Современные средства обучения




Классификация средств обучения. Средствами обучения на­зывают орудия деятельности учителя и учеников, применяемые ими как по отдельности, так и совместно. Например, демонст­рационное оборудование предназначено в основном для учите­ля, а лабораторное — для ученика; а вот традиционные мел и доска могут использоваться ими совместно.

Орудия познавательной деятельности увеличивают ее эф­фективность, поскольку служат средством достижения целей образовательной деятельности. Изготовление учениками и учителем средств обучения (моделей, плакатов, приборов, а также теоретических идеализации, мысленных эксперимен­тов и т. п.) ведет к освоению тех предметных знаний, которым эти средства соответствуют. Развивающий и обучающий эф­фект в данном случае оказывается значительно большим, чем при простой передаче ученикам информации. Например, со­ставление с учениками карты местности, позволяет им в соб­ственной деятельности осваивать принципы работы с картой, понятия масштаба, условных обозначений, соотношения между реальным и и альным.

Классификация средств обучения может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака, например:

Средства обучения – материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инстурмента деятельности педагога и учащихся.

♦ по составу объектов — материальные (помещения, обору­дование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и иде­альные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной);

♦ по отношению к источникам появления — искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натураль­ные объекты, препараты, гербарии);

♦ по сложности — простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);

♦ по способу использования — динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);

♦ по особенностям строения — плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);

♦ по характеру воздействия — визуальные (диаграммы, демонстрационные при­боры), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, ви­деофильмы);

♦ по носителю информации — бумажные (учебники, картотеки), магнитооптичес­кие (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные (CD-Rom, DVD);

♦ по уровням содержания образования — средства обучения на уровне урока (тек­стовый материал и др.), на уровне предмета (учебники), на уровне всего процес­са обучения (учебные кабинеты);

♦ по отношению к технологическому прогрессу — традиционные (наглядные по­собия, музеи, библиотеки); современные (средства массовой информации, муль­тимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (веб-сайты, ло­кальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образо­вания).

 

Рассмотрим деление средств обучения на группы, каждая из которых может, в свою очередь, классифицироваться по перечисленным выше основаниям. К таким группам относятся: натуральные объекты, изображения и отображения, описания предметов и явлений, технические средства обучения.

Дискуссия. Может ли в качестве средства обучения выступать его содержание?

Натуральные объекты (оригиналы) включают образцы и коллекции минералов, гор­ных пород, чучела животных, гербарии, консервированные влажные препараты, микро­препараты, реактивы, материалы и др. К этой группе нередко относят технические сред­ства и инструментарий для демонстрационного и лабораторного воспроизведения явле­ний, их качеств и количеств, исследования (посуда и принадлежности, станки, машины, технические приспособления, аппараты, установки, которые также являются объектами изучения.

Изображения и отображения составляют группу, в которую ходят модели, муляжи, габлицы, ил. погтративные материалы рисунки, фотоматериалы, картины, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов, кинофильмы, транспаранты, видео- и звукозаписи, радио и телепередачи).

Описания предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, графики) вклююттекстовые таблицы, схемы, диаграммы, планы, карты, учебные книги (учебники, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ, дидактические материалы и др.). Технические средства обучения (ТСО) — диапроекторы, кинопроекторы, кодоскопы, игольные радиоузлы, телевизоры, видеомагнитофоны, калькуляторы, компьютеры др. К этой группе относятся также средства новых информационных технологий — Вмпьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео, средства медиаобразования, Ьебное оборудование на базе электронной техники.

Дидактическая роль и функции каждого средства обучения закладываются в них этапе проектирования и изготовления. Основные дидактические функции средств обучения:

компенсаторностпъ — то есть облегчение процесса обучения, уменьшение зат­рат времени, сил и здоровья учителя и учеников;

информативность — передача необходимой для обучения информации;

интегративность — рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;

инструменталъностъ — безопасное и рациональное обеспечение определенных видов деятельности учащихся и педагога.

 

В современной школе существует система средств обучения — совокупность пред­метов учебного оборудования, обладающая целостностью, автономностью и предназ­наченная для решения образовательных задач.

По каждому учебному курсу имеется и постоянно обновляется перечень рекомендуе­мых средств обучения, имеющих предметную специфику. Например, системы средств обучения по гуманитарным курсам во многом состоят из пособий на печатной основе: Небных книг, дидактических материалов, таблиц, картин. Естественнонаучные курсы предполагают значтельный объем натуральных объектов, моделей, приборов для наблюдення и эксперимента. Курсы технологии предусматривают наличие станков, инструмен­тов и соответствующих приспособлений. Существуют официальные «Перечни» учебного оборудования, необходимые для реализации федерального компонента образования, которые обеспечивают государствен­ный стандарт образования. Состав «Перечней» формируется по модульному принципу и включает в себя комплекты оборудования для практикумов, лабораторно-практических работ, наборы учебных книг и т. д.

Современные социальные, образовательные и технологические изменения требуют не только систематического обновления фонда средств обучения, но и, их влияния на корректировку целей и содержания образования, разработку новых форм и методов обучения. Особенно ярко данная тенденция наблюдается в процессе развития ресурсов сети Интернет и электронных средств коммуникаций, обуславливающих развитие Интернет-образования и особого направления в педагогике — дистанционной педагогики.

 

Технические средства обучения. Использование учителем технических средств обуче­ния требует предварительной подготовки. При первом знакомстве с техникой учащие­ся обычно возбуждены и обращают внимание не на учебную информацию, а на саму технику и второстепенные детали. Поэтому необходимо специально учить их работать с новым средством, проводить инструктаж, готовить к восприятию информации, давать познавательные задания, четко определять цели работы и формы контроля.

На эффективность обучения влияет частота использования ТСО. Если оно исполь­зуется редко, то каждое его применение создает у учащихся повышенное эмоциональ­ное возбуждение, мешающее восприятию и освоению учебного материала. Наоборот, частое использование ТСО приводит к потере учащимися интереса к нему, а иногда и к протесту. Оптимальная частота применения ТСО зависит от учебного предмета. Для естественно-математических курсов в старших классах оптимальная частота исполь­зования ТСО составляет восьмую часть от общего объема учебных занятий. Если речь идет о дистанционных формах обучения, данное соотношение может быть увеличено при условии соблюдения санитарных, эргономичных и других норм.

Использование ТСО не должно продолжаться более 20 минут за занятие. Если ТСО применяется несколько минут сразу в начале урока, то ученики быстрее включа­ются в работу. Использование ТСО на 20 и 30 минутах поддерживает устойчивое вни­мание учащихся в течение всего урока. Это объясняется периодическими изменения­ми зрительного и слухового восприятия, внимания, утомляемости учеников.

Удобной является кабинетная система, когда все средства обучения по учебному курсу или нескольким смежным курсам располагаются в одном помещении, имеющем лаборантскую и подсобную комнаты. Учебные кабинеты предназначены для теорети­ческих и практических занятий, лабораторных работ, семинаров, решения задач, конт­рольных работ. В лаборантской готовятся опыты, демонстрации, наглядные пособия, раздаточный материал, приборы для лабораторных работ; в ней выделяется место для стеллажей с приборами, письменный стол для педагога, стол для ремонта и подготовки оборудования.

В кабинете должны быть обеспечены условия для демонстрации наглядных посо­бий: источники постоянного и переменного тока, заземление и затемнение, проекци­онная аппаратура, экран и т. д. Если кабинет совмещен с лабораторной аудиторией, на каждом ученическом столе должен быть полный комплект необходимых условий для работы: электропитание и др. В кабинете висят портреты выдающихся деятелей на­уки и культуры по изучаемому курсу, постоянные и сменяемые наглядные пособия, укреплена видеоаппаратура и проекторы, стоит компьютер.

Опыт создания в школах отдельных компьютерных кабинетов показал, что в дан­ном случае тормозится использование компьютеров и связанных с ними технологий для изучения других учебных курсов. В этом случае учителя-предметники, да и ученики считают компьютеры лишь средством обучения информатике и не используют их возможностей в общеобразовательном процессе. Поэтому рекомендуется в каждом учебном кабинете иметь хотя бы один компьютер, подключенный к локальной школь­ной сети для доступа к базам данных, а также к сети Интернет.

Дискуссия. Может ли наглядным пособием выступать умозрительный наглядный оюраз например, образ «древо жизни»?

Методика применения средств обучения. Средства обучения решают множество ди­дактических задач. Например, аудиовизуальные или мультимедийные средства обуче­ния способны моделировать реальные факты и события. С помощью экранных средств можно показать изучаемый объект в естественной для него среде. Специализированные съемки могут замедлить или ускорить изучаемый процесс, показать микроскопические объекты. Прием мультипликации помогает показать строение и динамику действия сложных объектов.

Независимо от вида средства обучения существуют общие дидактические требования для учителя по подготовке урока с их использованием:

а) проанализировать цели урока, его содержание и логи­ку изучения материала;

б) выделить главные элементы, которые должны быть усвоены учащимися (факты, гипотезы, законы), выделить те из них, которые нуждают­ся в демонстрации предмета, явления или их изображения;

в) установить, на каком этапе и для какой цели необходимо использование средств обучения;

г) отобрать оптимальные средства обучения, установить их соответствие целям урока;

д) определить методы и приемы, с помощью которых будет обеспечена познава­тельная деятельность учащихся, сформулировать задания.

 

Рассмотрим особенности применения на уроках отдельных видов средств обучения.

Наглядные пособия делятся на объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т. п.); печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т.п.); проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т. п.). Новым жанром наглядных пособий являются мультимедийные энциклопедии с обучающими функциями, интерактивные обучающие программы, электронные учебники.

Наглядные пособия демонстрируются для решения следующих задач:

♦ ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизве­дены в классе;

♦ представление об изменении характеристик явления или процесса;

♦ показ этапов изготовления, проектирования и эксплуатации изделия;

♦ представление об устройстве предмета и принципе его действия, управления им, техники безопасности;

♦ ознакомление с историей науки и перспективами ее развития.

Эффективными средствами обучении являются коллекции — наборы предметов или веществ, подобранных по определенным признакам и используемым в качестве раздаточного материала. Каждый предмет в коллекции располагается в определенном месте коробки (листа картона, бумаги, фанеры) вместе с наименованием и пояснени­ем. Коллекции применяются в ботанике, зоологии, физике, рисовании и других кур­сах. К изготовлению коллекций полезно привлекать учащихся, предлагая им выпол­нить и защитить соответствующую творческую работу.

Модели бывают следующих типов: 1) демонстрирующие принцип действия объекта; 2) изображающие устройство или схему его работы; 3) воспроизводящие внешний вид объекта. Наибольший интерес учеников вызывают модели первого типа. Привлекатель­ны действующие схемы со светящимися индикаторами. Модели третьего типа могут изготавливаться учащимися в предметных кружках и представляют собой объекты в их уменьшенном (модель звездного неба) или увеличенном (модели молекул) виде. Изго­товление действующей модели может стать творческой работой для учеников, склон­ных к данной деятельности.

В дополнение к натуральным предметам и моделям применяются печатные пособия. Печатные таблицы, карты и плакаты хранятся в подвешенном состоянии в специальных защищенных от солнечных лучей местах. Для графического изображения функциональ­ных зависимостей используются также диаграммы. Эффективно использование прозрач­ных пленок для кодоскопа, на которых можно прямо во время урока писать фломастерами и отображать создаваемое изображение на экран. С помощью компьютера изображение для таких пленок можно готовить заранее и распечатывать на обычном принтере.

В настоящее время выпускаются слайд-альбомы с пояснениями для учителя. Напри­мер, для школьного курса биологии имеются слайд-альбомы: «Рыбы. Земноводные. Пре­смыкающиеся», «Птицы», «Млекопитающие», «Эволюция», «Экология», «Цитология и генетика», «Человек и его здоровье».

Для детального и постепенного изучения строения сложных объектов или процес­сов выпускаются транспаранты — прозрачные пленки с изображениями для проеци­рования. Поочередное наложение кадров таких серий, как «Внутреннее строение жи­вотных», «Строение цветков различных семейств» позволяет детально рассмотреть каж­дую систему органов.

Материальные средства обучения дополняются идеальными. Если материальные средства связаны с привлечением интереса и внимания, для практических действий, то идеальные средства обучения ориентированы на понимание материала, логику рас­суждения, развитие интеллекта. Оба типа средств в совокупности влияют на разви­тие личностных качеств учащихся.

Идеальные средства могут быть материализованы с помощью графического или символического обозначения объекта. Материализованные же средства при вербали­зации возвращаются в область идеального.

Медиа (от лат. media)- средства.

Медиаобразование. Медиаобразование — направление в педагогике, которое предпо­лагает изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации: прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. п. В качестве средств медиаобразования в школьном обучении используются элементы информационной среды: учебник, средства массовой информации (печать, радио, телевидение), видео, компьютерные обучающие программы и игры, мультимедиа, информационные сети Интернет.

Содержание медиаобразования, интегрированного с базовым образованием, имеет следующие составляющие:

♦ обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам средств массовой информации (СМИ);

♦ развитие критического мышления, умения понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со сто­роны СМИ;

♦ включение внешкольной информации в контекст общего, базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;

♦ формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инстру­ментария (компьютеры, модемы, факсы, мультимедиа и др.).

 

С данной точки зрения наиболее значимыми для развития навыков работы школь­ников со средствами медиаобразования являются следующие:

♦ нахождение нужной информации в различных источниках;

♦ установление связей между различными информационными сообщениями;

♦ извлечение из информации необходимых данных, их систематизация по определенным признакам, выделение главного в информационном сообще­нии;

♦ понимание направленности информационного потока, целей коммуникации;

♦ нахождение ошибок, искажений в получаемой информации;

♦ восприятие и понимание различных точек зрения по одному источнику;

♦ создание собственных аргументированных высказываний по отношению к со­общению, составление рецензий и анонсов информационных сообщений;

♦ перевод одного типа информации в другой (вербальную в визуальную) и наоборот;

♦ преобразование информации исходя из особенностей аудитории, для которой она предназначена;

Дискуссия. Чем работа ученика с информацией отличается от его работы с реальными объектами?

♦ определение формы изложения информации, адекватной его содержанию;

♦ владение простейшим инструментарием подготовки, передачи и получения ин­формации.

 

Приведем вариант приемов обучения учеников начальной школы с использовани­ем средств медиаобразования.

1. Дети находят дополнительную информацию по теме урока (текстовую, изо­бразительную, знаково-символическую), анализируют увиденное.

2. Дети учатся брать интервью у родителей, товарищей на заданную тему и вос­производят записанную аудиозапись в классе.

3. Работа со словарями и справочной литературой, освоение правил работы с ними. Систематизация предложенной информации по заданным признакам, аргумен­тация собственных высказываний, составление рецензий (например: «Охаракте­ризуйте речь героев видеофильма»).

4. Перевод значения информации с одного знакового языка на другой, например, составление детьми собственных диафильмов и комиксов. В рисунках дети учат­ся передавать свои чувства и настроения.

5. Самостоятельное иллюстрирование детьми определенных строчек изучаемых произведений. Класс получает задание распределить рисунки в точном соответ­ствии с развитием сюжета произведения.

6. Чтение детьми информации в разных формах и на разных языках — символи­ческие и схематические изображения.

7. Составление детьми простейших схем, отражающих информацию и объяснение их содержания.

Методика использования видеоматериалов. Работа с любым аудиовизуальным сред­ством обучения (экранным пособием) предполагает определенную методику его ис­пользования. Основные этапы этой работы:

 

1. Определение учителем роли и места пособия в структуре занятия.

2. Подготовка учеников к просмотру материала, формулирование заданий.

3. Просмотр материала.

4. Обсуждение увиденного, выполнение заданий.

На первом этапе, еще до занятия, учитель продумывает цели и структуру занятия, отбирает для показа те видеофрагменты, которые наилучшим образом позволяют до­стигать поставленные цели. Иногда, например, во время проведения открытых уроков, некоторые учителя специально «нагружают» урок техническими средствами. Делать этого не следует. Любое средство должно органично сочетаться с формой и содержани­ем занятия, соответствовать его целям и общей дидактической системе педагога.

На втором этапе (во время самого занятия) создается эмоциональный и деловой настрой учеников для просмотра видеофрагмента. Если ранее с детьми данные техни­ческие средства не использовались, возможна краткая беседа по объяснению их прин­ципов работы и назначению. Далее дается установка на восприятие отдельных элемен­тов и всего видеофрагмента в целом. Учитель кратко поясняет видеофрагмент, фор­мулирует задание, организующее восприятие материала учениками

Третий этап формирует зрительскую культуру детей, учит их реагированию на уви­денное, позволяет соотнести целевые установки с восприятием информации и собствен­ной мыслительной работой. В это время возможно использование следующих приемов: а) стоп-кадр, во время которого даются комментарии учителя, формулируется и обсуждается вместе с учениками вопрос; б) повторное воспроизведение фрагмента с воз­вращением к поставленному вопросу; в) синхронный комментарий учителем или уче­ником демонстрируемого средства (например, одному из учеников при выключенном звуке предлагается «озвучить» видеоряд).

