Основания для исповедания




Как всегда, быстро реагирующий Петр отвечает: «Ты — Христос». Это не значит, что Петр здесь исповедует Божественность Иисуса. Он просто говорит о том, что Иисус — Помазанник, т.е. Тот, Кто обладает царственным и пророческим призванием и Кто должен освободить Израиль от внешнего (римского) и внутреннего (духовного, греховного) плена. Произнося эти слова, Петр опирается не только на то, что он увидел во время хождения с Иисусом: исцеления, воскрешения, хождение по воде, усмирение бури, изгнание бесов, насыщение нескольких тысяч и т.д. Для того, чтобы признать Иисуса Христом, внешних свидетельств недостаточно. Многих все это — то, что делал Иисус, нисколько не убеждало в Его особом призвании. Наоборот, самые успешные в духовных вопросах люди (фарисеи) считали, что Иисус действует не Божьей силой.

Многочисленные чудеса сами по себе не являются убедительными. Чудо само по себе убедить человеческое сердце не может.

Когда я был маленьким, мне было лет восемь или девять, мой неверующий отец, отъявленный атеист и коммунист, заболел раком. Насколько я помню, у него была неоперабельная опухоль бронхов. Помню, как в те дни моя верующая мама молилась о нем. Для лечения его отправили в Киев, в Республиканский институт радиологии. Врачи сделали снимок опухоли, взяли анализы и начали готовить отца к лучевой терапии. Перед началом лечения ведущий профессор решил сделать снимки еще раз. Опухоль исчезла. Были снимки, где явно была видна опухоль, были все симптомы, но перед самым облучением опухоль исчезла. Помню, как я говорил ему: «Папа, это же Господь тебя исцелил». Он отвечал примерно так: «Ничего чудесного в моем излечении нет. И Бога нет тоже. Просто наука не может объяснить того, что произошло, но со временем наука будет развиваться, и она объяснит этот феномен».

Для того, чтобы чудеса убеждали, необходима покорность человеческого сердца Богу и благодатное действие Святого Духа. Поэтому в Евангелии от Матфея этот разговор дополнен словами Иисуса, что исповедание Его Мессией — не результат, к которому Петр пришел сам по себе. Отец Небесный открыл ему это (Мф. 16:17). В Евангелии от Иоанна записано, что Иисус упрекает пришедший к Нему народ в том, что они искали Его «не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин. 6:26). Чудо насыщения не стало для народа «окном» в Царство Небесное. Они были настолько приземлены в своих интересах, что это Царство их вовсе не волновало. Была бы «скатерть-самобранка», а кто ею владеет — неважно. Людям — неважно. А Господу очень важно, чтобы люди видели не только «скатерть-самобранку».

Нужно идти дальше

Очень часто люди приходят к Иисусу под впечатлением чудес, осознавая близость Господа, которая проявляется во всех сферах жизни. Вы же знаете, как это бывает: ты пришел к Богу, не успел помолиться, а Бог уже отвечает; чудеса сыпятся, как из рога изобилия, и ты ходишь с открытым от удивления ртом, чувства хвалы и благодарения наполняют сердце. В такие моменты никто не может нас переубедить: Бог есть, Он — живой, любящий и заботящийся о Своих детях Отец! Такое пони мание — результат Его действия в нашей жизни.

Итак, когда Петр называет Иисуса Мессией, это уже результат действия Отца Небесного, благодаря Которому Петр увидел в Учителе из Назарета Кого-то большего. Но это только первый, начальный, хотя и важный, этап в отношениях между учениками и Иисусом. Захваченность чудесами, которые творил Иисус, уверенность в Его мессианстве — еще незрелая вера. Зрелая вера начинается тогда, когда человек поднимает взгляд от «рук» Господа, дающих многочисленные благословения, к «глазам», «лику» Господа, в которых раскрывается Его Личность.

Сам по себе человек на это не способен. Поэтому очень часто после первоначального этапа взаимоотношений Господь «отнимает руки», т.е. в какой-то момент начинающий христианин перестает видеть и чувствовать присутствие Господне. Благословения Господа уже не так очевидны, и человек начинает горестно вопрошать: «Где Ты, Господи?» Но это — благословенные моменты, в которые вера человека становится зрелой, потому что основывается не на чудесах (первоначальный этап), а на взаимоотношениях с Личностью.

Нонсенс

Иисус «начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать» (Мк. 8:31). Иисус говорит немыслимые для учеников вещи. Страдающий Мессия в их понимании — нонсенс. Иисус ломает их традиционные представления, отрывает их духовный взгляд от «рук», пытаясь привлечь их к пониманию Того, Кто есть Бог на самом деле. Они должны понять, что Его сила и величие не во внешних проявлениях и чудесах, а в жертвенной любви.

Так вот, Мессия страдающий, с одной стороны, не вмещается в их представления о том, Кто такой Бог. С другой стороны, ученики последовали за Иисусом в надежде получить большее, а Он говорит: «Дальше будут боль, страдание и смерть». «И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (ст. 31).

Это первые слова Иисуса, первое речение о страданиях. До этого Иисус еще ничего не говорил ученикам о страданиях. Они хорошо усвоили эти дарующие руки Бога. Но им нужно еще усвоить, что сердце Бога — любящее, что любовь Отца — жертвенная. Жертвенная до Креста, до этого страшного крика: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» И им нужно понять, что Мессия — совершенно другой, чем тот, кого они ждали. И мы сейчас думаем: «Ну как же они этого не понимали? Это же ясно, как белый день!» Вы уверены? И что, никогда из вашего сердца не вырывался этот вопрос: «Кто Ты, Господи, где Ты? Я Тебя не понимаю».

Бог больше наших представлений. Он всегда будет разрушать узкие рамки, в которые мы пытаемся Его вместить. И то переживание, через которое проходят Петр и ученики, та ломка рано или поздно будет и у нас. На богословском уровне нам все понятно. Мы научены, что Иисус страдал, умер и воскрес. Для нас это уже довольно привычные слова, «прописные истины», как принято сегодня называть такие утверждения. А на самом деле, когда Бог, Который всегда другой, начинает касаться нашей жизни, то это ух как непривычно! Больно и страшно.

Диалог Петра и Иисуса

Поэтому Петр так реагирует на слова Христа: «Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему» (Мк.8,32). Вероятно, Петр прекословил примерно так: «Господи, Ты же ломаешь все! Если Мессия мученически умирает, то все, конец всем нашим надеждам! Притом Ты, Господи, подчеркиваешь, что пострадаешь от старейшин, первосвященников и книжников, от самых авторитетных людей в народе! То есть Ты не будешь принят теми, кто достиг успеха, значимости и состоятельности в своей жизни. А ведь успех Твоей вести зависит от того, насколько она будет принята теми, кто имеет власть и авторитет. Именно они будут во главе тех, кто Тебя не признает, не поймет, отвергнет и распнет. Да не будет этого с Тобой, Господи!»

Петр совершенно искренен. Его искренность, конечно же, смешана с эгоистичной заботой о собственном будущем. Но, тем не менее, он заботится и о будущем Иисуса. 

Вы знаете, как реагирует Иисус на это искреннее прекословие Петра. Обычно обращают на себя внимание, шокируют первые слова в ответе Иисуса Петру: «Отойди от Меня, сатана». Но мне кажется, что следующие слова более значимы: «Ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк. 9:33).

Иисус показывает Петру, что он мыслит о Нем по-человечески, что он, даже исповедуя Его Мессией, не понял главного. Он сосредоточен на «руках», а не на «лике» Господа. Он неверно представляет себе природу Царства Божьего, о котором проповедовал Иисус. Петр решил, что дорога в Царство Божье будет усыпана радостями и благословениями: пять тысяч будут насыщаться, потом четыре, никакая буря не будет страшна. Петр, видимо, думал, что дорога в Царство Божье будет победоносной и лишенной каких бы то ни было проблем.

А Христос говорит: если ты так думаешь, то думаешь о том, что человеческое. Да, чудеса свидетельствуют о Царстве Божьем, но человек становится подданным этого Царства не тогда, когда впечатляется чудесами, а когда позволяет жертвенной любви завладеть его сердцем.

Как следовать за Ним?

«Подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Вот это поворотная точка. Ты хочешь в Царство Божье, тебе нравится все то, что увидел в Моем служении? Ты хочешь идти за Мной дальше? Но по-настоящему за Мной следуют те, кто отверг себя. Если хочешь следовать за Мной и ты, возьми крест свой и следуй за Мной.

Почему Христос так сказал? Потому что очень хорошо понимал, что если путь в Царство Божье не будет сопровождаться глубочайшими внутренними изменениями личности, человек в него войти не сможет. Он видел учеников, которые последовали за Ним. Он слышал, как они постоянно между собой выясняли, кто из них больше, как «измеряли» духовность друг друга, как каждый пытался занять лучшее место. Представьте себе, каким было бы Царство Божье, если бы они внутренне не изменились! Это было бы уже не Царство Божье, а настоящий ад. 

Потому что ученикам пришлось бы всю вечность выяснять, кто из них больше.

Поэтому Христос говорит: «Все, вот мы до этой точки дошли, а сейчас тем, кто действительно хочет войти в Царство, пришло время отвергнуть себя, взять крест и идти за Мною. Если ты хочешь войти в Царство Божье, другого пути нет». Путь в Царство Божье — это путь постепенного углубления и преображения человеческого сердца Божьей любовью. Эта любовь должна заполнить твое сердце. И другого пути в Царство Божье нет.

Что нужно менять?

Людям многое свойственно. Но сейчас мы остановимся на трех особенностях человеческой природы. Человеку свойственно господствовать, а не служить; свойственно брать, а не отдавать; свойственно казаться, а не быть. И Христос говорит: чтобы идти дальше, надо «распять» эти особенности твоей природы. Тебе нужно научиться служить, а не господствовать; отдавать, а не брать; быть, а не казаться.

Согласитесь, это радикальный вызов человеческой природе. Потому что каждый человек приходит в этот мир с требованием, чтобы ему служили, все ему давали и с огромнейшим желанием впечатлить мир самим собой. Точнее, не самим собой, а картинкой самого себя.

О да, вы скажете, что ребенок невинен и его сердце еще не изуродовано теми недостатками, которые свойственны взрослым. Красивая идея...

Вы знаете, что выражает крик младенца, который только приходит в мир, только рождается? Психолингвисты проводили длительное исследование группы детей, записывали их крик, как только они родились, и в течение долгих лет наблюдали за этими детьми, записывали те моменты в их жизни, в которых проявлялась интонация первого детского крика. Исследование было закончено, когда эта группа детей достигла совершеннолетия. В результате исследования выяснилось, что их интонации, вот эти интонации первого крика, всегда проявлялись в те минуты, когда они находились в состоянии крайнего гнева. А мы умиляемся крику невинного младенца...

Христос знает, какими мы приходим в этот мир. Он понимает, что все эти «особенности» въелись в каждую клеточку нашего естества. Но именно эти «особенности» сделают Царство Божье адом. Поэтому Он говорит, что дальше так нельзя: «Отвергни себя, научись быть, а не казаться, научись отдавать, а не брать, научись служить, а не господствовать. Посмотри на Меня, Я так живу. Если хочешь следовать за Мной, то знай, что следование за Мной — это постоянное преображение твоей личности в Мой образ, уподобление Мне».

Нельзя следовать за Христом, оставаясь самим собой, таким, как ты пришел в этот мир. Надо меняться. Нам это не нравится, но по-другому нельзя. Иисусу важно освободить нас от самих себя, вот это любовь, которая на самом деле делает нас счастливыми и становится нашей сутью.

Мы очень часто стремимся изменить весь мир, но очень редко — самих себя. А в Царство Божье входят те, кто позволяет Богу менять себя.

О кресте

Поэтому, кто хочет идти за Христом в Царство, тот должен избрать отвержение себя. Крест, на котором это происходит, можно рассматривать как служение Святого Духа, Который борется в человеке с вожделениями плоти (Гал. 5:17). Ежедневное распятие — это ежедневный выбор слушать веления Духа, а не плоти. И в первую очередь эти веления Духа проявляются в побуждениях любить, прощать, терпеть, милосердствовать и снисходить. И, конечно же, в том, чтобы повиноваться закону, который Дух пишет в сердце христианина (Евр. 8:10).

Где несут крест

Несение креста прежде всего проявляется в человеческих взаимоотношениях. Есть два института, в которых это происходит: церковь и семья. Церковь — это не то место, где тебя будут только принимать, любить и понимать. Церковь — это то место, где надо учиться прощать, терпеть, любить, отдавать, снимать с себя ненужные и пустые маски, быть, а не казаться. Вот почему в церкви бывает очень непросто. А если еще создаем семью... Сами знаете, как иногда бывает в семьях.

Иногда молодые люди спрашивают меня: «А как понять, любовь это или не любовь? Как отличить любовь от влюбленности? Как понять, любит ли меня этот молодой человек (или девушка) или это просто эгоистичное увлечение?»

Нет методик для определения подлинности человеческих чувств. Только тот, кто следует путем Христа, тот, кто позволяет Господу учить их жертвенной любви, тот, кто учится освобождаться от самого себя, может понимать, любовь ли наполняет его сердце и любит ли его по-настоящему другой человек. Еще раз повторюсь, здесь не может быть схемы, не может быть какой-то матрицы, методики.

Я тоже, когда влюбился, пытался определить свои чувства, используя какие-то тесты. И тоже не мог разобраться в себе: любовь меня посетила или настигла очередная влюбленность? Не было ответа. Сейчас понимаю, что только личность, знающая сущность жертвенной любви и живущая в согласии с ней, сможет отличить подделку от настоящей любви.

Если человек не идет путем жертвенной любви, если она его не «зацепила», такого человека обязательно зацепит эгоизм. Он будет воспринимать эгоизм свой и эгоизм чужого человека как любовь. Но это не будет любовь, и рано или поздно придет глубокое разочарование. Поэтому, когда Христос призывает идти путем креста, Он призывает идти лучшим путем. Только на этом пути люди становятся по-настоящему живыми, самими собой, без фальши, открытыми, понимающими себя и других. Только следующие этим путем умеют строить подлинные, а не фальшивые отношения, умеют по-настоящему любить. Если человек избирает путь креста, то уже здесь, на этой земле, в своей суетной жизни он начинает переживать высший смысл, проблески Царства Божьего. Удел же эгоиста — тьма, одиночество, бессмысленность и озлобленность на весь мир.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: