После напряженной и драматично протекающей сессии я прошу участников выполнить домашнее задание: написать мне письмо со своими впечатлениями. Делается это, во-первых, для того, чтобы дать людям возможность максимально откровенно рассказать о своих впечатлениях (в группе не всегда есть для этого возможности); во-вторых, для того, чтобы рефлексия была продолжена и после окончания сессии.
Рефлексия — это важный тренерский навык. Можно предположить, что зачастую сопротивление участников возникает там, где есть сопротивление тренера. Работа тренера с собственными ограничивающими убеждениями и иррациональными установками, безусловно, поможет ему занять эффективную позицию по отношению к участникам, снизить уровень их сопротивления и справиться с ним, переведя группу к конструктивной работе.
Привожу здесь несколько примеров таких «постсопротивленческих» писем. На мой взгляд, это ценнейшая информация, которая позволяет понять, что чувствует участник в тот момент, когда ведет себя с тренерской точки зрения нерационально. Читая эти письма и сопоставляя их с тем, что делал человек в момент тренинга, не только проникаешься сочувствием, но и приобретаешь необходимый взгляд на ситуацию сопротивления. Это взгляд человека, способного принять любое поведение участника без осуждения и ориентированного на то, чтобы помочь участнику справиться с его неконструктивным поведением, отягощающим его собственное самочувствие. Этот взгляд соответствует профессиональной тренерской позиции.
О ЧЕМ УЧАСТНИКИ НЕ ГОВОРЯТ ВСЛУХ, НО ИНОГДА ПИШУТ ТРЕНЕРУ...
Письмо № 1
Хочу поделиться с тобой некоторыми впечатлениями от прошедшего недавно тренинга. В очередной раз искренне восхищаюсь твоей работой. Все происходящее я воспринимала как создание сложного затейливого узора. Темы человеческих взаимоотношений сходятся в один мотив и снова расходятся. Это было красиво — настоящее искусство.
|
Интересна и необычна сама ситуация, когда мы одновременно игроки и наблюдатели, участники и аналитики. Однако страсти в группе часто накаляются нешуточные. Я чувствую, что мои эмоции и чувства нередко сильно захватывают меня и мешают решению основной задачи.
В процессе не всегда получается обсудить и разрешить какие-то моменты, связанные с отношениями участников в группе. Напряжение копится, я его подавляю как «цивилизованный» участник группы. Я хочу понять, как наиболее эффективно разрешить эту ситуацию. Для меня важны нюансы и оттенки отношений не меньше, основная цель нашего тренинга. И я хочу чувствовать себя 6oлее комфортно. Возникает тема подавляемой агрессии.
Что еще запомнилось из ощущений, так это выключенность из остального времени и пространства на время тренинга, полное поглощение происходящим. Когда со мной это происходит, это показатель полноты происходящего. Еще отметила для себя удивительна контраст между автоматизмом окружающей повседневности и таким глубоким миром, в который мы погружаемся на тренинге. Выходишь на улицу после занятий — и забавно становится от суеты.
Был момент, когда мне стало не по себе. Я загрустила о естественном, спонтанном, радостном человеческом общении. О том, которое называют «радость ПРОСТОГО человеческого общения». Без анализа, гипотез, предположений и прочих сложностей. Основанного на любви, взаимном интересе, доверии и принятии. Конечно, одно другому не противоречит, не исключает... Я догадываюсь, что это очередной этап О-Н (осознанная некомпетентность) или О-К (осознанная компетентность, кстати, очень удачно читается как «Окей!»). Но вот в тот момент очень захотелось простоты, любви и радости. ПРИНЯТИЕ, ЛЮБОВЬ и КРАСОТА — это то, с помощью чего и зачем вообще можно пройти через все это огромное море человеческих чувств, эмоций, страданий, агрессии, обид и т. д. Мысль не нова. Но мне в этот раз она очень помогла.
|
Вот этим хотелось с тобой поделиться после тренинга. Хорошо, что написала сразу ручкой на бумаге. Теперь напечатала. Время убегает стремительно, и то, что не сделал сразу, рискуешь не сделать никогда. Поэтому восхищаюсь твоей работоспособностью, твоему умению общаться с Временем.
Письмо № 2
...На мастерской ты предложила написать о чувствах, мыслях и т. д. Правило ППП очень нравится, активно пробую в жизни, реально» работает. Спасибо!
Появился страх перед группой после моего выступления на последнем шеринге. Боюсь, что своими словами вызвала агрессию. После того как я сказала, что меня никто не раздражает, прошла неделя. Сейчас мне кажется, что меня раздражают все! Думаю, что это связано с тем, что я стала бояться группы, о чем уже написала, и раздражение — это форма защиты. Надеюсь, это пройдет, время еще есть.
Есть очень реальные личностные изменения. Явно сделала огромный шаг в сторону внешнего мира. В связке «страшно интересно» интерес начинает побеждать. А еще есть потребность получить от тебя лично обратную связь. Если ты мне расскажешь, какая я, с твоей точки зрения, буду очень благодарна.
|
Письмо № 3
Доброй ночи, Надежда. Как прилежный ученик выполняю домашнее задание. Интересно... для меня это хороший знак - отсутствие сопротивления к выполнению и собственное осознанное желание. Хорошая идея с письмом!.. Интересно, сколько людей откликнутся?..
Я себя очень хорошо ощущаю и сама себе завидую! Приятно поражена, что практически всегда включаюсь в процесс полностью и совершенно естественно. На тренинге я становлюсь эгоисткой по полной программе. Я пользуюсь и эксплуатирую тебя (как Тренера, Учителя), участников (как подопытных кроликов, с одной стороны, и как людей с иным опытом), процесс (стараюсь ловить каждый момент, мгновение и даже паузы). Я страшно жадная, короче! И именно от этой жадности веду себя (как мне сейчас кажется) ПОЛЕЗНО для себя!
Может, я скажу слишком самоуверенно, но мне кажется, что я понимаю почти все, что происходит в каждый момент на тренинге... Классно и очень помогает то, что я проводила уже сама тренинги, то, что я посещала у других тренеров. Если бы у меня не было никакого опыта, мне бы эти два дня показались какой-то большой игрой и шоу... и тяжело бы было выделять сухой остаток...
Сегодня, правда, к концу дня вдруг стала ОЧЕНЬ сильно злиться на себя за бездействие!.. Почему не прочитала раздатки, почему не читаю книги, почему не задаю вопросы, почему не предлагаю альтернативные вещи, а только оцениваю?.. Дурацкая злость нерадивого ученика... Потом отлегло. Надоело оправдываться, тянуться, загоняться. Хочу двигаться в своем темпе. Есть объективные показатели, что я не стою на месте! Нет объективных показателей, что я ничего не делаю! Совершенно тогда становится непонятным, кому и что я хочу доказать?
Понимаю, как тяжело ребятам (мне тоже сегодня было тяжело!), но в том числе понимаю и знаю, что это нормально!
Только вот что... Во!.. Урок... Я, конечно, могу кайфовать от этого на учебной группе, потирать с удовольствием ладошки, приговаривая про себя: «Ага! А вот сейчас, ребята, с вами происходят совершенно нормальные вещи! Ничего, ничего! Перебеситесь и выплывете!» и наблюдать за этим со стороны... Но... На «живой» группе так нельзя! Надо выруливать самой и помогать вырулить участникам из этой ситуации. Можно допустить развитие конфликта, но в меру! Общее итоговое впечатление от двух дней такое: тяжело, интересно, запутанно.
Отношения в группе раздражают, и я понимаю, что мне нужно быть терпимее.
Если я понимаю, что так и должно быть, то меня страшно бесит заторможенность тех, кто невольно чрезмерно уходит в эмоции, откровенно не слышит очевидных вещей, сопротивляется и не хочет брать то, что дают...
Да... Вот опять, смотри. Значит, я так и из-за своих участников буду беситься? Ясно...Надо осторожнее быть. Завтра попробую следить за этими вещами в своей работе.
Пока писала, даже голова перестала болеть, энергия какая-появилась! Желание скорейшего наступления завтра и азарт.
P. S. Странно. Перечитываю письмо в третий раз и никак не могу понять, что же меня в нем так взбодрило?.. Определенно я опять yi чена, чувствую силы и жду наступления завтрашнего дня! Мда...
P. P. S. Сходила кофе попила и поняла один момент! Может, это и письмо вовсе! У меня какое-то облегчение наступило, потому чувствую, что завтра все придут немножечко другими!!! Наверное, более близкими, спокойными и открытыми! Другими! Ну только я ведь тебе написала?
ЧАСТЬ 3
Формирование команды
Много копий сломано вокруг понятия team building (тимбилдинг). Кто-то восхищен возможностью поразвлечься за счет компании; кто-то считает, что совместный отдых сотрудников на природе — самое доступное и быстрое средство повышения мотивации и общего улучшения работы организации; кто-то презрительно произносит новое, не менее модное слово «тимдебилдинг», которое говорит само за себя («Тимдебилдинг —это когда их вывозят в Подмосковье и там под шашлычок и винцо приговаривают в мозги новое мировоззрение»).
Мнений относительно пользы этого тренинга для компании великое множество, отсюда и соответствующее количество подходов к решению задачи формирования команды. В зависимости от представлений о том, что это такое, заказчик обращается со своим запросом или в рекламную компанию, или к профессиональным тренерам, или к психотерапевтам, работающим в рамках группового анализа, и т. д.
Вопреки сложившемуся мнению о том, что тимбилдинг — дело нетрудное, формирование команды — один из самых сложных видов тренинга для тренера, если заказчик действительно желает сформировать команду, а не только укрепить командный дух в компании. Сложность его заключается в непредсказуемости. Трудно предположить, что потребуется конкретной группе, пришедшей на тренинг, чтобы он оказался для нее полезным. Даже диагностическое интервью, проводимое с руководителем и сотрудниками до начала тренинга, не всегда выявляет истинные взаимосвязи между людьми в данной группе, и уж тем более не показывает причин нарушения коммуникации. Для того чтобы разобраться в предмете, обратимся сначала к базовым знаниям, необходимым тренеру для успешной работы по этой теме.