсами и удаленными педагогами.
Электронный учебник. Такой учебник выполняется в формате, допускающем гиперссылки, графику, анимацию, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты.
Электронные учебники имеют существенные преимущества перед их бумажными предшественниками. Так, на одном компакт-диске (CD – Rom) объемом 650 Мб помещаются тексты книг в количестве около 4000 томов, что соответствует большой домашней библиотеке! Педагог, имеющий учебную информацию по своему предмету, способен достаточно быстро перекомпоновать ее или просто поместить материал на веб-сайте для одновременного доступа к нему всех учеников.
Электронные учебники практически вечны, не боятся износа и старения, занимают мало места и очень мобильны. Электронный учебник вариативен в исполнении: ему можно придать любую удобную для чтения форму — цвет фона, текста, размер шрифта; при необходимости с помощью принтера можно распечатать часть учебника или издать его необходимым тиражом целиком, оформив по своему усмотрению (с соблюдением авторских прав).
Простыми в изготовлении и эксплуатации являются учебники, выполненные в формате html — основном формате сети Интернет. Это позволяет использовать электронный учебник и его отдельные материалы для размещения на школьном образовательном сервере. Другой вариант — размещение учебника на компакт-дисках, в том числе и перезаписываемых.
Материал из электронного учебника учитель может дополнить, исправить, отослатьученику по электронной почте, записать на компакт-диск или поместить на образовательный веб-сайт для одновременного доступа к ней учеников. Электронный учебник обеспечивает режим самообучения, возможность самоконтроля. В электронной школьной библиотеке с помощью поисковых систем значительно легче сориентироваться и найти нужный учебник, а также быстро отыскать в нем нужную информацию: понятие, закон, имя ученого, параграф.
Вариативны и мобильны также многие виды работ с электронным учебником. Учитель при необходимости может ограничить доступ конкретных дистантных учебников к электронному учебнику или его части, размещенным на веб-сайте, тем самым создавая возможность индивидуального темпа и траектории обучения. С помощью машинного переводчика типа Stylus электронный учебник можно быстро перевести на другой язык. Учитель и ученик могут добавлять в учебник свои комментарии, ссылки, ставить вопросы, а цитаты из электронного учебника применять в собственных работах.
Включение в учебник элементов анимации и компьютерных игр усиливает его интерактивность и привлекательность. Гипертекстовая структура учебника позволяет осуществлять индивидуальную траекторию обучения. Однако гипертекстовая система навигации должна строиться таким образом, чтобы сохранялась логика и систематичность в освоении содержания, не допускались пробелы в усвоении образовательных стандартов.
Учащиеся смогут самостоятельно пополнять свой электронный учебник творческимиработами, при необходимости открывая их для общего доступа, например на веб-сайте.Публикация в электронном учебнике создаваемых или отбираемых учащимися материалов, а также размещение их на доступном для других людей веб-сайте, существенно повышает их ответственность за качество своей информации.
Электронный учебник предоставляет большие возможности для личностной творческой работы. Учитель и ученики могут участвовать в составлении собственного электронного учебника, в добавлении к нему материалов или заданий без существенных затрат на переиздание. В «бумажных» учебниках такая возможность не предусмотрена, конструирование школьниками личностного содержания образования затруднено. Максимально, что может сделать ученик, это оставить на полях «бумажного» учебника свои пометки.
Дискуссия. Назовите преимущества «бумажного» учебника перед электронным? Предложите способы распространения данных преимуществ на электронные учебники. То есть отыщите резервы их улучшения. |
Электронный учебник предоставляет возможность внесения в него изменений педагогом. Вспомним многочисленные пособия, вырезки и другие материалы, которые учителям приводится собирать и приносить в класс, когда изучается та или иная тема. Здесь же учитель может быстро добавить в учебник свежие данные или те матералы, которые он нашел в других электронных библиотеках, книгах или в сети Интернет.
Форма такого электронного учебника — блочная. Это означает.что отдельные блоки могут заменяться, добавляться или изменяться в ходе обучения. В отличие от «бумажных» учебников замена электронных блоков не сопряжена с существенными затратами по переизданию. Единственная проблема, возникающая при видоизменении электронного учебника, это проблема авторских прав. Решать ее необходимо юридическим путем с помощью составления соответствующего договора между авторами учебника и его последующими пользователями-доработчиками, путем разработки специальной инструкции или официального постановления о действиях пользователей с электронными изданиями.
Один и тот же электронный учебник будет иметь различные версии для учителя и учеников. С точки зрения учителя, электронный учебник по определенному предмету постоянно дополняется новыми текстами учеников и специалистов в виде дополнительных приложений. С годами учебник «растет» в объеме для всех последующих учеников в количестве своих приложений, связанных между собой гиперссылками. Через некоторое время отдельные его части и приложения перерабатываются.
Для ученика его учебник дополняется личными работами, работами его одноклассников и текстами первоисточников, которые он выбирает для себя. Такой учебник остается в архиве ученика и сопровождает его личное образование на протяжении всех лет обучения. В результате у каждого школьника создается личная образовательная библиотека, хранящаяся в компьютере или на CD – Rom.
Образовательный веб-сайт. Сайт учебного заведения в сети Интернет — новое средство обучения, педагогические основы создания и применения которого еще нуждаются в разработке. В связи с бурным развитием информационных технологий количество и роль образовательных сайтов в деятельности школ возрастает. От содержания, организационной структуры и функционирования образовательного сайта зависит не только успех взаимодействия школы с внешним миром, но и образовательные процессы, происходящие внутри учебного заведения.
Сайт (или веб - сайт) –группа взаимосвязанных веб – страниц, расположенных на сервере организации или частного лица и посвященная, как правило, определенной направленности. |
Уникальность веб-сайтов делает их универсальным средством для решения многих образовательных задач: предоставление информации для учеников, учителей ишкол, желающих познакомиться с различными методиками, концепциями, образовательными средствами, использование кибербиблиотек, возможность пополнения их собственными материалами, интерактивные формы коммуникации — чаты, веб-форумы, телеконференции.
Как сконструировать сайт учебного заведения, чтобы с его помощью решать общеобразовательные задачи и учить детей успешно действовать в образовательном Интернет-пространстве?
Основой разработки образовательного сайта является целостная педагогическая концепция учебного заведения, а не только одна ее часть или направление, например информационные технологии. Школьный сайт должен решать не отдельную частную задачу, а выступать средством повышения эффективности всех сторон деятельности школы.
Педагогическая концепция школы и ее основные структурные элементы определяют базовую основу сайта и находят свое отражение на его титульной странице.
Веб – страница – отдельный документ в сети Интернет, имеющая свой адрес, например: www.eidos.ru |
Имеются два значимых аспекта разрабатываемого школьного сайта: внешний и внутренний. Во-первых, школа организует деятельность своих учеников и педагогов в открытом информационном пространстве, и поэтому она должна быть интересна для внешних посетителей, которых привлекают не столько графические, сколько познавательные и интерактивные достоинства сервера. Во-вторых, школьный сайт может стать полезным инструментом для более качественного и эффективного решения традиционных внутренних задач учебного заведения: проведения Интернет-занятий, организации дистанционных педсоветов и родительских собраний, проведения конкурсов, информационной поддержки обучения.
Главные принципы конструирования образовательного сайта — его адресность, интерактивность и продуктивность в отношении предполагаемых посетителей — участников процессов, организуемых школой с помощью сайта.
Перечислим способы и формы реализации указанных принципов в отношении деятельности основных адресатов школьного образовательного сайта: учеников, их родителей, учителей.
Учащиеся школы. Это очные ученики школы, взаимодействующие с сайтом как из (школы, так и из дома, библиотеки, из других мест, например, из другого города, в который они отправляются путешествовать. Для этих учеников на школьном сайте организованы аналоги средствам очного обучения: классы, предметы, парты, дневники, журналы, расписания занятий и др. У каждого ученика на сайте есть виртуальный школьный портфель, в котором «лежит» необходимая информация и инструменты. Свою учебную продукцию школьник размещает также в специально отведенных местах на сайте, например: картины — в живописной мастерской, сочинения — в литературной хрестоматии или в школьной электронной газете, работы по естествознанию — в научном ученическом журнале. Учебная продукция и другая информация каждого ученика связана системой гиперссылок с рабочими местами других пользователей