Кейс как вспомогательное средство обучения




Кейсы могут быть использованы и как вспомогательный ма­териал для проработки определенного алгоритма или психоло­гической техники.

Приведу пример. При решении «Задачи про Юлю» участники группы учились принятию решений с помощью рационального подхода. Каждый участник помимо кейса получал бланк с описанием последовательности действий (табл. 6.2).

Таблица 6.2. Процесс принятия решений при рациональном подходе (п. 1-4 — стадия идентификации проблемы, 5-8 — стадия принятия решений)

1. Изучить окру­жающую обста­новку Информация о внутренней среде организации, которая помогает выявить отклонения от запланированного или приемлемого поведения (беседы с коллегами, финансовые отчеты, внутренние товарные рейтинги и т. д.). Информация о внешней среде организации, которая по­могает выявить отклонения от запланированного или при­емлемого поведения (деловая пресса, деятельность конку­рентов и т. д.)
2. Сформулиро­вать проблему Детально установить характер проблемы. Определить, где и когда она возникла. Кто в нее вовлечен, кого она касается косвенно. Как она связана с текущей деятельностью
3. Установить цель Какие результаты должны быть достигнуты после приня­тия решения
4. Диагностиро­вать проблему Собрать дополнительные сведения. Проанализировать причины возникновения проблемы
5. Разработать альтернативные решения Прежде чем начать продвигаться вперед в соответствии с намеченным планом, менеджер должен составить четкое представление об иных вариантах достижения цели. Можно позаимствовать идеи у коллег или конкурентов. Можно провести мозговой штурм
6. Оценить каждое из альтернативных решений! Использовать статистические методы или личный опыт. каждое из альтернативных решении оценивать с точки зрения вероятности достижения желаемой цели
7. Выбрать луч­ший из вариантов решения Критерии выбора наилучшего решения определяются тех­никой КРИОС: - конкретность; - реалистичность выполнения; - измеримый экономически выгодный результат; - определенность временных рамок достижения результата; 1 - совместимость с другими решениями
8. Реализовать выбранный вариант решения Используя управленческие и административные возмож­ности, а также свою способность к убеждению, менеджер дает указания, каким образом воплотить принятые решения в жизнь

 

Каждый участник самостоятельно анализировал предложен­ную ситуацию и заполнял бланк до 4-го пункта включительно. Затем люди объединялись и проводили мозговой штурм (пункт 5). Пункты 6 и 7 прорабатывались в мини-группах, после чего вновь каждый участник самостоятельно продумывал реализацию при­нятого группой решения (пункт 8).

Таким образом, помимо работы по разрешению актуальной ситуации участники имели возможность не только принять уча­стие в спонтанном обсуждении, но и структурировать его, опи­раясь на описание алгоритма действий.

Результатом работы группы явился следующий полезный остаток:

1. группа совместными усилиями нашла решение актуальной для одного из участников задачи;

2. изучила и опробовала на практике рациональный подход к принятию решений;

3. отработала навык поиска необходимой информации и ее анализа;

4. отработала навык выбора наилучшего решения из множества альтернатив (техника КРИОС);

5. получила навык поиска нестандартных решений в режиме мозгового штурма.

Получилась емкая, методически насыщенная, практически применимая и полезная работа. Такая результативность, собст­венно, и требуется от тренинга, и именно благодаря этому уча­стники были удовлетворены. Достоянием группы стали полу­ченные знания, навыки, умения, удовольствие от эффективной совместной деятельности и значимый практический результат.

Надо добавить, что в активно работающей группе, в которой установлены доверительные отношения, участники очень часто выносят свои проблемы на обсуждение. От тренера требуется только заметить запрос. Обычно в шеринге после обсуждения какой-либо абстрактной теории некий думающий участник, ко­торый пытается сразу найти применение предложенной теории в своей практике, задает тренеру как эксперту в этой области ка­верзный вопрос: «А вот у нас в компании была такая ситуация — как бы вы ее решили?!» Здесь главное — не обольститься довери­ем группы и не впасть в менторскую позицию. Мнение тренера, конечно же, значимо для группы, но важнее приобретение уча­стниками собственного практического опыта. Поэтому логично переформулировать вопрос, адресованный тренеру, в задачу-кейс для группы. Когда мгновенно, по ходу тренинга, возникают такие возможности с пользой для всех проработать актуальную ситуацию, это очень ценно! Кроме того, подобное «отступле­ние» от плана предоставляет участникам группы право на новые самостоятельные открытия. В своих тренингах я часто поль­зуюсь таким шансом: мне очень нравятся легкие элементы спон­танности, они способны освежить любую, даже самую привычную тему тренинга и сделать его жизненным, полезным и ярким. Именно поэтому я и заключила слово «отступление» в кавычки — я намеренно заранее отвожу в плане тренинга специаль­ное время для работы над актуальными ситуациями, предлагае­мыми группой. На мой взгляд, это одно из главных украшение и достояний тренинговой работы.


Глава 7

С чего начать, как преуспеть:
вопросы и ответы


Как все начиналось?

Я стала тренером в тот момент, когда осознала необходи­мость жить в согласии со своим представлением о жизненном предназначении. До этого момента я работала в крупной произ­водственно-торговой компании коммерческим директором. Эта работа доставляла мне удовольствие долгое время. Но потом настал этап переосмысления ценностей, я думала, задавалась вопросами, искала на них ответы. Это привело к тому, что я сформулировала конкретный вопрос к самой себе: как можно совместить два моих ключевых ресурса — умение вести бизнес и знание психологии. В какой-то момент вдруг стало понятно, что именно профессия бизнес-тренера позволяет реализовать­ся в качестве психолога, не теряя связи с бизнесом — его актив­ностью, новаторством, темпами и энергиями, которые мне очень симпатичны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: