Лекции — 12 часов, семинары — 8 часов, самостоятельная работа — 20 часов.
Происхождение и развитие дидактики. Обучение и жизнь. Понятие «дидактика». «Великая дидактика». Дидактика Гербарта. Дидактика прогрессивистов. Свобода и заданность в обучении. Сколько существует дидактик? Дидактика как система.
Основные дидактические понятия. Образование. Тип образования. Обучение. Изучение и освоение. Обучение и развитие. Обучение и воспитание. Обучение и творчество. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения.
Философские предпосылки отечественной теории обучения. Национальная идея в образовании. Идея об образе человека. Идеи о смысле образования. Философские принципы образования. Конструирование содержания образования. Формы и методы познания. Образовательные результаты. Образ педагога.
Методологические основы образовательного процесса. Понятие образовательного процесса. Сущность образовательного процесса. (Движущие силы, противоречия и логика.) Методологическая модель образовательного процесса. Образ ученика. Когнитивные качества ученика. Креативные качества ученика. Оргдеятельностные (методологические) качества ученика. Первичность познания реальности. Субъективные результаты обучения. Образовательная деятельность. Внешнее и внутреннее содержание деятельности. Структура образовательной деятельности. Темп обучения. Организация образовательного процесса.
Законы в обучении. Закономерности обучения. Принципы обучения: наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, научности, связи теории с практикой. Принципы образовательного процесса: личностного целеполагания ученика, выбора индивидуальной образовательной траектории, метапредметных основ образовательного процесса, продуктивности обучения, первичности образовательной продукции учащегося, ситуативное™ обучения, образовательной рефлексии.
|
Тема 2. Дидактические системы
Лекции — 12 часов, семинары — 12 часов, самостоятельная работа — 24 часа.
Обучение на Руси. Школа язычества. Ритуалы и обряды. Мифы. Летописи. Поучения. Грамота. Арифметика. Профессиональное обучение. Народная педагогика. Домострой. Древнерусские формы обучения.
Становление отечественной дидактики. Система обучения Ломоносова. Свободная школа Л. Н. Толстого. Дидактика П. Ф. Каптерева. К. Д. Ушинский и В. П. Вахтеров.
Советская дидактика. Система С. Т. Шацкого. Система А. С. Макаренко. Программированное обучение. Мыследеятельностное обучение. Проблемное обучение. Развивающее обучение. Отдельные дидактические направления.
Зарубежные дидактические системы. Система Сократа. Новая школа Френе. Система Монтессори. Вальдорфская школа. Современные зарубежные системы обучения. Элитные частные школы США. Продуктивное обучение. Модель обучения как «развертывающейся истории». Модель естественнонаучного исследования.
Инновационные образовательные процессы. Анализ современных дидактических концепций. Типология и многообразие образовательных учреждений. Современные авторские школы. Инновационные дидактические системы. Школа М. П. Щетинина. Школа свободного развития. Русская школа. Школа диалога культур. Методологический колледж. Школа самоопределения.
|
Тема 3. Содержание образования
Лекции — 10 часов, семинары — 8 часов, самостоятельная работа — 18 часов.
Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Концепции содержания образования. Понятие содержания образования. Основные теории содержания образования. Уровни представления содержания образования. Принципы построения содержания образования. Требования к содержанию образования. Базовая, ариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Концепция структуры и содержания образования в 12-летней школе. Структура общего среднего образования. Обновление содержания образования.
Личностно-ориентированное содержание образования. Личностный смысл содержания образования. Предметное и метапредметное содержание образования. Деятельностное содержание образования. Содержание, играющее роль образовательной среды. Содержание образовательной продукции ученика. Культурно-историческое содержание образования. Рефлексивно проявленное и обобщенное содержание образования. Модель взаимодействия ученика с образовательной средой. Инвариантная и вариативная составляющие личностно-ориентированного образования. Творческая составляющая личностно-ориентированного обучения. Контроль и оценка личностно-ориентированного обучения. Личностно-ориентированные образовательные стандарты.
Метапредметное содержание образования. Фундаментальные образовательные объекты. Методика работы с метапредметным содержанием. Культурно-исторические аналоги. Личностное и общекультурное содержание образования. Учебные метапредметы: «Числа», «Мироведение», «Проблема», «Знание».
|
Государственные образовательные стандарты. Базисный учебный план. Первая ступень — начальная школа. Вторая ступень — основная школа. Третья ступень — средняя (полная) общеобразовательная школа
Образовательные программы и учебники. Что такое образовательная программа. Конструирование образовательной программы. Как составить рабочую образовательную программу? Знания и деятельность в образовательной программе. Учебники и учебные пособия. Структура учебника. Личностная ориентация учебника. Перспективы развития учебника.
Тема 4. Организация процесса обучения
Лекции — 8 часов, семинары — 8 часов, самостоятельная работа — 16 часов.
Современные модели организации обучения. Конструирование системы занятий. Технологическая структура занятий. Технологическая карта. Тематическое планирование занятий. Индивидуальная система занятий ученика.
Образовательное целеполагание. Таксономия целей обучения. Технология образовательного целеполагания. Развитие образовательного целеполагания. Обучение учеников целеполаганию.
Индивидуальная образовательная траектория. Право ученика на собственный путь. Как одновременно обучать всех по-разному? Алгоритмы индивидуального образования. Технология реализации индивидуальной траектории.
Рефлексия в обучении. Для чего необходима рефлексия? Методика организации рефлексии ученика на уроке. Взаимосвязь рефлексии и целеполагания. Рефлексивные курсы.