1. Назовите свои самые яркие чувства и ощущения, вызванные прохождением педагогической практики.
2. Сформулируйте основные результаты вашей педагогической деятельности с помощью следующей таблицы:
Элемент педагогической практики | Главный результат (положительный или отрицательный) | Причины его достижения или получения |
1. Подготовка к практике | 1. | 1. |
2. Посещение уроков | 2. | 2. |
3. Разработка уроков | 3. | 3. |
4. Проведение уроков | 4. | 4. |
5. Обсуждение уроков | 5. | 5. |
6. Проведение внеурочных мероприятий | 6. | 6. |
7. Взаимодействие с учениками | 7. | 7. |
8. Взаимодействие с педагогами | 8. | 8. |
9. Взаимодействие с коллегами студентами | 9. | 9. |
10. Индивидуальное обучение детей | 10. | 10. |
11. Образовательная продукция учеников | 11. | 11. |
12. Собственная педагогическая продукция | 12. | 12. |
13. Соответствие результатов поставленным целям | 13. | 13. |
14. Соответствие деятельности современным дидактическим требованиям | 14. | 14. |
15. Рефлексия деятельности | 15. | 15. |
3. Сопоставьте свою деятельность во время педагогической практики с деятельностью во время изучения основ дидактики. Определите и запишите общие элементы этой деятельности.
4. Сопоставьте ваши цели изучения курса дидактики с полученными результатами. Сделайте выводы и разработайте цели по отношению к своей дальнейшей деятельности по повышению профессионального мастерства.
5. Сформулируйте свои педагогические и дидактические заповеди.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ»
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031000 «Педагогика и психология» (Приказ Министерства образования РФ № 686 от 02.03.2000 г.; номер государственной регистрации 399 пед/сп от 14.04.2000 г.), а также может быть использована при подготовке специалистов по смежным педагогическим специальностям: 030900, 03100000, 031300,033400,540600.
|
Согласно Государственному образовательному стандарту, на курс «Теория обучения» отводится 270 часов (135 ч. — аудиторные занятия, 135 — самостоятельная работа). Примерное распределение — 5 и 6 семестры.
Распределение учебного времени
Лекции — 60 ч.
Семинары — 60 ч.
Консультации — 5 ч.
Самостоятельная работа — 135 ч.
Зачет и экзамен — 10 ч.
Пояснительная записка
Курс «Теория обучения» (дидактика) предназначен для студентов высших педагогических учебных заведений, а также может использоваться в педагогических колледжах, гимназиях, институтах повышения квалификации педагогов. Цели курса:
♦ освоить ключевые положения и проблематику современной дидактики;
♦ сформировать собственную педагогическую позицию по отношению к процессу обучения школьников;
♦ приобрести опыт выражения своей педагогической позиции в форме выполненных разработок: фрагментов уроков, открытых заданий, образовательных ситуаций, образовательных программ и планов;
♦ приобрести умения проектирования и организации обучения, направленного на развитие личности учащихся и их творческую самореализацию;
♦ освоить формы и методы групповой педагогической работы в режиме оргдеятельностных семинаров, на которых научиться моделировать педагогическую реальность, используя для этого собственные разработки; научиться применять освоенные дидактические знания и способы деятельности на практике.
|
В основе курса лежит идея продуктивного освоения дидактики учащимися через их собственную разработческую деятельность. Курс предполагает усвоение студентами теоретических основ дидактики на основе личного опыта, приобретаемого во время лекций, семинаров и самостоятельной работы.
Цель лекций — создание проблемной среды с обозначением ключевых противоречий, решение и детализация которых осуществляется затем в самостоятельной работе и на семинарских занятиях.
Самостоятельная работа студентов обеспечена «Дидактическим практикумом», охватывающим все основные темы курса, а также вопросами и упражнениями, вставками «Дискуссия» и рубриками «Блок самоопределения».
Публичное сопоставление на семинарских занятиях различных педагогических позиций и разработанных уроков ведет к самоопределению студентов относительно изучаемого материала. Результаты групповых обсуждений во время семинаров облекаются в форму практических разработок, которые студенты моделируют и анализируют. Проектирование и обсуждение дидактических разработок сопровождается рефлексивным осознанием деятельности.
Требования к уровню подготовки студентов
Курс предполагает овладение студентами — будущими педагогами базовых знаний, умений и способов деятельности в области теории и практики обучения.
Знания
1. Базовые дидактические понятия, категории и принципы: дидактика; образование, цели образования, содержание образования, образовательный стандарт, базисный учебный план, образовательный процесс; обучение, развитие, воспитание, творчество; законы, закономерности, принципы, правила обучения.
|
2. Философские, методологические и психолого-педагогическЪе основания теории обучения: методология образования, знаниевая и развивающая парадигмы; гуманистическая ориентация в обучении; личностно-ориентированный подход, креативный, когнитивный и оргдеятельностный аспекты обучения; принципы построения образовательных систем.
3. Современные теории и системы обучения: история развития дидактических идей; отечественные и зарубежные дидактические системы; современные авторские школы; принципы личностно-ориентированного обучения; развивающее, проблемное, эвристическое обучение; дистанционное обучение.
4. Дидактический инструментарий: дидактическая система; методика обучения; технология обучения; методы, формы и средства обучения, их классификации; типы занятий, уроки и их типы; образовательная ситуация; диагностика и оценка обучения (критерии, процедуры).