Четвертый, завершающий этап проходит как обсуждение, дискуссия, ответы на поставленные вопросы. Возможно индивидуальное или групповое выполнение зада­ний с последующим представлением и обсуждением результатов.

В качестве учебных фильмов учитель может использовать свои собственные под­борки видеоматериалов, а также специально издаваемые учебные видеофильмы. На­пример, имеются следующие видеофильмы по биологии: «Биосферные заповедники», «Глобальная экология», «Жизнь растений», «Многообразие животных».

Дополнительные методические возможности по сравнению с видеомагнитофоном ителевпзором предоставляют видеофильмы, выполненные на мультимедийной основе в форме CD – Rom или DVD и исполняемые с помощью компьютера и соответствую­щего проекционного аппарата. В этом случае учитель может быстро возвращаться к любой части фильма; останавливать кадр для более детального рассмотрения и ком­ментариев; использовать одновременно другие средства обучения, в том числе и не-влектронные; копировать видеоряд или звуковое сопровождение фильма для распе­чатки, размещения в электронных базах данных; использовать видеоматериалы для подготовки и защиты учениками творческих работ по изучаемой теме.

Учебные компакт-диски. В последние годы получили распространение лазерные компакт-диски (CD – Rom) с материалами по различным учебным курсам. На данных носи­телях информации размещаются различные виды экранно-звуковых средств, приспо­собленных для использования с помощью компьютера.

Подобные средства предлагается использовать в образовательном процессе для демонстраций, фронтальной и индивидуальной работы учеников на уроке, для домаш­ней самостоятельной работы.

Компакт-диски помогают обеспечить интерактивность взаимодействия ученика с учебным материалом, индивидуальную траекторию его освоения, интенсифицировать обратную связь «ученик—учитель».

Однако в настоящее время не вся выпускаемая продукция удовлетворяет дидак­тическим, эргономическим и другим требованиям к средствам обучения и вызывает подчас справедливые нарекания не только со стороны ученых, но и потребителей — учеников и учителей. Поэтому при выборе учебных CD – Rom необходимо руковод­ствоваться научными, педагогическими, эргономическими и иными критериями, сре­ди которых отметим следующие:

 

1. Наличие в учебном материале научно достоверной и педагогически обоснован­ной информационной системы понятий, законов, теорий и других образователь­ных элементов по изучаемому курсу. Развитая система поиска. Функции конт­роля, рефлексии и оценки учебной деятельности.

Дискуссия. Влияет ли носитель информации не ее содержание?

2. Удовлетворение гигиеническим требованиям, направленным на сохранение зре­ния, предупреждение переутомления школьников. Учет возрастных особенно­стей, познавательных возможностей, различной интеллектуальной подготовки учеников.

3. Соответствие материала стандартам соответствующей образовательной облас­ти, возможность сочетания с «бумажными» учебниками и другими средствами обучения.

4. Интерактивность и личностная ориентация материала. Возможность индивудиальной траектории его изучения. Разделение учебной информации по уровням сложности и способам восприятия (логического, эмоци­онально-образного).

5. Наличие учебно-познавательных и творческих заданий, свя­занных с изучаемым материалом и способствующих развитию критического мышления, аналитического отношения к рассматриваемым объектам и проблемам. Возможность создания учениками образовательной продукции при работе с материалом и ее сохранения на жестком диске компьютера.

6. Живая эмоциональная форма преподнесения информации, связанной с изуча­емой темой. Преобладание зрительного ряда над речевым и музыкальным, наличие взаимосвязанного потока информации, подаваемого порциями в понят­ной и логической последовательности, в доступном для учеников темпе. Воз­можность выбора учеником темпа и ритма деятельности, объема изучаемого материала.

7. Дружественный и интуитивно понятный интерфейс программы. Применение стандартных меню и кнопок на панелях инструментов. Использование возмож­ностей современной компьютерной техники для организации интерактивной работы обучающегося с пособием, возможность связи с обновляемыми Интер­нет-ресурсами и удаленными педагогами.

 

Электронный учебник. Такой учебник выполняется в формате, допускающем гипер­ссылки, графику, анимацию, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты.

Электронные учебники имеют существенные преимущества перед их бумажными предшественниками. Так, на одном компакт-диске (CD – Rom) объемом 650 Мб поме­щаются тексты книг в количестве около 4000 томов, что соответствует большой до­машней библиотеке! Педагог, имеющий учебную информацию по своему предмету, способен достаточно быстро перекомпоновать ее или просто поместить материал на веб-сайте для одновременного доступа к нему всех учеников.

Электронные учебники практически вечны, не боятся износа и старения, занима­ют мало места и очень мобильны. Электронный учебник вариативен в исполнении: ему можно придать любую удобную для чтения форму — цвет фона, текста, размер шрифта; при необходимости с помощью принтера можно распечатать часть учебника или издать его необходимым тиражом целиком, оформив по своему усмотрению (с соблюдением авторских прав).

Простыми в изготовлении и эксплуатации являются учебники, выполненные в формате html — основном формате сети Интернет. Это позволяет использовать элек­тронный учебник и его отдельные материалы для размещения на школьном образо­вательном сервере. Другой вариант — размещение учебника на компакт-дисках, в том числе и перезаписываемых.

Материал из электронного учебника учитель может дополнить, исправить, ото­слатьученику по электронной почте, записать на компакт-диск или поместить на об­разовательный веб-сайт для одновременного доступа к ней учеников. Электронный учебник обеспечивает режим самообучения, возможность самоконтроля. В электронной школьной библиотеке с помощью поисковых систем значительно легче сориентироваться и найти нужный учебник, а также быстро отыскать в нем нуж­ную информацию: понятие, закон, имя ученого, параграф.

Вариативны и мобильны также многие виды работ с электронным учебником. Учитель при необходимости может ограничить доступ конкретных дистантных уче­бников к электронному учебнику или его части, размещенным на веб-сайте, тем самым создавая возможность индивидуального темпа и траектории обучения. С помо­щью машинного переводчика типа Stylus электронный учебник можно быстро пере­вести на другой язык. Учитель и ученик могут добавлять в учебник свои комментарии, ссылки, ставить вопросы, а цитаты из электронного учебника применять в собствен­ных работах.

Включение в учебник элементов анимации и компьютерных игр усиливает его интерактивность и привлекательность. Гипертекстовая структура учебника позволяет осуще­ствлять индивидуальную траекторию обучения. Однако гипертекстовая система навигации должна строиться таким образом, чтобы сохранялась логика и систематичность в освоении содержания, не допускались пробелы в усвоении образовательных стандартов.

Учащиеся смогут самостоятельно пополнять свой электронный учебник творческимиработами, при необходимости открывая их для общего доступа, например на веб-сайте.Публикация в электронном учебнике создаваемых или отбираемых учащимися материалов, а также размещение их на доступном для других людей веб-сайте, существенно повышает их ответственность за качество своей информации.

Электронный учебник предоставляет большие возможности для личностной творческой работы. Учитель и ученики могут участвовать в составлении собственного электронного учебника, в добавлении к нему материалов или заданий без существенных затрат на переиздание. В «бумажных» учебниках такая возможность не предусмотрена, конструирование школьниками личностного содержания образования затруднено. Максимально, что может сделать ученик, это оставить на полях «бумажного» учебника свои пометки.

Дискуссия. Назовите преимущества «бумажного» учебника перед электронным? Предложите способы распространения данных преимуществ на электронные учебники. То есть отыщите резервы их улучшения.

Электронный учебник предоставляет возможность внесе­ния в него изменений педагогом. Вспомним многочисленные пособия, вырезки и другие материалы, которые учителям при­водится собирать и приносить в класс, когда изучается та или иная тема. Здесь же учитель может быстро добавить в учебник свежие данные или те матералы, которые он нашел в других электронных библиотеках, книгах или в сети Интернет.

Форма такого электронного учебника — блочная. Это означает.что отдельные блоки могут заменяться, добавляться или изменяться в ходе обучения. В отличие от «бумажных» учебников замена электронных блоков не сопряжена с существенными затратами по переизданию. Единственная проблема, возникающая при видоизменении электронного учебника, это проблема авторских прав. Решать ее необходимо юридическим путем с помощью составления соответствующего договора между авторами учебника и его последующими пользователями-доработчиками, путем разработки специальной инструкции или официального постановления о действиях пользователей с электронными изданиями.

Один и тот же электронный учебник будет иметь различные версии для учите­ля и учеников. С точки зрения учителя, электронный учебник по определенному предмету постоянно дополняется новыми текстами учеников и специалистов в виде дополнительных приложений. С годами учебник «растет» в объеме для всех последующих учеников в количестве своих приложений, связанных между собой гиперссылками. Через некоторое время отдельные его части и приложения пере­рабатываются.

Для ученика его учебник дополняется личными работами, работами его однокласс­ников и текстами первоисточников, которые он выбирает для себя. Такой учебник остается в архиве ученика и сопровождает его личное образование на протяжении всех лет обучения. В результате у каждого школьника создается личная образовательная библиотека, хранящаяся в компьютере или на CD – Rom.

Образовательный веб-сайт. Сайт учебного заведения в сети Интернет — новое средство обучения, педагогические основы создания и применения которого еще нуждаются в разработке. В связи с бурным развитием информационных технологий количество и роль образовательных сайтов в деятельности школ возрастает. От содержания, органи­зационной структуры и функционирования образовательного сайта зависит не только успех взаимодействия школы с внешним миром, но и образовательные процессы, про­исходящие внутри учебного заведения.

Сайт (или веб - сайт) –группа взаимосвязанных веб – страниц, расположенных на сервере организации или частного лица и посвященная, как правило, определенной направленности.

Уникальность веб-сайтов делает их универсальным средством для решения мно­гих образовательных задач: предоставление информации для учеников, учителей ишкол, желающих познакомиться с различными методиками, концепциями, образовательными средствами, использование кибербиблиотек, возможность пополнения их собственными материалами, интерактивные формы коммуникации — чаты, веб-форумы, телеконференции.

Как сконструировать сайт учебного заведения, чтобы с его помощью решать общеобразовательные задачи и учить детей успешно действовать в образовательном Интернет-простран­стве?

Основой разработки образовательного сайта является целостная педагогическая концепция учебного заведения, а не только одна ее часть или направление, например информационные технологии. Школьный сайт должен решать не отдельную частную задачу, а выступать средством повышения эффективности всех сторон деятельности школы.

Педагогическая концепция школы и ее основные структур­ные элементы определяют базовую основу сайта и находят свое отражение на его титульной странице.

Веб – страница – отдельный документ в сети Интернет, имеющая свой адрес, например: www.eidos.ru

Имеются два значимых аспекта разрабатываемого школьного сайта: внешний и внут­ренний. Во-первых, школа организует деятельность своих учеников и педагогов в откры­том информационном пространстве, и поэтому она должна быть интересна для внешних посетителей, которых привлекают не столько графические, сколько познавательные и интерактивные достоинства сервера. Во-вторых, школьный сайт может стать полезным ин­струментом для более качественного и эффективного решения традиционных внутрен­них задач учебного заведения: проведения Интернет-занятий, организации дистанционных педсоветов и родительских собраний, проведения конкурсов, информационной поддержки обучения.

Главные принципы конструирования образовательного сайта — его адресность, интерактивность и продуктивность в отношении предполагаемых посетителей — участников процессов, организуемых школой с помощью сайта.

Перечислим способы и формы реализации указанных принципов в отношении дея­тельности основных адресатов школьного образовательного сайта: учеников, их роди­телей, учителей.

Учащиеся школы. Это очные ученики школы, взаимодействующие с сайтом как из (школы, так и из дома, библиотеки, из других мест, например, из другого города, в кото­рый они отправляются путешествовать. Для этих учеников на школьном сайте органи­зованы аналоги средствам очного обучения: классы, предметы, парты, дневники, журналы, расписания занятий и др. У каждого ученика на сайте есть виртуальный школьный портфель, в котором «лежит» необходимая информация и инструменты. Свою учебную продукцию школьник размещает также в специально отведенных местах на сайте, например: картины — в живописной мастерской, сочинения — в литературной хрестоматии или в школьной электронной газете, работы по естествознанию — в научном ученическом журнале. Учебная продукция и другая информация каждого ученика связана системой гиперссылок с рабочими местами других пользователей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: