Основная цель: помочь группе глубоко осознать имеющуюся в ней проблему или поставленную перед ней задачу и найти пути ее решения.
В корпоративном формате тренинга фасилитатор может быть полезен в решении следующих задач, стоящих перед группой (организацией).
1. Помощь в организации дискуссий, проведении совещаний и решении конфликтных ситуаций.
2. Осознание сотрудниками существующих целей компании, определение соотношений общих и частных целей.
3. Мониторинг существующей миссии, целей и корпоративной культуры компании. Разработка новых целей, корректировка миссии.
4. Развитие основных навыков повышения креативности при решении нестандартных и типичных задач, навыков выявления и преодоления стереотипов восприятия и действий.
5. Формирование и развитие у участников навыков совместного решения задач, принятия группового решения.
Основной результат фасилитации: значительное повышен] эффективности групповой работы, вовлеченность и заинтересованность участников, раскрытие их потенциала.
Неспроста тема фасилитации освещается именно в этой главе. Тренеру крайне важно умело пользоваться фасилитаторским стилем ведения группы, особенно на тренинге формирования команды. Связано это с тем, что он не имеет права занять место лидера группы, поскольку лидер у формируемой команды уже есть. Можно догадаться, что будет, если тренер начнет конкурировать с существующим лидером и формировать команду вокруг себя. По окончании тренинга тренер уйдет, а команда и ее официальный лидер останутся. И перед последним вновь может встать задача завоевания авторитета и признания членов своего коллектива.
Руководитель организации, приглашая тренера со стороны, надеется, что тот сможет решить задачу формирования команды из коллектива сотрудников. Фактически это управленческая задача, с которой руководитель по тем или иным причинам не справляется сам. Он надеется, что придет специалист и с помощью специальных трюков наладит взаимодействие в коллективе, замотивирует сотрудников, выявит и разрешит скрытые конфликты, сделает работу более эффективной. В результате тренер, выполняя функции руководителя, на два-три дня становится как бы его заместителем. Это не хорошо и не плохо: задача перед тренером поставлена, он (будем надеяться) знает, как ее решить, он приходит для выполнения краткосрочного проекта, а затем уходит из организации, и здесь важно постоянно осознавать свою роль «человека со стороны».
|
Человек со стороны
«Уже который год хожу я по канату,
К нему меня влечет не ошва, не почет.
Уже который год не властен риск
паденья,
Зовет меня, зовет закон преодоленья...»
Однажды на тренинге формирования команды в группе тренерской мастерской в Екатеринбурге мне был преподнесен сюрприз. Утром третьего дня тренинга одна из участниц, Юлия Изборг, подошла ко мне, держа в руках большой пакет, и, немного смущаясь, протянула его: «Кажется, это тебе... Вечером я много думам, потом крепко уснула, а в три часа ночи вдруг проснулась и поняла, что я долота нарисовать то, о чем думаю. Взяла холст, масло и кисти и вот... написала картину...» Развернув пакет, я на миг потеряла дар речи. На холсте была изображена канатоходка, идущая над пропастью высоко в небе. На обратной стороне картины было написано: «Спасибо за крылья!» На этом тренинге мы как раз исследовали тему фасилитации, и картина как нельзя более точно передавала смысл этой тренерской роли. Фасилитатор — человек, балансирующий на тонкой нити между острой включенностью в процесс и абсолютной невовлеченностью, отстраненностью от него.
|
Находясь в этой роли, тренер получает возможность вдохнуть все ароматы того «букета», который ему преподнесли заказчики: с одной стороны, это и доверие как постороннему человеку, никак, казалось бы, не заинтересованному в решении проблемы, и надежды, возлагаемые группой на специалиста, владеющего «волшебными психологическими технологиями», и, с другой, скопившаяся по отношению к шефу агрессия. Нелегка шапка Мономаха!
В такой ситуации наиболее приемлемый способ управления группой — именно фасилитация. Чтобы сохранить позитивные стороны и преимущества роли, чтобы выжить и не получить ранений вследствие отрицательных сторон, — от тренера в данном случае требуется полная беспристрастность и нацеленность на задачу. Ему не важно, любит его группа и носит на руках или ненавидит и проклинает. Он не вступает в личные отношения с членами команды, с каждым ровен и благожелателен. Он не знает, как именно будет выглядеть продукт совместной командной деятельности. Что бы ни происходило в группе, он невозмутим и следует единственной цели: поставленная задача должна быть решена качественно, без потерь и в срок. Основное внимание фасилитатора направлено на обеспечение качественного протекания процесса.
|
Предлагаю рассмотреть, что помогает ему балансировать на грани беспристрастности, какими средствами он достигает поставленных перед ним задач. Как и тренер, работающий в любом другом стиле, фасилитатор использует при необходимости весть спектр имеющихся в его распоряжении методов:
♦ эвристическую беседу;
♦ мозговой штурм;
♦ деловые игры;
♦ работу в парах;
♦ работу по кругу;
♦ работу в малых группах;
♦ упражнения на развитие навыков работы в команде;
♦ коммуникативные упражнения, тренинг партнерского общения;
♦ упражнения на развитие креативности, сенситивности, динамики мышления.
В зависимости от поставленных задач и этапа, на котором находится формируемая команда, фасилитатор применяет тот или иной инструмент. Чем же отличается фасилитаторский стиль от всех остальных? Чтобы лучше понять это, обратимся к методу группового анализа.
В групповом анализе фасилитатора называют более содержательным, точным и благозвучным словом «дирижер». Дирижер не должен быть виртуозным композитором или настройщиком, тромбонистом или скрипачом — исполнительские функции в оркестре выполняют музыканты. Но вот уметь организовать стройное звучание он обязан. Основной инструмент дирижера — «волшебная палочка». Этот человек стоит спиной к публике и управляет десятками музыкальных тем и звучаний, людей и их инструментов одной только лишь мимикой, жестами, взглядом. Легким движением пальцев или даже дрогнувшей брови этот человек способен вызвать или погасить активность солиста, заставить зал рыдать или аплодировать в экстатическом восторге. Этот человек стоит на переднем крае сцены, но его как будто бы нет: взгляды слушателей устремлены в оркестр, они вслушиваются в его звучание и ловят отзвуки своего внутреннего мира взбудораженного музыкой. Хороший концерт можно сравнить с магическим ритуалом, преображающим всех участников: и слушатели, и музыканты выходят после него изменившимися.
Примерно то же самое происходит на психологическом тренинге, который проводится с использованием фасилитаторско-го стиля[17]. Наиболее востребован он на втором этапе развития команды - этапе «бурления». Здесь от тренера требуется, чтобы он помог группе и отдельным участникам пройти этот сложный и эмоционально тяжелый этап наиболее конструктивно. Он удерживает группу от попыток вернуться в привычный, хорошо освоенный и потому представляющийся безопасным первый этап, аккуратно проводя ее от момента «закипания» через страсти «бурления» к более конструктивным этапам и высокому уровню взаимодействия.
Тренер-фасилитатор на втором этапе тренинга формирования команды выполняет функцию посредника. Его можно с уверенностью сравнить со сталкером — проводником, знающим дорогу по опасной местности. Пусть группе хочется пройти простым, но губительным путем, или остановиться в развитии, или даже вернуться назад — фасилитатор помнит о поставленной цели и знает безопасные пути к «Комнате, в которой исполняются самые заветные желания».