Бхакти Вишрамбха Мадхава Махарадж 8 глава




«Ходячая энциклопедия», «мудрец» — так называли тебя в шутку. На любой вопрос ты мог дать четкий ответ, приводя примеры из писаний. Кроме этого, ты знал гороскопы всех преданных, всегда поддерживал всех и вдохновлял на преданное служение. Но мало кто задумывался, что твое тело не давало тебе спать по ночам, хотя ты никогда не подавал вида и всегда стремился преодолеть все эти испытания.

Дорогой Юга-Атмика, Говинда Махарадж написал, что очень счастлив, так как, наконец-то, ты освободился от такого больного тела. Я тоже очень рад этому, но в то же время мне очень грустно, мне очень тебя не хватает. Без тебя пусто и непривычно. Я всегда вспоминаю наши беседы, совместные киртаны, совместное служение. Я бесконечно тебе благодарен за все. Ты был и останешься для меня примером преданного служения Господу и всем преданным. Я припадаю к твоим лотостным стопам и прошу прощения за то, что не был достаточно внимателен к тебе, не ценил по достоинству твое присутствие.

Пожалуйста, прости меня!

Я очень надеюсь, что когда-нибудь мы встретимся и продолжим нашу совместную санкиртану!

Твой вечный слуга Гирадхари дас (Самарканд)

 

Впервые я увидела, а вернее сказать, услышала Юга-Атмику прабху летом 1993 года на воскресной программе в квартире матаджи Нанта-Вибхавыпервой самаркандской преданной. Он пел Харе Кришна мантру, а все собравшиеся повторяли, тогда слезы у меня полились из глаз так, что невозможно было остановить. Так он прекрасно пел!

Затем, через неделю, к нам в Самарканд приехал Гуру — Говинда Свами Махарадж. Мы ждали Его у дороги, так как водитель не знал адреса, где остановится Гурудев.

Было очень жарко, машина задерживалась, и мы стали расходиться. Но Юга-Атмика прабху сказал: «Я не уйду с этого места, пока не дождусь Гурудева!» Мы с Гиридхари прабху были поражены его стойкостью и решимостью, хотя было видно, что его тело уже тогда страдало от болезни. Нам стало понятно, что к нам едет необыкновенная Личность, которая очень дорога Юга-Атмике прабху.

Через некоторое время программы стали проводиться у нас в квартире. Юга-Атмика прабху приносил все, что у него было: фото Панча-таттвы и Гуру-парампары, плакаты, музыкальные инструменты, кассеты — все, что необходимо для алтаря и для проведения воскресных программ. И сейчас многое у нас в храме напоминает о нем.

Юга-Атмика прабху по-настоящему придерживался принципа юкта-вайрагьи, то есть использовал все в служении Господу. Он умел занимать людей в служении Кришне. Многие из них переехали в другие города и страны, но то, что они сделали, осталось и служит Господу. Это плакаты с молитвами утренних и вечерних служб, это книга с напечатанными и размноженными бхаджанами, благодаря которым все могут петь на программах и праздниках.

Джая Юга-Атмика прабху!

А как ему нравилось проповедовать новым людям! Он мог часами беседовать с ними, забыв о больном теле. Им было интересно слушать его, ведь Юга-Атмика прабху постоянно работал над собой: изучал Бхагавад-гиту, конспектировал лекции. Он всегда мог ответить, из какой главы Бхагават-гиты тот или иной стих. Юга-Атмика прабху всегда делился своими реализациями, он хотел, чтобы и другие могли делать то, что мог делать он, вдохновлял, говоря: «Это же совсем не трудно». Спасибо тебе, Юга-Атмика прабху!

Его маленькая Бхагават-гита всегда была с ним. Ему нравилось говорить с христианами о Библии, с мусульманами о Коране, прославляя Иисуса Христа и Пророка Мухаммеда, а потом раскрывать связь между этими писаниями и Бхагават-гитой.

А какую замечательную песню он написал о Господе Гауранге!!! Мы пели ее, а Юга-Атмика прабху играл на гитаре. Его день рождения 25 апреля превращался в удивительный праздник Святого Имени и Кришна -прасада. Прасад был необыкновенным, так как каждый приносил что-то собой, а Юга-Атмика прабху умудрялся приготовить необыкновенное блюдо. Его мама тетя Люба была так рада, она доставала свои замечательные компоты, чтобы угостить нас. Юга-Атмика прабху по-настоящему любил ее, его любовь к ней жива и сейчас. Он попросил нас не забывать ее и приносить прасад. Она всегда рада нашему приходу.

В последний раз он был в храме 13 ноября 2004 г. на празднике Говардхана-пуджи. В этот раз он не одел вайшнавскую одежду, так как сильно мерз. Мы старались чем-то укутать его, и он с благодарностью принимал заботу.

А 15 ноября, в день ухода Шрилы Прабхупады, Юга-Атмика прабху уже не смог прийти. Тогда мы ещё не знали, что через месяц, 13 декабря, в возрасте 42-х лет он оставит тело. Три недели мы с Ананта-Ишвари и Ириной готовили и приносили ему прасад, готовили то, что он просил, в основном жидкие блюда. А в последнюю неделю он почти ничего не ел. В последние дни преданные по очереди были с ним и воспевали Харе Кришна мантру.

По воле Господа мы с Гиридхари прабху были с Юга-Атмикой в последние минуты. Он уже не мог говорить. В обед пришла его духовная сестра матаджи Ананта-Ишвари. Теперь я понимаю, что это Гопал Кришна Махарадж, дорогой Гуру Юга-Атмики прабху, привел её именно в этот последний час. Она по-матерински погладила Юга-Атмику по голове и сказала: «Дорогой наш Юга-Атмика, мы все тебя любим. Скажи, ты слышишь нас?» На его лице появилась еле заметная улыбка. Тогда Ананта-Ишвари взяла Багават-гиту и стала громко читать 7 главу. Она прочла последний стих, и мы увидели, что пульс на шее у Юга-Атмики прабху стал еле заметным. Мы хором запели молитву Господу Нрисимхе, и в это время Юга-Атмика прабху оставил больное тело. В последнее время он говорил: «Я не могу больше служить Кришне в этом теле...» Он был очень привязан к общению с преданными, на программы приходил первым, несмотря на то, что ходил с костылями. Сразу же просил служение. Преданные и новички тут же окружали его, и он начинал свою проповедь! А уходил он самым последним, когда мама его звонила и говорила: «Юрочка, я очень волнуюсь за тебя». И он уходил, взяв с собой цветы с алтаря и немного прасада для мамы.

Низкие поклоны тебе, Юга-Атмика прабху за все твои уроки и за последний урок.

Гандхарвика деви даси

 

Уход Веданги прабху

 

Веданга прабху приехал в Ершово (рядом с Курджиново) летом 1999 года. Он распространял книги Шрилы Прабхупады на рынке в Курджиново и на вайшнавских праздниках, выращивал цветы для Божеств, обрабатывал землю вместе с дочерью и зятем.

Он присоединился к Движению, уже будучи в пожилом возрасте, в 1992 году, до этого времени у него были книги Шрилы Прабхупады: «Источник вечного наслаждения», Бхагавад-гита, «Шри Ишопанишад». Он состоял членом Общества книголюбов в Волгодонске, распространял кармические книги, а книги Шрилы Прабхупады ему даны в «нагрузку» в этом Обществе. Он уже распространял книги Шрилы Прабхупады, не зная, что он продаёт. Он рассказывал, люди почему-то покупали больше книги Шрилы Прабхупады, чем кармические книги!

Когда приехала его дочь Шримати Сундари из г. Таганрога и рассказала отцу о преданном служении Кришне, он сразу же принял эту возвышенную философию и стал читать на чётках Харе Кришна мантру, постепенно увеличивая количество кругов. У него появился энтузиазм распространять книги Шрилы Прабхупады уже осознанно, с верой.

В 2005 году Веданга прабху заболел. Он стал использовать всё, чтобы вылечиться: читать мантры, массаж, лекарства, травы. Но ничего ему не помогало. За 2 недели до больницы он не спал ночами от болей в пояснице.

Вечером в конце ноября 2005 года ему совсем стало плохо, вызвали «Скорую», и его увезли в больницу. Он пролежал там неделю, боли не ушли, диагноз поставили — аденома. К этому времени сильно опухла левая нога. Шримати Сундари повезла отца в г. Волгодонск, где он жил до этого и работал. Но лучше ему не стало. К этому времени у него были сильные боли, он не мог спать ночами. Ночью он искренне повторял джапу, пел мантру Нрисимхе, стонал, кричал от боли. Когда приходили преданные, он забывал свою боль и начинал улыбаться. Анализы показали метастазы в позвоночнике, то есть, рак. Боли усиливались. Самые сильные ненаркотические средства не обезболивали. Все бессонные ночи (максимум в сутки ему удавалось забыться на 2 часа) он повторял мантру, плача, как ребёнок.

Мы перевезли отца в Ершово. Каждый день приходили преданные, пели киртан, проповедовали. Во время киртана он пытался хлопать в ладоши и пел, как мог, к этому времени он сильно ослаб, передвигаться уже не мог, не мог повторять мантру на чётках, повторял в уме. Я читала ему Шримад-Бхагаватам.

Местный врач отправил его в Черкесск на дообследование. Там сделали операцию. Врачи сказали, что теперь все зависит исключительно от Бога... Мы вернулись домой. К тому времени папа уже ничего не ел и не пил около 5 дней. День и ночь в комнате звучали бхаджаны Шрилы Прабхупады. Мама говорила, что он сознательно отказывается от еды и питья, так как чувствует бесполезность пребывания в этом беспомощном, доставляющем страдания теле. Он не мог говорить, только кивал головой. Самые эффективные средства не поднимали давление. Мы с мамой дежурили всю ночь, боясь, что он может уйти в любой момент. Иногда отец поднимал руки вверх, как будто танцуя, и передвигал ногами, всю ночь он не спал. Я просила его дожить до утра, так как должны были прийти преданные и все устроить.

В девятом часу утра 5 февраля пришла матаджи Гауранги. Она принесла много разных плакатов с изображениями Кришны, гирлянды от Божеств и духовных учителей, чаранамриту, землю Вриндавана. Матаджи Калпашвини принесла Гирираджа-шалаграма шилу. Гирираджа поставили ему на голову. Гауранги смогла напоить его чаранамритой, когда она сказала, что кладёт ему в рот листик Туласи, он неожиданно начал улыбаться. Матаджи Тунгавидья держала перед ним изображение Шрилы Прабхупады, а Гауранги — его духовного учителя — Индрадьюмны Свами. Он переводил взгляд то на одно изображение, то на другое, при этом улыбаясь. Затем в комнату вошёл его духовный наставник — Ядурадж прабху. Он стал на колени перед Ведангой прабху, и папа стал смотреть на него, улыбаясь, он был в полном сознании. Матаджи Калпашвини читала стихи из «Става-Малы» под бхаджаны Шрилы Прабхупады.

Через минуту после того, как зашёл Ядурадж прабху, преданные заметили, что отец перестал дышать, и глаза его закатились. Преданные начали громкий киртан. Не было ощущения тяжести, все чувствовали какую-то необъяснимую лёгкость и радость. Так мой отец оставил тело, медитируя на парампару: Прабхупаду, Гуру, духовного наставника, перед этим преданные осыпали его землёй Вриндавана. Было ощущение, что он ждал этого момента, чтобы оставить тело. Это был Бхишма-аштами — день, когда дед Бхишма оставил тело по собственному желанию в присутствии Кришны. Ядурадж прабху пожелал сам омыть и одеть папу, ему помогал Анантавиджая прабху. Приходили преданные, касались стоп тела Веданги прабху. Никто не сомневался в том, что его уход в таком сознании — милость Кришны. Он так самоотверженно служил Господу в этой жизни, распространяя книги, выращивая в храме цветы, проповедуя. Он был очень привязан к общению с преданными и всегда стремился избегать конфликтов. Он всегда старался посещать как можно больше духовных программ и фестивалей. Многие российские преданные знают прабху с каштановой бородой, который всегда распространял книги Прабхупады и ершовские лекарственные травы...

Седьмого числа мы кремировали тело Веданги прабху в ростовском крематории. Нам помог в этом местный преданный-адвокат Марат. Кремация стоила очень дорого. Преданные собрали пожертвования на все расходы, около 20 тысяч рублей. Мы очень благодарны всем, кто оказал нам помощь в эти трудные минуты. Семнадцатого числа преданные из Нальчика поедут в паломничество, обещают отвезти прах Веданги прабху и развеять его по Ямуне, как он и завещал.

Дочь Веданги прабху

 

Жил у нас в деревне преданный Веданга прабху, дедушка, который был обычным, как и все. Он занимался распространением книг Шрилы Прабхупады, ещё выращивал цветы для Божеств.

И вот осенью он заболел, ему становилось всё хуже и хуже, сделали какую-то операцию, но это не помогло. Наконец, поставили окончательный диагноз — рак. Для всех стало ясно, что пора готовиться к его уходу. Преданные приходили к нему в гости, как-то пытались ободрить его, я, признаюсь, даже боялся туда идти, потому что видел в детстве, как умирают от рака. Зрелище страшное, всё это сопряжено со страхом, скорбью и болью. У Веданги прабху разлагались кости и позвоночник. Один раз я всё-таки зашёл, он лежал на постели, исхудавший, измождённый. От слабости он ничего не мог сказать, я только расслышал его слова: «У меня всё болит», а я даже не нашёлся, что ему сказать, как ободрить в такую тяжёлую минуту...

Наступил день его ухода. В этот день к нему в гости собирались прийти преданные из Курджиново во главе с президентом. Просто спеть киртан, побыть рядом. Веданга прабху очень их ждал, всё спрашивал, когда же они придут. И вот они пришли, устроили киртан, в рот налили чаранамриту, на лоб поставили Говардхану-шилу, а к лицу поднесли изображение его духовного учителя Индрадьюмны Свами. Веданга прабху стал широко улыбаться, глубоко вздохнул несколько раз и ушёл совершенно неожиданно для всех присутствующих... Потом оказалось, что это был день ухода Бхишмадевы, а он знал, когда умирать. Я пришёл позже, часа через 2. И, действительно, атмосфера там была такая хорошая, никакого страха. И я подумал, ну вот, Слава Богу, всё-таки он вспомнил о Кришне, молодец! И даже какая-то радость появилась за него. Хорошая смерть! Вечером в храме устроили киртан, и преданные вспоминали о нём, каким он был хорошим преданным. Звезд с неба, может быть, не хватал, но искренне трудился для Господа и получил вот такую милость, несмотря на некоторые свои недостатки. А, значит, у нас тоже есть шанс.

Бхакта из Ершова

 

Уход мамы

 

Моя мама узнала, что больна лейкемией. В 90% эта болезнь не лечится, и она это знала. Но врачи пообещали помочь ей химиотерапией, она согласилась.

После лечения у неё выпали волосы, кожа потрескалась, глаза ввалились, было очень тяжело на это смотреть. Она не теряла надежды до последней минуты, но состояние ухудшалось с каждым днём. Все знали, что скоро её не станет с нами, и были к этому готовы.

В тот день она была совсем плоха, и мы, все родственники, дежурили возле нее по очереди. Дядя, отсидев день, сдал мне смену. Мама была в сознании, но очень слаба. Мы с ней разговаривали о религии. До этого я читал ей «Дневник странствующего проповедника» Индрадьюмны Свами, ей очень нравилось, и мы обсуждали эту книгу. Это и стало толчком для философских дискуссий. В какой-то момент она вдруг произнесла: «Неужели он существует?» «Кто?» — спросил я. «Он, Иисус» — был ответ. Это было похоже на обращение к Нему, голос её дрожал, и слёзы появились на глазах, она была полностью беспомощна. Я ответил, что, конечно, Он есть, и Кришна есть, и стал что-то рассказывать, что читал в книгах. Она закрыла глаза, я подумал, что она спит, но это была кома. Я понял это, мне стало жутковато, и я начал читать мантру вслух. Хотя мой ум метался, эмоции и слёзы захлестывали меня, практически я не слышал ни слова мантры, но продолжал ее повторять. Смерть была совсем рядом. Утром я позвонил в храм и попросил листьев Туласи. Отсутствовал где-то 2 часа, вернувшись, увидел, что она очень сильно изменилась. Это тело напоминало мне мать, но её там не было. Мурашки пробежали у меня... я не могу описать, что я чувствовал. Таких сильных эмоций я не ощущал за всю мою жизнь. Вдруг она перестала дышать на несколько секунд, потом очень глубоко вздохнула, сделала выдох, и на этом всё кончилось. Она ушла. Я положил листик Туласи ей в рот и омыл тело водой из Радха-кунды. Потом позвал врачей.

Тогда её смерть очень сильно подействовала на меня — я увидел реальность.

Гаурасундар дас

 

Вайшнав Тхакур

 

 

Когда Вайшнав Тхакур прабху ушел, каждый из нас, очевидно, подумал: «Что же случилось? Куда же он ушел? Неужели это тот самый случай, когда душа уходит к Богу? Где же он сейчас?»

Мы можем быть уверены в одном: сейчас он находится в хороших условиях. Я находился рядом с ним в последний момент его жизни, со мной был Слава Березин, мы повторяли Святое Имя. В последние часы своей жизни Вайшнав Тхакур прабху почти непрерывно, не мигая, удерживал свой взгляд на изображении Радхи-Кришны. И хотя он уже не мог двигаться, в последний момент рукой он придерживал «Источник вечного наслаждения» и смотрел неотрывно, и было очевидно, что он находится в сознании. Мы повторяли ему Святое Имя, и все произошло очень тихо и незаметно, фактически так он и жил — тихо и незаметно...

Может, способность так жить — тихо и незаметно — и привела его к такому удивительному концу. Если мы пытаемся жить заметно для других, то о чем мы будем думать в конце жизни? — «Достаточно ли я был заметен?» Но если человек живет по принципу «тринад апи суничена...», то в конце жизни он помнит о Кришне, о ком же еще? Терпение, смирение, не ожидание почтения в свой адрес, почтение к другим делают человека защищенным от того, чтобы забыть о Боге. И насколько мы способны обрести эти четыре качества, настолько мы и способны помнить о Боге.

Последние два месяца преданные были постоянно с Вайшнавом Тхакуром прабху, и все заметили, что он менялся. Было видно, что он изменялся внутренне и прогрессировал именно в этом состоянии смирения. Было видно, что к концу жизни сердце его плавится, становится мягче, и это то, что должно и с нами происходить, это то, к чему должна приводить духовная практика — сердце должно становиться мягче. Мы должны становиться смирение, терпеливее, почтительнее и чище. Важнейшим условием такого продвижения является садху-санга. Общение должно быть таким, которое позволяет продвигаться нам в развитии этих качеств.

Вайшнав Тхакур прабху был очень строг в отношении своего общения. Ему было более шестидесяти лет, но он ходил на харинамы вместе с молодыми. И когда харинама проходила в жаркое время и все парились под лучами солнца, он не уходил, оставался. Он обладал качеством простоты. Простота помогает человеку заниматься духовной практикой. Он не рассуждал слишком много: «Может, так делать, а, может, вот так».

Мы хотим сказать, что он ушел обратно к Богу, таково наше заявление, потому что Кришна Сам говорит об этом: «Тот, кто помнит о Боге в момент смерти, возвращается обратно к Нему». И то, как Вайшнав Тхакур прабху уходил, дает основание думать именно об этом. И это произошло прямо здесь, в городе Барнауле, не где-то в Индии, в святых местах, а в этом маленьком сибирском городе — живое существо ушло обратно к Богу. Почему это произошло? Вследствие милости преданных. Именно в эти последние дни преданные очень сильно помогали ему помнить о Кришне. И в этом наша надежда. Все эти беспокойства, которые мы принимаем на себя, связанные со строительством общины, с проповедью, все это лишь для того, чтобы помочь человеку уйти обратно к Богу. Все эти беспокойства стоят того, чтобы хотя бы один человек вернулся обратно к Богу.

На самом деле, это задача нашей организации, мы именно этим должны заниматься — помогать людям вернуться обратно к Богу. Наша организация предназначена именно для этого, чтобы души уходили обратно к Богу. Все остальное — это просто средство для того, чтобы это случилось. Все, что мы делаем, мы делаем для того, чтобы помнить о Кришне, и это самое главное. Преданные помогали Вайшнава Тхакуру прабху в последние дни его жизни, кто-то больше, кто-то меньше, но все вместе мы сделали это, и это также успех нашей общины.

Вишну-таттва дас, президент барнаульской ятры

 

Вайшнав Тхакур прабху присоединился к сознанию Кришны в 1997 году. Произошло это, как всегда, по милости преданных. Когда преданные санкиртаны первый раз пришли домой к Вайшнаву Тхакуру, он не взял книги, но они пришли во второй раз, тогда он подумал, что это происходит не случайно, и купил «Науку самоосознания».

Прочитав книгу, он сразу же начал практиковать повторение Харе Кришна мантры еще не имея общения с преданными. Когда же Вайшнав Тхакур стал общаться с преданными, то с самого начала он очень серьезно относился к садхана-бхакти: вставал рано утром, повторял все свои круги, пел перед своим алтарем. Всю утреннюю программу он всегда проводил в вайшнавской одежде. Он был уже немолодым человеком, но очень трепетно относился к вайшнавской одежде, всегда был одет очень опрятно, все у него было чисто и отглажено. Делал он это сам, так как его супруга не была преданной. Так же трепетно относился он к другим атрибутам сознания Кришны: книгам, изображениям...

Одно из запоминающихся его качеств было смирение, с которым Вайшнав Тхакур слушал наставления старших преданных, он всегда исполнял их. Члены нашей нама-хатты всегда были активными участниками харинам, и Вайшнав Тхакур также. Однажды произошел такой случай. Кто-то окликнул его из посторонних людей: «Пусть молодые поют, а ты-то куда, старик, туда же?» Это очень смутило его, и он сказал, что больше не будет ходить на харинамы. Я посоветовалась по этому вопросу с Вишну-таттвой прабху и передала ему слова Вайшнава Тхакуру. «Наоборот, — сказал Вишну-таттва прабху, — если посторонние люди будут видеть, что молодые идут и поют, то это, может быть, не очень серьезно, но если пожилой человек идет, воспевая Святое Имя, то это что-то авторитетное и серьезное». Когда я передала эти слова Вайшнаву Тхакуру, он очень просто принял их всем сердцем и без всякого сомнения всегда ходил на харинамы. Здесь также ярко проявилась его вайшнавская черта — простота. Он просто принимал наставления и выполнял их.

Вайшнав Тхакур очень быстро принял на себя обет — жертвовать 50% своего дохода на проповедь сознания Кришны — и всегда так делал. Он жил на пенсию, и позже я узнала, что оставшиеся средства почти все уходили на коммунальные платежи за квартиру. Таким образом, на питание и личные нужды у него оставалось очень мало средств. Он находил возможность жертвовать на праздники, когда приезжали Гуру, на развитие нама-хатты. Иногда я советовала ему, чтобы он не жертвовал так много, а подкопил на поездку на фестиваль, но он говорил: «Нет, это моя садхана, я дал такой обет». И потом Господь устраивал так, что если надо было куда-то поехать, например, на фестиваль, то всегда находилась работа, и он подрабатывал для того, чтобы обеспечить себе поездку. Вайшнаву Тхакуру можно было доверить любое служение. И можно было быть уверенным на 100%, что он выполнит его настолько хорошо, насколько это только в его силах. Тяга к служению преданным всегда была ярко выражена у Вайшнава Тхакура.

Все, что он делал для преданных, он делал бескорыстно, никогда не ожидал, что может заработать на этом. Вайшнав Тхакур прабху был мастер на все руки, он хорошо делал плотницкую работу, и не только помогал преданным на дому, но и участвовал в подготовке фестивалей. Вместе с молодыми преданными он записывался и ехал в бригаде, которая готовила фестиваль, и выполнял там работу, даже больше, чем молодые преданные. Он был простой, спокойный, искренний, всегда желающий служить. Это вызывало очень теплое отношение преданных к нему.

Помнится, в Барнауле было сильное землятресение, и все пережили сильный стресс. В многоэтажных панельных домах шатались стены, трещали панели, открывались дверцы шкафов, и было страшно. После этого преданные на нама-хатте собрались, и все делились своими впечатлениями, как они пережили эти минуты. Вайшнав Тхакур рассказал, что он сел перед Туласи, повторял Харе Кришна мантру, понимая, что все зависит от воли Господа, бежать некуда, и говорил, что на сердце у него было спокойно. Никто из преданных не мог поделиться таким опытом.

Это было примером для нас, как в такие критические минуты проверяется преданность: думаем ли мы о своей жизни, спасаемся, бежим или предаемся Господу.

Когда открылись точки «Пищи Жизни», на одной из точек работала я и еще две матаджи. Вайшнав Тхакур прабху сразу начал помогать нам. Он делал тяжелую работу, приносил нам овощи, и делал это очень регулярно, каждый день. Иногда на общих программах сообщали о работе «Пищи Жизни» и прославляли поваров, но повара получали какую-то зарплату на этой работе, а Вайшнав Тхакур делал это бескорыстно, не за деньги. И он очень спокойно относился к тому, что его имя никогда не прославлялось, стараясь делать все незаметно, не беспокоясь, что его работу не замечали, он делал все это для Кришны.

Вайшнав Тхакур очень любил забирать цветы, предложенные Господу, сушил их и, как я узнала позже, сделал из них подушечку и спал на ней...

И вот Вайшнав Тхакур прабху заболел. У него была нарушена речь и память. Он подошел ко мне на воскресной программе и стал очень эмоционально объяснять, что у него плохо с памятью, но он помнит меня, он знает, с кем разговаривает, и пытался что-то выразить. Когда он говорил со мной, ему стоило больших усилий, чтобы подобрать слова, ему трудно было говорить. Я сказала ему, что надо обратиться к врачу и лечиться, но он ответил, что может повторять Харе Кришна, поэтому нет смысла что-то предпринимать, и неважно, что он забыл слова, связанные с материальной жизнью.

Когда Вайшнав Тхакур уже не смог ходить на нама-хатту, я позвонила его жене и узнала, что он лежит и почти не говорит. Я познакомилась с его женой, она оказалась очень милой женщиной, которая установила хорошие, доверительные отношения с преданными.

С того момента, как Вайшнав Тхакур стал постельным больным, преданные установили дежурство и стали по очереди приносить ему прасад, так как непредложенную пищу Вайшнав Тхакур никогда не принимал. Меня поражало, что, уже будучи тяжело больным, он садился на пол, принимал прасад, потом за собой убирал, мыл место, на котором вкушал.

Иногда у него было такое отчаянное состояние, слезы (болел он очень тяжело), он говорил, что это все, но что он не готов к концу, не чувствовал себя духовно готовым.

Постепенно его речь ухудшалась, он выражался жестами, кивая головой или отрицая, но интересно, что до последнего момента Харе Кришна мантру он мог повторять.

Потом он попал в больницу, там поставили точный диагноз — опухоль головного мозга, и стало ясно, что дни его сочтены. Врачи сказали, что ему отпущено не более полутора месяцев... И преданные по указанию Вишну-таттвы прабху составили график дежурства около Вайшнава Тхакура. Преданные приходили, по нескольку часов сидели около него, читали ему книги, повторяли Святые Имена. Преданные приносили прасад, но постепенно он ел все меньше и меньше. Когда его состояние ухудшилось, преданные стали дежурить и по ночам. Супруга Вайшнава Тхакура позволила нам делать это и даже была очень рада, так как она одна уже устала ухаживать за ним. Прабху сидели ночами, а матаджи дежурили днем.

В какой-то момент Вишну-таттва прабху сказал, что ему надо принять духовного учителя. Он выбрал Джаяпатака Свами Махараджа. В это время Радхе-Шьям прабху был в Индии. Он связался с Джаяпатака Махараджем, который начитал четки и дал имя Вайшнаву Тхакуру.

После воскресной программы, на которой преданные молились за Вайшнава Тхакура, почти все пошли к нему домой. Мы принесли ему маха-прасад от Божеств и от Бхакти Вайбхавы Свами, который накануне посетил наш город, и гирлянду от Махараджа. Вишну-таттва прабху надел эту гирлянду на Вайшнава Тхакура, поставил ему тилаку, надел на него кантхи-малы и вручил ему четки. Это происходило в очень серьезной, торжественной, молитвенной обстановке, преданные пели киртан. Вишну-таттва прабху сказал ему новое имя, и Вайшнав Тхакур плакал...

Когда Вайшнав Тхакур лежал больной, у его изголовья стояли две большие красивые Туласи, за которыми он ухаживал. У него были принесенные преданными листья Туласи из Вриндавана, воды Ганги, Ямуны, Радха-кунды. Жена каждый день понемногу все это давала ему. Рядом с постелью лежал номер телефона Вишну-таттвы прабху и записка для преданных, которые дежурили около постели Вайшнава Тхакура, чтобы в случае ухудшения состояния срочно вызывали Вишну-таттву прабху.

И вот Вайшнаву Тхакуру прабху стало совсем плохо. Вишну-таттва прабху сидел около него, повторяя мантру. Настал критический момент. Вишну-таттва прабху держал перед глазами Вайшнава Тхакура прабху изображение Радхи-Кришы и повторял Харе Кришна мантру. Вот так, очень спокойно и незаметно, глядя на изображение Радхи и Кришны и слушая Их Святые Имена, Вайшнав Тхакур оставил тело. Это произошло днем.

Вечером мы приехали на квартиру Вайшнава Тхакура, помогли его переодеть, атмосфера была очень благостная, очень спокойная. Не было никакого страха, никакого волнения, никакой брезгливости — никто не ощущал, никто. Вместе с ним положили все гирлянды, все цветы, предложенные Господу. В правую руку ему положили четки. Преданные отрезали немного волос Вайшнава Тхакура, и потом прах от этих волос отвезли в святое место. Ночью бхакта Николай Шерстобитов повторял у тела Вайшнава Тхакура Харе Кришна мантру.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: