На тренинге формирования команды, основной задачей которого обычно является выведение группы на этап эффективного взаимодействия, очень важным становится завершающее упражнение.
Оно должно закреплять полученные на тренинге навыки сотрудничества в команде. Как правило, это непростое творческое задание, которое выполняется объединенными командными усилиями. Команда, достигшая четвертого этапа, в состоянии справиться со сложнейшими задачами, и осознание совместного успеха и достижений, полученное на тренинге, переносится участниками в жизнь, надолго скрепляя созданные связи.
Если группа большая, можно разделить ее на подгруппы по 5-6 человек, однако в задании, которое вы предложите, обязательно должен быть связующий элемент, нечто, объединяющее интересы. Необходимо закрепить в участниках мысль о том, что не конкуренция, а сотрудничество дает максимальный результат в совместной деятельности.
Перед одной из групп тренерской мастерской на сессии, посвященной формированию команды, стояла задача — построить город из бумаги, не используя никаких дополнительных средств[13]. В городе были запланированы два здания, по числу подгрупп. Одна подгруппа получила задание построить «Городской собор», вторая - «Дворец».
Полчаса — на подготовку и разработку стратегии строительства, затем каждой команде выдается небольшое количество бумаги для пробных действий. Группы решают, каким будет их здание и как технически воплотить свою идею в жизнь.
После завершения работы над проектом подгруппам предлагалось пройти в свой строительный магазин за необходимыми материалами. Как в Шекспировском театре, где одни и те же деревянные подмостки превращаются то в лес, то в королевский дворец, строительный магазин на тренинге символизировали две таблички на двух одинаковых пачках бумаги: «Все для строительства собора» и «Все для строительства дворца». На возведение объектов было отведено 15 минут.
|
Интересно было наблюдать за тем, как происходит взаимодействие внутри подгрупп и между ними.
Группа «дворцовых» перед началом строительства берется за руки и разогревается, стоя в круге. Группа «соборных» запевает песню, обращаясь к группе «дворцовых»:
Не кочегары мы, не плотники,
Но сожалений горьких нет,
Ведь мы монтажники-высотники — да!
И с высоты вам шлем привет!
Один из «дворцовых» в ответ машет рукой: «Привет!» Но вскоре до «дворцовых» доходит, что это был вызов, и они угрожающе затягивают ответное: «Э-эй УХНЕМ!» На что «соборные» отвечают:
Виновата ли я, виновата ли я?
Виновата ли я, что люблю?
Строительство тем временем продолжается... «Соборные» воодушевленно затягивают:
О-облака, белокрылые лошадки, Облака, что вы мчитесь без оглядки?
«Дворцовые» молча возводят «колонны» из свернутой особенным образом бумаги. «Соборные» не спеша готовят мелкие детали, они никуда не торопятся и невозмутимы... Через две минуты вдруг затягивают колыбельную:
Спят твои соседи, белые медведи, Спи и ты, усни, малыш...
Этого им кажется недостаточно, и они меняют мотив на настойчивое: «Кондуктор, нажми на тормоза!» Люди молча, сосредоточенно и слаженно кладут крышу и строят мост к своему бумажному дворцу...
На исходе упражнения тренер не выдерживает и, беспокоясь, что «соборные» не успеют достроить свое здание, напоминает: «У вас осталось пять минут!» На это группа воодушевленно- философско-лирически поет:
|
Пять минут, пять мин-у-ут — Это много или мало?
Все сопровождается смехом и шутками, и тут «соборные» обнаруживают, что у них нет фундамента. Быстро всем миром достраивают, в обеих группах звучит одна и та же фраза: «Кому помочь?»
Люди воодушевленно занимаются строительством города из бумаги. Они наслаждаются игрой, как дети, позабыв о том, что. на них деловые костюмы и галстуки, о том, что на переносице — дорогие очки, что у некоторых — морщины и лысины...
Для них происходящее не просто игра, иначе не было бы такой мощной вовлеченности взрослых и солидных людей в такую «несерьезную» деятельность. Для участников строительство бумажного города является важным ритуалом, помогающим осознать и утвердить силу сформировавшейся команды, прочность наладившихся взаимосвязей, чистоту отношений и способность к совместному творчеству Эта игра символизирует для них способность команды к эффективному взаимодействию.
И воистину, неисчерпаема фантазия людей! После первого недоумения в начале игры, когда поставленная задача кажется невыполнимой, люди берутся за дело, включают свою творческую мысль и выстраивают порой настоящие шедевры зодчества...
После строительства команды получают еще две минуты на подготовку презентации своих зданий «потенциальному инвестору» (тренеру).
Презентация «Собора». Стоя на коленях, одна из участниц воздевает руки к публике и восклицает: «Мы придумали новую религию! Наша вера позволяет любому войти в наш собор и подпитаться энергией у вечного Огня знаний, взять у него свою искру вдохновения и сил...»[14]
После упражнения проводится шеринг, в котором группа подводит итоги совместной деятельности. Тренер задает обычные для завершающего обсуждения вопросы:
♦ Что вам помогало в работе?
♦ Чего не хватало?
♦ Что вам позволит двигаться дальше?
♦ Что вы возьмете с собой в реальную жизнь в качестве «багажа»? в момент шеринга люди отмечают: «Хорошо, что мы не только построили свое здание, но и сделали его презентацию. Это позволило дать имя, озвучить, закрепить осознанное...»