Цели и результаты работы профессионального фасилитатора




Основная цель: помочь группе глубоко осознать имеющуюся в ней проблему или поставленную перед ней задачу и найти пу­ти ее решения.

В корпоративном формате тренинга фасилитатор может быть полезен в решении следующих задач, стоящих перед груп­пой (организацией).

1. Помощь в организации дискуссий, проведении совещаний и решении конфликтных ситуаций.

2. Осознание сотрудниками существующих целей компании, определение соотношений общих и частных целей.

3. Мониторинг существующей миссии, целей и корпоративной культуры компании. Разработка новых целей, корректировка миссии.

4. Развитие основных навыков повышения креативности при решении нестандартных и типичных задач, навыков выявления и преодоления стереотипов восприятия и действий.

5. Формирование и развитие у участников навыков совместного решения задач, принятия группового решения.

Основной результат фасилитации: значительное повышен] эффективности групповой работы, вовлеченность и заинтере­сованность участников, раскрытие их потенциала.

Неспроста тема фасилитации освещается именно в этой главе. Тренеру крайне важно умело пользоваться фасилитаторским стилем ведения группы, особенно на тренинге формирования команды. Связано это с тем, что он не имеет права занять место лидера группы, поскольку лидер у формируемой команды уже есть. Можно догадаться, что будет, если тренер начнет конкури­ровать с существующим лидером и формировать команду во­круг себя. По окончании тренинга тренер уйдет, а команда и ее официальный лидер останутся. И перед последним вновь может встать задача завоевания авторитета и признания членов своего коллектива.

Руководитель организации, приглашая тренера со стороны, надеется, что тот сможет решить задачу формирования коман­ды из коллектива сотрудников. Фактически это управленческая задача, с которой руководитель по тем или иным причинам не справляется сам. Он надеется, что придет специалист и с помо­щью специальных трюков наладит взаимодействие в коллек­тиве, замотивирует сотрудников, выявит и разрешит скрытые конфликты, сделает работу более эффективной. В результате тренер, выполняя функции руководителя, на два-три дня стано­вится как бы его заместителем. Это не хорошо и не плохо: задача перед тренером поставлена, он (будем надеяться) знает, как ее решить, он приходит для выполнения краткосрочного проекта, а затем уходит из организации, и здесь важно постоянно осо­знавать свою роль «человека со стороны».

Человек со стороны

«Уже который год хожу я по канату,

К нему меня влечет не ошва, не почет.

Уже который год не властен риск

паденья,

Зовет меня, зовет закон преодоленья...»

Однажды на тренинге формирования команды в группе тре­нерской мастерской в Екатеринбурге мне был преподнесен сюрприз. Утром третьего дня тренинга одна из участниц, Юлия Изборг, подошла ко мне, держа в руках большой пакет, и, немно­го смущаясь, протянула его: «Кажется, это тебе... Вечером я много думам, потом крепко уснула, а в три часа ночи вдруг проснулась и поняла, что я долота нарисовать то, о чем ду­маю. Взяла холст, масло и кисти и вот... написала картину...» Развернув пакет, я на миг потеряла дар речи. На холсте была изображена канатоходка, идущая над пропастью высоко в небе. На обратной стороне картины было написано: «Спасибо за кры­лья!» На этом тренинге мы как раз исследовали тему фасилита­ции, и картина как нельзя более точно передавала смысл этой тренерской роли. Фасилитатор — человек, балансирующий на тонкой нити между острой включенностью в процесс и абсо­лютной невовлеченностью, отстраненностью от него.

Находясь в этой роли, тренер получает возможность вдох­нуть все ароматы того «букета», который ему преподнесли заказ­чики: с одной стороны, это и доверие как постороннему чело­веку, никак, казалось бы, не заинтересованному в решении проблемы, и надежды, возлагаемые группой на специалиста, владеющего «волшебными психологическими технологиями», и, с другой, скопившаяся по отношению к шефу агрессия. Нелег­ка шапка Мономаха!

В такой ситуации наиболее приемлемый способ управления группой — именно фасилитация. Чтобы сохранить позитивные стороны и преимущества роли, чтобы выжить и не получить ра­нений вследствие отрицательных сторон, — от тренера в дан­ном случае требуется полная беспристрастность и нацеленность на задачу. Ему не важно, любит его группа и носит на руках или ненавидит и проклинает. Он не вступает в личные отношения с членами команды, с каждым ровен и благожелателен. Он не зна­ет, как именно будет выглядеть продукт совместной командной деятельности. Что бы ни происходило в группе, он невозмутим и следует единственной цели: поставленная задача должна быть решена качественно, без потерь и в срок. Основное внимание фасилитатора направлено на обеспечение качественного протекания процесса.

Предлагаю рассмотреть, что помогает ему балансировать на грани беспристрастности, какими средствами он достигает поставленных перед ним задач. Как и тренер, работающий в любом другом стиле, фасилитатор использует при необходимости весть спектр имеющихся в его распоряжении методов:

♦ эвристическую беседу;

♦ мозговой штурм;

♦ деловые игры;

♦ работу в парах;

♦ работу по кругу;

♦ работу в малых группах;

♦ упражнения на развитие навыков работы в команде;

♦ коммуникативные упражнения, тренинг партнерского об­щения;

♦ упражнения на развитие креативности, сенситивности, ди­намики мышления.

В зависимости от поставленных задач и этапа, на котором находится формируемая команда, фасилитатор применяет тот или иной инструмент. Чем же отличается фасилитаторский стиль от всех остальных? Чтобы лучше понять это, обратимся к методу группового анализа.

В групповом анализе фасилитатора называют более содержа­тельным, точным и благозвучным словом «дирижер». Дирижер не должен быть виртуозным композитором или настройщиком, тромбонистом или скрипачом — исполнительские функции в оркестре выполняют музыканты. Но вот уметь организовать стройное звучание он обязан. Основной инструмент дириже­ра — «волшебная палочка». Этот человек стоит спиной к публике и управляет десятками музыкальных тем и звучаний, людей и их инструментов одной только лишь мимикой, жестами, взглядом. Легким движением пальцев или даже дрогнувшей брови этот че­ловек способен вызвать или погасить активность солиста, заста­вить зал рыдать или аплодировать в экстатическом восторге. Этот человек стоит на переднем крае сцены, но его как будто бы нет: взгляды слушателей устремлены в оркестр, они вслушива­ются в его звучание и ловят отзвуки своего внутреннего мира взбудораженного музыкой. Хороший концерт можно сравнить с магическим ритуалом, преображающим всех участников: и слу­шатели, и музыканты выходят после него изменившимися.

Примерно то же самое происходит на психологическом тренинге, который проводится с использованием фасилитаторско-го стиля[17]. Наиболее востребован он на втором этапе развития команды - этапе «бурления». Здесь от тренера требуется, чтобы он помог группе и отдельным участникам пройти этот сложный и эмоционально тяжелый этап наиболее конструктивно. Он удер­живает группу от попыток вернуться в привычный, хорошо ос­военный и потому представляющийся безопасным первый этап, аккуратно проводя ее от момента «закипания» через страсти «бурления» к более конструктивным этапам и высокому уровню взаимодействия.

Тренер-фасилитатор на втором этапе тренинга формирова­ния команды выполняет функцию посредника. Его можно с уве­ренностью сравнить со сталкером — проводником, знающим дорогу по опасной местности. Пусть группе хочется пройти простым, но губительным путем, или остановиться в развитии, или даже вернуться назад — фасилитатор помнит о поставлен­ной цели и знает безопасные пути к «Комнате, в которой испол­няются самые заветные желания».





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!