Это упражнение проводится в парах. Время выполнения — по пять минут на каждого участника. Сначала один отвечает на вопрос, а второй помогает ему говорить, используя технику активного слушания. Затем партнеры меняются местами. Задача спрашивающего - используя техники активного слушания, разговорить партнера так, чтобы отвечающий фантазировал как можно дольше. Упражнение на тренировку навыка активного слушания.
¨ Если бы ты был режиссером, какой бы фильм ты снял?
¨ Если бы ты был великим романистом, о чем ты написал бы книгу?
¨ Если бы ты была английской королевой, что бы ты сделала?
¨ Если бы ты получила в наследство миллион (долларов, евро, фунтов, тугриков - что больше вдохновляет аудиторию), как бы ты им распорядилась?
Упражнение «Ярмарка вакансий» [36]
Цели упражнения:
1. Формирование навыка выявления потребностей сотрудников путем задавания открытых вопросов.
2. Тренировка умения правильно выявить потребность человека и внести соответствующее предложение с опорой на эту потребность.
Формат: «Карусель».
Участники садятся в два круга лицом друг к другу. Участники из внутреннего круга всегда остаются на своих местах. Участники из внешнего круга по сигналу тренера перемещаются на один стул вправо. Движение участников в течение упражнения напоминает движение карусели, где внутренний круг является ее основанием, а внешний - движущейся конструкцией.
Распределение ролей. Участники внутреннего круга получают роли представителей кадровых агентств. Задача «рекрутеров» - закрыть как можно больше вакансий, которые выдаются
в виде списка сотрудникам агентств (табл. П. 1.2) и «соискателям» не показываются. Тот «рекрутер», который закроет больше вакансий, получает статус «лидера рынка». Для того чтобы успешно достичь результата, участники задают открытые вопросы и используют другие техники активного слушания.
|
Участники внешнего круга — посетители ярмарки вакансий. У каждого из них — своя роль, заданная потребностями, способностями, условиями и т. д. По игровой ситуации они могут наниматься на работу сколько угодно раз. Описание роли каждый участник этого круга получает на индивидуальной карточке (табл. П. 1.1).
Таблица П. 1.1. Вспомогательные материалы для упражнения
Карточки с условиями для «соискателей» | |
1-й вариант | 2-й вариант |
1. Вы человек, потребности которого реализуются в следующих принципах: • Объем ваших усилий в процессе работы определяется требованиями этой работы. • Вы работали бы более эффективно, если бы знали, что получите вознаграждение за ваши усилия. • Каждый час должен быть оплачен. Ваше основное условие — избегать заданий или решений, связанных с риском неудачи или обвинений | 1. Вы человек, потребности которого реализуются в следующих принципах: • Вы проводите время с теми людьми, с которыми вам интересно. • Вы работаете не ради результата, а ради процесса. • Если вам не нравится то, что надо делать, вы бросаете эту работу. Ваше основное условие — иметь возможность руководить и контролировать |
2. Вы человек, потребности которого реализуются в следующих принципах: • Каждый час должен быть оплачен. • Ваш любимый день на работе — день зарплаты. • Вы легко расстаетесь с работой, если вам поступает более выгодное предложение. Ваше основное условие — быть защищенным от физических увечий или опасных условий труда | 2. Вы человек, потребности которого реализуются в следующих принципах: • Ваши решения отражают те высокие стандарты, которые вы установили сами для себя. • Для вас важно работать в такой организации (компании), которая позволяла бы вам использовать ваши способности и опыт. • Вы стараетесь добиваться того, чтобы ваши решения соответствовали вашим стандартам поведения. Ваше основное условие — быть защищенным от физических увечий или опасных условий труда |
3. Вы человек, потребности которого реализуются в следующих принципах: • Важно, чтобы другие одобряли ваше поведение. • В своих решениях вы ориентируетесь на то, что подумают другие. • Работаете хорошо, если выполнение задания связано с общественным признанием. Ваше основное условие — быть огражденным от последствий болезни и нетрудоспособности | 3. Вы человек, потребности которого реализуются в следующих принципах: • Вы считаете себя человеком, который сам себя мотивирует. • Вам нравится делать вещи, которые дают ощущение личного достижения. • Вам нужно знать, что своими умениями и ценностями вы вносите вклад в успех организации. Ваше основное условие — возможность участия в приятной общественной деятельности |
4. Вы человек, потребности которого реализуются в следующих принципах: • Работаете хорошо, если выполнение задания связано с общественным признанием. • Прилагаете максимальные усилия, если известно, что это будет замечено влиятельными людьми в организации. • Любите работать, если это приносит вам успех. Ваше основное условие — избегать заданий или решений, связанных с риском неудачи или обвинений | 4. Вы человек, потребности которого реализуются в следующих принципах: • Вы бы не стали работать в компании, если бы не были согласны с ее целями. • Вы должны поверить в идею, прежде чем работать над ее воплощением. • Для того чтобы вы могли упорно работать, цели компании должны совпадать с вашими ценностями. Ваше основное условие — иметь возможность руководить и контролировать |
5. Вы человек, потребности которого реализуются в следующих принципах: • Вы любите делать только то, что доставляет вам удовольствие. • Вы часто откладываете работу, если можно заняться чем-то более интересным. • Когда вы выбираете работу, то останавливаетесь на той, которая кажется наиболее интересной. Ваше основное условие — быть огражденным от последствий болезни и нетрудоспособности | 5. Вы человек, потребности которого реализуются в следующих принципах: • Для того чтобы вы могли упорно работать, цели компании должны совпадать с вашими ценностями. • Если вы разделяете цели компании, то не имеет значения, добились ли вы успеха. • Когда вы выбираете компанию, то ищете ту, которая поддерживала бы ваши убеждения и ценности. Ваше основное условие — возможность участия в приятной общественной деятельности |
Ход упражнения. На выявление потребности «соискателя» «рекрутеру» дается 3-5 минут. После краткого диалога, включающего открытые вопросы со стороны «рекрутера», обсуждение и предложение возможных вариантов, «соискатель» пересаживается к следующему «рекрутеру». После того как «соискатели» пройдут всех «рекрутеров», круги можно поменять местами, дав участникам возможность побывать в разных ролях — и «соискателя», и «рекрутера». При этом участники получают карточки с новыми описаниями потребностей и вакансий соответственно.
|
|
Подведение итогов. На доске тренер выписывает результаты работы «рекрутеров» — количество принятых на работу «соискателей». Тренер дает положительную обратную связь, признавая успехи участников, побывавших в роли «рекрутеров».
Затем задается вопрос «соискателям», что их побудило согласиться на предложенную вакансию; что «соискатели»чувствовали, когда «рекрутеры» точно «попадали» в их потребность, какие действия, вопросы, предложения «рекрутеров» были наиболее удачными.
Список вакансий, которым пользуются «рекрутеры», составлен на основе реальных объявлений о приеме на работу. Помещаю здесь один из вариантов (табл. П. 1.2). При желании читатель сможет самостоятельно создать свой собственный вариант.
Таблица П. 1.2. Список вакансий
Список вакансий. Вариант 1 | ||
Вакансия | Обязанности | Условия |
Ассистент менеджера по работе с клиентами | Делопроизводитель, секретарь, помощник руководителя | Работа недалеко от ст. метро «Дыбенко» с 9:00 до 17:30. Молодой дружный коллектив. 3/п от 14000 до 17 500 руб. |
Начальник участка контроля качества | Реализация системы контроля качества на всех этапах производства, обеспечение эффективной работы участка и выполнение производственного плана на смену. Управление персоналом | 3/п от 40 000 до 50 000 руб. |
Администратор боулинг-клуба | Организует и следит за работой всего клуба (зона боулинг, зона ресторан, зона бильярд). График 1/2 | График 1/2. 3/п от 15 000 до 18 000 руб. |
Бизнес-аналитик | Описание и моделирование бизнес-процессов заказчиков, совершенствование бизнес-процессов, документооборота и организационных структур | Крупная консалтинговая компания. График работы с 9:30 до 18:30. 3/п от $1500 + премии по результатам проекта |
Секретарь | Обработка телефонных звонков, прием посетителей, работа с документацией, оформление пластиковых карт | Соцпакет. Медстраховка. Д/с, санаторий. Премии. Дружный коллектив |
Менеджер тренинговых Проектов | Продвижение услуг компании на рынке бизнес-образования. Техническое сопровождение тренингов. Ведение компьютерной базы данных по клиентам компании | Работа в офисе, пятидневная рабочая неделя с 10:00 до 18:00. Оформление то ТК. Возможность посещать все открытые тренинги. 3/п 6000-9000 руб. + % от реализованных проектов |
Управляющий рестораном | Требуется специалист по организации клубов и ресторанов с нуля. Умение построить и контролировать бизнес-процесс, управлять коллективом. Умение анализировать и принимать решения | Оклад по итогам собеседования. Подробности при встрече. Будет интересно! |
Эксперт-оценщик | Выполнение работ по оценке недвижимости, оборудования, бизнеса; самостоятельное написание отчетов | 3/п от $1500 (по результатам собеседования) |
Начальник производственного участка | Обеспечение эффективного использования производственного оборудования, выполнения производственных планов, показателей качества продукции, проведение своевременных ремонтов оборудования. Управление производственным персоналом | 3/п от от 40 000 до 50 000 руб. + соц. Пакет |
Менеджер по продажам аудио- и видеооборудования | Продажа аудио- и видеоаппаратуры. Активный поиск и расширение клиентской базы компании. Развитие региональной клиентской базы. Координация и контроль поставок, оформление заказов, отчетность | Оформление по ТК РФ. Дотация на питание. Полный рабочий день. Регулярные тренинги. Перспективы роста |
Ассистент менеджера по подбору персонала | Участие в проектах по подбору топ-персонала, руководителей и менеджеров среднего звена, редких специалистов с использованием всех технологий компании; проведение телефонных интервью, собеседований, оформление профессиональных резюме; маркетинговые исследования | 3/п $400 (по договоренности), оформление согласно ТК РФ, оплачиваемый отпуск и больничный, график работы сменный. Работа в стабильной, динамично развивающейся компании. Возможности профессионального развития, перспективы карьерного роста |
Официант | Обслуживание гостей клуба, знание меню (кухня, барная карта), стандартов обслуживания, установленных на предприятии, умение пользоваться товарной кассой | Клуб в Гавани. Стабильная работа, бесплатное обучение, 3-разовое питание, система премирования. Скользящий график! Добро пожаловать в наш дружный коллектив! |
Координатор отдела закупок | Прием и размещение заявок от менеджеров по продажам. Отслеживание этапов рассмотрения заявки. Работа в 1С: Торговля и Склад | 3/п от 12000 руб. + индивидуальный коэффициент (по результатам работы). Оформление по ТК РФ, соцпакет, возможность карьерного роста |
Менеджер ресторана | Организация работы смены ресторана. В подчинении 8 сотрудников | Новый ресторан в Пулкове. 3/п 18 000- 20 000 руб., график работы 2/2 с 8:00 до 20:00.^ I Обучение. Льготы на авиабилеты |
Тренинг-менеджер | Разработка и проведение тренингов для персонала; создание благоприятного климата в компании; аттестация персонала; подбор персонала высшего звена; разработка систем мотивации и адаптации; ведение документации | 3/п от 1500 у. е. (подлежит обсуждению); полностью «белая» з/п; оформление по ТК РФ; бесплатное питание; компенсация мобильной связи; отличные условия для профессионального роста |
Упражнение «Гоголь-моголь» [37]
Цель: формирование и развитие широкого спектра навыков.
Это упражнение прекрасно подходит как для тренингов продаж или ведения переговоров, так и для более сложных, например тренинга мотивации. Спектр навыков, которые в нем можно отрабатывать, очень широк: это и применение техник активного слушания, и выявление потребностей, и использование
техник аргументации и т. д.
Упражнение можно проводить как в режиме свободного взаимодействия участников, так и в более упорядоченном формате «Карусель», описанном в предыдущем упражнении «Ярмарка вакансий». На каждое взаимодействие отводится 2-3 минуты.
Тренер: «Прошу вас рассчитаться на "гоголей-моголей"[38].
Все вы читали в школе бессмертное произведение Н. В. Гоголя "Мертвые души". Предприимчивый Чичиков ездит по поместьям и скупает мертвые души. Сейчас вам предстоит заняться тем же самым.
Группа "гоголей", вы получите сейчас на карточках описание роли главного гоголевского героя — Чичикова. Постарайтесь войти в роль и сыграть ее максимально качественно.
Чичиков | Приспособленец, конъюнктурщик, умеет с любым человеком разговаривать на его языке. Гибко подстраивается под собеседника. Знает, чего хочет, и умеет этого добиться |
Группа "моголей", сейчас каждый из вас получит описание роли одного из помещиков, к которым приезжал Чичиков. Постарайтесь и вы войти в роль своего персонажа и сыграть ее максимально убедительно.
Итак, сейчас предлагаю Чичиковым ("гоголям") провести переговоры с одним из помещиков ("моголей"). Ваша задача — купить как можно больше мертвых душ. Задача помещиков — оставаться в роли. И если вам в процессе взаимодействия захочется продать имеющиеся у вас мертвые души, то вы можете это сделать».
Манилов | Лирик, романтик. Хозяйственник бестолковый: имение в упадке, на грани полного разорения |
Собакевич | Основательный, расчетливый, прагматичный, без лишних сантиментов продает все, что угодно, лишь бы получить прибыль |
Ноздрев | Кутила, авантюрист, игрок. Удовольствия и развлечения, охота и шампанское - вот сфера его интересов |
Плюшкин | Скряга, зануда. Жажда наживы и абсурдное накопительстельство. Всех подозревает в воровстве |
Вопросы для обсуждения в шеринге:
¨ Каково было в роли Чичикова?
¨ Удалось ли разгадать, с кем имеешь дело?
¨ Легко ли было управлять типажами, интересы которых лежат в столь разных областях?
¨ Какие техники использовали? Можно задать и курьезный вопрос:
¨ Какая роль досталась вам лично? Какое отношение она имеет к вашей жизни? Легко ли было быть ригидным, оставаться в рамках роли?