Тема 31. Организация педагогической практики




 

1. Разработайте перечень основных функций студента-практиканта.

2. Во время прохождения педагогической практики оцените эффективность при­веденных в данном параграфе рекомендаций. Опираясь на свой опыт, составь­те рекомендации будущим студентам-практикантам.

Содержание педагогической практики

Студентам во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять все функции учителя. Специфика заключается также в том, что приход в школу практикантов — неординарное событие для уче­ников, которые не упустят возможности проверить педагогические способности буду­щих учителей.

Испытание детским коллективом — наиболее эффективный способ ощутить спе­цифику педагогической профессии и определить для себя направления дальнейшего профессионального совершенствования. В этих условиях важно достойно показать себя не только учителем-предметником, но и педагогом-воспитателем, методистом, организатором ученической деятельности. Помощь в выборе педагогических и дидак­тических действий может оказать память о восприятии образовательного процесса с позиций ученика (вспомнить себя школьником).

Цели и задачи педагогической практики. Основная цель — приобретение и осозна­ние студентами опыта педагогической деятельности при выполнении основных функ­ций учителя, а также классного руководителя.

Перед студентами во время педагогической практики стоят следующие задачи:

♦ познакомиться со структурой и содержанием образовательного процесса в шко­ле, с особенностями работы учителей-предметников, классного руководителя, администрации школы;

♦ освоить педагогические формы образовательного взаимодействия с учениками, научиться самостоятельно и творчески применять знания и способы деятель­ности, которые осваивались при изучении специальных и психолого-педагоги­ческих дисциплин;

♦ научиться планировать, проводить и анализировать различные виды учебных и внеурочных занятий, использовать наиболее эффективные методы обучения, воспитания и развития;

♦ приобрести начальный опыт ведения научно-методической работы, опытно-экс­периментальных форм педагогической деятельности;

♦ ознакомиться с опытом учителей, опробовать наиболее эффективные из применяемых ими приемов и методов обучения;

♦ получить навыки индивидуальной работы с учащими­ся и их родителями.

 

Дискуссия. Докажите или опровергните суждение, что дети, котрым предоставляет ся возможность проявить себя на уроках и достиь творческих результатов по предмету, быстрее находят взаимопонимание со студентами – практикантами.

Деятельность студентов в школе. В первый день пребывания в школе студенты встречаются с администрацией — директо­ром или его заместителем. Проводится беседа о школе, ее спе­цифике, целях, структуре, традициях, задачах педагогического коллектива. Затем студенты распределяются по классам, знакомятся с классными руководителями, учителями-предметниками, оборудованием и оформлением учебных кабинетов. Изучается школьная документация: устав и образо­вательная программа школы, планы работы школы, расписание уроков, классные журналы, планы классного руководителя, учителей, личные дела учащихся, компьютерная база данных, школьный веб-сайт.

 

Первая неделя педагогической практики носит ознакомительный, но не пассивный характер, предлагающий активную деятельность студентов. В первую неделю каждый студент посещает уроки учителей по всем предметам в закрепленном классе. Обычно учителя предупреждаются администрацией о том, в каких классах проводится пед­практика; в любом случае студенту необходимо заранее спрашивать у учителя разре­шения присутствовать на его уроке. Лучше это делать не прямо перед уроком, а за день до его проведения.

Во время посещений занятий важно изучить специфику учащихся, запомнить их имена. Полезно нарисовать схему расположения учеников за партами в классе, чтобы уверенно обращаться к ним во время своих уроков.

Присутствуя на уроках, студент в своем дневнике делает записи, проводит анализ урока по соответствующей форме. Осмысливаются и берутся на вооружение наибо­лее эффективные формы и методы работы учителя.

После урока желательна краткая беседа с учителем. Студенту важно найти способ высказать свое положительное мнение о наиболее интересных методах, приемах и дру­гих элементах ведения урока, задать вопросы учителю, выслушать его советы. Не сто­ит акцентировать свое внимание на критике тех или иных ситуаций, которые были обнаружены во время урока, лучше попытаться проанализировать их в качестве про­блемных образовательных ситуаций и найти пути их решения.

В школе студенты придерживаются правил внутреннего распорядка, выполняют рас­поряжения директора и его заместителей, руководителей практики, старосты группы.

Студенты участвуют во всех мероприятиях, проводимых в школе и в своих клас­сах: педагогических советах, заседаниях методических секций, торжественных собра­ниях, классных огоньках, субботниках, походах и т. п. Они имеют право высказывать свое мнение по всем обсуждаемым в школьном коллективе вопросам, участвовать в дискуссиях, вносить свои предложения по совершенствованию учебно-воспитатель­ного процесса.

Результаты повседневной работы студента находят отражение в его психолого-пе­дагогическом дневнике, для которого заводится общая тетрадь. В дневник заносятся планы учебной, воспитательной, научно-исследовательской работы студента, задачи на последующие дни практики, результаты наблюдений за учащимися, анализ уроков и других мероприятий и т. д. Дневник должен находиться у студента и при необходи­мости предъявляться методисту, учителю или старосте группы. В конце педпрактики дневник сдается на проверку руководителю практики.

Форма психолого-педагогического дневника

Титульный лист:

ОТЧЕТ

Студента практиканта (Ф.И.О.)

группыкурсафакультетавуза,

проходящего педагогическую практику в школе №города

в период спо________

Вторая и следующие страницы дневника:

групповой руководитель от вуза, методисты по учебным предметам, по педагоги­ке, психологии, школьной гигиене и др., староста группы (Ф.И.О., телефон);

данные об учебном заведении, в котором проводится практика (название, почто­вый адрес, телефон, факс, e-mail, адрес веб-сайта);

директор школы (Ф.И.О., номер кабинета, телефон);

заместитель директора (Ф.И.О., номер кабинета, телефон);

данные о классе (группе), в котором проводится практика, номер кабинета;

классный руководитель, воспитатель, учителя-предметники (Ф.И.О. полностью, телефон);

список учащихся класса с фамилиями, именами и местом для примечаний; недельное расписание уроков в классе; расписание звонков.

На других страницах дневника записываются:

♦ индивидуальный календарный план работы студента;

♦ понедельные планы работы;

♦ задания по научно-исследовательской и научно-методической работе;

♦ анализ посещаемых уроков учителей и студентов, результаты их обсуждения;

♦ результаты обсуждения собственных уроков;

♦ описание хода наблюдений за отдельными учениками и классом;

♦ иные формы работы.

 

В течение первой недели составляется и согласовывается с учителями и методис­тами индивидуальный календарный план студента на весь период практики. В нем планируется:

1) учебная работа по предмету (темы, цели и сроки проведения уроков);

2) внеурочная работа по предмету (темы, цели и сроки проведения мероприятий, названия наглядных пособий, приборов, газет и т. д.);

3) воспитательная работа в классе, индивидуальные формы занятий с учениками и т. п.;

4) научно-методическая работа студента, формы и сроки отчета о ней (реферат, выступление на школьном педсовете, доклад перед студенческой группой, вы­ступление на итоговой конференции по педпрактике, глава для курсовой или дипломной работы).

Составленный план записывается в психолого-педагогический дневник. На осно­ве общего календарного плана определяется содержание деятельности студента на каждую неделю педпрактики.

Общий и еженедельные планы утверждаются методистом, учителем или старостой группы заранее.

В конце каждой недели проводится собрание студентов вместе с их руководите­лем, на котором каждый практикант излагает результаты выполнения своего индивидуального плана, рефлексивно анализирует свою деятельность, ставит на обсужде­ние обнаруженные проблемы, предлагает пути их решения.

Подготовка к проведению уроков. Подготовка к самостоятельному проведению сту­дентом уроков включает в себя следующее:

1. Консультация с учителем-предметником и вузовским методистом по предсто­ящим урокам, уточнение их тематики и сроков проведения.

2. Изучение действующей образовательной программы по предмету, используе­мых учебников, учебных и методических пособий.

3. Определение основных образовательных целей и задач на весь цикл своих уро­ков, фиксация главных образовательных продуктов, знаний и умений учащих­ся, которые должны стать результатом их образовательной деятельности.

4. Разбивка темы на отдельные занятия. Знакомство с примерным поурочным планированием изучаемой темы, которое обычно публикуется в методических журналах. Во время планирования системы занятий целесообразно предус­мотреть разные формы занятий: семинары, экскурсии, лабораторные занятия и практикумы, самостоятельные и контрольные работы, урок-зачет и др.

5. Определение роли и места предстоящего урока в изучаемой теме, его связей с предыдущими и последующими занятиями. Выяснение смысла урока, зачем и для чего ученикам и учителю необходимо его проведение.

6. Формулировка целей и задач урока с учетом особенностей класса и отдельных учеников. Обозначение образовательных продуктов, которые будут созданы учениками в результате занятия. Уточнение способов контроля и оценки уров­ня достижения каждой из целей урока.

7. Изучение учебников, методических пособий и журналов, задачников, хрестома­тий, ресурсов сети Интернет, мультимедийных компакт-дисков, диапозитивов, видеофильмов, дополнительной литературы для учащихся по данной теме.

8. Отбор минимального содержания учебного материала для урока, выбор формы его проведения (видеолекция, диспут, семинар, практикум по решению задач и т. д.), основных видов деятельности учеников, которые будут им предложены.

9. Выбор наиболее эффективных методов обучения, способствующих активной образовательной деятельности учащихся. Выбор форм и способов организа­ции этой деятельности.

10. Отбор и подготовка раздаточного материала, демонстрационных опытов, ТСО, таблиц, моделей и другого оборудования.

11. Разработка структуры и плана занятия. Составление конспекта урока с поми­нутным планированием его этапов. Утверждение конспекта урока до его про­ведения учителем или руководителем практики.

Чтобы добиться активности учеников и продуктивных результатов педпрактики, желательно отказаться от традиционных уроков, проводимых по шаблону: опрос, изу­чение нового материала, закрепление. Необходимо использовать различные формы организации учебных занятий: лекции, семинары, лабораторные работы, практикумы по решению задач, экскурсии, конференции, диспуты, беседы, «уроки наоборот» (роль учителя выполняют ученики), киноуроки, телелекции, уроки-соревнования, Интернет-уроки и др.

Форма плана-конспекта урока

Титульный лист:

План-конспект

урока повклассе школы №города

на тему,

проведенного студентом-практикантомгруппыкурса

факультетавуза,

(фамилия, имя, отчество)

Вторая и следующие страницы:

«Утверждаю»

Методист (Ф.И.О.)

(подпись)

«Согласовано»

Учитель (Ф.И.О.)

(подпись)

Отметка за урок:«» баллов

(подпись)

Тема урока:

Дата проведения:

Цели урока:

Главная проблема урока:

Основные образовательные объекты:

Оборудование (перечень приборов, ТСО, наглядных пособий, раздаточного мате­риала и т. д.):

План урока (перечень основных пунктов и отводимое на их реализацию время): Ход урока (подробный конспект):

♦ этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой по минутам;

♦ формулировки заданий ученикам на каждом этапе урока;

♦ предполагаемые результаты выполнения этих заданий;

♦ ссылки на материалы по теме урока (указание номеров страниц из пособий и т. п.);

♦ рисунки, задачи (с решением), схемы, таблицы, вид школьной доски.

Задание ученикам по рефлексии их деятельности.

Формы контроля и оценки результатов урока.

Задания на дом (разные варианты на выбор, индивидуально и т. д.).

Список использованной литературы, компакт-дисков, ссылок на Интернет-ресурсы.

Форма анализа проведенного урока, итоги его обсуждения с присутствующими на нем коллегами или учениками.

Приведем фрагмент студенческого конспекта урока, ориентированного на лично­стный экспериментальный характер обучения.

Предмет: Биология, 7-й класс. Тема урока: Работа сердца.

Идея фрагмента урока: экспериментально пронаблюдать работу собственного сердца.

Цель эксперимента: наблюдение за тем, как в такт биению сердца колышется спичка, положенная на запястье.

Материалы: кусочек пластилина и спичка для каждого ученика; часы с секунд­ной стрелкой.

Описание фронтального эксперимента:

♦ воткните конец спички в маленький размягченный кусочек пластилина;

♦ положите руку на стол, ладонью вверх;

♦ примните кусочек пластилина со спичкой в разных местах на запястье около основания большого пальца, пока не будут заметны колебания спички;

♦ сосчитайте, сколько колебаний совершает спичка за минуту.

Итоги: спичка равномерно колеблется у взрослого — 60-80 колебаний в мину­ту, а у ребенка — от 80 до 140 колебаний.

Возможны различные продолжения урока:

1) дети делают выводы о полученных результатах;

2) анализируются выполненные действия и формулируются особенности биоло­гического эксперимента; ученики предлагают другие идеи эксперимента в про­должение начатого;

3) получив практические знания, ученики изучают затем соответствующий мате­риал из учебника.

Характерные затруднения при планировании урока. Типичным затруднением при составлении конспекта урока является формулировка его целей. Часто цели записыва­ются как направления деятельности, а не в качестве конкретного предвосхищаемого результата урока. Например, если целью считать «формирование логического мыш­ления», то непонятно, каким образом можно будет определить, достигнута ли эта цель или нет. В данном случае конкретно поставленной и проверяемой целью урока по литературе может быть, например, такая: «Научиться выделять ключевые признаки художественного текста для его последующего анализа».

Другая проблема — постановка слишком общих или глобальных целей на урок, ко­торые не могут быть достигнуты за отведенное время. Например, неопределенную и довольно общую цель «Научиться складывать однозначные числа» лучше заменить на более конкретную и реально проверяемую: «Освоение учениками графического способа сложения однозначных чисел с помощью числовой прямой».

Дискуссия. Каким образом при планировании целей урока учесть индивидуальные цели и ожидания учащихся по изучаемой теме.

Обычная ошибка практикантов заключается в подмене целей обучения его сред­ствами, например: «Пронаблюдать с учащимися явление невесомости». Правильнее было бы определить цель в форме предполагаемого образовательного продукта: «Сформировать у учащихся основные признаки понятия «невесомость» и научить применять их при решении качествен­ных задач».

При формулировании целей урока важно относить их не только к деятельности учителя, но и учеников. Например, если цели урока формулируются только по отношению к учи­телю («рассказать...», «показать...», «проверить...»), то мотивация и деятельность учеников окажется вне зоны внимания педагога. В этом случае не­возможно будет проверить результативность образовательного процесса для учени­ков, поскольку цели типа «рассказать и показать» учитель может достичь даже при отсутствии учеников в классе. Более эффективным является первичное формулиро­вание предполагаемых целей деятельности именно учеников, и лишь затем — соответ­ствующих целей учителя или его совместной с учениками деятельности.

Трудности возникают также в различении обучающих, воспитывающих и разви­вающих целей урока.

Обучающие цели урока предполагают формирование у школьников способов учебной и познавательной деятельности, конкретных знаний (понятий, правил, законов, методов науки и т. д.), умений объяснять и применять эти знания, действо­вать продуктивно в изучаемой предметной области. С обучающими целями связа­но расширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образо­вательным стандартам.

Воспитывающие цели связаны с формированием мировоззрения, ценностных и культурологических позиций, моральных и нравственных убеждений, положи­тельного отношения к труду, этических, эстетических, патриотических и иных ка­честв личности. Подобные цели и задачи решаются на основе конкретного матери­ала по учебному предмету и могут быть сформулированы не для одного, а для се­рии уроков как результат соответствующих видов деятельности учеников.

Развивающие цели предполагают работу по развитию мышления, памяти, вооб­ражения, эмоций, речи, умений проводить опыты, применять знания в незнакомых ситуациях, вести дискуссию, осуществлять групповую коммуникацию и т. д.

Приведем примеры формулировок целей урока.

Урок физики в 7-м классе на тему «Закон Паскаля».

Обучающая: сформировать у школьников знание закона Паскаля, понимание сути физических процессов, которые он объясняет; научить объяснять с помощью этого закона опыты и изученный ранее материал о давлении газа.

Воспитывающая: вызвать у учащихся интерес к экспериментальному методу познания; предоставить им возможность ощутить общечеловеческую значимость и экономическую роль физических знаний на примере строительства международ­ных нефтегазопроводов.

Развивающая: продолжить формирование у школьников следующих познава­тельных умений: осознавать проблему, делать выводы и обобщения учебного ма­териала.

Урок геометрии в 7-м классе на тему «Отрезок».

Обучающая: обобщить и сформировать понятие об отрезке, длине отрезка, внут­ренней точке отрезка.

Воспитывающая: побудить у учащихся интерес к способам математических дей­ствий в учебных и жизненных ситуациях.

Развивающая: на примере абстрактных математических понятий «точка», «ли­ния», «отрезок» и понимания сути соответствующих идеализации, формировать у школьников навыки логического мышления; развивать аккуратность при постро­ении чертежа.

 

Часто встречающаяся ошибка практиканта — понимание обучения только как преподавания, увлечение изложением содержания урока. Желая как можно больше дать материала учащимся на уроке, студенты забывают об организации познаватель­ной деятельности учащихся. Однако донести содержание учебного материала до уче­ников невозможно, если не будет продумана организация их активной деятельности на уроке. Именно этому уделяют основное внимание опытные учителя и учителя-но­ваторы.

Например, значительный эффект дает использование на уроке активных методов обучения: обсуждение рефератов, защита ученических проектов, рецензирование от­ветов учащихся или текста учебника самими школьниками, деловые игры, проблем­ные беседы, викторины, «мозговой штурм» предлагаемых учителем вопросов, состав­ление задач самими учащимися и их взаимное решение, использование компьютеров, демонстрационных опытов, применение опорных сигналов, физический диктант, со­чинение по математике и др. Такие методы следует смелее использовать на уроках во время педпрактики.

Оформление конспекта урока. Существуют различные формы подготовки конспек­тов уроков. Наиболее традиционный — в общей тетради. Его преимущество — все кон­спекты уроков собраны вместе, недостаток — отсутствие возможности изменять или дополнять отдельные уроки или разделы при повторном их проведении в других клас­сах. В данном случае мы рекомендуем оставлять чистой левую страницу тетради, что­бы потом использовать ее для заметок и изменений.

Дискуссия. В некоторых западных учебных заведениях наличие у студентов ноутбука во время занятий является обязательным требованием. Это диктуется не только удобством, но и тем, что ряд образовательных задач уже невозможно решать без компьютера. Считаете ли вы необходимым постоение учебного процесса по вашему курсу с помощью компьютеров?

Более мобильным и удобным является выполнение конспекта урока на отдельных листах бумаги формата А4. Преимущество отдельных листов состоит в том, что при необходимости их легко можно заменить на новые, не вырывая из тетради и не пере­писывая удачные планы заново. Как и в тетрадях, на листах обязательно отводятся широкие, примерно в треть ширины страницы, поля для помегок.

Современной формой конспекта урока является его электронная версия, подготов­ленная на компьютере — персональном, ноутбуке или палмтопе. В сочетании с проекционной техникой такой конспект может использоваться для демонстрации уче­никам необходимых фотографий, графиков, ключевых тезисов урока, презентаций по изучаемой теме.

Наиболее важные части урока записываются в конспекте дословно. Ведется нумерация этапов урока с поминутной раз­бивкой. Главные пункты урока выделяются цветом. Особым образом отмечается то, что ученики должны записать и зари­совать у себя в тетрадях. Желательно чертить в конспекте вид классной доски с расположением на ней схем, рисунков или формул так, как это предполагается делать на уроке.

Тщательно продумывается и описывается методика и тех­ника демонстрационного эксперимента, использование компь­ютерных программ, Интернет-ресурсов, видеоматериалов, ди­апозитивов, наглядных пособий. Все демонстрации, даже са­мые простые, обязательно предварительно проводятся самим студентом-практикантом. В конспекте делаются соответствую­щие схемы и зарисовки.

В конспекте урока записываются тщательно продуманные формулировки вопро­сов и заданий учащимся, а также предполагаемые ответы на них и фамилии учащих­ся, которых планируется спросить. Решение всех задач, включая и предлагаемые на дом, также нужно привести в конспекте.

Домашнее задание на уроке в обязательном порядке поясняется, например, учени­кам разъясняется, как именно нужно работать с параграфом учебника (составить план, ответить на вопросы, заполнить таблицу, составить рецензию и др.), какие методы применить при решении задач, на что обратить внимание, что прочитать дополнитель­но и т. д. Полезны индивидуальные задания творческого характера: подготовить со­общение, взять интервью, придумать схему, изготовить модель устройства, проделать и объяснить опыт, составить вопросы для одноклассников и др.

Подготовленный конспект урока представляется на просмотр учителю и утверж­дается методистом не позднее, чем за день до проведения занятия. Без утвержденного конспекта студент к проведению урока не допускается.

Студенты, проходящие педпрактику на выпускном курсе, вместо подробного кон­спекта урока могут составлять более короткий план урока, или план-конспект урока. Их отличие от конспекта — в отсутствии записей прямой речи студента-практиканта типа «Здравствуйте, садитесь», предполагаемых ответов учеников на заданные вопро­сы и других подробностей, которые сопровождают конспект урока. В то же время план урока включает все основные элементы, свойственные конспекту урока: цели, задачи, оборудование, поминутная разбивка этапов урока, основное содержание занятия, предполагаемые образовательные результаты учеников, формы их контроля и оценки.

Проведение и обсуждение уроков. При подготовке зачетных уроков и мероприятий студент обращается за помощью к учителям и методистам, посещает назначаемые ими консультации. Желательно пользоваться школьной библиотекой, материалами и кни­гами учебных кабинетов в школе и вузе (методической литературой, оборудованием, планами-конспектами уроков), ресурсами сети Интернет.

Урок проводится согласно разработанному плану и конспекту. Однако вполне воз­можно, а часто и необходимо внесение корректив по ходу урока. Так, одной из задач ситуативного обучения является умение учителя видеть и чувствовать специфику реально происходящего образовательного процесса и действовать адекватно ему, при­меняя именно те методы и приемы, которые соответствуют имеющимся условиям.

К таким коррективам относится изменение очередности этапов урока в зависимо­сти от состояния учеников, особенностей класса. Например, если урок проводится рано утром и дети еще недостаточно бодрые, можно начать со спокойной самостоя­тельной работы, затем перейти к объяснению новой темы и организации дискуссии по обозначенной проблеме. В случае если предыдущим уроком была физкультура, уче­ники пришли в класс возбужденные, последовательность этапов урока может быть уже иной: сначала обсуждается учебная проблема, после небольшой дискуссии предлагается письменно изложить свои аргументы, затем учитель познакомит детей с взгля­дами ученых на рассматриваемую ими проблему.

Перечисленные примеры основаны на принципе природосообразности — учени­кам первоначально предлагается деятельность, соответствующая их состоянию, за­тем — иная. Тем самым осуществляется «дыхание урока».

Таким образом, урок может быть построен вариативно и включать реально 3-4 эта­па из запланированных в конспекте урока 5-7 возможных этапов.

В конце урока формулируются четкие выводы, подводится итог работы отдельных учащихся и всего класса. При необходимости выставляются отметки. На завершающую часть урока обязательно следует выделять время уже на стадии подготовки конспекта. В случае если студент не успевает выполнить те или иные запланированные этапы уро­ка, их можно опустить, но завершающий, рефлексивный этап урока необходим всегда.

Реальное занятие не всегда совпадает с намеченным. Поэтому итогом урока не обя­зательно может стать решение запланированной задачи, но и формулирование про­блемы, решение которой еще предстоит.

Дискуссия. Может ли студент, присутствующий на уроке своего коллеги, брать на себя активную роль: отвечать на вопросы учителя, выполнять задания для учеников?

С точки зрения личностной ориентации обучения полезно предоставить каждому ученику возможность осознать и оценить свои результатов на уроке. Можно сделать это одновременно, предложив всем ученикам письменно сформулировать краткие ответы на 2-3 заранее подготовленных вопроса. Последующий анализ ответов позволит студенту оценить общую результативность урока, скорректировать цели очередного занятия.

Во время проведения студентами зачетных уроков и вне­урочных мероприятий все остальные практиканты, не заня­тые подобной работой, присутствуют на уроках и мероприя­тиях своих коллег. После проведения уроков организуется их обсуждение, которое протоколируется в отдельной тетради, хранящейся у старосты группы.

Первым в обсуждении выступает студент, проводивший урок. Он говорит о целях, которые ставил перед занятием, делает вывод об их достижении, отмечает наиболее удачные и проблемные моменты уро­ка, их причины. Затем выступают присутствующие на занятии студенты. Они отмеча­ют положительные стороны и недостатки урока, высказывают свои предложения. Об­суждение завершают учитель и методист. Они же при необходимости выставляют отметки за проведенный урок.

Примерная схема анализа урока. Главной задачей анализа урока является установ­ление результатов деятельности учителя (практиканта) и учащихся. Важно вскрыть не только недостатки урока, но и положительные стороны работы учителя (практи­канта), выяснить, чему у него можно научиться.

При наблюдении урока записываются основные его эпизоды, затраченное на них время, мнения и замечания к ним. Это дает возможность более глубокого анализа урока.

Письменное оформление анализа урока и его обсуждение осуществляются с уче­том следующих пунктов:

1. Общие сведения (дата, предмет, класс, Ф. И. О. учителя, тема урока).

2. Цель посещения урока.

3. Цели урока и их достижение.

4. Организация урока (своевременность начала и окончания урока, готовность учеников, оборудования и кабинета к уроку).

5. Обоснованность выбора типа урока, его структуры и содержания.

6. Эффективность используемых методов и приемов обучения. Методы изуче­ния нового материала, закрепления, контроля, оценки знаний.

7. Наглядность на уроке. Использование демонстрационного и лабораторного эксперимента, ТСО, компьютера.

8. Деятельность учащихся (подготовка к уроку, активность, продуктивность, са­мостоятельная работа, дисциплина, интерес к уроку, отношение к учителю, культура труда и речи).

9. Деятельность учителя (умение «владеть» классом, организовать его работу, индивидуальный подход к учащимся, педагогический такт, выдержка, культу­ра речи, дикция, ритм изложения, находчивость, юмор, мимика, жестикуляция, внешний вид).

10. Результаты урока (достижение цели, выполнение плана, замечания и поже­лания практиканту).

Проведение внеурочных занятий. На ряде факультетов студенты получают не одну, а две-три смежные специальности. В этом случае и основные уроки, и внеурочные мероприятия проводятся как по одной, так и по другой специ­альности. Ведущая дисциплина определяет тему зачетного мероприятия. Внеурочная работа по смежной дисциплине ведется в меньшем объеме. Например, для студента по специ­альности «Физика и математика» зачетная внеурочная рабо­та может быть следующего вида: проведение КВН по физике и выпуск тематической газеты по математике; для специальности «Математика и физика» — проведение математического вечера и изготовление наглядного пособия по физике.

Дискуссия. В чем принципиальная разница между урочным и внеурочным занятием?

Одна из задач внеурочных мероприятий — охватить как можно больше учащихся для их подготовки и проведения. Темы и сроки проведения внеурочных мероприятий оп­ределяются в первую неделю практики и сообщаются старосте группы для составле­ния сводного плана работы группы. Этот план желательно составлять с расчетом, чтобы мероприятия были взаимосвязаны и проводились, например, в рамках недели ан­глийского языка.

План внеурочной работы по предмету предварительно согласовывается с учителя­ми и методистами. При отборе мероприятий следует исходить из необходимости про­ведения студентами разнообразных форм организации занятий. Примеры внеурочных и внеклассных мероприятий по предмету: вечер занимательной физики, математичес­кая эстафета, соревнования типа «Что? Где? Когда?», факультативное занятие, пред­метная олимпиада, конференция, викторина, экскурсия. К внеурочной работе по пред­мету относится оформление кабинетов, изготовление приборов, наглядных пособий, стендов, проведение кружковых занятий. Конспект внеурочного мероприятия оформ­ляется аналогично конспекту урока.

Приведем фрагмент внеурочного мероприятия, проводимого студентами в школе во время недели поэзии.

Предмет: литература, 6 классы.

Форма занятия: «круглый стол».

Тема занятия: «творчество Пушкина, Лермонтова, Тютчева».

Для проведения занятия класс или ученики из нескольких классов делятся на три группы: первая группа — Пушкин, вторая — Лермонтов, третья — Тютчев.

Цель: каждая группа готовит необычное сообщение о поэте, которое затем пред­ставит во время «круглого стола». Основная задача — отразить специфику творче­ства своего поэта.

Внутри каждой группы возможно распределение учеников по видам деятельности: выпуск газеты, поход в библиотеку, анализ стихотворения поэта, сочинение подобно­го ему и т. п.

В процессе подготовки дети собирают материал о поэтах, думают, сочиняют, рису­ют, выбирают форму подачи материала.

«Круглый стол» проводится по плану: 1) представление каждой группой своего поэта; 2) вопросы выступающей группе от остальных участников; 3) сравнительное обсуждение творчества поэтов. Ведет «круглый стол» учитель, работа затем оценива­ется учителем и детьми.

По результатам педагогической практики студент составляет отчет, в котором зна­чительное место отводится анализу общедидактических результатов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: