Для игровых методов характерно наличие двух основных компонентов: ситуационного и ролевого (позиционного). Ситуационный компонент задает контекст, в котором разворачиваются события, ролевой (позиционный) — роли или позиции участников (табл. 5.1).
Широко используются также комплексные игры, сочетающие в себе и ситуационный, и ролевой компоненты. Построенные по принципу моделирования реальности игры можно классифицировать, разделив на следующие группы.
♦ Имитационные деловые игры.
♦ Ролевые деловые игры.
♦ Производственные (инновационные) деловые игры.
Ситуационный компонент | Ролевой (позиционный) компонент | |
Предложенная участникам ситуация анализируется, после чего они пытаются преодолеть выявленные проблемы. Здесь возможны варианты действий участников в отношении предложенной ситуации (анализ предметных отношений, морального выбора, управление ситуацией). Неизменным остается сохранение ситуации как исходной посылки | Основная цель такой игры — развитие у участников способностей к взаимодействию с другими людьми, формирование стереотипов профессионального поведения, коррекция поведения в общении с окружающими людьми. Неизменной исходной посылкой остается заданная роль или принятая участником позиция | |
Имитационные игры
В имитационных деловых играх имитируется ситуация взаимодействия, например «Кораблекрушение», «Авария на Луне», «Пиратский бриг». В них задается только ситуация, изначально или конфликтная, или экстремальная, но не задаются роли участников.
Имитационные игры, жестко моделируя некоторую стандартную (реальную или воображаемую) ситуацию, имеют заранее просчитанное правильное решение.
|
Основная направленность имитационной игры — обучение принятию решений в условиях заданной ситуации. Важнейшим элементом здесь является заключительный этап анализа принятых участниками решений и последствий этих решений.
Первая имитационная деловая игра на тему «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы» была проведена в Советском Союзе в Ленинградской промышленной академии им. С. М. Кирова в 1932 году М. М. Бир-штейн. Эта игра проводилась для тренировки студентов вузов и руководящего персонала по выходным дням на ленинградской фабрике «Красный ткач», а затем и на других предприятиях и в вузах. В1957 году разработкой и проведением деловых игр всерьез занялась Академия Американской ассоциации по управлению в Саран-Лейк (США). Впоследствии ролевые игры с элементами драматизации, выступающие имитационными моделями проблемных ситуаций делового общения, легли в основу метода, разработанного немецким психологом М. Форвергом (1984 г.), который стал «отцом» и социально-психологического тренинга[34].
Ролевые деловые игры
В ролевых деловых играх задаются и конкретная ситуация, и роли участников либо определенное отношение участников к заданной ситуации (позиция). Примером может служить распространенная деловая ролевая игра «Трудный клиент», условия которой варьируются в зависимости от специфики деятельности компании, в которой она проводится.
Большинство игровых методов, направленных на совершенствование межличностных отношений, создается в рамках ролевой теории.
|
Производственные (инновационные) деловые игры
В производственных (инновационных) деловых играх задается полная модель социально-экономической системы в целом. В ней четко определены роли участников, их место в системе и условия взаимодействия. Как модель жизни также вводятся конкретные моделированные ситуации, связанные с актуальной деятельностью участников.
Инновационная игра была предложена в 1981 году В. С. Дудченко. Такая игра направлена на выработку новых, оптимальных методов решения нестандартных задач. Участники могут использовать в ней системный, ситуационный, групповой подходы для анализа конкретных возникающих на практике ситуаций. Инновационная игра предусматривает возможность саморазвития, поскольку для решения поставленной задачи участник вправе сам определять, выбирать и корректировать параметры своей роли. Применение группового подхода позволяет формировать внутри игровой деятельности коммуникационную составляющую профессионального мастерства. Инновационная игра нацелена как на получение определенного результата (в виде способов решения нестандартных производственных задач), так и на обучение профессионала.
Формат деловой игры
Необходимо сказать о многообразии возможностей конструктивного оформления — форматов, в рамках которых могут проводиться деловые игры. При соблюдении основных принципов (заданная ситуация и /или ролевое распределение) и в зависимости от уровня развития группы (групповой динамики) могут быть использованы самые разнообразные форматы деловых игр:
♦ в парах или тройках (№ 1, 2 и наблюдатель);
♦ «Аквариум»;
♦ параллель («Стенка на стенку»);
♦ цикличное взаимодействие мини-групп (например, группы взаимодействуют друг с другом по часовой стрелке);
♦ ротация ролей;
♦ «Карусель»;
♦ каждый со всеми (достижение индивидуального результата в общем взаимодействии);
♦ общее взаимодействие (решение единой для всех задачи) и многие другие.