Для подготовки к семинарам, зачету и экзамену используются алгоритмические предписания, помогающие конструировать ответ.
Алгоритм ответа об элементах дидактики (основные понятия, категории, закономерности, принципы, технологии, область и условия применимости):
1. Определение (дефиниция) дидактического элемента:
а) одно из известных;
б) свое собственное.
2. Необходимость данного элемента в дидактике. Взаимосвязь с остальными элементами.
3. Роль и место данного элемента в одной из дидактических систем.
4. Личная точка зрения на данный элемент, пример из собственного опыта.
5. Проявление данного элемента в педагогической практике.
Алгоритм ответа об элементах дидактических систем (цели, содержание, формы, методы, средства обучения, способы и приемы).
1. Определение (понимание) элемента. Его основные признаки.
2. Смысл и назначение данного элемента в образовательном процессе.
3. Его роль и место в конкретной дидактической системе.
4. Пример занятия или образовательной ситуации в одной из дидактических систем, в которой данный технологический элемент применяется:
а) известный пример;
б) собственный пример.
Алгоритм педагогической разработки (фрагмент педагогического события: урока, мероприятия, ситуации):
1. Тема (проблема).
2. Место и время действия.
3. Участники.
4. Ситуация (начальные условия).
5. Дидактические цели.
6. Формы и методы деятельности участников.
7. Предполагаемый результат.
8. Способы рефлексии, контроля и оценки результата.
Алгоритм характеристики образовательного процесса:
1. Формальное название характеристики (образовательные стандарты, учебная программа, учебник и т. д.).
2. Субъекты образования, затрагиваемые данной характеристикой.
|
3. Смысл, цель и роль данной характеристики для организации педагогического процесса.
4. Структура и основное содержание характеристики.
5. Соответствие (несоответствие) содержания данной характеристики различным дидактическим системам (например, в школе Френе отрицается необходимость учебников).
6. Собственная точка зрения на данную характеристику. Предложения об изменении или усовершенствовании характеристики.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫпо курсу «Теория обучения»
Экзаменационные билеты включают в себя по два теоретических вопроса и одному практическому заданию, связанному с 1 разработкой определенного элемента обучения.
1. Теоретические вопросы
1. Причины возникновения дидактики, ее роль и место в педагогике.
2. Общая и частные дидактики. Дидактика как система.
3. «Великая дидактика» Я. А. Коменского.
4. Дидактика Гербарта и дидактика прогрессивистов.
5. Образование. Типы образования. Национальная идея в образовании.
6. Философские основы обучения. Дидактические идеи отечественных философов.
7. Образ человека и смысл образования. Образ педагога.
8. Методологические основы образовательного процесса
9. Психолого-педагогические основы обучения. Образ ученика. Когнитивные, креативные и оргдеятельностные качества личности.
10. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
11. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.
12. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения.
13. Свобода и заданность в обучении. Изучение. Освоение.
|
14. Связь обучения и развития. Развивающее обучение. Связь обучения и воспитания.
15. Познание и обучение. Проблемное обучение.
16. Эвристическое обучение. Дидактическая эвристика. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
17. Типы обучения: программированное, мыследеятельностное и др.
18. Сущность образовательного процесса. (Движущие силы, противоречия и логика.)
19. Принципы образовательного процесса.
20. Организация образовательного процесса.
21. Познание реальности и знаний о ней. Субъективность результатов обучения.
22. Образовательная деятельность и ее структура. Внешнее и внутреннее содержание образовательной деятельности.
23. Законы и закономерности обучения.
24. Принципы обучения
25. Обучение на Руси. Древнерусские формы и методы обучения.
26. Школа язычества. Ритуалы и обряды. Мифы.
27. Летописи. Поучения. Грамота. Профессиональное обучение.
28. Народная педагогика. Домострой.
29. Система обучения Ломоносова.
30. Свободная школа Л. Н. Толстого.
31. Дидактика П. Ф. Каптерева.
32. Дидактические идеи К. Д. Ушинского и В. П. Вахтерова.
33. Система обучения С. Т. Шацкого.
34. Система обучения А. С. Макаренко.
35. Эвристическая система Сократа.
36. Новая школа Френе.
37. Система обучения Монтессори.
38. Вальдорфская школа.
39. Современные зарубежные системы обучения.
40. Анализ современных дидактических концепций. Инновационные образовательные процессы.
41. Школа М. П. Щетинина.
42. Школа свободного развития.
43. Русская школа.
44. Школа диалога культур.
45. Методологический колледж.
46. Школа самоопределения.
|
47. Понятие содержания образования. Уровни представления содержания образования.
48. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
49. Основные теории (концепции) содержания образования.
50. Принципы построения содержания образования. Требования к содержанию образования.
51. Концепция структуры и содержания образования в 12-летней школе.
52. Государственные образовательные стандарты. Базисный учебный план.
53. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
54. Личностно-ориентированное образование. Содержание образования как среда.
55. Культурно-историческое содержание образования.
56. Деятельностное содержание образования.
57. Предметное и метапредметное содержание образования.
58. Фундаментальные образовательные объекты. Учебные метапредметы.
59. Обновление содержания образования и перспективы его развития.
60. Образовательная программа, ее конструирование.
61. Учебники и учебные пособия. Электронный учебник. Перспективы развития учебника.
62. Конструирование системы занятий. Технологическая карта. Тематическое планирование занятий.
63. Образовательное целеполагание. Таксономия целей обучения.
64. Технология образовательного целеполагания. Обучение учеников целеполаганию.
65. Индивидуальная система занятий ученика. Индивидуальная образовательная траектория. Методика одновременного обучения учащихся по-разному.
66. Рефлексия в обучении. Взаимосвязь рефлексии и целеполагания. Методика организации рефлексии ученика на уроке.
67. Классификация форм обучения.
68. Классно-урочная система и ее альтернативы.
69. Лекционно-семинарская форма обучения.
70. Групповые формы обучения.
71. Классификация методов обучения.
72. Эвристические методы обучения.
73. Метод проектов.
74. Эвристическое «погружение».
75. Творческие недели.
76. Типы творческих уроков. Разработка творческого урока.
77. Открытые задания. Методика их составления.
78. Образовательная ситуация. Технология создания и развития образовательной ситуации. Ситуативное обучение.
79. Классификация средств обучения. Методика применения средств обучения.
80. Формы и виды контроля в обучении. Параметры образовательной диагностики.
81. Диагностика и оценка творческой деятельности. Образовательные характеристики учеников. Самооценка и оценка результатов обучения.
82. Понятия «дистанционное обучение», «Интернет-образование», «виртуальное образование».
83. Принципы дистанционного обучения.
84. Типы дистанционного обучения.
85. Дистанционные курсы. Виды дистанционных занятий.
86. Методика разработки и проведения дистанционных занятий.
87. Школьный телекоммуникационный центр. Средства дистанционных коммуникаций.
88. Образовательный веб-сайт. Веб-квесты.
89. Цели и задачи педагогической практики. Функции участников и организаторов педагогической практики.
90. Подготовка к проведению урока. Конспект урока.
91. Проведение уроков и внеурочных занятий. Схема анализа урока.
Практические задания
Учебный предмет, класс и тему для практических заданий сообщает студенту педагог-экзаменатор. Например: «Курс математики, 1-й класс, тема "Сложение чисел с переходом через десяток"». Данные перечни могут иметь форму отдельных билетов.
Для выполнения практических заданий студент использует соответствующую учебную литературу: учебники по математике, русскому языку и т. п.
1. Предложите перечень вопросов для учащихся с целью активизации их деятельности по заданной теме.
2. Сформулируйте проблемный вопрос для организации дискуссии школьников по заданной теме. Предложите два-три варианта возможных ученических ответов.
3. Разработайте учебное задание исследовательского (познавательного, творческого, рефлексивного) типа.
4. Сформулируйте задание, которое способствует развитию креативных (когнитивных, коммуникативных) качеств ученика.
5. Сформулируйте проблемный вопрос (проблемную задачу, проблемное задание) для учащихся на заданную тему.
6. Составьте открытое задание на заданную тему.
7. Составьте правила реализации в заданной теме принципа ученического целеполагания (наглядности; доступности; сознательности,и активности; систематичности и последовательности; прочности; научности; связи теории с практикой).
8. Предложите примеры реализации в заданной теме принципа личностного целеполагания ученика (выбора индивидуальной образовательной траектории, метапредметных основ образовательного процесса, продуктивности обучения, первичности образовательной продукции учащегося, ситуативное обучения, образовательной рефлексии).
9. Сформулируйте 5-7 личностных качеств школьников, которые развивались бы при изучении заданной темы.
10. Составьте фрагмент своего «Поучения» ученикам, в котором будут отражены ваши наказы по организации их обучения по заданному учебному курсу.
11. Составьте план (фрагмент) урока на заданную тему по системе обучения Л. Н. Толстого (Сократа, Гербарта, Д. Дыои, М. В. Ломоносова, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, С. Френе, М. Монтессори, Вальдорфской школы, М. П. Щетинина, Школы свободного развития, Русской школы, Школы диалога культур, Методологического колледжа, Школы самоопределения). Фрагмент урока должен отражать наиболее специфические черты данной системы обучения.
12. Составьте короткий эвристический диалог учителя с учеником на заданную тему.
13. Предложите перечень видов деятельности учеников в течение одного дня 3-дневного «погружения» на заданную тему.
14. Проанализируйте параграф выбранного вами учебника по параметрам, связанным с личностной ориентацией образования (творческая ориентация, наличие в нем проблемных ситуаций, возможность исследования реальных объектов).
15. Изобразите с помощью схемы взаимосвязь между отдельными элементами содержания учебного материала по заданной теме.
16. Выберите в заданной теме фундаментальный образовательный объект и отберите связанные с ним другие объекты и понятия, необходимые для изучения.
17. Составьте расписание занятий в классе на неделю.
18. Составьте тематическое планирование по небольшой теме из заданного учебного курса.
19. Сформулируйте главные цели обучения по заданной теме учебного курса.
20. Составьте фрагмент индивидуальной образовательной программы ученика по заданной теме или разделу.
21. Подберите наиболее подходящие формы (методы, средства) обучения по заданной теме.
22. Сформулируйте проблему для самоопределения учеников по отношению к изучаемой теме. 1
23. Предложите идею образовательной ситуации по заданной теме учебного курса.
24. Образовательного проекта.
25. Разработайте рефлексивное задание для учеников по заданной теме учебного курса.
26. Составьте задание (тест) для контрольной работы по заданной темы учебного курса.
27. Разработайте план дистанционного занятия (чат-занятия, веб-занятия и др.) по заданной теме учебного курса.
28. Разработайте задание для дистанционной эвристической олимпиады на заданную тему.
ТЕМЫКУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
1. Метод Сократа в школьном обучении.
2. Современный взгляд на «Великую дидактику» Я. А. Коменского.
3. Типы образования в современной школе
4. Педагогика русского космизма.
5. Что значит «Быть» в образовании? По мотивам книги Э. Фромма «Иметь или Быть».
6. Развивающее обучение: критический анализ.
7. Проблемное обучение: критический анализ.
8. Эвристическое обучение: критический анализ.
9. Дидактическая эвристика.
10. Законы обучения и образования.
11. Эволюция принципов обучения.
12. Сопоставительный анализ древнеславянских и христианских методов обучения.
13. Древнерусские формы и методы обучения.
14. Ритуалы и обряды в современном обучении.
15. Сопоставительный анализ систем обучения Л. Н. Толстого и Ж.-Ж. Руссо.
16. Модернизация системы обучения С. Френе на основе компьютерных технологий.
17. Сопоставительный анализ методики проведения «эпох» в Вальдорфской школе и системы «погружения».
18. Элитарная система обучения за рубежом.
19. Анализ дидактических систем обучения в отечественных частных школах.
20. Система обучения в современных лицеях и гимназиях.
21. Историческая роль инновационных систем обучения.
22. Особенности реализации принципа природосообразности в Школе свободного развития.
23. Сопоставительный анализ дидактических систем Русской школы и Школы диалога культур.
24. Содержание образования как обучающая среда.
25. Личностно-ориентированное образование.
26. Деятельностное содержание образования.
27. Учебные метапредметы
28. Таксономия целей личностно-ориентированного обучения.
29. Методика обучения учеников целеполаганию и рефлексии.
30. Обучение по индивидуальным образовательным программам в старшей профильной школе.
31. Организация научной недели по учебному курсу.
32. Использование эвристических методов для решения общеобразовательных задач.
33. Активные формы и методы обучения.
34. Групповые формы обучения при изучении заданной темы.
35. Эвристические формы и методы обучения.
36. Эвристическое «погружение» на заданную тему.
37. Открытые задания: составление и применение.
38. Метод «мозгового штурма» в обучении.
39. Исследовательская деятельность школьников на уроке.
40. Особенности подготовки учащихся к эвристическим олимпиадам.
41. Технология разработки и использования творческих заданий в обучении.
42. Цикл лабораторных работ при изучении определенной темы.
43. Формы организации групповой работы школьников.
44. Образовательные конференции.
45. Подготовка и проведение образовательного проекта на выбранную тему.
46. Организация и проведение семинарского занятия.
47. Формы и методы рефлексии учащихся на уроке.
48. Диагностика и контроль результатов дистанционного обучения.
49. Тыоторская форма обучения одаренных учащихся.
50. Дидактическая система работы гувернера.
51. Подготовка и реализация образовательной ситуации по заданной теме.
52. Дидактические предпосылки ситуативного обучения.
53. Соотношение объективного и субъективного при организации учебного контроля.
54. Проблемы диагностики и оценки творческой деятельности школьников.
55. Типы образовательных характеристик учеников.
56. Образовательная программа по предмету как средство планирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
57. Принципы конструирования рабочего учебного плана школы (гимназии, лицея).
58. Нормы и правила творческого освоения детьми изучаемой темы.
59. Принципы взаимосоответствия форм и методов обучения.
60. Эвристическое «погружение» по заданной теме учебного курса.
61. Организация работы учебной мастерской (творческой лаборатории) в школе.
62. Способы использования электронных средств обучения.
63. Педагогические требования к применению электронных средств обучения.
64. Творческая составляющая учебников по выбранному курсу.
65. Образовательные ресурсы сети Интернет: анализ данных.
66. Интернет-ресурсы и дистанционные коммуникации в обучении.
67. Веб-стиль учебной деятельности.
68. Текст и гипертекст в обучении: дидактические возможности.
69. Программа дистанционного курса.
70. Дистанционное занятие с использованием ресурсов и технологий Интернета.
71. Принципы построения и использования электронных учебников.
72. Анализ и классификация учебных компакт-дисков (CD-Rom).
73. План работы школьного телекоммуникационного центра.
74. Методика разработки образовательных веб-квестов.
75. Педагогические основы образовательного веб-сайта.