Что такое образовательная ситуация. Образовательная ситуация обозначает конкретный временной и пространственный участок педагогической реальности, который выполняет функцию стимула и условий создания учениками образовательной продукции.
Продолжительность образовательной ситуации — от нескольких минут до трех и более дней, возможна также цепочка взаимосвязанных ситуаций. Ситуативный принцип может лежать в основе каждого уровня организации творческого обучения: отдельного урока, системы занятий по учебному курсу, деятельности всей школы.
Образовательная ситуация — это ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через совместную деятельность всех ее участников. Ее целью является рождение учениками образовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов) в ходе специально организованной деятельности. Получаемый в результате образовательный продукт непредсказуем, педагог проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретное содержание образовательных
Ситуация – сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение. |
результатов, которые должны быть получены.
Цикл образовательной ситуации включает в себя мотивацию деятельности, ее проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом и с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов.
Началу образовательной ситуации соответствует искусственно созданная или естественным образом возникшая образовательная напряженность. Моменты занятий, для которых характерна образовательная напряженность:
|
♦ целенаправленное создание образовательной напряженности учителем;
♦ возникновение проблемы или вопроса;
♦ непредвиденное противоречие;
♦ несоответствие полученных результатов ожидаемым;
♦ затруднение решения задачи или выполнения задания;
♦ нарушение привычных норм образовательной деятельности;
♦ введение противоречивых культурно-исторических аналогов;
♦ многообразие различных позиций по рассматриваемому вопросу и др.
Внешне заданный педагогом учебный материал в образовательной ситуации выполняет роль среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды — обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности решения образовательной ситуации.
Наиболее «сильной» является та образовательная ситуация, в которую оказывается включен в роли участника сам учитель, то есть возникшая проблема является для него не учебной, а реальной, которую ему приходится решать наравне с учениками. Результаты такого обучения оказываются наиболее продуктивными. Включенность учителя в решение проблем типа: Откуда произошел мир? Что такое точка? Каковы причины грозы? — позволяет учителю всякий раз по-новому взглянуть на бесконечные в своем познании первопричинные вопросы.
|
Дискуссия. Может ли учитель, который имеет опыт и профессию, быть в состоянии реального незнания истины во время совместного с учениками ее познания? |
Учитель реализует свои познавательные возможности тогда, когда изучает с учеником какой-либо фундаментальный образовательный объект. Например, проблема происхождения мира является актуальной как для ребенка, так и для взрослого. Учитель, находясь в одновременном поиске с учеником, реализует себя не только как педагог, но и как человек познающий, поскольку всякий раз по-новому открывает для себя глубины одних и тех же образовательных объектов.
Искреннее незнание учителем окончательной истины помогает ему не только выстраивать образовательную ситуацию, но и продвигать собственное образование в направлении преподаваемого предмета. Методы познания, которые педагог демонстрирует на уроке применительно к самому себе, играют колоссальную обучающую роль для учеников и перенимаются ими.
Как возникает образовательная ситуация? Вначале из личного опыта детей, из их собственных наблюдений вычленяются интересные для них вопросы типа: «Откуда произошло?», «Как появился?», «Почему именно так, а не иначе?». Допросы формулирует учитель, но лучше, когда их задают ученики. Затем дети высказывают несколько версий-ответов. Учитель или сами ученики развивают и проверяют на прочность каждую версию. Мнения детей группируются обычно вокруг двух-трех версий. С большим количеством версий им труднее работать, поскольку уже прозвучавшие мнения притя-гавают к себе их внимание. Задача учителя на данном этапе — заметить, постараться понять противоречивые суждения детей на общую тему, а также помочь им точнее выразить словами свои мысли и образы. Важно «держать тему», то есть не давать обсуждению отрываться от обозначенного вопроса.
|
В большинстве случаев обсуждаемый вопрос не имеет «правильного», единственно верного ответа. Как правило, единства нет и в самой науке. Поэтому не всегда следует торопиться сообщать детям «как же на самом деле». Каждый ученик сам определяет для себя ответ. Главное, чтобы он знал и другие версии, в том числе и те, которые составляют основу общечеловеческой науки и культуры.
После высказывания и отстаивания детьми своих версий возможны разные продолжения:
♦ обсуждение заканчивается, каждый ученик остается со своей версией;
♦ учитель сообщает детям свои знания или известные ему культурно-исторические научные данные по обсуждаемому вопросу; дети сопоставляют свои версии с научными аналогами;
♦ прозвучавшие версии получают свое продолжение и доказательство путем опытов, логических построений и т. п.
Образовательная ситуация допускает открытое, неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.
Рассмотрим фрагмент образовательной ситуации на тему «Происхождение мира» (естествознание, 5-й класс).
«Откуда возникло все? Что было в начале? Что такое начало?» — краткое обсуждение детьми этих вопросов заинтересовывает их этой проблемой. У школьников возникает несколько разных точек зрения на поставленные вопросы. Вокруг фундаментального объекта «мир» и проблемы его происхождения создается образовательная напряженность. После небольшой дискуссии коллективное обсуждение останавливается, и каждому ученику предлагается нарисовать происхождение мира так, как он себе это представляет.
Через 10 минут дети начинают по очереди комментировать свои версии-рисунки. Другие ученики задают им вопросы на понимание. Учитель кратко обозначает на доске основные типы детских версий происхождения мира:
«взрыв»;
«движение в пустоте»;
«океан и тепло»;
«соединение пылинок»;
«сотворение Богом».
Обобщение ученических позиций — коллективный образовательный продукт на данном этапе. Проводится устная промежуточная рефлексия: Что мы сегодня делали? Что вы чувствовали? Что нового каждый из нас понял, узнал, придумал?
На следующем занятии учитель знакомит детей с культурно-историческими аналогами решения изучаемого вопроса, зачитывает отрывки о происхождении мира из книг Риг-веда: Библия, Древнегреческие мифы, Русские веды и др. Дети зарисовывают наиболее яркие сюжеты, сравнивают их со своими, отыскивают сходство и отличие с версиями одноклассников. Образовательный результат по данной теме не является единым для всех. Каждый ученик письменно излагает свои результаты в форме рефлексивного мин-сочинения. Желающим продолжить занятия по данной теме предлагается взять творческую работу, в которой можно будет более подробно разработать свою гипотезу происхождения мира, изготовить модель и представить ее на защиту в конце учебной четверти.
Технология образовательной ситуации. Условием гарантированного обеспечения детских творческих результатов является наличие в организуемой ситуации технологически связанных элементов. В табл. 6.1 приведено содержание деятельности учителя и учеников на каждом этапе образовательной ситуации.
Таблица 6.1