Классификация деловых игр




Для игровых методов характерно наличие двух основных компонентов: ситуационного и ролевого (позиционного). Си­туационный компонент задает контекст, в котором разворачи­ваются события, ролевой (позиционный) — роли или позиции участников (табл. 5.1).

Широко используются также комплексные игры, сочетаю­щие в себе и ситуационный, и ролевой компоненты. Построен­ные по принципу моделирования реальности игры можно клас­сифицировать, разделив на следующие группы.

♦ Имитационные деловые игры.

♦ Ролевые деловые игры.

♦ Производственные (инновационные) деловые игры.

 

Ситуационный компонент Ролевой (позиционный) компонент  
Предложенная участникам ситуация анализируется, после чего они пытаются преодолеть выявленные проблемы. Здесь возможны варианты действий участников в отношении предложенной ситуации (анализ предметных отношений, морального выбора, управление ситуацией). Неизменным остается сохранение ситуации как исходной посылки Основная цель такой игры — развитие у участников способностей к взаимодействию с другими людьми, формирование стереотипов профессионального поведения, коррекция поведения в общении с окружающими людьми. Неизменной исходной посылкой остается заданная роль или принятая участником позиция  
 
 
 
 
 
 
 
 

Имитационные игры

В имитационных деловых играх имитируется ситуация взаимодействия, например «Кораблекрушение», «Авария на Луне», «Пиратский бриг». В них задается только ситуация, изначально или конфликтная, или экстремальная, но не задаются роли уча­стников.

Имитационные игры, жестко моделируя некоторую стан­дартную (реальную или воображаемую) ситуацию, имеют зара­нее просчитанное правильное решение.

Основная направленность имитационной игры — обучение принятию решений в условиях заданной ситуации. Важнейшим элементом здесь является заключительный этап анализа приня­тых участниками решений и последствий этих решений.

Первая имитационная деловая игра на тему «Перестройка про­изводства в связи с резким изменением производственной про­граммы» была проведена в Советском Союзе в Ленинградской промышленной академии им. С. М. Кирова в 1932 году М. М. Бир-штейн. Эта игра проводилась для тренировки студентов вузов и руководящего персонала по выходным дням на ленинградской фабрике «Красный ткач», а затем и на других предприятиях и в вузах. В1957 году разработкой и проведением деловых игр всерь­ез занялась Академия Американской ассоциации по управлению в Саран-Лейк (США). Впоследствии ролевые игры с элементами драматизации, выступающие имитационными моделями про­блемных ситуаций делового общения, легли в основу метода, раз­работанного немецким психологом М. Форвергом (1984 г.), кото­рый стал «отцом» и социально-психологического тренинга[34].

Ролевые деловые игры

В ролевых деловых играх задаются и конкретная ситуация, и роли участников либо определенное отношение участников к заданной ситуации (позиция). Примером может служить рас­пространенная деловая ролевая игра «Трудный клиент», условия которой варьируются в зависимости от специфики деятельно­сти компании, в которой она проводится.

Большинство игровых методов, направленных на совершен­ствование межличностных отношений, создается в рамках ро­левой теории.

Производственные (инновационные) деловые игры

В производственных (инновационных) деловых играх зада­ется полная модель социально-экономической системы в целом. В ней четко определены роли участников, их место в системе и условия взаимодействия. Как модель жизни также вводятся конкретные моделированные ситуации, связанные с актуаль­ной деятельностью участников.

Инновационная игра была предложена в 1981 году В. С. Дудченко. Такая игра направлена на выработку новых, оптималь­ных методов решения нестандартных задач. Участники могут использовать в ней системный, ситуационный, групповой под­ходы для анализа конкретных возникающих на практике ситуа­ций. Инновационная игра предусматривает возможность само­развития, поскольку для решения поставленной задачи участник вправе сам определять, выбирать и корректировать параметры своей роли. Применение группового подхода позволяет форми­ровать внутри игровой деятельности коммуникационную состав­ляющую профессионального мастерства. Инновационная игра нацелена как на получение определенного результата (в виде способов решения нестандартных производственных задач), так и на обучение профессионала.

Формат деловой игры

Необходимо сказать о многообразии возможностей конст­руктивного оформления — форматов, в рамках которых могут проводиться деловые игры. При соблюдении основных прин­ципов (заданная ситуация и /или ролевое распределение) и в за­висимости от уровня развития группы (групповой динамики) могут быть использованы самые разнообразные форматы деловых игр:

♦ в парах или тройках (№ 1, 2 и наблюдатель);

♦ «Аквариум»;

♦ параллель («Стенка на стенку»);

♦ цикличное взаимодействие мини-групп (например, группы взаимодействуют друг с другом по часовой стрелке);

♦ ротация ролей;

♦ «Карусель»;

♦ каждый со всеми (достижение индивидуального результата в общем взаимодействии);

♦ общее взаимодействие (решение единой для всех задачи) и многие другие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: