Применение кейсов в обучении — излюбленная методика в бизнес-тренинге, направленная на формирование новых качеств и умений. Еще бы! Кейс дает возможность участникам экспериментировать с ситуацией и искать решения сложных проблем в безопасной ситуации тренинга в кругу коллег, а не на «поле брани» в живой и быстро меняющейся бизнес-среде.
Кейс, как правило, включает в себя описание некоторой проблемной ситуации. Он может подразумевать правильное решение, к которому должны прийти участники в результате самостоятельного анализа или групповой работы. Однако чаще в бизнес-тренинге используются кейсы, имеющие большое количество вариантов решения. Чем более разнообразные группы и участники работают над одной и той же задачкой, тем шире выбор взглядов, подходов, а значит, и возможностей решения.
Решение, к которому приходит группа, может опираться на опыт участников, копируя его или компилируя, либо быть совершенно нестандартным, ярким, неожиданным.
Кейс предоставляет возможность подумать над типичной ситуацией, с которой участники могут встретиться в своей деятельности. Соответственно, эта работа позволяет найти выверенное рациональное решение трудной проблемы, с которой в одиночку человеку, находящемуся внутри зоны конфликта, бывает не справиться.
Пользу кейса я впервые прочувствовала уже в самом начале тренерской деятельности. Во время перерыва в первый день открытого тренинга для руководителей ко мне подошла участница и попросила совета, как справиться со сложной проблемой, возникшей у нее в коллективе с одним из сотрудников. Времени на ответ было мало, а поскольку я не люблю скоропалительных решений, я предложила поработать над проблемой Юлии прямо на группе. Здесь мы убивали двух зайцев: я получала возможность показать участникам возможности метода рационального принятия решений на примере реальной ситуации. Юлия получала возможность увидеть свою проблему глазами внешних наблюдателей и попытаться найти решение в процессе группового обсуждения.
|
На этом мы и порешили, договорившись сохранить в тайне источник, из которого я почерпнула информацию о проблеме. Тогда я еще не знала, что задачка, которую я предлагаю группе, называется красивым словом «кейс». Я просто записала все, что услышала от участницы, в том виде, в котором обычно формулируются задачки по математике: ключевыми были слова «Дано» (описание условий задачи) и «Найти» (описание результата, к которому должно привести решение). Уже во второй день я раздала группе кейс, который так и назывался: «Задача про Юлю». Впоследствии я не раз использовала этот кейс на управленческих тренингах, и каждый раз люди выдавали все новые и новые варианты решения проблемы.
Регистрируется фирма. Учредитель один. Для того чтобы «раскрутиться», он берет кредит. Сумма кредита значимая для него. Проценты довольно большие. Срок возврата — через один год.
Кроме него имеется пять наемных сотрудников (из числа близких знакомых), которые получают вознаграждение за работу в виде оклада и бонуса. Они занимаются в основном продажами, а также другими делами.
Через три месяца после начала работы наемные сотрудники, видя, насколько успешно развивается организация, решают отделиться и по его примеру организовать свою фирму. Сотрудники (4 человека) уходят, унося с собой и клиентскую базу.
|
Один наемный сотрудник (А) решает остаться, демонстрируя свою верность учредителю и фирме. Учредитель решает поделиться частью своих акций с сотрудником А. Они работают вместе в напряженном режиме. Сотрудник А, которому обещана доля в фирме, инициативен, ответственен, использует творческие подходы для решения возникающих задач. Он становится проверенным человеком, которому можно доверять — ведь он оказал моральную (и не только) поддержку в трудный момент, неоценимую услугу.
Фирма успешно развивается быстрыми темпами. Сотруднику А назначается достаточно высокий оклад.
Проходит полгода.
Ситуация меняется. Сотрудник А начинает саботировать работу. Начинаются опоздания, прогулы, демонстрируется полная безответственность и инфантильность. На неоднократные требования к организации его работы, выдвигаемые учредителем, он отвечает согласием, но стиль поведения и отношения к работе не меняет. В результате его объем работы выполняют сам учредитель и другие сотрудники.
Ситуация осложняется также тем, что сотрудник А постоянно напоминает учредителю о своих прошлых заслугах, говорит о том, что чувствует свою огромную ответственность перед фирмой, поскольку считает ее также и своей, в некоторых случаях позволяет высказывать обиды и обвинения в адрес учредителя.
Что предпринять учредителю для того, чтобы изменить ситуацию?
Группа работала с кейсом как с некоторой отвлеченной задачкой. Было позволено задавать дополнительные вопросы, я на них отвечала, люди высказывали свои соображения и заполняли бланк... Поскольку описываемая ситуация поднимала множество пластов — от мотивации демотивированного сотрудника до морально-этических вопросов, взаимовыручки и преданности, чувства долга и чести, то дискуссия развернулась нешуточная. В результате группа написала алгоритм решения предложенной проблемы, состоящий из последовательности шагов, необходимых, с точки зрения участников, для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
|
Подводя итоги обсуждения, люди говорили, что, несмотря на то, что в коллективах возникают похожие ситуации, в работе с людьми каждый раз приходится принимать решение заново, благодарили за интересный и эмоционально затронувший их материал. Говорили также о том, что теперь, попади они в такую ситуацию, она уже не поставит их в тупик. Юлия была сдержанна, она аккуратно записала, как и остальные участники, окончательный план действий по разрешению проблемы, поблагодарила за интересное обсуждение.
Третий день тренинга начался с откровений: Юлия призналась группе в том, что именно она и есть описанный в задачке учредитель, поблагодарила коллег-руководителей за свежие мысли и рассказала, к чему привели первые шаги плана, которые, как оказалось, ей удалось осуществить в тот же вечер и которые тут же дали определенные, порадовавшие ее результаты.
Получив такой позитивный результат использования актуальной бизнес-задачи на тренинге, я сделала кейс одним из своих профессиональных инструментов. Чуть позже выяснилось, что я вовсе не была первооткрывательницей этого метода работы с бизнес-группой. Почти сто лет назад, уже в начале двадцатых годов XX века, в Бизнес-школе в Гарварде в процессе преподавания стали применяться кейсы. Слушателям предлагалось к рассмотрению описание определенной ситуации, с которой встретилась в своей деятельности реальная организация. Именно отсюда и возникло название «кейс»: оно произошло от латинского casus — «запутанный, неожиданный случай». Такие ситуации, описанные на основе реальных событий, получили название «полевых» кейсов. Вскоре вслед за ними появились и «кабинетные» - не происходившие в действительности, но смоделированные как реальные. До сих пор именно в Гарварде производится самое большое количество кейсов, используемых в ведущих бизнес-школах.
Впрочем, нет нужды применять чьи-либо наработки при том количестве непростых ситуаций, которое предлагает нам жизнь Я сама написала сотни кейсов, на своей тренерской мастерской учу этому коллег — бизнес-тренеров, которые с легкостью осваивают работу по формулированию бизнес-кейсов. В приложении 2 я описала несколько интересных и, увы, пока типичных для российского бизнеса ситуаций, предложенных участниками моей мастерской. На своих тренингах вы можете воспользоваться этими задачками, которые будут особенно полезны при работе с группами руководителей.
Рассмотрим классификацию кейсов (табл. 6.1) и суть работы с ними.
Таблица 6.1. Классификация кейсов
Структурированный кейс (highly structured) | Содержит минимум информации. Для решения применяют определенную модель или формулу. У таких задач существует оптимальное решение. Используется для отработки навыка владения той или иной техникой. (Например, может отрабатываться техника активного слушания или метод постановки задач SMART.) |
Короткие наброски (short vignettes) | Содержит 1-10 страниц текста и 1-2 страницы приложений. Они знакомят с ключевыми понятиями, при разборе надо опираться на свои знания. В групповом обсуждении тренируются навыки передачи информации, аргументации, конструктивной критики и т. п. |
Первооткрывательский кейс (ground breaking cases) | Участник должен предложить новое решение, создать «собственный алгоритм. Активизируется творческая активность и тренируется умение работать в режиме мозгового штурма |
Большой неструктурированный кейс (long unstructured cases) | Содержит информацию объемом до 50 страниц. Информация в таком кейсе очень подробная, в том числе и не* Л нужная, а необходимая может отсутствовать. Используется для анализа инцидентов, в котором участнику предлагается разобраться в обстановке, определить есть ли проблема и в чем она состоит, что надо сделать, что нужно знать для принятия того или иного решения. В результате у участников развиваются или совершенствуются умения принимать решения в условиях недостаточной информации, рационально собирать и использовать информацию, необходимую для принятия решения. Кроме того, развиваются навыки задавания и постановки вопросов. |
Метод «case-stady»
Кейс представляет собой описание некоторой проблемной ситуации. Описываемая ситуация должна быть интересна участникам, напоминая им об их актуальной деятельности. Это непростая задача, как правило, она неоднозначна и имеет несколько решений, а иногда для того, чтобы достичь результата, необходимо предложить целую систему действий.
Описание ситуации может быть сформулировано в виде одного предложения, например: «Ваши сотрудники регулярно опаздывают на работу». Но иногда оно может быть изложено на 13-50 страницах.
Работа над кейсом может производиться как индивидуально, так и в режиме группового обсуждения.
В случае индивидуальной работы участнику тренинга предлагается проанализировать предложенную ситуацию и ответить на вопросы о ней. Это может даваться как домашняя работа или в качестве упражнения непосредственно на тренинге. Вопросы к кейсу зачастую задаются общие, например: «Проанализируйте ситуацию и предложите стратегию действий».
Для продуктивного анализа ситуации участнику прежде всего необходимо выбрать значимую информацию и отсечь лишнюю. В одних случаях он может запрашивать дополнительную информацию у тренера или у коллег, в других ищет пути решения задачи в режиме дефицита информации.
После индивидуального обдумывания задачи и разработки собственной стратегии действий участнику предлагается обсудить решение с группой.
Тренер, как правило, не дает рекомендаций по решению задачи, но, выступая в роли фасилитатора, задает вопросы, которые помогают участникам рассмотреть проблему с разных сторон и получить комплексное видение ситуации.
В процессе обсуждения выявляются различные точки зрения, между участниками завязывается дискуссия, группа совместными усилиями пытается найти наилучшее решение. В конце обсуждения найденное решение представляется наглядно. Результатом работы группы над кейсом может быть либо алгоритм действий, выписанный на листах ватмана, либо блок-схема, либо ролевая инсценировка, в которой в лицах проигрывается успешное развитие ситуации с опорой на описанные группой действия.
В завершение работы тренер может рассказать о том, каким образом ситуация была разрешена в действительности, если таковое решение имеется. Обычно участники группы так вовлекаются в анализ бизнес-задачки и испытывают такой азарт, что по окончании работы им непременно хочется узнать, насколько близко они подошли к «правильному» решению. Даже если реального решения задачи нет (ситуация в описываемой компании до сих пор по тем или иным причинам не разрешена или тренер не имеет информации об исходе событий), группа будет ждать от тренера экспертной оценки, поэтому будет хорошо, если вы будете иметь личное мнение и свое видение решения проблемы. Однако, помня о многообразии подходов, тренеру стоит избегать жестких оценок и «единственно верных» выводов.
Основные цели работы с кейсами — активизировать самостоятельное мышление, создать возможность для развития способности участников группы доносить и отстаивать свое мнение перед аудиторией, аргументировать свои выводы, конструктивно отвечать на критику, а также выработать навык анализа информации и принятия группового решения. Основной акцент в работе делается не на окончательное решение как таковое, а на выработку умения находить оптимальные решения.