Стандарты сотрудничества




Стандарт сотрудничества (нормы взаимодействия) слу­жит обеспечению удовлетворенности членов команды и спо­собствует достижению общих целей.

Поскольку выработка норм взаимодействия происходит на третьем этапе формирования команды, когда живы еще воспо­минания о борьбе за власть в период «бурления» группы, когда некоторыми участниками осознанно были приняты на себя ли­дерские обязанности, то имеет смысл задействовать энергию лидеров в разработке стандартов сотрудничества.

Для того чтобы перевести заканчивающую «бурление» груп­пу на конструктивный третий этап, я предлагаю проделать уп­ражнение «Выборы»....Длинный шеринг, агрессия, скрытые и открытые конфлик­ты. Люди устали от взаимных претензий и тяжело переживае­мых разногласий. Не в силах больше выдерживать напряжения, группа объединяется и пытается выработать новые правила и нормы взаимодействия. Но напряжение продолжает нарастать: участники сидят в тесном круге и агрессивно спорят о том, что такое открытость. Пытаются формализовать отношения, но это не удается, поэтому атмосфера еще больше накаляется.

Причина в том, что заявки на лидерство в группе есть, но группа это лидерство не приняла, не сделала его своим достоянием. В этот момент, когда очевидна необходимость разделе­ния сфер влияния и ролей, можно прервать обсуждение и дать группе немного теории, которая обычно все расставляет по местам.

Тренер может предложить группе следующую классифика­цию типов лидерства.

1. Эмоциональный лидер.

♦ Может выступать в роли души компании и символизиро­вать эмоциональную поддержку, теплые отношения между людьми, сердечность, защиту.

♦ Другая сторона эмоционального лидерства — «дурной пример» — провоцирует и катализирует изменения. Это человек, который говорит первым о том, о чем все осталь­ные пока еще молчат. Иногда доходит в своей откровенно­сти до роли шута.

2. Деловой лидер.

♦ Отвечает за направленность команды на результат и на скорейшее и конструктивное решение поставленных за­дач.

♦ Однако иногда он может превратиться в антилидера — коз­ла отпущения.

3. Интеллектуальный лидер.

♦ Является информационным центром команды — это чело­век, к которому стекаются все информационные потоки и от которого можно узнать обо всем, что интересует членов команды.

4. Антилидеры.

♦ В качестве примеров негативного лидерства выступают козел отпущения и изгой (белая ворона) — человек, де­монстративно противопоставляющий себя другим членам команды.

Итак, в группе всегда достаточно много вакантных лидер­ских мест, занятых не по праву неформальными лидерами. За­дача тренера — помочь легализовать претензии и право на ли­дерство со стороны людей, уже выполняющих в команде соот­ветствующие функции, превратив тем самым неформальных лидеров в признанных группой. Как только происходит при-

знание группой права одного из участников на власть в определенной области взаимодействий, это право обнаруживает вторую необходимую команде сторону лидерства - ответственность. Группа, выбирая лидера, передает ему не только право, но и ответственность за разрешение тех или иных командных задач.

Можно предложить участникам устроить выборы с тайньм голосованием. В зависимости от численности группы каждый участник получает три-пять разноцветных бланков, на которых пишет имя предпочтительного для него кандидата на занятие той или иной лидерской роли. Например, на розовом листе бу­маги предлагается записать имя претендента на роль эмоцио­нального лидера, на зеленом — информационного, на желтом -делового. После того как все участники опускают листы голосования в ящик, тренер подсчитывает голоса и объявляет резуль­таты. Чем больше группа, тем более показательна статистика разделения предпочтений. Например, в группе из 10 человек голоса распределяются следующим образом.

♦ Участник А — всего 8 голосов; приписываются все виды ли­дерства, включая «изгоя».

♦ Участник В — всего 3 голоса, приписываются позитивные эмоциональные лидерские черты («душа»).

♦ Участник С — всего 6 голосов (из них 2 — «деловой» и 4 -«эмоциональный», включая «дурной пример»).

♦ Участник Д - всего 5 голосов, приписываются информаци­онные лидерские черты.

После того как команда ритуально в процедуре выборов вру­чила власть своим лидерам, последние выбирают себе помощ­ников и на основе приписываемого им типа лидерства разраба­тывают нормы группового взаимодействия. Каждая из сформи­ровавшихся подгрупп разрабатывает таблицу из двух граф: «У нас приветствуется» и «У нас запрещено» (табл. 3.11)[16].

После завершения работы над перечнем норм они проверя­ются в других подгруппах на реалистичность: приемлемы ли и выполнимы ли.

Таблица 3.11. Пример норм группового взаимодействия, разработанного участниками одной из групп на тренинге формирования команды

У нас приветствуется У нас запрещено
1. дисциплина. 2. любые вопросы. 3. открытое информационное поле (объяснение терминов, единый язык, выражение своих мыслей). 4. Естественность, доверие, прямота, взаимопомощь. 5. Говорим о фактах 1. Опаздывать, не предупредив заранее. 2. Разглашать персональную информацию. 3. Лицемерие и домыслы. 4. Оставлять телефоны на громком звонке в момент группового обсуждения. 5. Обесценивать проблему другого

Как правило, после этой значимой для группы процедуры люди бывают удовлетворены результатами, которых удалось достичь в многократных переговорах по согласованию интере­сов. Удовлетворены лидеры, которые, будучи признанными группой, могут не растрачивать отныне своих сил на бесплод­ные войны. Сферы влияния между ними распределены, амби­ции удовлетворены, права признаны, ответственность получе­на. Удовлетворены и «последователи», имевшие возможность не только отдать свой голос за того или иного лидера, но и принять активное участие в обсуждении норм взаимодействия.

После проведения такой процедуры выборов и демократиче­ского обсуждения стандартов сотрудничества у членов команды повышается мотивация к их выполнению. Участники сами вы­брали правила, по которым их команде предстоит жить, и пото­му с удовольствием следуют им в дальнейшем. Кроме того, появ­ляется ощущение ясности и определенности, поскольку люди открыто, ответственно и серьезно договорились о правилах партнерства и сотрудничества.

На длительных тренинговых программах возможна глубокая и всесторонняя проработка стандартов взаимодействия. Ино­гда, если заказчиком ставится такая цель, группа может заняться разработкой принципов, на которых зиждется все взаимодейст­вие в компании, и достичь в этом больших успехов. Быстро и качественно участники тренинга формализуют важные идеи, которые до сих пор не произносились вслух. После такой фор­мализации корпоративные принципы могут быть положены в основу сознательно формируемой уникальной корпоративной культуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: