Брахманы Проклинают Род Яду 56 глава




 

Гопи не подвержены иллюзии. Они так привязаны к Господу Кришне, что им не нужно думать о чем-либо еще. Поскольку все мироздание находится в теле Господа Кришны, гопи ничего не теряют, когда сосредоточивают на Нем свои мысли. Таково свойство очень глубокой любви: человек забывает обо всем, кроме возлюбленного. Но в материальном мире мы пытаемся любить ограниченные, временные объекты, такие как народ, семья или собственное тело. И когда мы забываем обо всем другом, это является невежеством. Но когда наша любовь сильно сосредоточена на Верховной Личности Бога, источнике всего сущего, это нельзя назвать невежеством или ограниченностью.

 

Пример мудрецов, погруженных в самадхи приведен здесь исключительно для того, чтобы проиллюстрировать исключительную сосредоточенность на одном объекте. В остальном же экстаз любви гопи и сухая медитация йогов, которые просто пытаются понять свое отличие от материального тела, несопоставимы. Поскольку у гопи нет материальных тел, от которых нужно отстраниться, поскольку они лично танцуют с Абсолютной Истиной и обнимают Ее, их возвышенное положение ни в коем случае не следует сравнивать с положением простых йогов. Говорится, что блаженство, приходящее от осознания безличного Брахмана, не может сравниться даже с крохотной частицей блаженства из океана любви к Кришне. Любовь подобна крепкой веревке, которая связывает ум и сердце. В материальной жизни наши сердца привязаны к тому, что временно и иллюзорно по своей природе, поэтому подобное чувство порождает великую боль. Но если наши умы и сердца привязаны к вечному Господу Кришне, источнику всего наслаждения и красоты, наши сердца безгранично расширятся в океане трансцендентного блаженства.

 

Следует понять, что гопи никоим образом не были склонны к медитации на безличный Брахман, во время которой человек отвергает реальность разнообразия в творении. Гопи ничего не отвергали; они просто любили Кришну и не могли думать ни о чем другом. Гопи отвергали только то, что мешало им сосредоточиться на Кришне, проклиная даже собственные веки, за то, что, когда приходится моргать, они на краткий миг скрывают Кришну от их взора. Шрила Рупа Госвами утверждал, что все искренние преданные Господа должны набраться мужества и устранить из своей жизни все, что мешает их постепенному продвижению домой, обратно к Богу.

 

Стих 13

 

मत्कामा रमणं जारम्

अस्वरूपविदोऽबलाः ।

ब्रह्म मां परमं प्रापुः

सङ्गाच्छतसहस्रशः ॥१३॥

 

мат-кама раманам джарам

асварупа-видо 'балах

брахма мам парамам прапух

сангач чхата-сахасрашах

 

мат — Меня; камах — те, кто желали; раманам — очаровательного любовника; джарам — любовника чужой жены; асварупа-видах — не зная о Моем истинном положении; абалах — женщины; брахма — Абсолюта; мам — Меня; парамам — верховного; прапух — они достигли; сангат — общением; шата-сахасрашах — сотнями тысяч.

 

Все сотни тысяч гопи, страстно считая Меня своим самым желанным и очаровательным возлюбленным, не осознавали Моего истинного положения. Однако близко общаясь со Мной, гопи достигли Меня, Верховной Личности Бога.

 

КОММЕНТАРИЙ: Слова асварупа-видах («не понимая Моего истинного положения или Моей формы») указывают на то, что прекрасные гопи были настолько поглощены супружеской любовью к Господу Кришне, что ничего не знали о безграничных энергиях, которыми Он обладает как Верховная Личность Бога. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет это и другие значения словосочетания асварупа-видах. В санскрите слово вид также означает «обретать». Таким образом, выражение асварупа-видах указывает на то, что гопи, как и другие чистые преданные, не стремятся к тому, чтобы обрести сарупья-мукти — освобождение, при котором живое существо получает тело, внешне похожее на тело Господа. Если бы гопи обрели телесный облик, такой же как у Господа, как смог бы Кришна проводить Свои супружеские игры: танцевать с гопи, обнимать их? Поскольку гопи осознали свою вечную духовную форму служанок Господа, слово сварупа может указывать и на их собственные духовные тела. Таким образом, словосочетание асварупа-видах может означать то, что гопи, в отличие от материалистов, никогда не думали о собственной телесной красоте. Хотя гопи — самые красивые девушки в творении Господа, они никогда не думали о своих телах, но всегда были поглощены мыслями о трансцендентном теле Господа Кришны. Хотя мы не можем подражать возвышенным супружеским чувствам гопи, мы можем следовать за ними в том, как применять сознание Кришны на практике. В этом гопи являются для нас лучшим примером. Они естественным образом приняли покровительство Господа Кришны и достигли высшего совершенства жизни.

 

Стихи 14–15

 

तस्मात्त्वमुद्धवोत्सृज्य

चोदनां प्रतिचोदनाम् ।

प्रवृत्तिं च निवृत्तिं च

श्रोतव्यं श्रुतमेव च ॥१४॥

 

मामेकमेव शरणम्

आत्मानं सर्वदेहिनाम् ।

याहि सर्वात्मभावेन

मया स्या ह्यकुतोभयः ॥१५॥

 

тасмат твам уддхавотсриджйа

чоданам пратичоданам

правриттим ча нивриттим ча

шротавйам шрутам эва ча

 

мам экам эва шаранам

атманам сарва-дехинам

йахи сарватма-бхавена

майа сйа хй акуто-бхайах

 

тасмат — поэтому; твам — ты; уддхава — о Уддхава; утсриджйа — оставив; чоданам — предписания Вед; пратичоданам — наставления произведений, дополняющих Веды; правриттим — предписания; ча — и; нивриттим — запреты; ча — также; шротавйам — то, что должно было быть услышано; шрутам — то, что было услышано; эва — в действительности; ча — также; мам — Меня; экам — только; эва — непременно; шаранам — прибежище; атманам — Сверхдуши в сердце; сарва-дехинам — всех обусловленных душ; йахи — ты должен идти; сарва-атма-бхавена — с исключительной преданностью; майа — по Моей милости; сйах — ты должен быть; хи — непременно; акутах-бхайах — в любых обстоятельствах свободен от страха.

 

Поэтому, Мой дорогой Уддхава, оставь мантры, ведические писания и их утверждающие и отрицающие наставления. Откажись от всего, что услышал и что можешь услышать. Просто прими прибежище во Меня одном, ибо Я — Верховный Господь, пребывающий в сердцах всех обусловленных душ. Что бы ни было, всем сердцем прими прибежище во Мне, и по Моей милости освободись от страха.

 

КОММЕНТАРИЙ: Шри Уддхава спросил Господа Кришну о признаках святых и освобожденных душ, и Господь ответил ему, рассказав о разных уровнях духовного роста. Он показал разницу между теми, кто способен понять, что главная цель жизни — Господь Кришна, и теми преданными, которые любят Его, для которых Кришна и служение Ему — единственная цель жизни. Также Господь упомянул, что покорен теми, кто любит Его, и даже теми, кто искренне общается с такими преданными. Шри Кришна рассказал, что из всех преданных гопи Вриндавана достигли настолько редкого состояния чистого преданного служения, что Господь Сам чувствует Себя в неоплатном долгу перед ними. Согласно мнению Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, прежде Господь Кришна молчал о любви гопи, храня ее в глубине сердца, поскольку любовь эта очень сокровенна, а Сам Господь — очень серьезен. Но в конце концов даже Сам Кришна не мог смолчать о глубокой любви гопи. В этих стихах Господь рассказывает Уддхаве, как любили Его гопи во Вриндаване и как своей любовью полностью подчинили Его себе. Господь мог отдохнуть со Своими любимыми гопи в укромных местах. В спонтанной супружеской привязанности между ними происходил взаимообмен величайшей любовью.

 

В «Бхагавад-гите» Господь объяснил, что при помощи одного только отречения от материального мира или выполняя обычные, сектантские религиозные принципы, невозможно достичь совершенства жизни. Нужно по-настоящему понять природу Верховной Личности Бога и, общаясь с Его чистыми преданными, научиться любить Его в Его личностной, изначальной форме. Эта любовь может выражаться в расе (взаимоотношениях) супружеской, родительской или братской привязанности, а также служения. Господь подробно объяснил Уддхаве систему философского исследования материального мира, а сейчас Он недвусмысленно заключает, что Уддхаве нет смысла тратить время на кармическую деятельность или философские рассуждения. Господь Кришна намекает, что Уддхава должен воспользоваться примером гопи и попытаться еще больше продвинуться на пути сознания Кришны, следуя по стопам девушек-пастушек из Враджи. Любая обусловленная душа, недовольная жестокими законами природы, которые обрекают ее на болезни, старость и смерть, должна понять, что Господь Кришна может избавить все живые существа от проблем материального существования. Нет надобности запутываться в сомнительных, сектантских ритуалах, предписаниях и запретах. Нужно просто предаться Кришне, следуя примеру Шри Чайтаньи Махапрабху, который есть Сам Господь. Посредством упорядоченной практики бхакти-йоги (сознания Кришны) человек может легко достичь духовного совершенства.

 

Стих 16

 

श्रीउद्धव उवाच

संशयः शृण्वतो वाचं

तव योगेश्वरेश्वर ।

न निवर्तत आत्मस्थो

येन भ्राम्यति मे मनः ॥१६॥

 

шри-уддхава увача

самшайах шринвато вачам

тава йогешварешвара

на нивартата атма-стхо

йена бхрамйати ме манах

 

шри-уддхавах увача — Шри Уддхава сказал; самшайах — сомнение; шринватах — того, кто слушает; вачам — слова; тава — Твои; йога-ишвара — из повелителей мистических сил; ишвара — Тебя, повелителя; на нивартате — не уйдет; атма — в сердце; стхах — находящееся; йена — которым; бхрамйати — сбит с толку; ме — мой; манах — ум.

 

Шри Уддхава сказал: О, Господь Йогешвара, я услышал Твои слова, но сомнения не покинули моё сердце и ум мой сбит с толку.

 

КОММЕНТАРИЙ: В первом стихе десятой главы этой песни «Бхагаватам» Господь утверждает, что нужно принять Его покровительство и выполнять свои обязанности в системе варнашрамы, без материальных желаний. Уддхава решил, что этим высказыванием Господь рекомендует ему заниматься карма-мишра-бхакти — преданным служением, смешанным со стремлением к кармической деятельности. В действительности, пока человек не понял, что Господь Кришна есть все сущее, он не сможет оставить свои обычные, мирские обязанности. Такому человеку рекомендуется предлагать плоды своего труда Господу. В четвертом стихе десятой главы Господь советует отказаться от мирских обязанностей и систематически углублять свои знания, признавая Его Всевышним. Уддхава счел, что это наставление указывает на гьяна-мишра-бхакти, преданное служение Господу, к которому примешивается побочное желание накопить знаний. Начиная с тридцать пятого стиха десятой главы, Уддхава задавал вопросы о том, как живое существо становится обусловленным и как освобождается от материальной жизни. Господь подробно ответил ему, провозгласив, что без преданного служения философские рассуждения никогда не приведут к совершенству. В одиннадцатой главе (стих 18) Кришна особо упомянул важность веры в Верховную Личность Бога, а в двадцать третьем стихе значительно расширил область дискуссии о преданном служении, подчеркивая, что нужно с верой слушать прославления Господа и участвовать в них. В заключение Он сказал, что и развитие, и совершенство преданного служения зависят от общения с преданными. В двадцать шестом стихе одиннадцатой главы Уддхава спросил об истинных методах и средствах преданного служения, а также о признаках совершенства на этом пути. А в сорок восьмом стихе Господь Кришна провозгласил, что пока человек не встанет на путь преданного служения, его попытки достичь освобождения будут бесплодными. Нужно общаться с преданными Господа и следовать по их стопам. Наконец, в четырнадцатом стихе этой главы Господь категорически отверг пути кармической деятельности и отвлеченных философских рассуждений, а в пятнадцатом — посоветовал от всего сердца, безраздельно вручить себя Ему.

 

Получив столь подробные и техничные наставления о совершенстве жизни, Уддхава оказался сбит с толку, а в его уме поселилось сомнение — что же ему в итоге делать? Господь Кришна описал множество методов самосовершенствования и рассказал о результатах, которые они принесут. Все они в конечном счете ведут к одной-единственной цели — Самому Господу Кришне. Поэтому теперь Уддхава хочет, чтобы Кришна простыми словами объяснил ему, что делать. С подобной просьбой в начале третьей главы «Бхагавад-гиты» к Господу обратился Арджуна. Согласно мнению Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, Уддхава говорит здесь: «Кришна, дорогой мой друг, сначала Ты советуешь мне заняться мирской деятельностью в рамках системы варнашрамы, затем — чтобы я отказался от подобной деятельности и встал на путь философских исследований. Теперь, отвергнув путь гьяны, Ты рекомендуешь мне просто предаться Тебе в процессе бхакти-йоги. Если я соглашусь с Твоим решением, кто знает, вдруг в будущем Ты вновь вернешься к исходному положению и посоветуешь мне обратиться к мирским делам». Уддхава откровенно говорит о том, что лежит у него на сердце и тем самым демонстрирует, насколько близкая дружба связывает его с Господом Кришной.

 

Стих 17

 

श्रीभगवानुवाच

स एष जीवो विवरप्रसूतिः

प्राणेन घोषेण गुहां प्रविष्टः ।

मनोमयं सूक्ष्ममुपेत्य रूपं

मात्रा स्वरो वर्ण इति स्थविष्ठः ॥१७॥

 

шри-бхагаван увача

са эша дживо вивара-прасутих

пранена гхошена гухам правиштах

мано-майам сукшмам упетйа рупам

матра сваро варна ити стхавиштхах

 

шри-бхагаван увача — Господь, Верховная Личность, сказал; сах эшах — Он Сам; дживах — Верховный Господь, дарующий жизнь всем; вивара — в сердце; прасутих — проявленный; пранена — с жизненным воздухом; гхошена — с тонким проявлением звука; гухам — сердце; правиштах — кто вошел в; манах-майам — воспринимаемый умом или контролирующий ум даже великих полубогов, таких как Господь Шива; сукшмам — тонкий; упетйа — будучи расположен в; рупам — форма; матра — разная длина гласных звуков; сварах — разные интонации; варнах — разные звуки алфавита; ити — так; стхавиштхах — грубая форма.

 

Верховная Личность Бога сказал: Мой дорогой Уддхава, Всевышний Господь даёт жизнь каждому живому существу и пребывает в сердце вместе с жизненным воздухом и первичной звуковой вибрацией. Господа в сердце можно воспринять в Его тонкой форме посредством ума, поскольку Господь контролирует ум каждого, даже таких великих полубогов, как Шива. Всевышний Господь также принимает грубую форму разнообразных звуков Вед, составленных из коротких и длинных гласных и согласных звуков различных интонаций.

 

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур комментирует этот диалог между Господом Кришной и Уддхавой следующим образом. Уддхава был сбит с толку и исполнился сомнений, поскольку Господь Кришна объяснил ему множество разных методов самоосознания, таких как преданное служение, отвлеченные философские рассуждения, отречение от мира, мистическая йога, аскеза, благочестивые поступки и т.п. Но все эти методы предназначены для того, чтобы помочь живым существам обрести покровительство Господа Кришны. В высшем смысле, никакой ведический метод самоосознания не следует понимать в ином ключе. Таким образом, Господь Кришна объяснил всю систему знаний, представленных в Ведах, расположив все в надлежащем порядке. В действительности, Господь Кришна удивился нелепому предположению Уддхавы, который вдруг решил, будто должен заниматься всем из вышеперечисленного, словно каждый из этих методов самоосознания предназначен ему, и только. Поэтому Господь хочет сообщить Своему преданному: «Дорогой Уддхава, когда Я говорю тебе, что нужно заниматься аналитическим познанием мира, совершать праведные поступки, что непременно следует преданно служить Богу, соблюдать правила йоги, подвергать себя аскезе и т.п., Я даю наставления всем живым существам, а Ты — Мой непосредственный слушатель. То, что Я сказал, что говорю сейчас и что стану говорить в будущем, следует считать руководством к действию для всех живых существ в разных обстоятельствах. Как ты мог подумать, будто именно тебе нужно следовать всем этим разнообразным методам самоосознания, описанным в Ведах? Ты — Мой чистый преданный, и Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Тебе не нужно заниматься всем этим». Таким образом, согласно мнению Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, в веселых и вдохновляющих речах Господь раскрыл Уддхаве глубинный смысл, стоящий за разнообразием ведических путей самоосознания.

 

Господь Кришна проявился из уст Господа Брахмы в форме Вед. Слово вивара-прасути, употребленное в этом стихе, также указывает на то, что Господь проявился в адхаради-чакрах, расположенных в теле Брахмы. Слово гхошена означает «тонкий звук», а гухам правиштах также свидетельствует о том, что Господь Кришна входит в адхара-чакру. Кроме того, Господа можно ощутить и в других чакрах, таких как манипурака (расположенная в области пупка) и вишуддхи-чакра. Санскритский алфавит состоит из кратких и долгих гласных, а также согласных, которые произносятся с повышением и понижением тона. При помощи этих звуков проявляются различные разделы ведической литературы — грубая форма Верховной Личности Бога. В «Бхагавад-гите» говорится, что подобные писания по большей части имеют дело с тремя гунами материальной природы: траигунйа-вишайа веда нистраи-гунйо бхаварджуна. Шрила Шридхара Свами объясняет, что обусловленные души находятся во власти иллюзорной энергии, майи, и из-за этого Личность Бога кажется им частью материальной вселенной. Когда кто-то в своем воображении приписывает Личности Бога грубые и тонкие материальные качества, это называется авидьей, невежеством. Вследствие такого невежества живое существо считает себя вершителем своих действий и запутывается в сетях кармы. Поэтому, чтобы обусловленная душа очистила свое существование, Веды рекомендуют ей следовать правилам и запретам, способствующим этому. Этот метод называется правритти-марг — путь регламентированной кармической деятельности. Очистив свое существование, человек оставляет кармическую деятельность, поскольку она пагубна для чистого преданного служения. Развив в своем сердце твердую веру, человек может поклоняться Личности Бога. Тот, кто достиг совершенства в сознании Кришны, не болжен больше исполнять ритуалы. В «Бхагавад-гите» сказано: тасйа карйам на видйате.

 

Согласно мнению Шрилы Дживы Госвами, этот стих можно истолковать иначе. Слово джива указывает на Господа Кришну, который дарует жизнь обитателям Вриндавана. А выражение вивара-прасути указывает на то, что, хотя Господь вечно проводит в духовном мире Свои игры, недоступные взорам обусловленных душ, Он также входит и в материальные вселенные, чтобы развернуть здесь те же самые игры. Слова гухам правиштах свидетельствуют о том, что, явив эти лилы, Господь затем «сворачивает» их и переходит к непроявленным играм, то есть тем, которые недоступны взорам обусловленных душ. В таком случае слово матра обозначает трансцендентные чувства Господа, свара — трансцендентный звук, источником которого Он является, а также Его пение. А слово варна указывает на Его трансцендентный облик. Слово стхавиштха, «грубое проявление», означает, что в материальном мире Господь являет Себя даже тем преданным, которые еще не достигли совершенства в сознании Кришны и чье восприятие еще не совсем очистилось. Выражение мано-майа указывает на то, что тем или иным способом нужно помнить о Кришне. Для непреданных Господь Кришна — сукшма, очень трудно ощутим, поскольку Его невозможно познать. Так разные ачарьи по-разному прославили Господа при помощи трансцендентных звуков этого стиха.

 

Стих 18

 

यथानलः खेऽनिलबन्धुरुष्मा

बलेन दारुण्यधिमथ्यमानः ।

अणुः प्रजातो हविषा समेधते

तथैव मे व्यक्तिरियं हि वाणी ॥१८॥

 

йатханалах кхе 'нила-бандхур ушма

балена дарунй адхиматхйаманах

анух праджато хавиша самедхате

татхаива ме вйактир ийам хи вани

 

йатха — как; аналах — огонь; кхе — в пространстве внутри дерева; анила — воздуха; бандхух — при помощи; ушма — жар; балена — сильно; даруни — в дереве; адхиматхйаманах — разгорается от трения; анух — крошечным; праджатах — рожден; хавиша — с гхи (топленым маслом); самедхате — он увеличивается; татха — аналогичным образом; эва — непременно; ме — Мое; вйактих — проявление; ийам — это; хи — несомненно; вани — звуки Вед.

 

Когда дощечки для растопки с силой трут друг об друга, от контакта с воздухом образуется жар и возникает огонь. В зажжёный огонь, добавляется гхи и он разгорается. Так же и Я проявляюсь в звуковой вибрации Вед.

 

КОММЕНТАРИЙ: Здесь Господь Кришна объясняет самый сокровенный смысл ведического знания. Сначала Веды упорядочивают обычную материальную деятельность и направляют ее плоды на ритуальные жертвоприношения, которые в будущем предположительно должны принести совершающему их благо. Но истинная цель этих жертвоприношений — приучить материалиста предлагать плоды своего труда высшей власти Вед. Опытный карми постепенно исчерпывает все возможности наслаждаться в материальном мире и естественным образом устремляется на более высокий уровень — уровень философских размышлений о собственном положении в творении. Когда знание его становится глубже, человек начинает понимать безграничную славу Всевышнего и постепенно начинает с любовью и преданностью служить трансцендентной Абсолютной Истине. Господь Кришна — цель ведического знания, как Сам Он говорит в «Бхагавад-гите»: ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах. Господь постепенно проявляется в последовательности ведических ритуалов, подобно тому, как проявляется огонь, если тереть друг о друга два куска дерева. Слова хавиша самедхате («если добавить гхи, огонь разгорается») указывают на то, что при последовательном развитии ведического жертвоприношения постепенно разгорается огонь духовного знания, освещая все вокруг и уничтожая цепь кармической деятельности.

 

Господь Кришна счел Уддхаву самым достойным того, чтобы выслушать в подробностях эту трансцендентную науку. Поэтому Он милостиво наставляет Уддхаву, чтобы тот мог просветить мудрецов в Бадарикашраме и таким образом цель их жизни была достигнута.

 

Стих 19

 

एवं गदिः कर्म गतिर्विसर्गो

घ्राणो रसो दृक्स्पर्शः श्रुतिश्च ।

सङ्कल्पविज्ञानमथाभिमानः

सूत्रं रजःसत्त्वतमोविकारः ॥१९॥

 

эвам гадих карма гатир висарго

гхрано расо дрик спаршах шрутиш ча

санкалпа-виджнанам атхабхиманах

сутрам раджах-саттва-тамо-викарах

 

эвам — так; гадих — речь; карма — способности рук; гатих — способности ног; висаргах — функции гениталий и ануса; гхранах — обоняние; расах — вкус; дрик — зрение; спаршах — осязание; шрутих — слух; ча — также; санкалпа — функция ума; виджнанам — функция разума; атха — сверх того; абхиманах — функция ложного эго; сутрам — функция прадханы, тонкой причины появления материальной природы; раджах — гуны страсти; саттва — благости; тамах — и невежества; викарах — преобразование.

 

Функции действующих чувств – органа речи, рук, ног, гениталий и ануса; познающих чувств – носа, языка, глаз, кожи и ушей – вместе с функциями тонких чувств ума, разума, сознания и ложного эго, а также тонкой прадханы и взаимодействия трёх гун материальной природы – все это следует понимать как Мою материально проявленную форму.

 

КОММЕНТАРИЙ: Словом гади Господь завершает рассуждение о Своем проявлении в форме звуков Вед и описывает функции органов действия и познающих органов, а также трудно уловимые функции сознания и прадханы и взаимодействие трех гун материальной природы. Человек, обладающий сознанием Кришны, воспринимает весь материальный мир как проявление энергий Господа. Не существует допустимых границ для материального наслаждения чувств, ибо все исходит из Верховной Личности Бога и принадлежит Ему. Тот, кто смог понять присутствие Господа в тонкой и грубой материи, больше не хочет жить в этом мире. В духовном мире все обладает вечной природой и исполнено блаженства и знания. Отличительная черта материального мира — в том, что здесь живое существо мнит себя повелителем. Разумный человек, избавившись от этой иллюзии, не находит ничего хорошего в царстве майи и потому возвращается домой, обратно к Богу.

 

Стих 20

 

अयं हि जीवस्त्रिवृदब्जयोनिर्

अव्यक्त एको वयसा स आद्यः ।

विश्लिष्टशक्तिर्बहुधेव भाति

बीजानि योनिं प्रतिपद्य यद्वत् ॥२०॥

 

айам хи дживас три-врид абджа-йонир

авйакта эко вайаса са адйах

вишлишта-шактир бахудхева бхати

биджани йоним пратипадйа йадват

 

айам — это; хи — непременно; дживах — верховное живое существо, дарующее жизнь другим; три-врит — вмещающий три гуны материальной природы; абджа — вселенского цветка лотоса; йоних — источник; авйактах — непроявленный (с материальной точки зрения); эках — один; вайаса — с течением времени; сах — Он; адйах — вечный; вишлишта — разделенный; шактих — энергии; бахудха — на многие части; ива — подобно; бхати — Он является; биджани — семена; йоним — на поле; пратипадйа — падающие; йат-ват — как.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: