Тема 1. Дидактика как наука




Лекции — 12 часов, семинары — 8 часов, самостоятельная работа — 20 часов.

Происхождение и развитие дидактики. Обучение и жизнь. Понятие «дидактика». «Великая дидактика». Дидактика Гербарта. Дидактика прогрессивистов. Свобода и заданность в обучении. Сколько существует дидактик? Дидактика как система.

Основные дидактические понятия. Образование. Тип образования. Обучение. Изучение и освоение. Обучение и развитие. Обучение и воспитание. Обучение и твор­чество. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обуче­ния. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и лич­ностный характер обучения. Единство преподавания и учения.

Философские предпосылки отечественной теории обучения. Национальная идея в образовании. Идея об образе человека. Идеи о смысле образования. Философские принципы образования. Конструирование содержания образования. Формы и мето­ды познания. Образовательные результаты. Образ педагога.

Методологические основы образовательного процесса. Понятие образовательно­го процесса. Сущность образовательного процесса. (Движущие силы, противоречия и логика.) Методологическая модель образовательного процесса. Образ ученика. Ког­нитивные качества ученика. Креативные качества ученика. Оргдеятельностные (ме­тодологические) качества ученика. Первичность познания реальности. Субъективные результаты обучения. Образовательная деятельность. Внешнее и внутреннее содержа­ние деятельности. Структура образовательной деятельности. Темп обучения. Органи­зация образовательного процесса.

Законы в обучении. Закономерности обучения. Принципы обучения: наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, научности, связи теории с практикой. Принципы образовательного про­цесса: личностного целеполагания ученика, выбора индивидуальной образовательной траектории, метапредметных основ образовательного процесса, продуктивности обу­чения, первичности образовательной продукции учащегося, ситуативное™ обучения, образовательной рефлексии.

Тема 2. Дидактические системы

Лекции — 12 часов, семинары — 12 часов, самостоятельная работа — 24 часа.

Обучение на Руси. Школа язычества. Ритуалы и обряды. Мифы. Летописи. Поуче­ния. Грамота. Арифметика. Профессиональное обучение. Народная педагогика. До­мострой. Древнерусские формы обучения.

Становление отечественной дидактики. Система обучения Ломоносова. Свобод­ная школа Л. Н. Толстого. Дидактика П. Ф. Каптерева. К. Д. Ушинский и В. П. Вахте­ров.

Советская дидактика. Система С. Т. Шацкого. Система А. С. Макаренко. Програм­мированное обучение. Мыследеятельностное обучение. Проблемное обучение. Разви­вающее обучение. Отдельные дидактические направления.

Зарубежные дидактические системы. Система Сократа. Новая школа Френе. Сис­тема Монтессори. Вальдорфская школа. Современные зарубежные системы обучения. Элитные частные школы США. Продуктивное обучение. Модель обучения как «раз­вертывающейся истории». Модель естественнонаучного исследования.

Инновационные образовательные процессы. Анализ современных дидактических концепций. Типология и многообразие образовательных учреждений. Современные авторские школы. Инновационные дидактические системы. Школа М. П. Щетинина. Школа свободного развития. Русская школа. Школа диалога культур. Методологи­ческий колледж. Школа самоопределения.

Тема 3. Содержание образования

Лекции — 10 часов, семинары — 8 часов, самостоятельная работа — 18 часов.

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Концепции содержания образования. Понятие содержания образования. Основные теории содер­жания образования. Уровни представления содержания образования. Принципы по­строения содержания образования. Требования к содержанию образования. Базовая, ариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Концепция структуры и содержания образования в 12-летней школе. Структура общего среднего образования. Обновление содержания образования.

Личностно-ориентированное содержание образования. Личностный смысл содержа­ния образования. Предметное и метапредметное содержание образования. Деятельностное содержание образования. Содержание, играющее роль образовательной среды. Со­держание образовательной продукции ученика. Культурно-историческое содержание образования. Рефлексивно проявленное и обобщенное содержание образования. Мо­дель взаимодействия ученика с образовательной средой. Инвариантная и вариативная составляющие личностно-ориентированного образования. Творческая составляющая личностно-ориентированного обучения. Контроль и оценка личностно-ориентирован­ного обучения. Личностно-ориентированные образовательные стандарты.

Метапредметное содержание образования. Фундаментальные образовательные объекты. Методика работы с метапредметным содержанием. Культурно-исторические аналоги. Личностное и общекультурное содержание образования. Учебные метапредметы: «Числа», «Мироведение», «Проблема», «Знание».

Государственные образовательные стандарты. Базисный учебный план. Первая ступень — начальная школа. Вторая ступень — основная школа. Третья ступень — средняя (полная) общеобразовательная школа

Образовательные программы и учебники. Что такое образовательная программа. Конструирование образовательной программы. Как составить рабочую образователь­ную программу? Знания и деятельность в образовательной программе. Учебники и учебные пособия. Структура учебника. Личностная ориентация учебника. Перспек­тивы развития учебника.

Тема 4. Организация процесса обучения

Лекции — 8 часов, семинары — 8 часов, самостоятельная работа — 16 часов.

Современные модели организации обучения. Конструирование системы занятий. Технологическая структура занятий. Технологическая карта. Тематическое планиро­вание занятий. Индивидуальная система занятий ученика.

Образовательное целеполагание. Таксономия целей обучения. Технология обра­зовательного целеполагания. Развитие образовательного целеполагания. Обучение учеников целеполаганию.

Индивидуальная образовательная траектория. Право ученика на собственный путь. Как одновременно обучать всех по-разному? Алгоритмы индивидуального об­разования. Технология реализации индивидуальной траектории.

Рефлексия в обучении. Для чего необходима рефлексия? Методика организации реф­лексии ученика на уроке. Взаимосвязь рефлексии и целеполагания. Рефлексивные курсы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: