Класс | Фамилия, имя ученика | Название творческой работы | Руковдитель | Параметры оценки | Общая сумма баллов | Место | ||||
Степень творчества | Профессионализм | Трудоемкость | Практическая польза | Умение защищаться | ||||||
Князев Артем | Сказка про английские звуки [1] и И | Семенова Е. В. | ||||||||
Свершникова Юля | Фантастическая повесть с иллюстрациями | Сидоркова Л. Н. | ||||||||
Дагаева Юля | Живописная композиция «Сказка о старинном городе» | Котелевская 0. В. | ||||||||
Бородулин Антон | «Почему родительный падеж так называется». Исследование | Вольхина В. Н. | ||||||||
Кидалов Рома | Образование множественного числа имени сущ. в русском, английском и французском языках | Андрианова Г. А. | ||||||||
Мироненко Саша | «Мой материк», компьютерная модель по географии | Лексуткина М. В. | ||||||||
Бруй Кристина | «Activity Воок». Рабочая тетрадь для учеников 3-го класса | Андрианова Г. А. |
Творческую работу относят к среднему уровню, если ученик реализовал в ней свою идею или принцип, а также достаточно хорошо, по мнению специалиста или экспертной группы, справился с поставленной целью. Такие работы оцениваются, как правило, 4-7 баллами по 10-балльной шкале или аналогичным образом по другим шкалам.
Дискуссия. Каково должно быть соотношение и взаимосвязь результатов учеников в образовательных и творческой деятельности? |
Работа низкого уровня представляет собой завершенную работу ученика, которая выполнена им по образцу или аналогии, либо с незначительной модернизацией уже известной им работы. Степень новизны такой работы незначительна для ее автора. (Термин «низкий уровень» употребляется условно, поскольку даже низкий уровень творческой работы говорит о том, что ученик выполнил и представил свою работу на защиту.) В качестве творческих работ низкого уровня назовем рефераты, в которых не ыражена собственная точка зрения автора. Низким уровнем характеризуются работы, получившие оценку 1—3 балла по 10-балльной шкале.
|
Творческие недели обычно вызывают у учеников повышенный интерес, создают раздничное настроение. В то же время это и период серьезных испытаний. Не все еники, выбравшие тему творческой работы, доводят ее до конца. Не всякую работу руководитель или экспертная группа допускают до защиты. Только 5—10% твор-еских работ получают высокую оценку, а их авторы представляются к школьному алию. Те ученики, работы которых трижды за год представляются к одному из кольных званий, получают его вместе с вручением соответствующего удостоверения.
Практика показывает, что через 1—2 года около половины творческих работ учеников достигает высокого и среднего уровня оценки. После 3—4 лет обучения с при-енением данной системы занятий этот показатель увеличивается до 75%, а за пять лет образовательная продуктивность учеников возрастает в 5 раз по сравнению с начальным уровнем.
Ученики, участвующие в творческих неделях, не забывают достигнутых ими результатов. Творческая деятельность занимает все большее место в их учебе по общеобразовательным курсам. У них вырабатывается навык личностного подхода к изучаемым вопросам, формируется индивидуальная траектория образования.
|
Разновидностью творческих недель являются научные недели в старших классах. Образовательная доминанта этой формы обучения находится в области научно-исследовательской деятельности учащихся: в их лингвистических работах, естественнонаучных исследованиях, культурологических изысканиях, научно-технических и иных разработках.
Данная форма занятий позволяет осуществлять переход от ученических проблем научным, включать способы и методы научной деятельности в общеобразовательный процесс.
Научные недели включают в себя занятия учеников с тьюторами, их работу в лабораториях и библиотеках, конференции, семинары, симпозиумы. Научная неделя сохраняет структуру продуктивного обучения, то есть собственное решение учащимися научных проблем предшествует изучению ими культурно-исторических аналогов. В процессе проведения научных недель ученики иногда повторяют ход мысли, споры и доказательства выдающихся ученых прошлого. Последующее знакомство с достижениями великих ученых, диалог с ними вызывают у школьников сильные чувства и ощущения сопричастности, помогающие личностному усвоению общечеловеческих достижений в сопоставлении со своими результатами.
Научная неделя не ограничивается деятельностью учеников в стенах своей школы. С помощью ресурсов и технологий Интернета организуется дистанционная форма учебной деятельности школьников из разных городов и даже стран, которые участвуют в совместных научных проектах, электронных конференциях, межшкольных семинарах и конкурсах.
|
Резюме
Системы занятий могут быть образованы путем трансформации методов обучения до уровня форм обучения.
Образовательный проект — это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени, — от одного урока до нескольких месяцев.
Требования к организации проекта: различные пути реализации проекта каждой группой учеников; значимость для окружения учащихся; исследовательская направленность; педагогическая значимость; спланироваиность, сочетаемая с гибкостью; ориентированность на решение конкретной проблемы; наличие потребителя результатов проекта.
Эвристическое «погружение» — форма занятий, которая обеспечивает сохранение образовательной доминанты на протяжении нескольких дней путем организации по-знания учениками различных образовательных объектов с помощью эвристических методов.
Особенности конструирования занятий по методу «погружения»: чередование рационально-эмоциональных уроков; многообразие форм уроков при единстве содержания; наличие «разности потенциалов» учеников; систематизация и структурирова-нне знаний; совместное планирование работы учителем и учеником; многообразие форм В системе оценок.
Творческая неделя — система занятий по индивидуальной подготовке и коллективной защите учениками творческих работ. В результате увеличивается продолжительность и качество творческой работы ученика над выбранной темой или проблемой по учебному курсу.
Научная педеля — разновидность творческой недели в старших классах, имеющая образовательную доминанту в области научно-исследовательской деятельности учащихся.
Вопросы и упражнения
1. Перечислите основные виды деятельности учащихся, выполняемые ими в ходе образовательного проекта.
2. Возможно ли сохранение образовательной доминанты в классно-урочной системе занятий?
3. Какие методы репродуктивного обучения могут быть эффективны во время эвристического «погружения»?
4. Чем творческая неделя отличается от эвристического «погружения»?
5. Какими принципами необходимо руководствоваться учителю при формулировании тематики творческих работ учеников?
Дидактический практикум