Этапы формирования команды




Выделяют пять этапов формирования команды:

1) формирование;

2) «бурление»;

3) выработка норм;

4) эффективное взаимодействие;

5) расформирование: умирание и смерть команды.

Эти этапы соответствуют стадиям развития любой группы. Однако в отличие от обычных групп команда не является тако­вой до тех пор, пока не выйдет на четвертый этап своего развития. На первых трех этапах развивающуюся группу можно сравнить с зародышем, который либо выживет и станет полноценным плодом, либо так и останется потенциальной, нереализованной возможностью. Наверное, если бы цветущая яблоня могла меч­тать, ей хотелось бы, чтобы все ее весенние цветы превратились к сроку в сочные прекрасные плоды. Но природа дает шанс лишь тем, кто прилагает усилия к выживанию и развитию: осенью, со­бирая урожай, мы и не вспоминаем об облетевших, нежизне­способных цветках, отбрасываем незрелые или тронутые чер­воточиной плоды, отыскивая здоровые, крепкие, качественные. То же самое происходит и с человеческими сообществами: одни умирают до срока, разваливаясь на части, другие дотягивают до зрелости в болезнях и страданиях и лишь немногие не только выживают, но и достигают максимального расцвета, проходя сложный путь от замысла к точному воплощению задуманного.

Любая компания, которая стремится к командному действию и заботится об укреплении командного духа, мечтает получить в результате тренинга командообразования качественный продукт: сплоченную команду с четким распределением ролей отсутствием конфликтов, отлаженным взаимодействием, общностью цели и ценностей, способную на высокие достиже­ния, невозможные для реализации одним человеком.

Но чтобы получить такой продукт, она должна быть готова посвятить этому процессу много времени и сил. Взросление как отдельной личности, так и группы происходит во времени. Ру­ководителю необходимо запастись терпением, осознавая про­исходящее, и тонко управлять сложными процессами человече­ского взаимодействия, помогая своей группе развиваться.

Рассмотрим этапы формирования команды подробнее.

Этап № 1. Формирование

Характеризуется зависимым и исследующим поведением участников группы. Люди впервые собрались вместе и испыты­вают бесконечную радость и воодушевление. Они чувствуют се­бя «избранными»: из множества кандидатов именно им судьба подарила шанс примкнуть к чудесной группе. Они склонны идеализировать других участников группы и свои возможности. Им хочется быть лучше, чем они есть на самом деле. И они ста­раются выглядеть так, чтобы быть принятыми группой, притяга­тельной для них. В этот сладкий момент зарождения нового со­общества его участники строят грандиозные планы на будущее, ощущают всесилие — свое и коллег. Момент зарождения коман­ды кажется ее членам удивительным событием, к которому они, по счастью, причастны. Этап формирования команды внешне сопровождается такими проявлениями: люди улыбаются друг Другу» стараются быть максимально приятными в общении, де­монстрируют лучшие свои качества... скрывая свою истинную суть.

Это время жизни группы можно описать дихотомией «Мы — Они». «Мы» — прекрасные, умные, красивые, талантливые, вос­хитительные (табл. 3-5). «Они» — весь остальной мир, которому не посчастливилось примкнуть к уникальному сообществу. Это стадия идентификации отдельных участников с группой, с со­циально целым (с «Мы»), и одновременно — противопоставле­ния себя остальному человечеству («Они»).

Понятно, что человек не может постоянно соответствовать идеалу, мило улыбаясь и поддерживая светские разговоры. По­этому эмоциональное напряжение участников на этом этапе возрастает, они переживают довольно сильный стресс. Человеку очень трудно долго прожить под девизом «Казаться, но не быть!», поэтому рано или поздно участники начинают задыхаться в атмосфере деланого дружелюбия. Истинность берет свое, и группа переходит на второй этап своего развития.

Таблица 3-5. Краткое описание первого этапа формирования команды

Этап Оппозиция Чувства, желания и состоя­ния членов команды Социальный возраст
Формирование «Мы — Они» Радость, восторг, воодушевле­ние, гордость за себя и за свою группу, очарованность... ...а также страх отвержения и неуспешности Детство

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

На тренерской мастерской, в сессию, посвященную формирова­нию команды, я обращаюсь к участникам с просьбой в перерыве пере­писать на листах ватмана три списка из личных тетрадей по следам пройденного упражнения, в котором они обсуждали свои ожидания и опасения от работы в группе и свой потенциал (что они сами могут дать группе, какую пользу принести).

В итоге люди заполнили список «Я хочу», демонстрируя тем самым инфантильную позицию, а списки «Я могу дать группе» и «Я избегаю в этой группе» были проигнорированы. Только к вечеру, после множества упражнений, когда атмосфера в группе немного разрядилась, участники согласились заполнить списки своими цитатами, отмечая при этом, что это задание «слишком уж трудное...». О введенном на первой сессии правиле открытости никто предпочитает не вспоми­нать. Открытость декларируется, но не реализуется.

Эффективное поведение в группе блокируется стремлением сохранить социальную маску и сопровождается, соответственно, н выраженными эмоциями. Результатом являются два вида деструк­тивного поведения: репродуктивное и агрессивное. При репродуктивной реакции на ситуацию, встречающейся не столь часто, люди начинают флиртовать, искать внимания и признания со стороны противоположного пола. При агрессивной реакции участники груп­пы начинают искать врага, виновного в их некомфортном самочувст­вии (и такой враг довольно часто бывает обнаружен в лице трене­ра). Разновидностью агрессивного поведения является аутоагрессия: люди испытывают чувство вины за свои агрессивные импульсы и направляют их на себя самих. Следствием становятся пассивность, уступчивость, стремление избежать болезненных ситуаций, идти на компромисс.

Свойственный человеку страх перед изменениями, испытываемый участниками, влечет за собой подъем разнообразных психологиче­ских защит из бессознательной сферы. Возникая на тренинге, это за­частую приводит к подмене целей. Например, участница, собираясь на тренинг, руководствовалась желанием получить знания, а в про­цессе тренинга ждет от группы внимания, любви или признания соб­ственной красоты. Или участник, поставивший себе целью развитие конкретных навыков, в ходе тренинга начинает ожидать от группы создания возможностей для самовыражения и безопасности.

Вот как выглядел тот самый список «откровенностей», давшийся группе в переходном (с первого на второй этап формирования коман­ды) состоянии легко.

Список «Я хочу»:

• обратной связи;

• профессионального роста;

• максимальной включенности;

• открытости;

• критики;

• поддержки;

• кайфа;

• эмоций;

• связей;

• активности;

• открытости;

• безопасности;

• отзывчивости;

• заинтересованности (всеобщей);

• продуктивности взаимодействий;

• возможности высказываться;

• отношения к происходящему с юмором и легкостью;

• комфортного пребывания в группе;

• уважения;

• признания личных успехов;

• почувствовать себя «своим среди своих»;

• получения знаний, умений, опыта;

• иметь возможность самореализации, проявления себя;

• принятия меня таким, какой я есть.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: