Царь Яяти Обретает Освобождение 4 глава




सर्वान् कामान् दुदुहतुः प्रजानां तस्य रोदसी ।

समास्त्रिणवसाहस्रीः दिक्षु चक्रमवर्तयत् ॥ ३२ ॥

स सम्राड् लोकपालाख्यं ऐश्वर्यं अधिराट् श्रियम् ।

चक्रं चास्खलितं प्राणान् मृन्मृषेत्युपरराम ह ॥ ३३ ॥

तस्यासन् नृप वैदर्भ्यः पत्‍न्यस्तिस्रः सुसम्मताः ।

जघ्नुस्त्यागभयात् पुत्रान् नानुरूपा इतीरिते ॥ ३४ ॥

तस्यैवं वितथे वंशे तदर्थं यजतः सुतम् ।

मरुत्स्तोमेन मरुतो भरद्वाजमुपाददुः ॥ ३५ ॥

अन्तर्वत्‍न्यां भ्रातृपत्‍न्यां मैथुनाय बृहस्पतिः ।

प्रवृत्तो वारितो गर्भं शप्त्वा वीर्यमुपासृजत् ॥ ३६ ॥

तं त्यक्तुकामां ममतां भर्तुत्यागविशंकिताम् ।

नामनिर्वाचनं तस्य श्लोकमेनं सुरा जगुः ॥ ३७ ॥

मूढे भर द्वाजं इमं भर द्वाजं बृहस्पते ।

यातौ यदुक्त्वा पितरौ भरद्वाजस्ततस्त्वयम् ॥ ३८ ॥

चोद्यमाना सुरैरेवं मत्वा वितथमात्मजम् ।

व्यसृजन् मरुतोऽबिभ्रन् दत्तोऽयं वितथेऽन्वये ॥ ३९ ॥

इति श्रीमद्‍भागवते महापुराणे पारमहंस्यां

संहितायां नवमस्कन्धे विंशोऽध्यायः ॥ २० ॥

हरिः ॐ तत्सत् श्रीकृष्णार्पणमस्तु ॥

 

Стих 1

 

шри-бадарайанир увача

пурор вамшам правакшйами

йатра джато 'си бхарата

йатра раджаршайо вамшйа

брахма-вамшйаш ча джаджнире

 

шри-бадарайаних увача — Шри Шукадева Госвами сказал; пурох вамшам — династию Махараджи Пуру; правакшйами — опишу; йатра — где; джатах аси — (ты) родился; бхарата — о Махараджа Парикшит, потомок Бхараты; йатра — где; раджа-ришайах — (все) святые цари; вамшйах — следующие один за другим; брахма-вамшйах — династии брахманов; ча — также; джаджнире — выросли.

 

Шукадева Госвами сказал: О Махараджа Парикшит, потомок Махараджи Бхараты, теперь я поведаю тебе о роде, берущем начало от Пуру, к которому принадлежишь ты сам, в котором родилось много праведных царей и от которого берут начало многие династии брахманов.

 

КОММЕНТАРИЙ: История знает немало случаев, когда в семье кшатриев рождались брахманы, а в семье брахманов рождались кшатрии. Господь Сам говорит в «Бхагавад-гите» (4.13): чатур- варнйам майа сриштам гуна-карма-вибхагашах — «В соответствии с тремя гунами материальной природы и деятельностью, связанной с ними, Мной созданы четыре сословия человеческого общества». Значит, в какой бы семье ни родился человек, если он обладает качествами, присущими представителям определенного сословия, его следует считать принадлежащим к этому сословию. Йал- лакшанам проктам. Принадлежность человека к той или иной варне, или сословию, определяется его качествами. В шастрах можно найти тому многочисленные доказательства. Наше происхождение менее важно, чем качества и поступки.

 

Стих 2

 

джанамеджайо хй абхут пурох

прачинвамс тат-сутас татах

правиро 'тха манусйур ваи

тасмач чарупадо 'бхават

 

джанамеджайах — Джанамеджая; хи — несомненно; абхут — появился; пурох — от Пуру; прачинван — Прачинван; тат — его (Джанамеджаи); сутах — сын; татах — от него; правирах — Правира; атха — затем; манусйух — Манусью (сын Правиры); ваи — поистине; тасмат — от него (от Манусью); чарупадах — царь чарупада; абхават — появился.

 

Одним из потомков Пуру был царь Джанамеджая. Сыном Джанамеджаи был Прачинван, а его сыном — Правира. У Правиры родился сын, которого назвали Манусью, а у Манусью родился сын по имени чарупада.

 

Стих 3

 

тасйа судйур абхут путрас

тасмад бахугавас татах

самйатис тасйахамйати

раудрашвас тат-сутах смритах

 

тасйа — его (чарупады); судйух — по имени Судью; абхут — появился; путрах — сын; тасмат — от него; бахугавах — сын по имени Бахугава; татах — от него; самйатих — сын по имени Самьяти; тасйа — его; ахамйатих — сын по имени Ахамьяти; раудрашвах — Раудрашва; тат-сутах — его сын; смритах — известен.

 

Сыном чарупады был Судью, а его сыном — Бахугава. Сына Бахугавы звали Самьяти. У Самьяти был сын по имени Ахамьяти, который стал отцом Раудрашвы.

 

Стихи 4 - 5

 

ритейус тасйа какшейух

стхандилейух критейуках

джалейух саннатейуш ча

дхарма-сатйа-вратейавах

дашаите 'псарасах путра

ванейуш чавамах смритах

гхритачйам индрийанива

мукхйасйа джагад-атманах

 

ритейух — Ритею; тасйа — его (Раудрашвы); какшейух — Какшею; стхандилейух — Стхандилею; критейуках — Критеюка; джалейух — Джалею; саннатейух — Саннатею; ча — также; дхарма — Дхармею; сатйа — Сатьею; вратейавах — Вратею; даша — десять; эте — эти; апсарасах — от апсары; путрах — сыновья; ванейух — Ванею; ча — и; авамах — младший; смритах — известен; гхритачйам — Гхритачи; индрийани ива — как десять чувств; мукхйасйа — жизненной силы; джагат-атманах — жизненной силы всей вселенной.

 

У Раудрашвы было десять сыновей: Ритею, Какшею, Стхандилею, Критеюка, Джалею, Саннатею, Дхармею, Сатьею, Вратею и, младший, Ванею. Подобно тому как десять чувств, порожденных жизненной силой вселенной, подчинены жизненной силе тела, эти сыновья Раудрашвы были послушны своему отцу. Матерью их была апсара по имени Гхритачи.

 

Стих 6

 

ритейо рантинаво 'бхут

трайас тасйатмаджа нрипа

суматир дхруво 'пратиратхах

канво 'пратиратхатмаджах

 

ритейох — от сына по имени Ритею; рантинавах — сын по имени Рантинава; абхут — появился; трайах — трое; тасйа — его (Рантинавы); атмаджах — сыновья; нрипа — о царь; суматих — Сумати; дхрувах — Дхрува; апратиратхах — Апратиратха; канвах — Канва; апратиратха-атмаджах — сын Апратиратхи.

 

Сына Ритею звали Рантинавой, а троих сыновей Рантинавы звали Сумати, Дхрува и Апратиратха. У последнего был только один сын, Канва.

 

Стих 7

 

тасйа медхатитхис тасмат

прасканнадйа двиджатайах

путро 'бхут сумате ребхир

душмантас тат-суто матах

 

тасйа — его (Канвы); медхатитхих — сын по имени Медхатитхи; тасмат — от него (от Медхатитхи); прасканна-адйах — сыновья, возглавляемые Прасканной; двиджатайах — брахманы; путрах — сын; абхут — был; суматех — от Сумати; ребхих — Ребхи; душмантах — Махараджа Душманта; тат-сутах — его сын (сын Ребхи); матах — известен.

 

Сына Канвы звали Медхатитхи. Все его сыновья во главе с Прасканной были брахманами. У Сумати, сына Рантинавы, был сын, которого звали Ребхи. Махараджа Душманта — знаменитый сын Ребхи.

 

Стихи 8 - 9

 

душманто мригайам йатах

канвашрама-падам гатах

татрасинам сва-прабхайа

мандайантим рамам ива

вилокйа садйо мумухе

дева-майам ива стрийам

бабхаше там варарохам

бхатаих катипайаир вритах

 

душмантах — Махараджа Душманта; мригайам йатах — отправившийся на охоту; канва-ашрама-падам — к жилищу Канвы; гатах — пришедший; татра — там; асинам — сидящую (девушку); сва-прабхайа — своей красотой; мандайантим — излучающую свет; рамам ива — как богиня процветания; вилокйа — увидев; садйах — сразу; мумухе — испытал влечение; дева-майам ива — как иллюзорная энергия Господа; стрийам — к прекрасной девушке; бабхаше — сказал; там — ей; вара-арохам — лучшей из красавиц; бхатаих — воинами; катипайаих — несколькими; вритах — окруженный.

 

Однажды царь Душманта, отправившийся на охоту в лес, чувствуя сильную усталость, вышел к ашраму Канвы Муни. Там он увидел прекрасную девушку, в точности похожую на богиню процветания. Она сидела в ашраме, озаряя его своим сиянием. Очарованный девушкой, царь с несколькими воинами приблизился к ней и заговорил.

 

Стих 10

 

тад-даршана-прамудитах

саннивритта-паришрамах

папраччха кама-сантаптах

прахасан шлакшнайа гира

 

тат-даршана-прамудитах — оживившийся при виде красивой девушки; саннивритта-паришрамах — почувствовавший облегчение от усталости; папраччха — стал расспрашивать ее; кама-сантаптах — возбужденный плотским влечением; прахасан — шутящий; шлакшнайа — красивой и приятной; гира — речью.

 

При виде красивой девушки царь оживился, и от усталости, вызванной охотой, не осталось и следа. Привлеченный к ней охватившим его вожделением, он, шутя, стал расспрашивать ее.

 

Стих 11

 

ка твам камала-патракши

касйаси хридайан-гаме

ким свич чикиршитам татра

бхаватйа нирджане ване

 

ка — кто; твам — ты; камала-патра-акши — о прекрасная девушка, чьи глаза напоминают лепестки лотоса; касйа аси — чьей являешься, с кем связана родственными узами; хридайам-гаме — та, чья красота радует сердце; ким свит — какое же; чикиршитам — намерение; татра — здесь; бхаватйах — госпожа; нирджане — в дремучем; ване — лесу.

 

Кто ты, о прекрасная лотосоокая девушка? чья ты дочь? Как ты оказалась в этом дремучем лесу, и что ты делаешь здесь?

 

Стих 12

 

вйактам раджанйа-танайам

ведмй ахам твам сумадхйаме

на хи четах паураванам

адхарме рамате квачит

 

вйактам — видимо; раджанйа-танайам — дочь кшатрия; ведми — понимаю; ахам — я; твам — тебя; су-мадхйаме — о несравненная красавица; на — не; хи — поистине; четах — ум; паураванам — тех, кто родился в династии Пуру; адхарме — в том, что противоречит законам религии; рамате — наслаждается; квачит — когда- либо.

 

О несравненная красавица, мне кажется, что ты дочь кшатрия. Знай же, что мне, как потомку Пуру, претят наслаждения, противоречащие законам религии.

 

КОММЕНТАРИЙ: Махараджа Душманта намеком изъявил желание жениться на Шакунтале, которая показалась ему дочерью царя- кшатрия.

 

Стих 13

 

шри-шакунталовача

вишвамитратмаджаивахам

тйакта менакайа ване

ведаитад бхагаван канво

вира ким каравама те

 

шри-шакунтала увача — Шри Шакунтала сказала; вишвамитра- атмаджа — дочь Вишвамитры; эва — поистине; ахам — я; тйакта — оставленная; менакайа — Менакой; ване — в лесу; веда — знает; этат — это (со всеми подробностями); бхагаван — великий мудрец; канвах — Канва; вира — о герой; ким — что; каравама — делаю; те — для тебя.

 

Шакунтала ответила: Я дочь Вишвамитры. Моя мать, Менака, бросила меня в лесу. О герой, все это известно великому мудрецу Канве. Теперь же скажи, чем я могу тебе служить.

 

КОММЕНТАРИЙ: Шакунтала сказала Махарадже Душманте, что, хотя она никогда не видела своих родителей, о них знал Канва Муни. Это он сказал Шакунтале, что она была дочерью Вишвамитры и что ее мать, Менака, бросила ее в лесу.

 

Стих 14

 

асйатам хй аравиндакша

грихйатам арханам ча нах

бхуджйатам санти нивара

ушйатам йади рочате

 

асйатам — сядь; хи — поистине; аравинда-акша — о великий герой, чьи глаза прекрасны, словно лепестки лотоса; грихйатам — да будет принято; арханам — скромное поклонение; ча — и; нах — наше; бхуджйатам — да будет отведано; санти — имеется в запасе; ниварах — дикий рис; ушйатам — да поселишься здесь; йади — если; рочате — желаешь.

 

О царь, чьи глаза прекрасны, словно лепестки лотоса, прошу тебя, сядь и позволь мне по мере сил оказать тебе достойный прием. У меня припасено немного дикого риса, и ты можешь отведать его. Если хочешь, оставайся здесь, сколько сочтешь нужным.

 

Стих 15

 

шри-душманта увача

упапаннам идам субхру

джатайах кушиканвайе

свайам хи вринуте раджнам

канйаках садришам варам

 

шри-душмантах увача — царь Душманта сказал; упапаннам — подобающее положению; идам — это; су-бхру — о прекраснобровая Шакунтала; джатайах — родившиеся; кушика-анвайе — в семействе Вишвамитры; свайам — лично; хи — поистине; вринуте — выбирают; раджнам — царских семей; канйаках — дочери; садришам — такого же по положению; варам — мужа.

 

Царь Душманта ответил: О прекраснобровая Шакунтала, ты родилась в семье великого мудреца Вишвамитры, и оказанный тобой прием достоин твоего происхождения. К тому же царские дочери обычно сами выбирают себе мужей.

 

КОММЕНТАРИЙ: Принимая у себя Махараджу Душманту, Шакунтала сказала: «Дорогой царь, ты можешь оставаться здесь, сколько пожелаешь, а я стану прислуживать тебе, как могу». Тем самым она дала понять, что хочет выйти за Махараджу Душманту замуж. Что касается самого Махараджи Душманты, желание взять Шакунталу в жены возникло у него сразу, как только он увидел ее, поэтому их союз был предрешен. Чтобы убедить Шакунталу выйти за него замуж, Махараджа Душманта напомнил ей, что, как дочь царя, она сама могла выбрать себе супруга. В истории арийской цивилизации есть немало примеров того, как знатные царевны избирали себе в мужья одного из царевичей, участвовавших в открытом состязании. Так Ситадеви избрала своим мужем Господа Рамачандру, а Драупади — Арджуну, и помимо этого было много других подобных случаев. Юноше и девушке позволяется жениться по обоюдному согласию, или девушка может сама выбрать себе мужа на открытом состязании. Существует восемь видов брака. Один из них — тот, что заключается по обоюдному согласию, он называется браком по обычаю гандхарвов. Как правило, родители сами подбирают своим детям подходящую пару, но брак по обычаю гандхарвов заключается на основе личного выбора. Несмотря на то что в прошлом некоторые браки заключались на основе личного выбора или обоюдного согласия, такого явления, как развод, вызванный несогласием, в те дни не существовало. Разумеется, разводы иногда происходили среди людей низкого происхождения, но браки по обоюдному согласию встречались даже среди представителей высших сословий, и особенно в царских семьях кшатриев. Поэтому союз Махараджи Душманты и Шакунталы не противоречил ведическим традициям. О том, как был заключен этот брак, рассказывается в следующем стихе.

 

Стих 16

 

ом итй укте йатха-дхармам

упайеме шакунталам

гандхарва-видхина раджа

деша-кала-видханавит

 

ом ити укте — произнеся ведическую пранаву (призвав Верховную Личность Бога в свидетели); йатха-дхармам — в соответствии с принципами религии (Нараяна становится свидетелем даже обыкновенного брака, если он заключен по правилам религии); упайеме — взял в жены; шакунталам — Шакунталу; гандхарва-видхина — по правилам гандхарвов, не нарушая религиозных принципов; раджа — Махараджа Душманта; деша-кала-видхана-вит — в совершенстве знающий, как исполнять свои обязанности в соответствии с временем, местом и обстоятельствами.

 

Ответив на предложение Махараджи Душманты молчанием, Шакунтала подтвердила этим свое согласие. Тогда царь, которому были известны правила бракосочетания, произнеся ведическую пранаву [омкару], тотчас женился на ней по обычаям гандхарвов.

 

КОММЕНТАРИЙ: Омкару, или пранаву, называют звуковым воплощением Верховной Личности Бога. В «Бхагавад-гите» сказано, что три буквы а-у-м, образующие омкару, символизируют Верховного Господа. Следование религиозным принципам необходимо для того, чтобы удостоиться благословений и милости Верховной Личности Бога, Кришны, который говорит в «Бхагавад-гите», что Он лично присутствует в сексуальном желании, если оно не противоречит принципам религии. Слово видхина означает «в соответствии с заповедями религии». В ведической культуре разрешается общение между мужчинами и женщинами, если оно не идет вразрез с принципами религии. В нашем Движении сознания Кришны мы допускаем браки, заключенные на основе религиозных принципов, однако половая близость мужчины и женщины, связанных дружескими отношениями, недопустима, поскольку она расценивается как нарушение законов религии.

 

Стих 17

 

амогха-вирйо раджаршир

махишйам вирйам ададхе

шво-бхуте сва-пурам йатах

каленасута са сутам

 

амогха-вирйах — тот, кто никогда не испускает семя напрасно, иначе говоря, тот, кто непременно должен зачать ребенка; раджа- риших — святой царь Душманта; махишйам — царице Шакунтале; вирйам — семя; ададхе — дал; швах-бхуте — утром; сва-пурам — в свой дворец; йатах — вернувшийся; калена — со временем; асута — родила; са — она (Шакунтала); сутам — сына.

 

Царь Душманта, который никогда не испускал семени напрасно, ночью оплодотворил свою жену, царицу Шакунталу, а утром вернулся к себе во дворец. В должный срок Шакунтала родила сына.

 

Стих 18

 

канвах кумарасйа ване

чакре самучитах крийах

баддхва мригендрам тараса

кридати сма са балаках

 

канвах — Канва Муни; кумарасйа — сына Шакунталы; ване — в лесу; чакре — совершил; самучитах — предписанные; крийах — обряды; баддхва — поймав; мрига-индрам — льва; тараса — силой; кридати — играет; сма — раньше; сах — он; балаках — мальчик.

 

В лесу Канва Муни провел для новорожденного все необходимые обряды. Когда мальчик подрос, он стал таким сильным, что иногда ловил львов и играл с ними.

 

Стих 19

 

там дуратйайа-викрантам

адайа прамадоттама

харер амшамша-самбхутам

бхартур антикам агамат

 

там — его; дуратйайа-викрантам — обладавшего необыкновенным могуществом; адайа — забрав; прамада-уттама — лучшая из женщин (Шакунтала); харех — Господа; амша-амша-самбхутам — часть полного воплощения; бхартух антикам — к мужу; агамат — пришла.

 

Однажды лучшая из красавиц, Шакунтала, вместе со своим сыном, который был частичным воплощением Верховного Господа и обладал необыкновенным могуществом, пришла к своему мужу, Душманте.

 

Стих 20

 

йада на джагрихе раджа

бхарйа-путрав аниндитау

шринватам сарва-бхутанам

кхе ваг ахашаририни

 

йада — когда; на — не; джагрихе — принял; раджа — царь (Душманта); бхарйа-путрау — родного сына и собственную жену; аниндитау — невинных, безупречных; шринватам — слушающих; сарва- бхутанам — всех людей; кхе — в небе; вак — голос; аха — сказал; ашаририни — бестелесный.

 

Когда царь отверг свою жену и сына, хотя их не в чем было упрекнуть, с небес раздался голос, который услышали все.

 

КОММЕНТАРИЙ: Махараджа Душманта знал, что Шакунтала была его собственной женой, а ее сын — их ребенком, но, поскольку они пришли издалека и его подданные видели их впервые, он вначале отказался от них. Однако целомудрие Шакунталы было так велико, что с небес раздался голос, который во всеуслышание провозгласил истину. Когда все узнали, что Шакунтала была женой, а ее сын ребенком царя, тот с радостью принял их.

 

Стих 21

 

мата бхастра питух путро

йена джатах са эва сах

бхарасва путрам душманта

мавамамстхах шакунталам

 

мата — мать; бхастра — кузнечные мехи, внутри которых находится воздух; питух — отца; путрах — сын; йена — которым; джатах — рожден; сах — он (отец); эва — поистине; сах — он (сын); бхарасва — прими под покровительство; путрам — сына; душманта — Махараджа Душманта; ма — не; авамамстхах — обижай; шакунталам — Шакунталу.

 

Голос произнес: О Махараджа Душманта, знай, что сын на самом деле принадлежит отцу. Мать просто носит его в своем чреве. Она подобна оболочке кузнечных мехов. Веды гласят, что отец рождается вновь в образе своего сына. Поэтому заботься о своем сыне и не обижай Шакунталу.

 

КОММЕНТАРИЙ: В Ведах сказано: атма ваи путра-намаси — сын есть продолжение отца. Мать можно сравнить с сосудом, поскольку отец помещает семя в ее чрево, однако ответственность за содержание ребенка несет отец. В «Бхагавад-гите» Господь называет Себя отцом всех живых существ (ахам биджа-прадах пита) и говорит, что на Нем лежит забота о каждом из них. Эко бахунам йо видадхати каман: хотя Бог один, Он обеспечивает каждого всем необходимым для жизни. Живые существа — это дети Господа, поэтому Верховный Господь, как и подобает отцу, обеспечивает их пищей в соответствии с размерами полученного ими тела. Муравью достаточно крупинки сахара, а слону требуются тонны пищи, но при этом никто не страдает от голода. Значит, не может быть и речи о перенаселенности планеты. Поскольку отец, Кришна, безгранично богат, в пище не может быть недостатка. Следовательно, все разговоры о перенаселенности Земли — это миф. Люди страдают от недостатка пищи, когда материальная природа по воле отца отказывается дать ее людям. Получит живое существо необходимую ему пищу или нет, зависит только от его статуса. Если больному запрещают есть, это еще не говорит о нехватке продуктов; просто больному в лечебных целях не дают пищи. В «Бхагавад-гите» (7.10) Господь утверждает: биджам мам сарва-бхутанам — «Я — изначальное семя всего живущего». Когда в землю сажают семя определенного вида, из него появляется определенное дерево или растение. Мать подобна земле: когда отец оплодотворяет ее своим семенем, из него развивается тело определенного типа.

 

Стих 22

 

рето-дхах путро найати

нарадева йама-кшайат

твам часйа дхата гарбхасйа

сатйам аха шакунтала

 

ретах-дхах — тот, кто дает семя; путрах — сын; найати — спасает; нара-дева — о царь (Махараджа Душманта); йама-кшайат — от наказания Ямараджи (или из его царства); твам — ты; ча — и; асйа — этого (ребенка); дхата — создатель; гарбхасйа — зародыша; сатйам — правду; аха — сказала; шакунтала — Шакунтала.

 

О царь Душманта, тот, кто дает семя, и есть истинный отец. Сын спасает его от суда Ямараджи. Поистине, это ты дал жизнь мальчику. Шакунтала говорит правду.

 

КОММЕНТАРИЙ: Услышав небесный голос, Махараджа Душманта принял назад свою жену и ребенка. В ведических смрити говорится:

 

пун-намно наракад йасмат

питарам трайате сутах

тасмат путра ити проктах

свайам эва свайамбхува

 

Поскольку сын способен вызволить своего отца из ада под названием пут, его именуют путрой. Из этого следует, что, когда муж и жена расстаются, сын спасает только своего отца. Но если жена верна и послушна мужу, то она может обрести освобождение вместе с ним. Вот почему в ведических писаниях нет такого понятия, как развод. Женщина должна учиться целомудрию и преданности мужу, поскольку это позволит ей избавиться от самых ужасных условий материального существования. В этом стихе ясно сказано: путро найати нарадева йама-кшайат — «Сын спасает своего отца от суда Ямараджи». Нигде не говорится: путро найати матарам — «Сын спасает свою мать». Освобождения удостаивается отец, давший семя, а не мать, выносившая ребенка. Следовательно, родители не должны разлучаться ни при каких обстоятельствах, поскольку их ребенок, став вайшнавом, может спасти от суда Ямараджи и избавить от наказания в аду и отца, и мать.

 

Стих 23

 

питарй упарате со 'пи

чакраварти маха-йашах

махима гийате тасйа

харер амша-бхуво бхуви

 

питари — когда отец; упарате — ушел; сах — он (сын царя); апи — также; чакраварти — император; маха-йашах — многославный; махима — слава; гийате — воспевается; тасйа — его; харех — Верховной Личности Бога; амша-бхувах — частичной экспансии; бхуви — на земле.

 

Шукадева Госвами сказал: Когда Махараджа Душманта оставил эту планету, императором всего мира, состоящего из семи островов, стал его сын. Его почитают как частичное проявление Верховной Личности Бога на земле.

 

КОММЕНТАРИЙ: В «Бхагавад-гите» (10.41) сказано:

йад йад вибхутимат саттвам

шримад урджитам эва ва

тат тад эвавагаччха твам

мама теджо 'мша-самбхавам

 

Любого, кто наделен необыкновенным могуществом, следует считать частичным проявлением могущества Верховного Господа. Это также относится к сыну Махараджи Душманты, который стал императором всего мира.

 

Стихи 24 - 26

 

чакрам дакшина-хасте 'сйа

падма-кошо 'сйа падайох

идже махабхишекена

со 'бхишикто 'дхирад вибхух

панча-панчашата медхйаир

гангайам ану ваджибхих

маматейам пуродхайа

йамунам ану ча прабхух

ашта-саптати-медхйашван

бабандха прададад васу

бхаратасйа хи даушмантер

агних сачи-гуне читах

сахасрам бадвашо йасмин

брахмана га вибхеджире

 

чакрам — знак диска Господа Кришны; дакшина-хасте — на ладони правой руки; асйа — его (Бхараты); падма-кошах — знак лотоса; асйа — его; падайох — на ступнях; идже — поклонялся (Верховной Личности Бога); маха-абхишекена — пышным ведическим ритуалом; сах — он (Махараджа Бхарата); абхишиктах — возведенный; адхират — достигший высокого положения царя; вибхух — правитель Земли; панча-панчашата — пятьдесят пять; медхйаих — пригодными для жертвоприношения; гангайам ану — вслед за Гангой (от ее устья до истока); ваджибхих — лошадьми; маматейам — великого мудреца Бхригу; пуродхайа — назначив главным жрецом; йамунам — Ямуне; ану — вослед (на ее берегах); ча — также; прабхух — владыка мира, Махараджа Бхарата; ашта-саптати — семьдесят восемь; медхйа-ашван — лошадей, пригодных для жертвоприношения; бабандха — связал; прададат — пожертвовал; васу — богатства; бхаратасйа — Махараджи Бхараты; хи — поистине; даушмантех — сына Махараджи Душманты; агних — жертвенный огонь; сачи-гуне — в самом лучшем месте; читах — разожженный; сахасрам — тысячу; бадвашах — число, равное одной бадве, или 13 084; йасмин — на которых (на этих жертвоприношениях); брахманах — брахманы; гах — коров; вибхеджире — получили.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: