Что такое церковь? Зачем она?




Чтобы идти дальше, необходимо дать рабочее определение претендующее на полноту и всеохватность. Итак, церковь — это сообщество людей, услышавших призыв Иисуса Христа, откликнувшихся на этот призыв и следующих за Ним.

Основным словом в этом определении является «призыв». В чем сущность призыва? Призыв — это не команда следовать. Призыв — приглашение к отношениям. Люди, услышавшие призыв Иисуса Христа, не просто следуют за Ним, исполняя Его повеления. Они ежедневно, ежечасно устраивают свою жизнь так, чтобы ничто в ней не мешало созиданию отношений с их Господом.

Призванные понимают, что призыв их Господа — благой. В отклике на этот призыв, даже если отклик стоит призванному очень многого, заключена единственная возможность стать личностью — человеком с восстановленным образом и подобием Божьим. Когда к жизни в церкви человека приглашает Сам Господь, то это подразумевает воссоздание отношений, подобных отношениям Личностей Троицы.

Мы созданы для подобных отношений. Мы созданы для того, чтобы быть личностями во всей полноте. Ничто другое не даст покоя, утешения, радости и смысла нашей жизни. И нет другого места на земле, кроме церкви, где мы можем стать личностями. Потому что в церкви (и еще — в семье, но это другая тема) мы встречаем постоянный вызов нашему «я». Церковь — это то место, где мы можем строить подлинные отношения только тогда, когда изо дня в день учимся любить трудного брата или трудную сестру так, как любит Бог, — жертвенной любовью.

Другого пути нет. Вернее — есть. Даже много. Эти пути могут показаться легче и проще. На этих путях не надо мучить себя прощением, принятием сложных людей, жертвенной любовью. Эти пути значительно комфортнее (кстати, по ним можно идти, формально оставаясь в церкви). Но на этих путях никогда не станешь тем, кем ты призван стать, — Личностью.

Сегодня мир буквально пропитан идеей комфорта: все, что ты делаешь, к чему стремишься, должно быть направлено на достижение личного счастья, личной выгоды, личного удовольствия. Тот, кто больше всего этого достиг, состоялся как человек. Для тех, кто поддается такому мышлению, церковь сегодня — пятый угол. Ведь она по-настоящему возможна только тогда, когда ты в ней строишь отношения, основанные на жертве.

Несколько слов об «основном образе» 

Основной образ, который будет сопровождать нашу тему, мы возьмем и священного писания. Это история о хождение апостола Петра по водам. То, что происходило тогда, используем для прояснения некоторых очень существенных для нашей темы мысли. Другими словами, история на море будет для нас своего рода притчей (вспомните, как и для чего использовал притчи Иисус), благодаря которой мы попытаемся прояснить некоторые духовной реальности.

Центральное место в нашем картине занимают Петр и Иисус. Как вы помните, Петр, увидев идущего по морю Иисуса, сказал: «Господи, если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде». В ответ он слышит одно великое слово: «Иди!» Вот в реакция на это слово для нас, людей, заключена всё. Именно потому, как мы реагируем на этот призыв, определяется наши христианство, наша духовность, наша жизнь в церкви.

 

Пять углов

Безусловно, способов реакции на Божий призыв существует столько же, сколько существует призванных людей. Поэтому описанные ниже пять возможных способов реакции — не более, чем обобщение.

Представим себе большой пятиугольный зал. В каждом из углов этого зала расположилась группа людей. Люди в каждой группе отличаются от других тем, как они отреагировали на призыв выйти из лодки. Сначала мы пройдем по залу, бегло знакомясь с каждой группой. Чуть позже — остановимся у каждой группы подольше...

Люди, собравшиеся в первом углу, это те, кто находится в лодке, но никогда не слышал (или не хотел услышать) призыва Иисуса Христа — «иди!».

Во втором углу — те, кто услышал призыв, но, взглянув на бушующее море и бездну, решил, что разумнее не выходить.

Третий угол заняли те, кто вышел, прошел по водам какое-то расстояние, но испугался и вернулся назад.

Люди из четвертого угла — скользящие. Это победоносные христиане, у которых нет проблем, они скользят по водам (как на серфинге) в светлое будущее, и их удивляет, что кто-то не может молиться, не может читать Библию, кому-то плохо...

Пятый угол — это те, кто услышал призыв Иисуса, вышел из лодки и, несмотря на страх, принял решение идти к Нему, но вдруг начал тонуть... У этих людей остается только два пути: утонуть или кричать к Иисусу, моля о спасении. В пятый угол попадают тонущие. Они знают ему цену, они понимают, что иначе, как здесь, им не спастись.

Первый угол

В церкви присутствует множество людей (некоторые из них даже выросли в церкви), которые никогда не слышали приглашения Иисуса выйти из лодки. Они впитали в себя христианский образ жизни, очень хорошо знают Библию и нормы христианского поведения (и следуют им). Они могут скрупулезно выполнять требования по здоровому образу жизни. У них могут быть прекрасные семьи. Но они никогда не слышали призыва.

К сожалению, иногда такие люди, сами того не замечая, живут двойственной жизнью. За долгие годы пребывания в церкви они настолько научились наводить лоск на внешнюю сторону своего христианства, что за этим лоском уже не в состоянии разглядеть то, что находится в глубинах их сердец. И только их близкие могут знать (или догадываться), что этот внешний лоск скрывает. Часто те, кто находится в первом углу, до какого-то времени даже не подозревают, что внешний лоск, который так хорошо получается у них поддерживать, еще ничего не говорит об их близких и живых отношениях с Богом. Христианство для них — это религия красоты, комфорта, безопасности, уюта и сытости. Им хорошо в церкви, в кругу друзей, с самими собой и просто замечательно — с Богом. Ведь Бог, по их мнению, гарант их безоблачного существования.

Люди первого угла могут сделать для себя что-то или кого-то в церкви непререкаемым авторитетом. Зачем им нужен авторитет? Он может поддержать человека, когда он не желает брать на себя риск достижения личной зрелости. Ты не думаешь, за тебя уже когда-то кем-то все было решено. Ты даже не замечаешь, что для тебя следование определенным правилам, установлениям, традициям и доктринам — это не следование за Христом. Это способ оградить свою зону комфорта от риска.

В первую очередь, это риск честных, открытых, подлинных отношений с Богом, с самим собой и окружающими людьми. Во вторую очередь — риск поиска Бога. Можно даже не заметить, как из живого Бога человек создает себе бога карманного: удобного, предсказуемого, всегда откликающегося на все требования. Но это уже не Бог. Бога надо искать всю жизнь, всю жизнь быть готовым на риск откровения Бога, неведомого тебе раньше.

Но люди первого угла — это люди, крайне не самостоятельные в своей вере. Они редко спрашивают себя, почему они верят так и не иначе. Любой подобный вопрос лишает их покоя, и лучшее, что они выбирают, — спрятаться под покровом авторитета. Они лучше примут ничего не значащий для их сердца результат чьих-то поисков (это может быть поиск их родителей), чем будут искать сами. 

Расплата за пребывание в первом углу — потеря себя как личности. То, что эти люди далеки от зрелости, проявляется тогда, когда в трудные минуты пропадает внешний лоск, поддерживаемый годами. Попробуйте посягнуть на зону комфорта людей первого угла и вы узнаете, что спрятано в глубине их сердца.

Второй угол

Люди, оказавшиеся во втором углу, слышали призыв Божий, из лодки звучит по-своему. Для кого-то — это призыв оставить все и посвятить жизнь служению, для кого-то — сказать «прости» Богу или ближнему (а иногда ведь так невыносимо тяжело признать, что ты неправ), для кого-то — просто набраться мужества и начать строить честные и открытые отношения с теми, кто рядом.

Каждый из нас предпочитает из лодки не выходить. Призыв Божий бывает часто неудобен, страшен и лишает нас покоя. Поэтому лодка — самое надежное и спокойное убежище для испуганного христианина.

Когда люди слышат призыв, но остаются в лодке, они пожинают фанатизм и печаль. Фанатизм — это последствие отвержения Божьего призыва. Фанатизм — это позиция, обусловленная естественной потребностью человека укрепить собственный эгоизм. Призыв Божий всегда посягает на зону комфорта, в которой так хорошо нашему «я». Этот призыв очень часто выражается в нашем ближнем, который позволяет себе видеть не так, как видим мы, чувствовать не так, как чувствуем мы, думать не так, как думаем мы. Такой ближний просто самим своим существованием может сотрясать, казалось бы, прочный фундамент нашей веры. И мы оказываемся перед выбором: открыться для отношений с таким ближним, рискуя пережить много боли от его инаковости, от того, что он может оказаться правым, или оставаться закрытым.

Но мы можем яростно защищать себя, свои убеждения, чувства, свое видение, а в итоге — собственный комфорт. Фанатик — это тот, кто оказывается замкнутым в рамках собственных убеждений, незыблемых истин и отвергает риск отношений, риск опыта присутствия другого, истины другого. Ведь открыться для другого — это выйти из лодки...

Кроме того, удел услышавших призыв и не вышедших из лодки — печаль (как у юноши, который предпочел следованию за Христом богатство). Они никогда не испытают в жизни подлинного удовлетворения. Они будут в лодке, оставаясь в «зоне комфорта», но где-то в глубинах души будет плакать их сердце, потому что сердце создано для настоящих взаимоотношений, для того, чтобы по-настоящему любить, оно создано следовать за Иисусом, куда бы Он ни пошел.

Августин написал знаменитые слова: «Ты создал нас для Себя, и мятется сердце наше, доколе не успокоится в Тебе...» Мятется сердце услышавших призыв и не вышедших из лодки. Мятется...

Третий угол

Таких людей много. Следование за Иисусом — всегда вызов привычным устоям нашей жизни. Можно какое-то время радостно шествовать по воде, не чувствовать, что промокли ноги, не слышать рева бушующих волн, не видеть бездны под ногами. Но только какое-то время... В какой-то момент по разным причинам ты начинаешь обращать внимание на все, что тебя окружает. Христос скрывается в ночном мраке. Ты обнаруживаешь, что одинок, и с удивлением смотришь на пройденный по волнам путь. Первое, самое по-человечески разумное решение: «Ни шагу вперед!» Ты начинаешь понимать, каким же был глупцом, когда однажды пошел по волнам. Ты уже не видишь Христа, ты видишь тех, кто так комфортно расположился в лодке. Они за это время ничего не потеряли. Только приобрели... А у тебя, кроме проблем, ничего нет.

Кроме того, ты видишь уже не Христа, а брата или сестру, которые не то что не помогают, а по-своему активно мешают тебе идти по водам. Чаще всего именно брат или сестра становятся между тобой и Иисусом. Их недостатки, ропот, грубость, нечестность, вызывающее поведение ранят твое сердце так, что тебе уже не хочется никуда и ни за кем идти. А еще брат или сестра вскрывают тайники твоего сердца: то, что ты даже и не подозревал в себе, когда начинал следовать за Христом. В тебе вскрываются жажда победы и жажда власти.

Очень часто церковь превращается в поле боя, где ты ищешь любую возможность победить: превознестись над тем человеком, которым ты недоволен, хотя бы в суде. Но любой суд очерствляет сердце, замыкает человека на обидчике и не позволяет расти. Ведь он целиком сосредоточен на себе обиженном и своем обидчике. Вот почему Христос изобличает два огромных соблазна человека, являющихся проявлением двух грехов: соблазн иметь врагов, чтобы выплескивать на них свой гнев и отчаяние, и соблазн иметь рабов, чтобы чувствовать себя богом. Благодаря этому человек надеется убежать от своей ограниченности, от лица смерти. Кто не отрицает врагов, тот не отрицает и рабов...

Когда ты встречаешь трудного ближнего, ты встречаешь и себя, не любящего. До тех пор, пока победоносно идешь по волнам, кажется, что ты своей любовью готов объять весь мир, умереть за каждого человека. А когда на своем пути встречаешь невыносимого брата, то его полюбить оказывается ох как сложно!

Трудно в такие времена признать, что любовь твоя далека от любви духовной. Но именно в такие времена, признавая несовершенство своей любви, мы можем позволить Господу вырастить в нас любовь Свою. Она трудна для нас и непонятна. Мы редко ее встречаем. Еще реже проявляем сами. Но тот, кто растет духовно, со временем начинает все лучше и лучше различать в себе любовь свою и любовь Божью.

А сейчас — цитата о душевной и духовной любви. О ее смысле подумайте сами. «Душевная любовь любит другого ради него самого, духовная — любит его ради Христа. Потому душевная любовь ищет непосредственного соприкосновения с другим, она любит его не в его свободе, а привязывает его к себе; она стремится всеми средствами выигрывать, завоевывать, она теснит другого, стремится быть неотразимой, господствовать над ним... Душевная любовь создает свой образ другого, образ того, кто он есть, и того, кем он должен стать. Она берет жизнь другого в собственные руки. Духовная же любовь распознает образ другого, данный Иисусом Христом, — это образ, на который Иисус Христос повлиял и намерен влиять... Она не будет пытаться достичь душевного сотрясения другого на основе сугубо личного влияния, беспардонно вторгаясь в его жизнь; она не станет наполняться радостью от набожного душевного разогрева и возбуждения, напротив, она встретит другого человека ясным Словом Божьим и надолго оставит его наедине с этим Словом, снова освободит его, чтобы Христос смог воздействовать на него. Таким образом, она будет соблюдать границу, которая поставлена между нами Христом, и находить с каждым человеком полное общение во Христе, Который нас связывает и соединяет».

Когда любить так, как любит Бог, невыносимо, когда ты сталкиваешься с трудным ближним, когда сталкиваешься с самим собой, когда теряешь Христа и вдруг видишь тех, кто лодку не покидал, ты можешь принять «великомудрое» решение возвратиться в лодку. Многие ведь возвращаются... Только теряют вкус полноты жизни, теряют живого Христа, теряют вкус подлинной любви. Часто они приобретают много «лодочных» благ, иногда с удовлетворением говорят о том, какими были глупцами, что вышли когда-то из лодки, и какими они были мудрецами, что возвратились обратно. Только вот глаза у них пусты или полны печали. Ведь тот, кто однажды был захвачен неземной любовью, никогда не перестанет о ней тосковать, даже если «лодочных» благ становится все больше и больше...

Четвертый угол

Легко и благочестиво скользящие по волнам располагаются в четвертом углу. Это люди, однажды услышавшие призыв Христа. Им неведом страх, они не знают проблем, не видят чужих слез и далеки от душевных борений тех, кто рядом. Они просто не понимают, как можно каждый день жить без победы. Когда к ним обращаются с вопросами о том, как выжить в этом страшном мире, их ответы сводятся к стандартному набору: «Верь! Молись! Читай Библию!» Они искренне убеждены, что этого достаточно, и считают, что духовные нытики мешают продвижению того великого дела, к которому они, скользящие, призваны. Поэтому, встречая во время своего скольжения тонущих, они призывают их больше трудиться, бороться, активнее барахтаться. Ведь только так, по их мнению, можно выжить.

Часто скользящие — люди духовного пиара. Они не мыслят жизни без красивой упаковки. Даже сложности они подают так, будто это прелести жизни... Они так умеют подать себя и то дело (служение), которое сами совершают, что создается впечатление, будто всем ветхозаветным пророкам во время слушания их бодрых речений не оставалось бы ничего, кроме как в благоговейном восторге восклицать: «Аллилуйя! Слава Богу!» Только вот страждущие от этих речений почему-то страдают еще больше...

Пятый угол

Пятый угол принадлежит тонущим. Это люди, которые на каком-то этапе своего христианского пути потеряли всякую радость, ощущение полноты и смысла жизни. Они чувствуют, что начинают тонуть. Иногда их борьба с волнами длится изнуряюще долго. Они понимают, что спастись могут только тогда, когда увидят Иисуса. Но они Его не видят, кричат, но не слышат ответа. Их состояние напоминает состояние пророка Иеремии, который, взывая к Богу, говорил: «Он повел меня и ввел во тьму, а не во свет... И когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою... И удалился мир от души моей; я забыл о благоденствии, и сказал я: погибла сила моя и надежда моя на Господа» (Плач Иер. 3:2, 8, 17, 18). А в это время мимо проносятся победоносно скользящие...

Что происходит? Почему ты начинаешь тонуть после того, как сердце твое было однажды объято любовью Христовой и ты, откликнувшись на милостивый призыв, преодолевая страх, пошел по водам? На каком-то из этапов нашего духовного следования Господь начинает освобождать нас от самих себя. Ведь полноценное зрелое следование за Ним невозможно без того, чтобы мы не начали расставаться со своей ветхой природой.

В начале пути мы получаем мощнейший импульс, который затмевает влечения и побуждения нашего ветхого человека. Но с ветхим человеком в Царство Божье не войдешь. Господь это знает. Он знает, что главный мой враг — я сам. И никто мне не навредит больше, чем я сам. По великой милости Иисус ведет меня к тому, чтобы я осознал, что тону не из-за моего ближнего, не из-за обстоятельств, не из-за проделок «жестокого и непонятного Бога», а из-за самого себя. Я сам себя тяну на дно.

Поэтому Господь начинает милостиво отрывать нас от самих себя. Он пытается показать нам, кто наш настоящий враг, кто мешает больше всего. Вот почему тонущий, осознавший, что он тонет, взывает о спасении не от волн. Он взывает о спасении от того страшного груза, которым является он сам.

В такие времена, когда ты тонешь и помощи ни от кого нет, когда слышишь советы и рекомендации других, но они никак не поддерживают твое сердце, когда хочется убежать от всего мира и из церкви, в которой тебя могут не понимать, осуждать, изводить занудными советами и косыми взглядами или же, наоборот, так плотно опекать, что эта опека становится для тебя тягостным бременем, — именно в такие времена ты делаешь выбор, который может радикально предопределить твое будущее.

Очень легко поддаться привычным схемам поведения, в корне которых лежит эгоизм. Когда наше «я» кричит от боли и непонимания, тогда так просто наговорить ворох глупых и жестоких слов, громко хлопнуть дверью, замкнуться в себе, отгородившись от самых близких «великой китайской стеной». Тогда так просто взбунтоваться против «странного Бога», Который обещал слышать, а теперь молчит...

Но это особое время. Это время, когда ты, тонущий, уставший от борьбы, пустоты сердца, молчания Бога и непонимания близких, можешь принять другое решение. В это время из твоего сердца может начать вырываться уже не крик о спасении, а крик об изменении твоей пораженной эгоизмом природы: «Господи, даже если я скоро утону, даже если уже не будет той радости первоначального следования за Тобой, научи меня сейчас любить так, как любишь Ты!»

Мартин Лютер однажды сказал: «Только узник освобождается, только бедный обогащается, только слабый укрепляется, только смиренный возвышается, только пустое наполняется, только из ничего возникает нечто». Я бы дополнил эти слова: только тонущий спасается... Окончательно спасается, с головой погружаясь уже не в волны страха, отчаяния и ожесточения, а в волны Божьей любви.

Итак, у тонущего есть два пути — утонуть или научиться любить. Любить любовью, освобожденной от эгоизма. Любовью, которая рождается в свободе от самого себя. Но так любить Господь может научить только в церкви. Когда ты, вопреки всему тому, что говорит тебе мир, остаешься в этом странном пятом углу, в церкви.

Церковь — пятый угол для тех, кто тонет, но просит уже не о спасении, а о том, чтобы научиться любить так, как Он. Именно такие на самом деле призваны Христом и следуют за Ним. Именно они, несмотря на всю свою борьбу, боль, страх и отчаяние, — возлюбленные Божьи, радость Божья.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: