Фрагмент сводной ведомости по итогам защит творческих работ




Класс Фамилия, имя ученика Название творческой работы Руковдитель Параметры оценки Общая сумма баллов Место
Степень творчества Профессионализм Трудоемкость Прак­тическая польза Умение защищаться    
  Князев Артем Сказка про английские звуки [1] и И Семенова Е. В.              
  Свершникова Юля Фантастическая повесть с иллюстрациями Сидоркова Л. Н.              
  Дагаева Юля Живописная композиция «Сказка о старинном городе» Котелевская 0. В.              
  Бородулин Антон «Почему родительный падеж так называется». Исследование Вольхина В. Н.              
  Кидалов Рома Образование множествен­ного числа имени сущ. в русском, английском и французском языках Андрианова Г. А.              
  Мироненко Саша «Мой материк», компьютерная модель по географии Лексуткина М. В.              
  Бруй Кристина «Activity Воок». Рабочая тетрадь для учеников 3-го класса Андрианова Г. А.              

 

Творческую работу относят к среднему уровню, если ученик реализовал в ней свою идею или принцип, а также достаточно хорошо, по мнению специалиста или эксперт­ной группы, справился с поставленной целью. Такие работы оцениваются, как прави­ло, 4-7 баллами по 10-балльной шкале или аналогичным образом по другим шкалам.

Дискуссия. Каково должно быть соотношение и взаимосвязь результатов учеников в образовательных и творческой деятельности?

Работа низкого уровня представляет собой завершенную работу ученика, которая выполнена им по образцу или анало­гии, либо с незначительной модернизацией уже известной им работы. Степень новизны такой работы незначительна для ее автора. (Термин «низкий уровень» употребляется условно, поскольку даже низкий уровень творческой работы говорит о том, что ученик выполнил и представил свою работу на защиту.) В качестве творческих работ низкого уровня назовем рефераты, в которых не ыражена собственная точка зрения автора. Низким уровнем характеризуются рабо­ты, получившие оценку 1—3 балла по 10-балльной шкале.

Творческие недели обычно вызывают у учеников повышенный интерес, создают раздничное настроение. В то же время это и период серьезных испытаний. Не все еники, выбравшие тему творческой работы, доводят ее до конца. Не всякую рабо­ту руководитель или экспертная группа допускают до защиты. Только 5—10% твор-еских работ получают высокую оценку, а их авторы представляются к школьному алию. Те ученики, работы которых трижды за год представляются к одному из кольных званий, получают его вместе с вручением соответствующего удостоверения.

Практика показывает, что через 1—2 года около половины творческих работ учеников достигает высокого и среднего уровня оценки. После 3—4 лет обучения с при-енением данной системы занятий этот показатель увеличивается до 75%, а за пять лет образовательная продуктивность учеников возрастает в 5 раз по сравнению с начальным уровнем.

Ученики, участвующие в творческих неделях, не забывают достигнутых ими результатов. Творческая деятельность занимает все большее место в их учебе по общеобразовательным курсам. У них вырабатывается навык личностного подхода к изучаемым вопросам, формируется индивидуальная траектория образования.

Разновидностью творческих недель являются научные недели в старших классах. Образовательная доминанта этой формы обучения находится в области научно-исследовательской деятельности учащихся: в их лингвистических работах, естественнонаучных ис­следованиях, культурологических изысканиях, научно-технических и иных разработках.

Данная форма занятий позволяет осуществлять переход от ученических проблем научным, включать способы и методы научной деятельности в общеобразовательный процесс.

Научные недели включают в себя занятия учеников с тьюторами, их работу в ла­бораториях и библиотеках, конференции, семинары, симпозиумы. Научная неделя сохраняет структуру продуктивного обучения, то есть собственное решение учащи­мися научных проблем предшествует изучению ими культурно-исторических анало­гов. В процессе проведения научных недель ученики иногда повторяют ход мысли, споры и доказательства выдающихся ученых прошлого. Последующее знакомство с достижениями великих ученых, диалог с ними вызывают у школьников сильные чув­ства и ощущения сопричастности, помогающие личностному усвоению общечелове­ческих достижений в сопоставлении со своими результатами.

Научная неделя не ограничивается деятельностью учеников в стенах своей шко­лы. С помощью ресурсов и технологий Интернета организуется дистанционная фор­ма учебной деятельности школьников из разных городов и даже стран, которые уча­ствуют в совместных научных проектах, электронных конференциях, межшкольных семинарах и конкурсах.

Резюме

Системы занятий могут быть образованы путем трансформации методов обучения до уровня форм обучения.

Образовательный проект — это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образователь­ной продукции за определенный промежуток времени, — от одного урока до несколь­ких месяцев.

Требования к организации проекта: различные пути реализации проекта каждой группой учеников; значимость для окружения учащихся; исследовательская направ­ленность; педагогическая значимость; спланироваиность, сочетаемая с гибкостью; ориентированность на решение конкретной проблемы; наличие потребителя резуль­татов проекта.

Эвристическое «погружение» — форма занятий, которая обеспечивает сохранение образовательной доминанты на протяжении нескольких дней путем организации по-знания учениками различных образовательных объектов с помощью эвристических методов.

Особенности конструирования занятий по методу «погружения»: чередование ра­ционально-эмоциональных уроков; многообразие форм уроков при единстве содер­жания; наличие «разности потенциалов» учеников; систематизация и структурирова-нне знаний; совместное планирование работы учителем и учеником; многообразие форм В системе оценок.

Творческая неделя — система занятий по индивидуальной подготовке и коллектив­ной защите учениками творческих работ. В результате увеличивается продолжитель­ность и качество творческой работы ученика над выбранной темой или проблемой по учебному курсу.

Научная педеля — разновидность творческой недели в старших классах, имеющая образовательную доминанту в области научно-исследовательской деятельности уча­щихся.

Вопросы и упражнения

1. Перечислите основные виды деятельности учащихся, выполняемые ими в ходе образовательного проекта.

2. Возможно ли сохранение образовательной доминанты в классно-урочной системе занятий?

3. Какие методы репродуктивного обучения могут быть эффективны во время эв­ристического «погружения»?

4. Чем творческая неделя отличается от эвристического «погружения»?

5. Какими принципами необходимо руководствоваться учителю при формулиро­вании тематики творческих работ учеников?

Дидактический практикум



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: