Глава 1. Западный берег реки Иордан и сектор Газа 15 глава




Вот такую цену в течение этих лет пришлось заплатить христианам в арабском мире за принадлежность западного мира к христианству, хотя оно и появилось на Западе гораздо позднее, чем на Ближнем Востоке.

Если в партии Баас и имелись христиане, такие как печально известный министр иностранных дел Тарик Азиз, то они остались там исключительно благодаря своей лояльности к Саддаму.

– В Сирии было все совершенно иначе, там христиане в большей степени были объединены с режимом, оставаясь при этом христианами, – поясняет архиепископ Варда. – Они занимали высокие военные посты и руководящие должности. В Ираке не было ничего подобного.

Однако здесь, как и в Сирии, агенты следили за всем, что говорили своей пастве священники. Проживая в Багдаде, Башар Варда после падения Саддама обнаружил в архивах разведки цитаты из многих своих старых проповедей, которые в период послевоенного хаоса были преданы публичной огласке. Теперь он может с удовлетворением констатировать, что с режимом никогда не миндальничал.

 

* * *

 

Амир приводит меня в офис своего старшего брата. Доктор Саади Альмалех занимает должность генерального директора курдского управления отдела ассирийской культуры, представляющего собой своего рода министерство культуры христиан Курдистана. Он написал 26 книг, которые были переведены на различные языки и включают в себя как романы, так и специализированную литературу, а также перевел множество книг с русского на арабский. Писательскую деятельность он начал, когда ему исполнилось 17 лет. Как и брат, он говорит на нескольких языках. По возвращении из Канады Саади решил основать музей ассирийской культуры. На его столе стоят иракский, курдский и ассирийский флажки.

После того как Саади покидает нас, входит человек маленького роста, чье имя я сообщить не могу. Он хочет рассказать мне о сирийском православном священнике Паулусе Искандере, своем «близком родственнике». Одно дело читать об убитых или похищенных христианах, однако совсем другое – лично встречаться с людьми, которые пережили все это. В последнем случае преступления приобретают собственное искаженное обидой лицо, дикий взгляд с выражением неизменного негодования.

Эти события произошли во время 10-летней бойни, поэтому мы вряд ли узнаем, кем на самом деле были убийцы и похитители. Мы не представляем, кто они и как выглядят. Они дают о себе знать, прикрываясь масками, подкладывая под двери записки или посылая смс с угрозами, но их практически никогда не арестовывают. Нам известны только их жертвы. Создается впечатление, что этот район Анкавы изобилует жертвами, одна из них как раз и сидит сейчас на диване рядом со мной.

Маленький человек рассказывает, как многие из бывших союзников Саддама Хусейна, примкнув к группировкам Аль-Каиды, направились в сторону Мосула. В 2006 г. они собирались полностью очистить древний ассирийский город от христиан, которых считали американской пятой колонной. Вот почему они намеревались сперва убить трех самых известных священников в городе, чтобы эта целенаправленная ликвидация возымела максимальный эффект.

За полгода до убийства Паулуса Искандера ему угрожали, требуя, чтобы он закрыл церковь, если хочет остаться в живых. Он отказался. 9 октября 2006 г. его похитили, сообщив семье, что этот акт – месть за речь Папы Бенедикта XVI, которую тот произнес в Регенсбурге за несколько недель до похищения. В своем выступлении Папа Римский обличал исламистов в том, что они распространяли свою религию огнем и мечом, в то время как христианство использовало слово и разум.

Пожелавший остаться анонимным маленький человек, перед тем как исчезнуть с дивана в офисе министра культуры, рассказывает, что его обязали написать 30 плакатов, которые бы отражали отказ от слов Папы. Их предстояло развесить по всему Мосулу. Пока он рассказывал мне свою историю, таким я его и увидел – человеком, рисующим плакаты, а затем в отчаянии торопящимся расклеить их на городских стенах. Плакаты с осуждением заявления Отца своей Церкви, которое позже похитители подкрепляют действием. В этой сцене, представляющей собой извращенный парадокс, в концентрированной форме отразился конфликт между Западом и исламизмом.

Узнав, что я из Дании, мой собеседник просит меня, чтобы мы прекратили рисовать карикатуры на Мухаммеда. Последствия этих действий обрушиваются на головы ближневосточных христиан. Подобные мольбы я слышал и в секторе Газа, и в Египте, и в Ливане. Многие хотят, чтобы подобные вещи были запрещены на Западе.

Призывам к тому, чтобы Запад проводил самоцензуру, непросто дать осмысленный комментарий, в особенности когда находишься рядом с жертвой; и тут до меня доходит, что в заложниках оказался не только тот священник в Мосуле. Заложником был и этот человечек – в тот самый момент, когда носился по всему городу со своими плакатами. Стоит на Западе появиться какому-нибудь рисунку, фильму или высказыванию, как в адрес христиан Ближнего Востока тут же сыпятся угрозы и начинаются преследования. Христиан используют в качестве заложников, чтобы заставить нас, на Западе, прекратить критиковать ислам. «Заткнитесь, иначе пострадают христиане», – говорят нам. Я пытаюсь объяснить это своему собеседнику, но он меня не понимает. А я не хочу бросать слова на ветер. Трудно убедить в чем-либо людей, к виску которых приставлен пистолет.

В тот день в Мосуле, когда он развесил 19 плакатов, ему сказали, что этого достаточно. Потом потребовали от похищенного священника, чтобы тот принял ислам. Он отказался. И тогда 12 октября ему отрубили голову, руки и ноги. Полиция нашла его вечером лежащим на дороге в каком-то индустриальном районе на окраине Мосула: на туловище покоились его голова, руки и ноги. Впоследствии никто так и не был арестован. Никто до сих пор не знает, кто похитил и убил священника.

Несмотря на посыпавшиеся угрозы взорвать церковь, если семья посмеет собраться вместе, в Мосуле устроили пышные похороны, во время которых ничего не произошло. В более поздние времена христиане будут до того напуганы, что не посмеют даже появляться на похоронах.

Полтора месяца спустя, 26 ноября 2006 г., был убит еще один священник – протестант Мундер Алдайр. 3 июня 2007 г. халдейский священник Раджид Азиз Ганни вместе с тремя дьяконами – Басманом Юсуфом Давидом Аль-Юсефом, Гассаном Исамом Бидавидом и Вахидом Ханной и женой последнего покинули воскресное богослужение. Через 500 м их остановили люди с оружием: всех пятерых вытащили из машины и расстреляли мужчин из пулеметов, заставив женщину смотреть на это. Затем, чтобы никто не мог приблизиться к телам убитых, их заминировали. Позже пришлось вызвать саперов, чтобы их обезвредить. После этих убийств более половины христиан Мосула бежали в находящиеся к северо-востоку от него более бедные христианские города или в отдаленные регионы.

А что было с теми, кто остался в городе? Мой анонимный гость припоминает, что за неприкосновенность храмов конгрегации обязали платить джизью, мусульманский налог.

– Таким образом церковь в городе принудили к участию в финансировании террористов. Городским мусульманам также приходится платить террористам, чтобы те их защищали. Все это не что иное, как мафия. Один мусульманин из города рассказывал мне, что террористы собирают по 6 млн долларов в месяц, – сообщает он.

У маленького родственника убитого священника когда-то была собственная автомобильная мастерская с несколькими цехами, стоявшая у дороги. Когда у него потребовали выплату джизьи и он отказался, все цеха мастерской подорвали.

– Мы обвиняем все страны Запада в том, что они не предоставляют нам помощи и не оказывают серьезного давления на правительство Ирака, чтобы оно нас поддержало, – заявляет он. – У нас нет возможности получить убежище и в Европе. Все это очень грустно.

Тем же вечером мы с Амиром спешим на встречу еще с одним человеком, который готов поведать свою историю. Его зовут Рафи Дахан. Мать Рафи подносит нам турецкий кофе и воду. Мы сидим в его доме в Анкаве. В его новом доме. А в 2005 г. семья жила на улице Мосула, с которой можно было попасть в один из бывших дворцов Саддама и которая поэтому подвергалась постоянной бомбардировке.

Мы здесь затем, чтобы поговорить об его отце, Аднане Дахане, который зарабатывал на хлеб продажей автозапчастей. Через полгода после того как отец стал получать на свой телефон смс с угрозами в адрес семьи, они покинули Мосул и перебрались в одну из окрестных деревень. Каждый день, отправляясь на автобусе в университет, Рафи проезжал мимо своего пустующего дома.

Через полгода, надеясь на наступление лучших времен, они вернулись назад. Однако лучшие времена так и не наступили. В июле 2007 г. впервые был похищен отец. За ним просто пришли и забрали его с порога собственного дома. После уплаты семьей 5000 долларов через восемь дней его освободили.

А три года спустя, в феврале 2010 г., снова забрали. На этот раз никто уже не звонил и не просил выкупа. Через семь дней его нашли с простреленными животом и лицом. Сыну пришлось идти в морг на опознание.

Рафи вспоминает, что спросил отца после первого похищения, почему они не ищут убежища за границей. Отец ответил, что в их стране вся цивилизация была построена христианами: «Здесь церкви, в которых мы служим. Мы не можем их просто так оставить. Кто за ними присмотрит?».

После убийства отца никого не арестовали. Рафи абсолютно уверен в том, что полиция умышленно проигнорировала этот случай. Он помнит, что когда отца захватили в первый раз, похитители проезжали через контрольно-пропускной пункт, на котором стоял иракский офицер. «Посмотри, что у меня там, на заднем сиденье, – сказал один из них, обращаясь к офицеру. – Христианская собака». «Да благословит тебя Бог», – ответил офицер.

Во второй раз отца схватили неподалеку от этого контрольно-пропускного пункта. Похитители ликовали, радуясь добыче. Офицерами не было предпринято никаких действий.

Рафи рассказывает, что в Мосуле взрывы, похищения и убийства можно было наблюдать практически ежедневно. Я интересуюсь, как это на него впоследствии повлияло.

– Теперь я знаю, какая тяжелая смерть нас ожидает, – отвечает он.

На сегодняшний день, несмотря на то что в Мосуле все еще совершается насилие, находиться здесь стало намного терпимее. За последние два года в Ираке число убитых христиан и подорванных церквей уменьшилось, но акты террора по-прежнему имеют место. С 2003 по 2011 г. в Ираке был убит 841 христианин, однако 75 % покушений так и не были раскрыты. Волна самых страшных убийств прокатилась в 2004, 2007 и 2010 гг.[217]. Считается, что во всем Ираке с 2003 г. произошло около 2000 похищений христиан – эта цифра приблизительна, поскольку большинство случаев не было предано огласке из-за боязни последствий[218].

Когда мы уже собираемся уходить, Рафи говорит, что здесь очень скоро снова возьмутся за христиан. Это происходит каждый раз перед выборами. Убивают христиан, убивают политиков, повсюду взрывы, возрождается межрелигиозная вражда. Через пять минут после прогноза Рафи на экране смартфона моего шведско-иракского сопровождающего Амира выскакивает сообщение: в Мосуле снова убит христианин.

На следующий день мы отправляемся на его похороны. Вот так и случилось, что в то воскресное утро я оказался на отпевании Абдула Джабара. Здесь, в Бахдиде, в 32 км к юго-востоку от Мосула, в нескольких часах езды к западу от Анкавы, слушая слова архиепископа о предстоящей эмиграции всего христианского населения Ирака, я чувствую себя нежеланным гостем.

 

* * *

 

Чтобы попасть в Бахдиду, нужно пройти сперва иракский, а затем курдский контрольно-пропускные пункты, которые находятся в нескольких метрах друг от друга. Казалось бы, какие проблемы? Но на самом деле все это длится целую вечность. Меня долго досматривают скучающие военные, в конце концов, прежде чем разрешить мне пройти, они с подозрением разглядывают мой паспорт. Светит солнце. На улице весна и много пыли. У города грязный и запущенный вид. Дороги в жалком состоянии.

Этот населенный пункт находится за пределами курдской автономии, но как и во многих других городах на равнине Ниневии, здесь продолжают базироваться курдские солдаты и реет курдский флаг. Фактически Бахдида захвачена крошечной автономией, но ослабленное иракское правительство занято более важными задачами, чем обуздание жадных курдов. Мне говорят, в окрестностях города строятся храмы на деньги, выделенные курдами, чтобы подкупить христиан и переманить на свою сторону.

Крупный мужчина с усами, как у моржа, активист борьбы за права человека Луи Маркос Аюб из Хаммурабской Организации по Правам Человека, с которым мы встречаемся в церкви, сообщает мне, что иракское правительство хочет вытеснить христиан на север в Ниневию, что к востоку от Мосула, а затем далее, в Курдистан. Христиан будут выдворять и из Багдада, и из Мосула. Он говорит, что самые бедные из них не могут позволить себе переезд, к тому же государственные служащие из христиан в этих двух городах не рискуют переехать в деревни, где для них практически нет работы, жизнь более примитивна, а экономика хромает.

После похорон мы отправляемся к одной пожилой даме из Мосула. На ней черное платье – этот цвет носят женщины, потерявшие самого близкого, главу семьи. Мы садимся на мягкий диван. Комната ничем не украшена, только на стене висят фотографии с изображением мужа и сына хозяйки. Она называет их мучениками, это же фиксирует подпись под фотографией. Мужчины сняты на фоне умирающего Иисуса с терновым венцом, возведшего глаза в небо. В верхней части рамки – ветвь оливкового дерева.

Этот образ напомнил – разумеется, без Иисуса – изображения террористов-самоубийц, которые мне довелось увидеть во время пребывания в Наблусе. Там, в посещенных мной мусульманских палестинских семьях, я видел похожие портреты погибших мужей и сыновей: таким вот образом исламизм повлиял на христианство. Это отражено в самой эстетике.

Слово «мученик» используется как в исламе, так и в христианстве, но в разных смыслах. Разница в том, что мусульмане жертвуют собой, совершая акт насилия в защиту ислама или же по причине национализма, лишая жизни мирных жителей. Такое редко встретишь среди христиан. С другой стороны, как в случае с этой женщиной, у которой я сейчас в гостях, убийству придается религиозное значение, можно представить его так, будто муж и сын убиты из-за веры. Они пострадали, собственно, не потому, что были христианами, а во имя христианства. Разглядывая фотографию на стене, женщина находит в этой мысли утешение.

Сначала убили ее мужа. Он в тот день отправился в свою лавку, чтобы починить кое-что – собирался сдать помещение в аренду. Домой он так и не вернулся. Два дня спустя женщине сказали, что она может забрать в морге тело. Через девять дней, пытаясь понять, что произошло, сын отправился по следам отца. Он тоже получил пулю в лавке…

– Когда мой сын погиб, никто даже не пришел на отпевание… – рыдает женщина. – Никто даже не осмелился…

Она переехала в Бахдиду, но там не было работы. В иракских мегаполисах местное население говорит на арабском, а в христианских городках, подобных этому – только на сирийском. В Мосуле эта женщина жила в доме площадью 200 м2, а квартирка в Бахдиде по размеру едва ли составляет четверть от прежнего жилья; причем дом построен из бетонных плит плохого качества, они вот-вот рассыпятся. С гибелью мужа и сына окончилась и жизнь матери некогда преуспевающего семейства. Перебираясь в глубинку, человек словно сдает назад, ведь Мосул – это крупный мегаполис, а Бахдида – захолустный городок.

– Их убили зато, что они были христианами, – говорит женщина. – Я знаю это наверняка, потому что единственное, что у них отняли, – удостоверения личности. Ни деньги, ни вещи не тронули… Убили именно христиан.

То, что группы Аль-Каиды финансируют уничтожение христиан, общеизвестный факт.

Правозащитник с большими усами везет нас в дом пожилых супругов. Нас встречают муж Талех Матти, одетый в зеленый спортивный костюм, и жена Насран Азиз, в черной юбке и коричневой блузке в полоску. У них в гостях мы застаем мальчика и девочку – двоих из внучат, которых всего трое.

Произошедшая в их семье трагедия говорит о них скорее как об иракцах, а не как о христианах. Если можно было бы собрать все мучения отдельно взятой иракской семьи за последние 10 лет, то их, несомненно, можно было бы найти именно здесь.

Первым не стало старшего сына. В 2004 г. 21 – летнему парню предложили служить в иракской армии. Он подписал контракт. Вскоре, когда его подразделение попало в засаду, он погиб. После войны иракские силы безопасности напрямую атаковались повстанцами и несли огромные потери.

– Я сказала ему, что он круглый идиот, что соглашается, но он меня не слушал, – рассказывает мать. Ее сын отдал жизнь за свою страну.

Потом погибла вдова сына. Она жила рядом с полицейским участком, который в мае 2005 г. атаковали иракские повстанцы: вместо отделения полиции они по ошибке подорвали ее дом.

Третий, четвертый, пятый и шестой члены семьи погибли, по всей вероятности, только потому, что были христианами; эта история до сих пор осталась неясной, и о мотивах их убийства можно лишь строить догадки. Жена второго сына со своей матерью, братом и гостившей у них подругой с крохотной дочуркой собрались на ужин в доме матери (сына пожилой пары там не было), неожиданно к ним ворвались террористы и открыли пальбу. Чудом выжила только двухлетняя девочка, она несколько часов ползала вокруг трупов на полу пока ее не обнаружил сосед.

Трое суток пролежали покойники в больничном морге – родственники не осмеливались забрать тела для погребения. Потом сын купил четыре гроба и с другом сам их похоронил. На похороны тоже никто не пришел.

После этого семья покинула Мосул.

Через два года был похищен и этот сын, он в ту пору служил в армии. Ему угрожали расправой над оставшимися членами семьи, если он не заплатит похитителям 20 000 долларов. Он отдал деньги, и его выпустили. Наконец-то эту семью, которая перенесла все несчастья современного Ирака, оставили в покое.

 

* * *

 

И вот мы уже прощаемся. Когда отъезжаем от дома по грунтовой дороге, хозяева машут нам вслед. Беседовавшая со мной жена (мужчина в спортивном костюме за все время не проронил ни слова), обнимающая внуков, выглядит жизнерадостно. Есть люди, которые умеют выдержать все и никогда не сдаются.

Мы расстаемся с усатым правозащитником и покидаем город, направляясь все дальше на север через плоскую, пышную зеленую Ниневийскую равнину, вдоль восточного берега реки Тигр – территории, откуда изначально в этой стране появились христиане.

Мы приближаемся к небольшому монастырю Map Ораха, в котором сегодня проводится ежегодный праздник. Вокруг храма расположились семьи христиан, они сидят на траве на пластиковых стульчиках, перед ними разложена домашняя еда. В храме перед иконой Девы Марии горят свечи. Встав рядами, некоторые танцуют под резкие звуки трубы, другие толпятся у полуразрушенных ларьков, торгующих разной христианской утварью, пластмассовыми фигурками и другим добром.

По дорожке идут женщины и мужчины, взявшись за руки. Здесь пьют вино и пиво. После нескольких дней, заполненных всеми этими ужасающими историями, я хочу залечь в высокой траве и цветах горчицы и уснуть под звуки счастливой людской толпы. На дворе прекрасный весенний вечер, в густом воздухе висит цветочная пыльца. Мы влезаем на монастырскую крышу и смотрим на заходящий диск желтого солнца. Кое-кто из молодых успел уже вскарабкаться на купол, на котором возвышается красный крест; у них такой вид, будто им принадлежит все вокруг.

Спустившись с крыши, внизу мы встречаем человека из соседнего города, владельца винной лавки, в которую вчера вечером кто-то бросил бомбу. Там теперь полный разгром. Хозяин лавки понимает, что это было предупреждение. «Желтая карточка», – говорит он.

Он уже подумывает, не стоит ли ему закрыться. Неуверенно шутит:

– Мусульмане из моего городка и сами не прочь бы пить мой алкоголь… но они не хотят, чтобы я его продавал.

Мы едем дальше, минуя населенные пункты, где успели обосноваться курдские солдаты, хотя этот район не курдский. Они разместились и неподалеку от крупной христианской деревни Алькаш.

Когда мы добираемся до нее, наступает ночь. Разыскав большой дом, принадлежащий писателю Юсифу Зара, по приглашению хозяина мы заходим внутрь. Сегодня у него собрались его друзья. Народу как на вокзале. На хозяине галстук и синий халат, большие коричневые очки; у него седые, зачесанные назад волосы. Я хочу с ним поговорить.

– На протяжении тысячи лет у нас не было никаких проблем между христианством и исламом, – пожимает плечами Юсиф. – И вот пришла война. Теперь мусульмане хотят вышвырнуть из Ирака всех христиан, а правительство ничего не предпринимает, чтобы их остановить.

Он жил со своей семьей в Багдаде до 2004 г., когда во время теракта был убит его сын. Сегодня вдоль и поперек страны бушуют сразу несколько войн: между суннитами и шиитами, между курдами и арабами…

– Эти группировки плодят невероятный расизм, – говорит он.

Он хочет, чтобы я понял, что далеко не все арабы – злодеи, точно так же, как и не все христиане добродетельны. Он считает, нет никакого смысла становиться расистом.

Юсиф Зара спрашивает, не обратил ли я внимания, кто стоит у въезда в Алькаш.

– Деревня под курдской администрацией, – отвечает он сам себе. – Мы ведь только на бумаге относимся к багдадской. Но мы не свободны ни под арабами, ни под курдами.

По мнению писателя, жить в последние годы стало легче, он убежден, что через пару-тройку лет ситуация улучшится.

Я сажусь рядом с женщиной в синей футболке и сандалиях. Это его дочь Шарара Юсиф Зара, она политик и занимает серьезную должность в министерстве образования Ирака. Я рассказываю ей, что слышал в Египте, будто в учебниках по истории на протяжении десятилетий совершенно отсутствовало всякое упоминание о христианах.

– В Ираке то же самое, – говорит она. – В учебниках о них практически ничего нет, и то, что там пишут, не соответствует истине. Нигде не говорится, что мы жили в стране до прихода ислама. Единственные христиане, которых там упоминают, – западные. Многие иракцы считают, что мы пришельцы. Пришельцы с Запада. Гости в этой стране.

Я слышал похожее от архиепископа Эрбиля Башара Варды. По его мнению, распространившаяся в большей части арабского мира ненависть к христианам питается как раз тем невежеством, которое послужило причиной отдаления христиан и мусульман. Христиане не знают, как им быть частью страны, большинство населения которой не хочет даже знать об их существовании[219].

 

* * *

 

Попрощавшись с гостями писателя и его дочерью, мы покидаем Алькаш, затем, минуя курдских охранников, снова держим путь на север, наконец пересекаем официальную границу Курдистана. Мы разыскиваем одного из знакомых Амира, онлайн-журналиста, который недавно построил себе дом в крупном курдском городе Дохуке. Город находится прямо в горах, рядом с турецкой границей. Воздух тут более прохладный, звезды висят высоко. Здесь проживают около полумиллиона человек, значительную часть которых составляют христиане.

Если у христиан и есть будущее в Ираке, то оно именно здесь, в Курдистане. Похоже, курдское правительство предпринимает ряд мер, чтобы удовлетворить их потребности. На следующее утро знакомый Амира приводит нас на склон холма, чтобы показать скучившиеся на окраине города розовые здания, где проживают многочисленные христианские беженцы, которые, спасаясь от безумия Мосула и Багдада, устремились на север. Нас тотчас окружают обитатели этого квартала, они пытаются выяснить, нет ли у нас для них какой-нибудь работы. Некоторые женщины пришли в своих самых красивых нарядах, нанеся на лица яркую косметику.

Пытаясь скрыться от их неосуществимых чаяний, мы находим убежище в небольшом магазине, торгующем жестяными крышами и кирпичными блоками. Появляется владелец в сандалиях и тренировочном костюме. У него всего одна рука, вторую он потерял в 2004 г., когда покупал пистолет на одном из многочисленных оружейных рынков, процветших после того, как американцы распустили значительную часть сил безопасности правительства Саддама. Оружие тогда можно было купить где угодно.

Он рассказывает нам свою историю: он был на рынке, а стоявший рядом мужчина проверял свой новый пистолет. Он пальнул в воздух. Поблизости находился американский патруль; решив, что кто-то открыл стрельбу, американцы стали палить очередями по толпе. Несколько человек были убиты, а наш собеседник получил ранение в руку, и оно оказалось настолько серьезным, что ее пришлось ампутировать. Он подозревает, что причиной серьезных последствий стал яд внутри пули. Другая пуля попала его сестре в колено.

С тех пор для его семьи настали тяжелые времена. Оба его брата снабжали американские войска чистой питьевой водой. Им это удавалось в течение двух лет вплоть до 2007 г., когда их захватили повстанцы и убили, истерзав дрелями. Шестеро исламистов в масках бросили их тела при входе в дом с запиской, что это шпионы, получившие свое.

Этот человек сумел сбежать из Багдада, оставшись при этом целым и невредимым. Он благодарен курдам за то, что когда он, наконец, добрался сюда с семьей, те предоставили им жилье. А что в этом плохого? Разве христиане не могут проявлять признательность? Разве Курдистан не безопасное для них место?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы спускаемся вглубь Дохука, бесформенного, распухшего города. На самой высокой горе над ним развевается гигантское полотнище курдского флага – чтобы каждый мог видеть, кому принадлежит эта территория. Мы идем посмотреть на сгоревший дом. Переступаем через металлическую дверь, лежащую в траве перед входом в калитку, с которой она была сбита. Здесь находился христианский клуб.

2 декабря 2011 г. сотни молодых людей захватили торгующие алкоголем магазины, лавки с товарами для туристов, гостиницы, казино, салоны красоты, офисные центры, клубы, церкви и массажные салоны. Общее для всех этих точек то, что они представляли собой часть современной декадентской культуры и их владельцами были христиане и езиды – это еще одна проживающая на данной территории религиозная группа, которая на сегодняшний день приравнивается по количеству к христианской общине и не в меньшей степени является объектом религиозной нетерпимости.

Атаки начались после пятничной молитвы в мечети Аль-Рашид в соседнем городе Заху. Имам этой мечети распалялся против обосновавшегося в курдских городах «неисламского» бизнеса, а затем продолжил разжигать стоявшие на улицах сотни молодых людей из своей машины с громкоговорителем. Все это вылилось в акцию, которую свидетели описывают как хорошо спланированные и скоординированные поджоги в шести разных городах, осуществленные в тот день; нападению подверглись объекты и еще в двух городах, однако местные вооруженные христиане сумели отразить атаку. Нападавшие точно знали, что именно нужно атаковать. Во время акции кто-то все время снабжал их подрывными ракетами и бутылками с коктейлями Молотова.

Если бы все это происходило в Европе, то как нельзя кстати подошло бы слово «погром» (оно означает «уничтожение» и «опустошение»). Вот о чем я думаю, пока мы прогуливаемся во внутреннем дворике перед входом в клуб, а затем поднимаемся по лестнице этого здания. Под нашими ботинками хрустит битое стекло от бутылок с коктейлями Молотова. Сейчас, по прошествии полутора лет, это место выглядит так, как его оставили после акта вандализма. Здесь все осталось нетронутым, мы словно попали в мемориал.

Почерневшие комнаты хранят память заседавшего здесь в прежние времена сообщества. По полу разбросаны игровые карты, пивные банки, политические газеты и плакаты футбольных клубов (конечно же, «Барселоны») – любимые атрибуты мужчин во всех концах света. На ступеньке валяется припорошенный пеплом ботинок, возможно, потерянный кем-то во время бегства.

Мы заходим в дом неподалеку, здесь располагается кабинет руководителя христианского клуба. Этого крупного мужчину в джинсах и черной рубашке, с зачесанными назад волосами, зовут Райд Джарвис. Он вспоминает, что уже с самого начала демонстрации в соседнем Заху насчитывали в своих рядах сотни молодых людей. Ночью, к моменту окончания всех этих беспорядков, их уже было несколько тысяч. В очередной раз я задаю себе вопрос, как удается – как и в городе пива Тайбехе на Западном берегу, и во многих других египетских городах – собирать вместе, доводя до безумия, такое количество молодежи.

– Было совершенно ясно, что они знали, куда идти. Взять, к примеру, две здешних парикмахерских – одна принадлежала христианину, другая – мусульманину. Из них разгромили только христианскую, – говорит мой собеседник.

В некоторых городах они пытались добраться до храмов, но на их защиту встали как христиане, так и мусульмане.

До сих пор не выяснено, кто за этим стоит, что звучит довольно странно, учитывая, что в акции участвовало такое количество народу. Обвиняют радикальных курдских мусульман из Курдского союза исламистов, но никто, с кем мне довелось пообщаться, в точности не уверен, что нападение организовали именно они. Многие отмечают, что участвовавшие в поджогах и нападениях молодые люди имели вид обыкновенных светских юношей, а не длиннобородых исламистов. Но правда и в том, что единственной оставшейся нетронутой комнатой в одном из пострадавших зданий оказалась именно та, в которой на стене висели курдский флаг и фотография президента Курдистана Масуда Барзани. Возможно, для нападавших это были своего рода святыни?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: